Как понять девочку-подростка — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Как понять девочку-подростка

2017-10-11 380
Как понять девочку-подростка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для того чтобы понять, что происходит с девочкой в этот период, родителям полезно вспомнить времена, когда мама была беременна. Гормональные сдвиги, изменения форм тела, изменение внутренних систем организма, в особенности репродуктивной, перепады настроения, – и это далеко не полный список. Девочка в переходной период тоже проходит через подобные испытания. Конечно, в ее теле происходят совершенно другие процессы, не так резко, и времени это занимает в несколько раз больше. Но вы не забывайте, что в это же время организм ребенка еще успевает расти и развиваться.

Кроме того, претерпевает метаморфоз и психо-эмоциональная сторона жизни человека и, кстати, куда более разительных, чем у будущей мамы. Нужно отказаться от детства и в большей степени перенять взрослую модель поведения. Однако противоречивость слов, поступков и вообще жизни окружающих взрослых не дает возможности сделать это безболезненно. Да и общество не имеет четкого отношения к людям этого возраста – спрос уже не как с детей, но и считаться с мнением подростка не торопятся. Маленький человек оказывается в эпицентре взрыва физиологических, психологических и социальных систем.

Половое развитие мальчиков

Оно начинается с увеличения темпов прироста длины и массы тела. До 9 - 10 лет существенных различий в размерах тела мальчиков и девочек нет, а в последующем они значительны.

У мальчиков высокий темп увеличения длины тела сохраняется и после 17 лет, когда девочки перестают расти. Значительное нарастание массы тела у мальчиков происходит в период между 11 и 16 годами, составляя около 25 - 27 кг, рост за этот период увеличивается на 25 - 35 см.

До 10 лет рост мальчиков в среднем одинаков или несколько больше, чем у девочек; в возрасте от 10 до 13 лет девочки обычно обгоняют мальчиков в росте, но после 13 лет мальчики наверстывают упущенное, и к 17 годам различие в росте в среднем достигает 14 - 15 см. Однако в последние годы происходит процесс бурной акселерации как мальчиков, так и девочек, и пропорции в росте между ними нивелируются.

В массе тела мальчики начинают уступать девочкам раньше, чем в росте, - примерно на 8 - 9 кг до 14 лет; но потом мальчики имеют большую массу тела, чем девочки.

Во 2 периоде полового созревания (после 14-15 лет) мальчики особенно превосходят девочек в подвижности, они больше склонны к физической активности.

 

Первичным половым признакам относятся те признаки, которые связаны с репродуктивной системой и относятся к строению половых органов.

Вторичные половые признаки не участвуют непосредственно в процессе размножения, однако способствуют сексуальному отбору, определяя предпочтения в выборе сексуальных партнёров. Вторичные половые признаки развиваются в период полового созревания.

Вторичные половые признаки появляются у мальчиков в разные сроки. Сначала происходит увеличение яичек (в 10 - 11 лет), в последующие 3—4 года они интенсивно растут и созревают. Отчетливым признаком полового созревания является лобковое оволосение, а с 16 — 17 лет начинается рост волос на лице. Другим показателем полового созревания мальчиков является появление поллюций - извержения семени во сне. Обычно этому предшествуют сновидения эротического характера, происходят эрекция и оргазм

Это значит, что сперма уже готова и ваш малыш вполне физически способен сделать вас бабушкой или дедушкой. Самое время поговорить о «пестиках и тычинках», если вы до сих пор этого не сделали. И, естественно, об ответственности за девушку и (тьфу-тьфу) за возможного ребенка. И о средствах контрацепции.

. Частота поллюций различна, но в среднем они бывают не чаще одного раза в 15 - 20 дней.

Родителям стоит знать, что все признаки полового созревания вполне могут задержаться на год-другой, ничего страшного в этом нет. Главное – поддержать своего сына, если он переживает, что до сих пор у него не растут волосы на лице, и он ниже всех в классе.

В этот период у мальчиков происходит заметное увеличение и изменение формы гортани. Особенно значительно изменяется щитовидный хрящ, образуя гортанный выступ - кадык, адамово яблоко. В результате у мальчиков изменяется тембр голоса, он понижается примерно на одну октаву — происходит мутация голоса. Некоторые вторичные половые признаки могут развиваться раньше или позже обычного срока.

Вывод: в подростковом возрасте происходят значительные изменения в анатомо-физиологическом развитии, которые сам подросток осознает и переживает.

2. Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития.

Исследования отечественных психологов показывают, что если существенные изменения в психич. развитии младшего школь-ка связаны прежде всего с учебной деятельностью, то в психич. развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.

Своеобразие соц. ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции (подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований, порой противоречивых. Все это определят совсем иную их позицию по отношению к учителям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными.)

Важное изменение в соц. ситуации развития подростка связано с той ролью, которую выполняет в этот период коллектив учащихся. Они включаются в разные виды общественно полезной деят-ти, что существенно расширяет сферу соц. ценностей, формирования нравственных качеств личности. Стремление занять значимую позицию в обществе, в мире взрослых делает подростка особенно сензитивным к соц. ценностям, облегчает их усвоение. Участие в группах сверстников выступает как особый способ включения подростка в жизнь.

Существенное значение как соц. ситуация развития для подростка имеет место, которое он занимает в семье (Если родители уважают его мнение, помогают ему преодолевать трудности в учении, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами, то тем самым создают благоприятные условия доля развития подростка).

Сложности (трудности) подросткового возраста:

1. Различия между требованиями, предъявляемые обществом к детям и к взрослым, различия в их обязанностях и правах («взрослая» жизнь сложнее, чем жизнь подростка).

2. Исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакций на внешние воздействия.

3. Подростки и взрослые живут в разном масштабе времени, а отсюда – различия в оценке одних и тех же событий, явлений.

4. Накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы, его деят-ти и общения (дефекты воспитания: нарушения эмоц. сферы, бедность эмоц. жизни, безответственность, соц. незрелость, повышенная тревожность, неуверенность в себе и т.д.).

5. Постепенное осознание подростками отличий их положения в семье (В каждой семье свой уклад, требования к детям неодинаковы. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничения в деятельности).

6. Взрослые не понимают, что подростком быть трудно, они не помнят или не хотят вспомнить себя в подростковости. Взрослые склонны злоупотреблять своим положением в любых разногласиях с подростками.

7. Реакция эмансипации – специфически подростковая поведенческая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства родных, учителей. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.

Проблема возраста – желание утвердиться и выделиться, сочетающиеся с протестом против существующих в обществе норм и правил, против окружения (может выражаться в побегах из дома, вступление в неформальные группы или движения со своими знаками отличия и идеологией, суицидные попытки).

«Я есть!» - формула самоутверждения, утверждения самих основ существования своего Я.

 

3. В подростковом возрасте последовательно появляются 2 основные формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

Чувство взрослости.

Сравнивая себя с взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правам и. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослыми, стремиться быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущений подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков с обственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых или сверстников(неудовлетворение этих потребностей взрослыми приводит к различным формам протеста: непослушанию, грубости, упрямству, противопоставлению себя взрослым, конфликтам с ними). Во взаимоотношениях с взрослыми подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослого в отношении его личности. Виды взрослости были изучены разными авторами, среди них Т.В. Драгунова. Она выделяет следующие:

 

  Виды взрослости Проявления
  Подражание внешним признакам взрослости Курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания.
  Равнение подрост-ков-мальчиков на качества «настоя-щего мужчины» Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе, т.д. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом.
  Социальная зрелость Возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место взрослого (обычно в семьях, переживающих трудности, подросток фактически занимает положение взрослого; здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности.)
  Интеллектуальная взрослость Выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование.

 

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительно

сти.

Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще

занять не может, и он находит свое место в детском сообществе.

К концу периода (около 15 лет, у некоторых - в старшем школьн. возрасте) подросток делает еще один шаг в развитии своего смосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

В 11 –12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристально. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким бы он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые.

Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести в этот период, стихи и фантазии. Самоанализ, иногда чрезмерный, приводит к недовольству собой.

Самооценка в подростковости оказывается низкой и неустойчивой. Их самосознание, как и поведение, во многом зависит от внешних влияний (пример из Кулагиной, с.303). С развитием самосознания связаны и возникшие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски, проявляющиеся в аффективных вспышках.

Подросток – еще не цельная личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании.

Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция.

Одна из ярких особенностей подросткового возраста – личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Л.С. Выготский писал: «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Для подростка характерна нравственная неустойчивость. В младш. школьном и подростковом возрасте, по данным Л. Колберга, развивается конвенциальная мораль, при которой у ребенка еще нет истинной нравственности и нормы морали остаются для него чем-то внешним. Этим нормам, правилам поведения большинство подростков следует для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение. Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний. Автономная мораль и нравственная независимость от группы появляются к 16 годам только у 10%.

О личностной нестабильности подростка судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости его характера и устремлений. У одного итого же подростка стремление быть признанным и уважаемым другим сочетается с показной независимостью и бравированием своими недостатками, застенчивость – с развязаностью, сентиментальность – с черствостью, чувственное фантазированием – с сухим мудрствованием (о противоречивости личности в этом периоде писала и А. Фрейд, с.304 по Кулагиной).

4. При организации учебно-воспитательной работы с подростками, необходимо учитывать особенности их эмоциональной сферы.

Подростки отличаются вспыльчивость, неумением сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Им свойственно бурное проявление своих чувств (они способны взорваться, если чувствуют к себе малейшую несправедливость, хотя потом могут сожалеть об этом). Большая эмоциональность подростка объясняется повышенной возбудимостью н.с. и недостаточным опытом волевого поведения.

Эмоц.переживания приобретают большую устойчивость (подросток, как правило не забывает обид учителю). Иной характер приобретает дружба (по сравнению с мл. школ. возрастом), которая носит более длительный характер. К дружбе подростки предъявляют довольно высокие требования. (Иногда дружба может принимать нежелательные формы, взрослые должны знать, с кем дружит их подросток, какова основа дружбы, кто из ребят на кого и как влияет).

Дру́жба — бескорыстные[1] личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Для развития дружбы могут быть необходимы:[2]

взаимная симпатия (приятность взаимного общения)

· взаимопонимание

· открытость

· откровенность, искренность и бескорыстие

· доверительность

· общность интересов и увлечений

· ценностное ориентационное единство

Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Подростковая любовь – это чувство, которое нельзя сравнить ни с чем. Если с возрастом люди обрастают предрассудками, принципами, обязательствами, то в юные годы ничего этого ещё нет, подросток просто теряет голову от одолевающих его гормонов.

В подростковом или, как его называют биологи, пубертатном периоде тело мальчика или девочки начинает претерпевать значительные изменения. Моментально обнаруживаются первые комплексы, желание быть красивее, чем являешься на самом деле. Главное, что стоит принять для себя – это факт, что тело ещё не закончило видоизменяться и трансформация из «гадкого утёнка» не завершена.

 

То же можно сказать и про первые отношения с противоположным полом. В раннем возрасте молодые влюблённые ещё не готовы создать семью, сами ещё являются, по сути, детьми. Но даже в таком случае первая любовь – это серьёзная ответственность для юноши или девушки. Именно в этот период у человека складывается понимание того, что такое любовь, как следует проявлять свои чувства по отношению к другому человеку. Помните, что можно очень легко обидеть другого человека, причинить ему непоправимый моральный вред.

Подростковая любовь не обязательно связана с проявлениями физической близости, однако наше современное общество само подталкивает школьников к повышенной заинтересованности сексом. Что уж тут говорить, когда ещё и гормоны начинают давать о себе знать. Если вы молоды и влюблены – помните, что влюблённость в раннем возрасте может уйти так же незаметно, как и пришла. И если для мальчика первый сексуальный опыт – это своего рода достижение, то для будущей женщины и матери раннее начало половой жизни ничего хорошего не сулит. Лишний раз подумайте, прежде чем выпускать на волю физическую страсть. Даже обычный поцелуй на Вас будет очень влиять.

Подростковая любовь может иссякнуть стремительно, но может и перерасти во взрослое, серьёзное чувство, поэтому к молодым побегам этого замечательного светлого чувства следует относиться очень бережно.

Чувства (высшие: интеллектуальные, нравственные, эстетические) подростка приобретают длительный и устойчивый характер.

Воля. Существенного развития приобретают волевые качества – настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности и препятствия. Подростки, в отличие от мл. школьников, способны не только на отдельные волевые действия, но и на волев. деят-ть. Они уже способны сами поставить перед собой цель и спланировать ее достижение. Недостатки воли состоят в том, что, проявляя большую настойчивость в одном виде деят-ти, подростки могут не проявлять ее в др. видах. Л.С. Выготский отмечал, что у подростков чаще наблюдается не слабость воли, а слабость целей, когда подростку нет ради чего преодолевать препятствия и собственную лень. Проявление важной цели решает и проблемы воли. В целом для данного возраста характерно произвольность и поведения, и психических процессов.

 

5. Общение является ведущим видом деятель-ти подростка. Оно пронизывает

всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и

на отношения с родителями. Для подростка важно не просто быть вместе со

сверстниками, но и главное занимать среди них удовлетворяющее его положение:

для некоторых это стремление занять место лидера, для других – быть признанным,

любимым товарищем, для третьих – быть авторитетом в каком-то деле. Неумение,

невозможность добиться такого положения, чаще всего является причиной

недисциплинированности и даже правонарушений подростков. Это сопровождается

и повышенной конформностью по отношению к подростковым компаниям. Каковы

мотивы общения? На 1 место выходит мотив занять определенное место в

коллективе сверстников – в 5-6 классах (пример с Машей, с.153 “Рабочая книга шк.

психолога”). В 7-9 классах центральным становится стремление к автономии в

коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников.

У многих подростков оказывается фрустрированной потребность потребность «быть»

значимым в глазах сверстников, что приводит к тяжелым переживаниям.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.