Глава 5. Особенности суицидального поведения в молодом возрасте — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 5. Особенности суицидального поведения в молодом возрасте

2017-10-11 395
Глава 5. Особенности суицидального поведения в молодом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Из аноним­ного опроса шведских подростков известно, что 3-6% из них когда-либо пред­принимали попытку самоубийства. Мало кто из них обратился за помощью к врачу, большинство лишь рассказали об этом сво­им ровесникам (Хултен А., Отто У., 2004).

К основным причинам суицидального поведения несовершеннолетних относят:

1) конфликты с родителями, внутрисемейные конфликты, обусловленные неблагополучием в семье в связи с пьянством родителей, разводом последних т.д., жестокое отношение к ребенку, психологическое и физическое насилие;

2) неразрешимые проблемы любовного содержания, отсутствие взаимопонимания или ответного чувства со стороны представителей другого пола;

3) ситуации, вызывающие чувство стыда (например, когда подростка ловят на воровстве, исключают из школы или при­влекают к суду);

4) проблемы взаимоотношений с друзьями;

3) употребление алкоголя или наркотиков;

5) трудности, связанные со школой, администрацией учебного заведения, страхи перед экзаменом;

6) низкая самооценка, трудности самоопределения, прессинг успеха.
Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги;

7) моделирование, имитационное поведение. Бывает, что несовершеннолетние борются с серьезными трудностями и самоубийство другого человека подсказывает им решение своих проблем. Самоубийства знаменитостей, самоубийства, получившие известность, самоубийства коллег по работе и товарищей по учебе особенно часто провоцируют новые акты суицида. Хрестоматийный пример: в 1774 году появился роман Гете «Страданий юного Вертера», в котором описана смерть юноши от несчастной любви. Молодые люди, оказавшиеся в ситуации Вертера, стрелялись прямо с томиком любимого произведения книгой в руках, а в букинистических магазинах того времени за огромные деньги продавались экземпляры романа, облитые кровью самоубийц. В некоторых странах этот роман был запрещен. Стремительный рост количества групповых суицидов был связан с трагической смертью Мерилин Монро (в течение недели после самоубийства Мэрилин Монро в 1963 году уровень самоубийств по всей стране вырос на 12 %), самоубийством Игоря Сорина из группы «Иванушки Интернешнл», и т.д. Общее число самоубийств в течение месяца после гибели Виктора Цоя выросло на тридцать процентов, в основном это были подростки. Более ответственно подаваемая информация может снизить влияние нашумевших самоубийств.

 

Таблица. Причины оконченных суицидов, совершенных несовершеннолетними в России в 2009-2010 г.г. (по данным ГНЦССП имени В.П.Сербского)

  Количество случаев
2009 год 2010 год
Семейные конфликты    
Романтические отношения    
Наличие личностных проблем, замкнутости, психического заболевания    
Конфликты со сверстниками и друзьями    
Аддиктивное поведение – наркотики, алкоголь    
Неуспехи в учебе, низкий уровень школьной адаптации    
Жестокое обращение и насилие в семье    
Безразличие окружающих, черствость    
Демонстративное суицидальное поведение, повлекшее за собой смерть    
Боязнь ЕГЭ и низкий уровень сдачи ЕГЭ    
Бестактное поведение отдельных педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями    
Религиозные мотивы    

 

Число лиц, привлеченных к ответственности за доведение несовершеннолетнего до самоубийства в 2009 году составляло в России 305 человек, в 2010 году - 302 человека.

Все более существенную роль в этиологии суицидального поведения несовершеннолетних играет безнаказанное размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования информации, популяризирующей самоубийства, провоцирующей ребенка или подростка на лишение себя жизни. В интернете имеется значительное число сайтов, где культивируется тема смерти, своим опытом делятся те, кто уже пытался покончить жизнь самоубийством.

Действующее законодательство допускает беспрепятственный просмотр несовершеннолетними пользователями сети Интернет роликов, посвященных суицидам, и «обучающим» видеороликам с инструкциями по уходу из жизни. Легкость и доступность поиска информации о видах и способах совершения суицидов в поисковых системах yandex, rambler, mail способны спровоцировать подростка на акт суицида. Видеоролики, содержащие презентацию изощренных способов самоубийства, демонстрирующие реальные самоубийства и мультфильмы, пропагандирующие легкость, доступность и многообразие способов ухода из жизни, в свободном доступе можно найти на сервисах, предоставляющих услуги хостинга видеоматериалов, а также в популярных социальных сетях, таких как odnoklassniki.ryи vkontakte.ru.

 

Психолог Елена Вроно, исследовавшая десятилетний опыт работы московского детско-подросткового суицидологического кабинета, отмечает: «70% наших пациентов в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но когда разбираешься в существе дела, то, как правило, обнаруживаешь неблагополучие в семье, где в первую очередь нарушены родительско-детские отношения».

При изучении семей суицидентов в 95% случаев обнаружился отягощенный семейный анамнез: хронический алкоголизм, которым страдали один или оба родителя; тяжелые характеропатии и личностные акцентуации родителей, создающие в семье обстановку напряжения; патология, наблюдающаяся у родственников и родителей, клинически очерченные депрессии и другие психозы, случаи самоубийства в семьях суицидентов. Такие виды деформации воспитания, как гиперопека, авторитарность или жестокость родителей порождают у детей неприспособленность к житейским трудностям или оппозиционные установки — черты, определяющие развитие суицидальности.

Существует разница между восприятием смерти девочками и мальчиками. Мальчики смерть воспринимают по-научному, как ко­нец жизни, в то время как треть девочек верит в повторное рождение после смерти или в какую-нибудь другую форму мистицизма, связанного со смертью.

По данным D.S. Lipschitz et al., 34% молодых пациентов, совершивших суицидальную попытку, подвергались физическому, а 44% - сексуальному насилию. Подростки, перенесшие сексуальное насилие, почти вдвое чаще совершают аутоагрессивные действия. 70% тинейджеров, пытавшихся покончить с собой, в той или иной степени злоупотребляли наркотиками или алкоголем.

 

Основной причиной суицидальных действий подростков в 25% случаев являются психические расстройства, в 18% - сложная романтическая ситуация, в 15% - нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 12% - трудная семейная ситуация, в 8% - нездоровые отношения со взрослыми, в том числе с учителями, в 7% - боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5% - пьянство и употребление наркотиков.

В последние десять лет шведские, финские и американские ученые изучали самоубийства среди молодежи с применением метода психологической аутопсии (интервью с родственниками погибших) (Хултен А., Отто У., 2004). Психиатрические диагнозы в этом исследовании (91—98%) имела, прежде всего, среда более старших подростков. В норвежском исследовании этот показатель несколько ниже — 74 процента.

У более младших подростков, которые совершили импульсивные самоубий­ства из-за кризиса или стресса, диагностиро­валась в основном какая-нибудь форма деп­рессии или ставился диагноз «нарушение адаптации». В после­днем случае самоубийство становилось чем-то особенно неожиданным для окружения, так как считалось, что эти подростки (чаще мальчики) неплохо адаптированы к жиз­ни.

В большом американском исследовании (Shaffer et al, 1996) молодых людей, которые погибли в результате самоубийства до двад­цати лет, депрессия и нарушение поведения были обычными диагнозами для возрастной группы до семнадцати лет. При­чиной самоубийства среди молодежи были некоторые психические нарушения, такие, как шизофрения, депрессивное состояние.

Во всех исследованиях случаев само­убийств среди молодежи различные виды деп­рессии были обычным диагнозом и часто сочетались со злоупотреблением алкоголем и нарушением поведения (например, антисоциальное или пограничное личностное на­рушение) (Brent et al., 1994; Beantrais, 2000). У четверти финских подростков, главным образом мальчиков, которые совершили са­моубийство в возрасте 13—19 лет, были проблемы с алкоголем (Marttunen et al, 1992).

Нужно помнить, что различные нарушения, которые сами по себе не имеют значения для развития процесса самоубийства, «работая» вместе, усиливают друг друга. И тогда, например, у подавленного мальчика с вне­шним поведением, злоупотребляющего ал­коголем, будет большой риск совершения самоубийства.

 

К особенностям подросткового суицида относят:

- кратковременные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе)

- конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий

- суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.

- суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки "игры на публику"

- суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета

- средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.).

Лечение. Если ребенок высказывает какие-нибудь мысли о самоубийстве или ведет себя стран­но, надо тщательно исследовать ситуацию вокруг него. Корни проблем находятся чаще всего в семье. Подростки выражают свои мысли о смерти вслух или с помощью дневников, которые они начинают писать, когда у них возникают кри­зис или проблемы в отношениях. Такие мысли не должны постоянно повторяться, если развитие подростка идет нормально.

Участие родителей в процессе лечения — еще один камень преткновения. Им нужна информация, касающаяся риска самоубий­ства и психических симптомов у ребенка, они должны понять, что могут сделать, что­бы улучшить взаимоотношения в семье. Ча­сто им и самим нужна помощь, потому что они находятся в подавленном состоянии в связи со случившимся.

Детское отделение психиат­рической больницы должно быть готово оказать неотложную помощь в кризисных ситуациях. Если в семье стресс, безысходность и агрес­сивность являются частым явлением, то нуж­на госпитализация ребенка в закрытое отде­ление. При большом риске самоубийства существует потребность в наблюдении. Оно может ва­рьировать от простого присмотра (весь пер­сонал следит за тем, чтобы пациент один не выходил из отделения) до неотступного на­блюдения (пациента вообще нельзя остав­лять одного, даже если он идет в туалет). Ответственность за такое наблюдение могут взять на себя родители.

Проблемой терапии подростков-суицидентов являются трудности в осуществлении и полноценном завершении лечения. Некоторые клиницисты пытаются решить эту проблему посредством направления всех подростков-суицидентов в больницу общего профиля для краткой терапии и оценки состояния. Эта тактика широко используется в Израиле и недавно закреплена законом.

Так как молодые люди часто повторяют попытку самоубийства, то за ними надо постоянно наблюдать, предла­гать помощь и лечение, по крайней мере, в течение года, с тем, чтобы предупредить повторную попытку. Недавние исследования, проведенные среди 15—19-летних, показали, что 15 процентов суицидально настроенных молодых людей повторяют попытку само­убийства в течение года (Хултен А., Отто У., 2004).

Считается, что подросток, совершивший самоубийство, «вдохновляет» других людей, которые находятся в трудном положении, к таким же действиям. Увеличение случаев самоубийств может наблюдаться в школь­ной среде или других группах, где подростки хорошо знают друг друга. Те, кто был ближе всего к умершему, переживают очень силь­ный шок. У них развивается депрессия или посттравматическое стрессовое расстрой­ство.

Всего лишь 30—40% подростков, погибших в результате самоубийства, когда-либо контактировали с психиатром или на­блюдались в клинике, хотя у них имелись психические нарушения или психологичес­кие проблемы. Поэтому знание факторов риска, сигналов риска самоубийств, спосо­бов выхода из кризисов, умение решать кон­фликты должны больше распространяться в обществе, в подростковой среде, среди ро­дителей и других взрослых.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.