Глава 6. Профилактика суицидального поведения — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 6. Профилактика суицидального поведения

2017-10-11 760
Глава 6. Профилактика суицидального поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принято различать первичную и вторичную профилактику суицидального поведения. Первичная профилактика включает мероприятия (социально-экономические, медицинские, психологические, педагогические и проч.), направленные на предотвращение возникновения самоубийств. Вторичная профилактика включает мероприятия, направленные на снижение суицидальных тенденций и предупреждение повторного суицидального поведения у лиц, совершивших попытку самоубийства (Зотов М.В., 2006).

Важными направлениями профилактики самоубийств в России и в других странах являются (Вассерман Д., Нарбони В., 2005; Старшенбаум Г.В., 2005):

1) организация специализированных суицидологических служб;

2) проведение образовательных программ для несовершеннолетних по формированию жизненных навыков, включающих стратегии преодоления стресса и раз­решения конфликтов;

3) обучение работающих с населением специалистов различного профиля распознаванию депрессивных расстройств и суицидальных тенденций;

4) информирование населения о существующей системе медико-психологической помощи.

 

Суицидологические службы

Большинство суицидентов остаются вне поля зрения психиатров, что требует организации специальной суицидологической службы, соответствующей принципам кризисной терапии. Низкий уровень самоубийств за рубежом во многом является заслугой кризисных служб — во Франции они действуют в 150 городах, в Великобритании — в 300, в США — в 600, а после теракта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне эта служба была значительно расширена. Для сравнения, в России в настоящее время работает не более 20 психотерапевтических центров, в которых в том числе осуществляется прием и кризисных пациентов (Старшенбаум Г. В., 2005).

Для преодоления проблем суицидального поведения Европейская сеть исследо­вания и превенции самоубийств ВОЗ внедрила в большинстве стран-членов региона:

— постоянную оценку суицидальной ситуации в Европе;

— создание и ускорение планирования национальных программ превенции самоубийств с интеграцией их в национальные пла­ны развития психического здоровья;

— развитие специфических стратегий превенции самоубийств;

— мониторинг и постоянную оценку их реализации.

Большинство зарубежных телефонных служб работает с кризисными клиентами, обеспечивая раннюю профилактику суицидального поведения. В то же время имеются службы, созданные специально для работы с суицидентами. Некоторые службы видят свою задачу в недопущении самоубийства, выявляют местонахождение абонента и передают сведения в медицинские или полицейские структуры или посыла­ют своего сотрудника к потенциальному самоубийце. Другие, напротив, при­знают право клиента избрать смерть.

Одной из целей кризисной терапии является стремление избежать госпитализации, которая усложняет задачу адаптации пациента к его жизнен­ному окружению. Компромиссным вариантом является лечение в условиях дневного или ночного (для работа­ющих пациентов) стационара.

Высокий суицидальный риск в сочетании с конфликтной ситуацией многими авторами расценивается как показание для кратковременного стационарного лечения. Однако проведение кризисного вмешательства в психиатрической больнице затруд­нено и малоэффективно. Более оптимальный вариант - создание специализированных кри­зисных стационаров. Располагаются подобные стационары обычно в многопрофильной больнице. Ежедневно проводится интенсивная индивидуальная, семейная и групповая кризисная терапия. Характерен свободный режим передвижения, акцент на социальной помощи, полустационарный режим, клуб­ные формы работы. Важное значение для эффективности кризисного стационара имеет благотворное воздействие терапевтической среды.

Суицидологические центры за рубежом, как правило, работают с привлечением обученных непрофессионалов.

 

В нашей стране служба предупреждения самоубийств была создана в конце 70-х годов вначале в Москве, а затем и в некоторых других городах. Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением оказывается согласно приказу МЗ РФ от 6.05.1998 г. № 148. В приказе содержатся методические рекомендации по организации региональной кризисной службы. Одним из главных принципов деятельности службы является анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает пациента более раскованным, облегчает установление с ним контакта.

По мнению Г.В. Старшенбаума (2005), современная суицидологическая служба должна состоять из четырех подразделений:

1. Расположенный отдельно от психиатрической службы Телефон Доверия.

2. Ка­бинет социально-психологической помощи в поликлинике (КСПП). Является структурным подразделением психоневрологического диспансера и предназначен для выявления и амбулаторного об­служивания лиц с кризисными и суицидоопасными состояниями среди контингентов населения, не нуждающихся в диспансерном наблюдении. КСПП должны располагаться в территориальных поликлиниках, медсан­частях крупных промышленных предприятий и вузов. В КСПП может анонимно обратиться любое лицо.

3. Кабинет суицидолога психоневрологического диспансера (ПНД). Предназначен для обслуживания суицидентов и больных с суицидоопасными состояниями, находящимися под наблюдением диспансер­ного отделения. Контингент больных, подлежащих наблюдению в суицидологическом кабинете, представлен двумя группами: 1) больные, совершившие попытку самоубийства и 2) больные с суицидальными тенденциями.

4. Кризисный стационар в больнице общего профиля. Кризисный стационар является структурным подразделением больницы Скорой помощи либо выделенной для стационарной суицидологической помощи иной соматической больницы и предназначен для изоляции от психотравмирующей ситуации, краткосрочной (2-4 недели) интенсивной терапии и реабилитации лиц, находящихся в состоянии суицидоопасного психо­логического кризиса. Необходимость организации Кризисного стационара вне структуры психиатрического учреждения обусловлена тем, что среди суицидоопасных контингентов населения значительный удельный вес составляют лица практически здоровые или с пограничными нервно-психическими рас­стройствами, оказание помощи которым в психиатрических больницах пред­ставляется неадекватным и имеет известные отрицательные последствия.

 

Экстренная психологическая помощь по Телефону доверия. Многие лица с кризисными состояниями и высоким риском самоубийства активно ищут помощи и добровольно обращаются за нею. Важным, и зачастую первым звеном кризисной поддержки является Телефон доверия (ТД). К преимуществам телефонной помощи относят (Карвасарский Б.Д., 2000):

- доступность в любое время суток;

- неявность психотерапевтического характера помощи, что повышает чувство безопасности и самооценку обратившегося;

- максимальная анонимность и защищенность клиента;

- эффект ограниченной (акустической) коммуникации, что ведет к вербализации переживании, идеализации психотерапевта, эффекту доверительности.

К неудобства помощи по ТД можно отнести:

- возможные помехи и шум;

- отсутствие невербальной информации о пациенте;

- многие люди просто не пользуются этой службой. Например, молодые женщины звонят гораздо чаще, чем мужчины, а ведь именно последние имеют больший риск суицида.

Обычно на ТД работают специалисты-психиатры, психотерапевты, психологи. В некоторых центрах к такой работе привлекаются добровольцы-непрофессионалы (волонтеры). Хотя целесообразность использования непрофессионалов первоначально вызывала сомнения, опыт показал, что существенная забота и отношения на равных, обеспеченные волонтёрами, могут быть высоко эффективными и помогают пережить кризис.

Кризисные звонки с суицидальными мыслями наиболее часто встречаются в возрастном промежутке от 25 до 34 лет и составляют 8,5% от общего числа телефонных коммуникаций.

Эмоциональное напряжение у консультанта Телефона доверия увеличивается за счет:

- необходимости быть в состоянии постоянной готовности – позвонить могут в любой момент с любой проблемой (нет возможности выбора клиента как в очном консультировании);

- незащищенности консультанта Телефона доверия от оскорблений, розыгрышей, сексуальных манипуляций, угроз.

Однако есть в этой работе и преимущества, вознаграждения – это возможность прийти на помощь к другому человеку, работа подталкивает к философским рассуждениям о жизни и смерти, способствует личностному росту.

За рубежом Телефоны доверия являются в основном волонтерскими организациями. Консультанты не имеют профессионального образования, не выполняют профессиональных задач, и гордятся этим. Потому что звонящие имеют возможность получить платную квалифицированную психологическую помощь, но выбирают дружескую помощь по телефону.

Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи РАТЭПП является ассоциированным членом Международной федерации служб неотложной телефонной помощи IFOTES.

В Италии был получен очень обнадеживающий результат интервенции с помощью специальной телефонной службы для пожилых людей. Систематические звонки от персонала, который дважды в неделю проверяет физическое и психическое состояние человека и оказывает ему эмоциональную поддержку. Результаты, относящиеся к более чем 20 000 человек в возрасте от 65 и старше, обладавших доступом к этой службе в течение 24 часов в сутки, показали, что эта система действий обеспечивает хорошую социальную, медицинскую и психологическую поддержку. У пожилых заметно упала смертность, повысилось психическое здоровье и значительно снизилось число госпитализаций и медицинских консультаций. Хорошие результаты были получены в США после создания круг­лосуточных линий помощи пожилым людям. В дополнение к обеспечению ослабленных, одиноких и не покидающих дома стариков психологической поддерж­кой телефонных служб, они могут рассчитывать и на очные визиты для ослабления их изоляции и своевременного распознавания сигналов о помощи. Вероятно, для пожилых, особенно одиноких и страдающих инвалидизирующей патологией, наиболее полезными являются очные встречи на дому или в учреждениях (Вассерман Д., 2005).

 

Образовательные программы для работающих с населением специалистов

К эффективным мерам профилактики суицидов относится специальная подготовка медицинских работников, представителей духовенства, педагогов и других профессионалов, которые контактируют со многими людьми. Важным аспектом такой подготовки является повышение у них внимания и сензитивности в отношении суицидальных угроз. Часто поведение людей, окружающих суицидента, является решающим фактором, определяющим будет ли он жить.

Известно, что до 50% людей с суицидальными тенденция­ми консультировались у одного или нескольких врачей за 1-2 месяца до суицидальной попытки или самоубийства (Субрийе Ж.П., 2005). В качестве пациентов они обычно обращаются к врачам общей практики или специалистам в различных областях ме­дицины. Основные специальности врачей, как правило, представлены терапевтами и более узкими специалистами - кардиологами, гастро­энтерологами, эндокринологами, ортопедами, неврологами, гинекологами, оториноларингологами и урологами. В суицидальной превенции предсуицидальная фаза считается очень важной, поэтому медицинский персонал, сталкивающийся с этими пациентами, несет немалое бремя ответственности.

Часто суицидальные пациенты обращаются с различными соматическими жалобами к врачам, не связанным с психиатрией, и ссы­лаются на различные симптомы, причем отчетливых суицидальных высказываний во время визитов не наблюдается. Пациенты не связыва­ют свои суицидальные наклонности с соматическими симптомами или считают суицидальные мысли признаком слабости и стыдятся этих мыслей или планов покончить с собой. Очень смутно и неопределенно они сообщают о чувствах беспомощности и никчемности или о своих страхах. Симптомы депрессии могут маскироваться соматическими жалобами и болевыми проявлениями в сочетании с нарушениями сна, утомляемостью, раздражительностью и тревогой.

В силу приведенных причин неудивительно, что первичный и пос­ледующие контакты врачей общей практики и суицидальных пациентов часто не предотвращают самоубийства. Врачей общей практики и других специалистов следует учить тщательной оценке всех пациентов, имеющих психосоматические симптомы. Следует также обучать их приемам общения с суицидальными пациен­тами. Его эффективность и результативность зависит от отношения вра­ча к самоубийству, его коммуникативных навыков и психологической готовности к встрече с аутодеструктивным поведением. Для улучшения помощи суици­дальным пациентам врачам общей практики необходимо регулярно по­вышать свой уровень знаний и навыков в области суицидальной пре­венции (участием в тренинговых программах).

Проблемы оценки суицидаль­ного риска у лиц в психотическом состоянии и злоупотребляющих ал­коголем и другими психоактивными веществами решаются проще. Если врачи сразу направляют их к специалистам, которые лучше разби­раются в методах их лечения, то самоубийство можно предотвратить.

Направление к психиатру/психотерапевту. Если существует малейшее подозрение на наличие суицидального риска, пациента следует направить к психиатру/психотерапевту или медицинскому психологу. Кроме того, направление к психиатру или психологу необходимо при выявле­нии психических расстройств, если предшествующее лечение (анти­депрессантами или иными препаратами) оказалось неэффективным, и если пациент изъявляет желание получить психологическую помощь. Профессионалов следует привлекать к лечению и в случае наличия у пациента личной или семейной истории суицидальных попыток или отсутствия у него социальной поддержки.

Однако многие суицидальные пациенты боятся обращения к психи­атру. В связи с этим обязательным является письменное направление и активное нео­тложное наблюдение. Простое предложение о встрече с психиатром может оказать на человека прямо противоположный эффект. Перед на­правлением к психиатру пациенту (и по возможности его родственни­кам) следует ясно сообщить причины необходимости помощи специа­листа. Это направление не должно восприниматься пациентом как от­каз врача общей практики заниматься его проблемами. Помогает разъяснение полезных эффектов различных форм психотерапии и лекарственных препаратов.

Врач, оказывающий первую помощь, или врач общей практики должен убедиться, что встреча пациента с психиатром состоялась. Условием эффективности психиатрической помощи является наличие у лечащего врача налаженных связей с психиатром. Это обстоятельство особенно важно, если пациент находится в изоляции и испытывает не­достаток социальной поддержки.

В некоторых случаях возникает необходимость неотложной госпитали­зации. Они касаются пациентов со стойкими суицидальными мыслями, серьезным намерением покончить с собой, глубокой депрессией, сопро­вождающейся тревогой, беспокойством, а также лиц в состоянии психоза. Госпи­тализация также применима к пациентам с пограничным расстройством личности при травматических жизненных ситуациях. Она является жела­тельной и в случаях плохой материальной обеспеченности суицидального пациента и отсутствии у него социальной поддержки. Однако оценка необ­ходимости госпитализации при отсутствии очевидных признаков серьез­ного психического расстройства остается непростой задачей.

Примером эффективности суицидальной превенции с помощью обучения специалистов является Готландское исследование, которое проводилось с начала 1980-х годов до 1998 года (Рутц В., 2005). Его целью являлось улучшение диагности­ки и лечения депрессии как основного фактора риска суицидов.

Несмотря на высокий уровень жизни и прекрасную природу, уровень самоубийств на шведском острове Готланд (население - 60 тысяч человек) был одним из самых высо­ких в Швеции. Одна из особенностей состояла в большом числе суицидов с применением жес­токих и агрессивных методов. Назначение анти­депрессантов на острове Готланд было самым низким в Швеции, что компенсировалось чрезмерным прописыванием седативных, анксиолитических и снотворных препаратов.

В этой тревожной ситуации стала осуществляться инициатива по внедрению образовательной программы (тренингов) для врачей общей практики. Для помощи им в решении проблемы депрессии и самоубийства среди населения острова местный психиатрический департамент и Шведский комитет по профилактике и лечению депрессий совместно организовали образовательную програм­му борьбы с депрессией на уровне первичной медицинской помощи. Эта программа, включавшая два учебных курса по два дня каждый, осуществлялась в течение двух лет для всех врачей общего профиля на острове. Она охватывала большин­ство аспектов диагностики и лечения депрессивных расстройств, в ней приняли участие все врачи. Тренинги проводились в комфортабельной гостинице, что должно было способствовать обучению. В течение двух дней выделялось время для общения, дискуссий и обмена клиническим опытом, а также лекций, видеопрезентации и обсуждения конкретных медицинских случаев. По истечении первого года участники могли по­влиять на содержание тренингов, указывая, чего им не хватало, кроме того, все обеспечивались письменными учебными материалами для ис­пользования при обучении коллективов их медицинских учреждений.

Проблема депрессии, ее выявления и лечения представлялась в интегрированном и конспективном виде. Процесс развития депрессии и суицидальности описывался как многофакторное явление. Отмечалась необходимость междисциплинарного подхода, разносторонних вмешательств и помо­щи. В ходе тренингов разъяснялась важность психотерапевтической поддержки, а также, особенно в тяжелых случаях, необ­ходимость фармакологического лечения. Психотерапия и фармакотера­пия представлялись в качестве взаимодополняющих подходов, а не аль­тернативных стратегий.

Тренинги, проходившие в форме структурированных презентаций, были высоко оценены участниками и привели к суще­ственному улучшению навыков диагностики и лечения депрессии у врачей общей практики. В течение трех лет после реализации программы на острове Готланд наблюдался ряд позитивных результатов. Обращения по поводу депрессии в местные психиатри­ческие учреждения, а также длительность пребывания на больничном в связи с депрессией, снизились более чем на 50%. Количество койко-дней по поводу депрессии в местных психиатрических клиниках уменьшилось на 70%, а число самоубийств снизилось приблизительно на две трети. Назначение антидепрессантов возросло - если ранее оно составляло менее чем 50% от среднего уровня по стране, то после прове­дения учебной программы оно возросло до 80%. Напротив, на 30% сни­зилось назначение седативных, анксиолитических и снотворных препа­ратов. В течение трех лет после обучения благодаря улучшению диагнос­тики рецидивов депрессии назначение лития возросло на 30%.

Сезонность самоубийств, особенно отчет­ливо проявлявшаяся в Готланде в 1980-х годах, существенно ослабла в течение 1990-х годов. Этот факт подтверждает, что основными проблема­ми на острове до начала обучения были недостаточная диагностика и ле­чение сезонной депрессии и как следствие высокое число связанных с ней самоубийств. Эта ситуация была улучшена с помощью обучения.

Однако наблюдавшиеся позитивные перемены оказались времен­ными. К концу 80-х годов число самоубийств вернулось к исходному уровню и даже слегка превысило его, поэтому стала очевидной необхо­димость систематического образования. В начале 1990-х годов начались новые учебные занятия; повторные курсы проводились с интервалом около двух лет до 1998 года.

Оценка соотношения затрат и социально-экономических последствий показала, что программа тренингов, кото­рая стоила порядка 400 000 шведских крон, в течение трех лет привела к значительной экономии благодаря снижению заболеваемости, суицидальной смертности, длительности стационарного лечения и расходов на лекарственные пре­параты.

Изучение эффекта этой программы в отношении суици­дальной превенции показало, что снижение суицидальности касалось, в основном, женщин, без существенного влияния на самоубийства у муж­чин. В отличие от относительно небольшого числа жен­щин, покончивших с собой на Готланде в 1990-х годах и, в основном, из­вестных медицинским службам, преобладающее большинство мужчин, совершивших суицид, были известны только полиции, налоговым влас­тям или социальным службам, занимавшихся больными алкоголизмом.

Тренинги, направленные на повышение качества диагностики и ле­чения депрессии врачами общей практики, не оказали пози­тивного влияния на самоубийства мужчин на острове, поскольку последние редко обращались в медицинские службы. В случаях обращения у них диагностировали расстройства личности, отмеча­ли антисоциальное поведение или наркоманию, вследствие чего часто считали их неизлечимыми из-за нежелания сотрудничать с медицински­ми службами. У депрессивных и суицидальных мужчин обычно отмечались атипичные симптомы деп­рессии. И даже если они обращались за помощью, депрессия часто ос­тавалась нераспознанной, в связи с чем они не получали адекватного лечения

Из-за стойкого повышения уровня мужских самоубийств в последу­ющих программах тренингов сделали акцент на симптомах депрессии и суицидальном поведении у мужчин. Была разработана шкала основ­ных «атипичных» симптомов депрессии у мужчин, отражавшая ее спе­цифические проявления: сниженную толерантность к стрессу, внешнее выражение подсознательных психических процессов, агрессивность, сниженный контроль над импульсами, раздражительность, склонность к злоупотреблению алкоголем и другими психо­активными веществами, периодическое «антисоциальное» поведение, наследование склонности к самоубийству и агрессии. С тех пор, как «Готландскую шкалу депрессии у мужчин» рекомендовали местному персоналу первичного звена системы здраво­охранения как инструмент скрининга и обнародовали в средствах мас­совой информации, на Готланде наблюдается снижение и мужских са­моубийств.

Поскольку большинство мужчин с депрессией, совершающие самоубийство, не обращаются за медицинской помощью, необходимо разработать подходы для их вовлечения в лечебный процесс с участием других членов общества - по месту работы, через систе­му социального обеспечения, семью и друзей, а также через средства массовой информации.

В Германии также была осуществлена программа, направленная на предупреждение возникновения депрессии. Была поставлена задача улучшения медицинского обслуживания людей, страдающих депрессией. «Нюрнбергский союз против депрессий» начал действовать в 2001 году. Была поставлена цель лучше реализовать возможности лечения благодаря интенсивному привлечению внимания общественности к теме депрессии, а также путем сотрудничества с домашними врачами и другими профессиональными группами – такими, как, например, священники и учителя. В результате проекта через 2 года в Нюрнберге число самоубийств и попыток самоубийств снизилось на 25%. Этот успех позволил расширить проект, возникло более 35 местных центров борьбы против депрессии (Хэнел Т., 2009).

Выяснилось, что тренинги с целью улучшения диагностики и лече­ния депрессии и связанных с ней состояний в системе первичной меди­цинской помощи являются эффективным средством суицидальной пре­венции. Полученные данные показали роль врачей общей практики как первого звена в диагностике и лечении депрессии. Опыт образовательных программ в Швейцарии, Великобри­тании, Ирландии, Венгрии, странах Балтии, США, Канаде и других государствах подтвердил, что в результате обучения врачей повышается ка­чество лечения депрессии с помощью антидепрессантов, чаще назнача­ется литий, и реже - неспецифические седативные, снотворные и анксиолитические препараты.

 

Образовательные программы для несовершеннолетних

Система образования является подходящей средой для внедрения программ, на­целенных на сохранение психического здоровья и предотвращение суи­цидов. Участие в подоб­ных программах было бы полезно не только учащим­ся, но и персоналу школ и родителям. Необходимы целенаправленные уси­лия для освоения детьми и подростками на­выков успешного преодоления жизненных трудностей. Эти навыки являются особенно важными для детей из неблагополучных семей.

Неадекватная попытка осуществления программы суицидальной превенции в среде молодых людей, большей частью здоровых и счастливых, может привести к безразличию и сопротивлению с их стороны. В некоторых случаях она в состоянии даже провоцировать эксперименты с наркотиками, алкоголем и саморазрушением. Обратные эффекты различных сиюминутных информационных и образовательных компаний показали, что мероприятия по превенции суицидов следует проводить в течение длительного времени и с особым вниманием в сочетании с мерами охраны здоровья и предотвращения психических заболеваний.

Одним из наиболее известных исследований стало проведение в США в Майами (Флорида) в течение 5 лет в сети школ изучения суицидального поведения среди школьников, участвовавших в программе превенции и интервенции. В рамках этой прекрасно организованной программы было отмечено снижение числа суицидальных попыток на 62% и уровня самоубийств с 87 до 31 на 100 000. Программа была применена в отношении 330 000 учащихся государственных начальных и средних школ. Преподавание организовали таким образом, чтобы развивались самоосознание и навыки общения, умения принимать решения и разрешать конфликты. Кроме того, их обучали нахождению альтернатив алкоголю и наркотикам, способам преодоления стресса и противостоянию групповому давлению.

Программа для учащихся старших классов была более углубленной. Им предоставили возможность изучения механизмов психологической защиты, осуществления собственного активного выбора и осознания факторов, влияющих на здоровье и благополучие. Кроме того, их обучали, где и как можно получить помощь.

Проведение образовательных программ обеспечивалось участием обученных и специально отобранных учителей и профессионалов — психологов и психиатров. В каждой школе были созданы кризисные команды из 8–10 профессионалов: социальных работников, психологов, школьных социальных педагогов, учителей и иного персонала. Членов команд подбирали в соответствии с родом деятельности, навыками и интересом к проблеме.

Меры по предотвращению самоубийств в школах очень важно осу­ществлять аккуратно, осознанно и целенаправленно. Подобная тактика связана с большой опасностью - вместо превенции можно ускорить суицидальное действие, если эти программы будут осуществлять недо­статочно подготовленные людьми, обращающие внимание на драмати­ческую сторону и сенсационность проблемы.

 

Важнейшим фактором, препятствующим эффективной профилактике детского и подросткового суицида, является то, что существующие методы оказания суицидологической помощи в России уже не отвечают требованиям времени и не соответствуют последним достижениям суицидологической науки: не хватает квалифицированных специалистов; отсутствуют единые федеральные стандарты оказания медицинской и психологической помощи детям и подросткам, пережившим попытку суицида; отсутствуют достаточное количество ресурсов для оказания психологической поддержки родителей и детей; сокращаются ставки школьных психологов и педагогов (65% школ не имеют в своем штате психологов, а на одного психолога приходится примерно 780 обучающихся).

Изложенное выше, а также отсутствие в 37% школ медицинских кабинетов, свидетельствует о том, что детям и подросткам, пережившим попытку суицида, современная и качественная медико-психологическая помощь оказывается далеко не всегда. Многие психологические службы применяют сомнительные и научно не обоснованные методики, недостаточно занимаются профилактической работой. Большинство существующих на сегодняшний день суицидологических служб вообще не имеют детско-подросткового звена.

Количество телефонов доверия в России в 2009 году составляло 60, в 2010 году оно возросло до 81, однако, судя по численности нуждающихся в психологической помощи несовершеннолетних, этого в масштабах страны явно недостаточно. Число детей и подростков, обратившихся на телефон доверия, в 2009году составляло 116 256 человек, в 2010 году (176 635 человек) этот показатель увеличился на 51,9%, из них: с выраженными мыслями о суициде в 2009 году – 1 518, в 2010 году – 2 702 (рост на 78%); в состоянии депрессии в 2009 году – 3 219, в 2010 году – 4 224 (рост на 31,2%); с повышенным уровнем тревожности, агрессии в 2009 году – 2 871, в 2010 году – 5 012 (рост на 74,6%).

Несмотря на значительное увеличение поступающих на телефоны доверия обращений несовершеннолетних с признаками суицидального поведения (в среднем на 74,7%) отмечается явная нехватка существующих в стране суицидологических центров, и расположены они, как правило, только в крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске). Количество детско-подростковых суицидологических кабинетов за последние годы практически не изменилось. В 2009-2010 гг. в Российской Федерации количество детско-подростковых суицидологических кабинетов составляло 33 и 34 соответственно.

По итогам рассмотрения доклада Российской Федерации в 2005 году Комитет по правам ребенка ООН отметил, что он обеспокоен той угрозой, которая возникает в России для соблюдения права детей на жизнь в результате быстрорастущих показателей самоубийств и убийств детей, особенно мальчиков. Комитет рекомендовал России принять все необходимые меры, для того, чтобы обратить вспять наметившуюся в последнее время тенденцию к увеличению числа самоубийств и убийств детей, содействовать осуществлению профилактической деятельности, включая предоставление превентивных консультативных услуг в целях оказания помощи детям, особенно из неблагополучных семей.

В письме к Президенту России Д. Медведеву Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.Астахов предлагает разработать и реализовать комплекс следующих мер:

1.1. разработать и принять федеральную целевую программу «Охрана психического здоровья детского населения страны на 2012-2016 гг.», включающую меры по модернизации службы оказания психологической и психиатрической помощи детям и подросткам, в том числе пережившим попытку суицида, подготовке кадров по детской психиатрии, подростковой психиатрии, детской суицидологии, детской и судебной сексологии, меры финансовой и социальной поддержки молодых кадров;

1.2. создать отвечающую современным научным требованиям систему суицидологической помощи детям и подросткам, включая разработку и внедрение: 1) организационно-методических принципов работы детско-подростковой суицидологической службы (детско-подросткового звена суицидологической службы); 2) структуры, штатных нормативов и видов деятельности детско-подростковых суицидологических служб с учетом суицидальной и социально-экономической ситуации в регионе, уровня жизни населения и его этнического состава; 3) экспедиционного метода в работу суицидологических служб по профилактике самоубийств среди детей и подростков, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах страны; 4) программ обучения врачей-педиатров, педагогов, воспитателей дошкольных учреждений, других специалистов, профессионально работающих с детьми и подростками, навыкам раннего распознавания у них признаков суицидального поведения;

1.3. при осуществлении модернизации системы здравоохранения провести мониторинг организации оказания на федеральном и региональном уровнях психиатрической помощи детям и подросткам, пережившим попытку суицида, и на его основе разработать и реализовать комплекс мер по повышению доступности и качества специализированных услуг несовершеннолетним;

1.4. обеспечить в психиатрической службе установку телефонов доверия и организацию выезда бригад психиатров и психологов для оказания экстренной специализированной помощи несовершеннолетним, имеющим склонность к суицидальным актам;

1.5. обеспечить отражение в официальных формах статистической отчетности сведений о попытках самоубийств (незавершенных суицидах) детей и подростков и их мотивах, создать единую федеральную систему учета завершенных случаев и попыток суицида детей и подростков с разбивкой по возрастным группам;

1.6. разработать и внедрить в учреждениях общего образования учебную программу «Медиабезопасность детей и подростков» в целях формирования у детей навыков безопасного пользования Интернетом и иными информационно-телекоммуникационными сетями, профилактики негативного влияния современных информационных технологий на психику детей и подростков;

1.7. обеспечить разработку действенных организационно-правовых механизмов ограничения и контроля распространения через СМИ, Интернет и иные информационно-телекоммуникационные сети общего пользования материалов, пропагандирующих суицидальные формы поведения, содержащих рекомендации по подготовке и осуществлению самоубийств;

1.8. обеспечить достаточное число ставок психологов в образовательных учреждениях, имеющих специальную подготовку для профилактики суицидального поведения детей и подростков;

1.9. разработать и внедрить критерии оценки эффективности профилактики суицидов среди обучающихся в качестве показателей результативности деятельности психологических служб в образовательных учреждениях и по месту жительства несовершеннолетних;

1.10. обеспечить организацию системной социально-психологической работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном состоянии, направленной на устранение отрицательных последствий внутрисемейных конфликтов;

1.11. в субъектах Российской Федерации с участием руководителей органов управления образования и образовательных учреждений, руководителей других заинтересованных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, уполномоченных по правам ребенка организовать проведение межведомственных совещаний по проблемам профилактике суицидов среди детей и подростков;

1.12. разработать комплекс профилактических мер, направленных на предотвращение суицидов, в том числе на повышение эффективности в общеобразовательных учреждениях индивидуальной работы с несовершеннолетними и их родителями, совершенствование форм просветительской работы среди несовершеннолетних и их родителей;

Реализация перечисленных выше предложений, как показывает опыт профилактической и реабилитационной работы в области предупреждения распространения суицидального поведения в детской и подростковой среде, позволит повысить эффективность указанной работы, переломить неблагополучную ситуацию в указанной сфере, выполнить международные обязательства России.

 

Социальные меры

Суицидогенные факторы современного социума столь многочисленны и разнообразны, что их невозможно преодолеть лишь усилиями кризисных и превентивных служб, деятельностью только специалистов по психологии и социальной работе. Требуется разработка масштабных социальных программ, чтобы добиться позитивных сдвигов в общественных отношениях на микро, и макросоциальных уровнях.

Роль СМИ. Неграмотно преподнесенный в средствах массовой информации материал о случае самоубийства может спровоцировать суицидальные действия, особенно среди подростков.

Это обстоятельство не означает, что говорить и писать о самоубийстве нельзя, однако подобная задача требует корректности. Очень важно избегать в изложении материала сенсационности, которая преподносит позицию жертвы как мужественную и желательную. Не должно быть фотографи<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.