Двигательное развитие Вашего ребёнка — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двигательное развитие Вашего ребёнка

2017-09-30 165
Двигательное развитие Вашего ребёнка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Двигательное развитие Вашего ребёнка

Эта брошюра, созданная педагогами Центра ранней помощи Даунсайд Ап, дает краткое представление о двигательном развитии малыша с синдромом Дауна.
Вы узнаете, что такое крупная и мелкая моторика, как именно происходит формирование двигательных навыков, необходимых каждому человеку в повседневной жизни, а также познакомитесь с простыми и эффективными способами помощи, позволяющими оказать содействие развитию вашего малыша.

РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ.

РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ - это процесс, благодаря которому ребенок учится передвигаться, используя группы крупных мышц ног, спины, живота и рук. Почему так важно развитие крупной моторики? Дело в том, что эта сфера развития не только тесно связана со всеми остальными, но и является основой для общего развития, так как обеспечивает ребенку возможность самостоятельно исследовать и познавать окружающий его мир. Без самостоятельности, которую обеспечивает двигательная активность, ваш ребенок будет во всем зависеть от вас, а это замедлит его обучение и приведет к проблемам в поведении. Без прочного фундамента, заложенного в области крупной моторики, ребенку будет гораздо труднее освоить основные навыки тонкой моторики - такие, как письмо, умение обслуживать себя, одеваться или самостоятельно есть.

КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ

Сила мышц: способность мышечного аппарата удерживать тело в нужном
положении.

Координация: способность контролировать движения.

Проприоцепция: осознавание своего положения в пространстве.

Равновесие: способность сохранять различные позы, несмотря на силу
земного притяжения.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КУРПНОЙ МОТОРИКИ

Под последовательностью понимается общий порядок возникновения основных моторных навыков. У разных детей последовательность может немного нарушаться, поэтому навыки сгруппированы по фазам. В большинстве случаев, навыки одной фазы развиваются в указанном порядке, причем ребенок переходит к следующей фазе, только усвоив все навыки предыдущей. Возрастные границы овладения двигательными навыками у детей с синдромом Дауна шире, чем у обычных малышей, но порядок формирования этих навыков один и тот же у всех.

Первая фаза.
· Двигает головой
· Переворачивается с живота на спинку и обратно
· Сидит
· Ползает

Вторая фаза.
· Встает с помощью взрослого
· Передвигается на четвереньках
· Садится из положения стоя
· Ходит
· Карабкается по ступенькам

Третья фаза.
· Приседает на корточки, чтобы поднять предмет с пола
· Стоит на одной ноге
· С помощью взрослого поднимается и спускается по лестнице
· Бросает мяч и бьет по мячу

Четвертая фаза.
· Бегает
· Лазает
· Подпрыгивает на месте
· Возит за собой игрушки на колесах
· Ездит на трехколесном велосипеде


В следующей таблице приведены результаты исследований, показывающих в каком возрасте овладевают основными моторными навыками обычные дети и дети с синдромом Дауна.

Основные навыки Дети с синдромом Дауна (месяцы) Обычные дети (месяцы)
Перекатывается    
Сидит самостоятельно    
Ползает    
Передвигается на четвереньках    
Стоит    
Ходит    

Важно помнить, что здесь приведены только общие данные, то есть ваш ребенок может овладеть этими навыками быстрее или медленнее, чем указано в таблице. Каждый развивается по-своему, в зависимости от способностей, склонностей, сильных и слабых сторон.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

1. Моторное развитие начинается с головы и продвигается сверху вниз (т.е. ребенок учится контролировать движения головы раньше, чем контролировать движения туловища).

2. Начинается с крупных мышечных групп (плечи, бедра), затем переходит на более мелкие группы (пальцы), т.е. мелкая моторика развивается на базе крупной.

Каждый приобретенный навык является основой для следующих.

Будьте внимательны, не побуждайте ребенка выполнять задания, к которым он еще не готов. Непосильные задачи могут развить у него неверные двигательные привычки, а частые неудачи - пошатнуть его уверенность в себе. Важно понимать, что основные навыки крупной моторики приобретаются в определенной последовательности. Осваивая очередную "веху" моторного развития, ребенок закладывает фундамент для последующих шагов развития.

О ДЫХАНИИ

Любой человек начинает жизнь в этом мире с первого вздоха. Мы настолько привыкли дышать, что совершенно не замечаем этого. Что может быть естественнее дыхания!
Однако не следует забывать, что от того, как дышит ребенок, зависит не только общее состояние его здоровья, но и возможность раскрыть естественный двигательный потенциал.
С самого раннего возраста, когда малыш лишь начинает свою жизнь и развитие, очень важно помнить, что правильное дыхание способствует голосообразованию, снижает частоту респираторных заболеваний, а также тренирует организм, повышая его способность переносить физические нагрузки.

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПРОЦЕССЕ ДЫХАНИЯ
Дыхание обеспечивается согласованной работой определенных мышц. Нормальное дыхание происходит через полость носа. В процессе дыхания также участвуют глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие. Основная мышца, которая вместе с мышцами груди и живота позволяет нам глубоко дышать, называется диафрагма.

Когда мы делаем вдох, воздух проходит через носоглотку, затем попадает в гортань, дальше - через трахею и бронхи - в легкие. При выдохе все происходит в обратном порядке.

Гортань в нашем организме выполняет двоякую функцию - это и дыхательная трубка, и сложно организованный аппарат, благодаря которому мы обладаем голосом.

ТИПЫ ДЫХАНИЯ
В зависимости от глубины вдоха различают:
-реберное дыхание
-диафрагмальное дыхание.


При реберном дыхании в процесс активно включена грудная клетка, которая расширяется при вдохе и опускается при выдохе. В этом случае происходит так называемый "покойный вдох и покойный выдох", когда на вдохе одновременно сокращаются межреберные вдыхательные мышцы, приподнимая ребра и расширяя объем грудной полости, а, кроме того, в процесс дыхания отчасти включается диафрагма, с помощью которой объем грудной полости увеличивается в вертикальном направлении. При покойном выдохе межреберные мышцы и мышцы диафрагмы расслабляются, грудная клетка уменьшает объем, "выдавливая" из себя определенное количество отработанного воздуха.

Второй тип дыхания - диафрагмальное дыхание - предполагает самый глубокий вдох и выдох, при этом в работу включаются все отделы дыхательной системы, то есть одновременно сокращаются межреберные мышцы, мышцы диафрагмы и некоторые мышцы груди и плечевого пояса, а также начинает действовать артикуляционный аппарат. Если смотреть на человека, который дышит таким образом, хорошо заметно, что при вдохе ощутимо расширяется грудная клетка и выпячивается вперед живот, а при выдохе живот подтягивается, брюшные мышцы толкают диафрагму вверх, и человек делает глубокий долгий выдох. Очень отчетливо это можно почувствовать во время пения или крика.

ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
Звуки речи человека связаны не только с колебанием голосовых связок, при разговоре мы пропускаем выдыхаемый воздух через ротовую и носовую полости, изменяя положение языка, губ, нижней челюсти. Когда мы говорим, диафрагмы на выдохе "подталкивает" воздух и он, проходя по верхним дыхательным путям и заставляя голосовые связки колебаться, позволяет нам издавать необходимые звуки. Если при этом воздух на своем пути не встречает никаких преград, кроме голосовых связок, мы произносим гласные звуки, а если ему приходится преодолевают сопротивление других артикуляционных органов, то возникают согласные звуки. Согласные звуки бывают ротовые и носовые, в зависимости от того, через какую полость проходит воздух на выдохе. Носовыми в норме являются только два звука: "М" и "Н", но при наличии воспалительного процесса или особенностей строения носовой полости, другие звуки тоже могут принимать носовой оттенок. Если у ребенка отсутствует глубокий вдох и, соответственно, выдох, то его голоса почти не слышно, звуки трудноразличимы, невнятны. Иногда мы сталкиваемся с тем, что ребенок пытается говорить на вдохе, и тогда ему просто не хватает воздуха для того, чтобы произносить несколько слов или даже звуков подряд. Таким образом, для того, чтобы научиться говорить, малышу с синдромом Дауна нужно научиться правильно дышать. Поскольку у детей с синдромом Дауна снижен мышечный тонус, им это удается не всегда. Кроме того, нормальный процесс дыхания могут осложнять заболевания носа и горла. С первых месяцев жизни ребенка следует обращать внимание на то, как он дышит. Существуют простые и эффективные упражнения, позволяющие помочь малышу глубоко дышать, о которых вам может рассказать специалист по двигательному развитию

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?
Для успешного развития моторных навыков ребенку с синдромом Дауна необходима помощь, направленная на стимуляцию двигательной активности. Как правильно содействовать двигательному развитию? Чтобы знать, как помочь ребенку в процессе обучения, вам обязательно надо иметь представление об особенностях детей с синдромом Дауна. Существует множество способов содействия, но самое главное правило заключается в следующем: РЕБЕНОК ДОЛЖЕН САМ СДЕЛАТЬ ВСЕ, НА ЧТО ОН СПОСОБЕН К ДАННОМУ МОМЕНТУ. Ваша задача - обеспечить ему тот минимум помощи, который необходим для успешного выполнения задания. Очень хорошо, если вы найдете возможность обсудить это со специалистом по двигательному развитию.

Разнообразные положения.
Для того, чтобы ребенок мог находиться в различных позах, ему необходимо использовать различные мышцы и реакции равновесия. Вот почему очень важно давать ребенку возможность и побуждать его играть в разнообразных положениях. Когда, к примеру, ребенок лежит на животе, то напрягает мускулатуру спины и шеи, а приподнимаясь на руках - и мускулатуру рук. Лежа на спине и дрыгая ногами, он упражняет брюшные и бедренные мышцы, а играя с игрушками - мышцы груди и рук. Сидение тренирует чувство равновесия (и здесь очень важно то, как именно и с какой силой вы поддерживаете ребенка); при этом малыш использует мышцы спины и живота, чтобы сидеть прямо, и мышцы рук, чтобы дотягиваться до игрушек и играть с ними.

Переходные положения тела.
Переходные позиции позволяют ребенку менять положение тела, тем самым увеличивая его самостоятельность. Часто случается, что ребенок уже умеет, например, сидеть, но самостоятельно садиться и ложиться обратно его никто не учит. К примеру, малыш устал сидеть и хотел бы лечь на животик, но не умеет! В таких случаях он вынужден сидеть, пока его не положат, а это очень неприятно. Ребенку с синдромом Дауна труднее, чем обычному ребенку, освоить переходные позиции, потому что при перемене позы нарушается равновесное положение тела, и ребенку приходится совершать усилия, чтобы, выполнив необходимую последовательность движений, установить новую равновесную позу. Малыш боится менять позу сам, предпочитая сидеть в устойчивой позиции и кричать до тех пор, пока не придет мама и не уложит его. Вот почему ребенка необходимо учить переходным позициям и постоянно побуждать его использовать такие движения, постепенно уменьшая свою помощь и поддержку. Специалист по двигательному развитию может обучить вас специальным приемам, стимулирующим ребенка правильно менять положение тела. Однако, не забывайте, что вы лучше всех знаете собственного ребенка и, опираясь на рекомендации специалиста, сами сумеете найти самые оптимальные способы обучения.
Моторное планирование.
Способность ребенка в правильной последовательности совершать серию движений, необходимых для выполнения сложной двигательной задачи. Детям с синдромом Дауна из-за гипотонии и нарушения познавательных способностей с трудом дается естественное планирование моторики действия. Им, поначалу, необходимо бывает просто запоминать последовательность действий. При обучении порой приходится разбивать задачу на несколько небольших, чтобы ребенок осваивал их последовательно, а затем смог выполнить все действие.
КОМПОНЕНТЫ УСПЕШНОГО СОДЕЙСТИВЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Терпение - вот что труднее всего! Всегда легче и быстрее сделать что-то самому, чем ждать, пока это сделает ребенок. Но помните: если вы не дадите ребенку действовать самому, он так и останется зависимым от вас, так и не научится управлять своим телом и не станет сильнее. Если ребенок расстроен неудачей, помогите ему, но постарайтесь, чтобы он сам сделал все, что может!

Анализ задания
Если малышу не удается совершить сложное действие, разбейте задание на несколько легко преодолимых частей. Предоставьте ребенку возможность освоить эти маленькие части, а затем соедините их вместе.

Похвала.
Не жалейте похвал! Ничто не подбадривает малыша лучше искреннего одобрения, радости и любви, которую он видит на лице близкого человека, лучше простых, эмоционально произнесенных слов одобрения: "Молодец!", или "Здорово!", "У тебя получилось!" и т.д. Хвалите малыша не только за результат, но и за те старания, которые он приложил, пытаясь выполнить очередной задачи. Ребенку чрезвычайно важно получать подтверждения того, что он успешен, а получить такое подтверждение он может только от взрослого.
Физическая помощь.
Необходимая физическая помощь взрослого побуждает ребенка выполнить новое, пока еще трудное для него задание, и предоставляет ему сенсорную информацию о том, как это делается. Очень важно не оказывать чрезмерной физической поддержки и не торопить малыша! Будьте внимательны к ребенку, уважайте его право на самостоятельность!

Демонстрация и подражание.
Все дети учатся, наблюдая за другими людьми. Для детей с синдромом Дауна этот метод обучения очень эффективен, поскольку, как правило, они обладают достаточно хорошей способностью к подражанию, а кроме того возможность имитировать действия взрослого дает малышу возможность выполнять задание более самостоятельно, чем в том случае, когда ему оказывают физическую помощь. Старайтесь наглядно продемонстрировать ребенку, что именно надо сделать
Многократное повторение.
Чем больше у ребенка возможностей для тренировки любого навыка, тем скорее он запомнит, что от него требуется, и научится применять новое умение в различных ситуациях. Очень важно сделать так, чтобы малышу не надоедало повторять одно и то же. Здесь все зависит от вас: проявите изобретательность и придумайте, как сделать старые задания новыми и интересными, как встроить их в разные бытовые и игровые ситуации.
"Озвучивание".
Обязательно комментируйте вслух свои действия, произнося слова четко и достаточно громко. К примеру, если вы помогаете малышу сесть, старайтесь назвать действие "Ванечка садится" или "Давай-ка сядем, мой хороший!" и т.д. Когда ребенок подрастет, при выполнении им какого-то действия, очень полезно задавать ему наводящие вопросы, например: "Теперь что?", "Что дальше?" или "А что ты забыл?" Конечно, если малыш затрудняется выполнить или назвать что же именно делать дальше, нужно терпеливо, спокойно и дружелюбно помогать ему до тех пор, пока он не освоит то, что требуется. Таким образом, вы побуждаете ребенка разговаривать во время выполнения сложных заданий. Дополнительный сенсорный (звуковой) стимул закрепляет усвоение навыка и развивает речь.

КАК КОРМИТЬ РЕБЕНКА?

· Когда вы кормите малыша, осторожно положите ложку с пищей на середину его языка и слегка надавите. Дайте малышу время снять пищу с ложки верхней губой. Не "счищайте" еду с ложки, проводя ею по верхней десне и губе ребёнка.
· Иногда малышу может потребоваться ваша помощь: если нужно, аккуратно поддерживайте его нижнюю челюсть и/или смыкайте губы.
· Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, в какой последовательности вводить в рацион пищу разной консистенции.
· Ребенок должен устойчиво сидеть за столом, голова немного наклонена вперед, предплечья лежат на столике, ступни ног стоят на твердой поверхности, бедра и колени согнуты под углом 90 градусов.
· Перед началом еды или питья рот малыша должен быть закрыт. Он открывает его только при виде пищи.


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Новорожденный малыш сосредотачивает взгляд на висящей перед ним игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает время, когда он начинает хватать рукой интересующую его игрушку. С этого момента мы можем говорить о начале развития мелкой моторики. Развитие захвата, удерживания и манипулирования предметами проходит определенное количество последовательных этапов от захвата кулачком до точного захвата мелких предметов большим и указательным пальцем.


ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ДВУХ ЛЕТ
В это время малыш постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.

ОТ ДВУХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
Навыки, приобретенные на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, начинает резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.

ОТ ПЯТИ ДО ВОСЬМИ ЛЕТ
В этом возрасте дети учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания). Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, самостоятельно одеваться, застегивая пуговицы и завязывая шнурки, держать тремя пальцами (щепотью) карандаш или ручку. Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, постепенно учатся писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЗАХВАТА

· Ладонный захват - ребенок хватает предмет и отпускает его, действуя всей кистью

· Захват щепотью - ребенок берет предмет, удерживает его и манипулирует им, используя большой, средний и указательный палец.

· Захват "пинцетом" - ребенок совершает действия с небольшим предметом, зажимая его между большим и указательным пальцем

Двигательное развитие Вашего ребёнка

Эта брошюра, созданная педагогами Центра ранней помощи Даунсайд Ап, дает краткое представление о двигательном развитии малыша с синдромом Дауна.
Вы узнаете, что такое крупная и мелкая моторика, как именно происходит формирование двигательных навыков, необходимых каждому человеку в повседневной жизни, а также познакомитесь с простыми и эффективными способами помощи, позволяющими оказать содействие развитию вашего малыша.

РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ.

РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ - это процесс, благодаря которому ребенок учится передвигаться, используя группы крупных мышц ног, спины, живота и рук. Почему так важно развитие крупной моторики? Дело в том, что эта сфера развития не только тесно связана со всеми остальными, но и является основой для общего развития, так как обеспечивает ребенку возможность самостоятельно исследовать и познавать окружающий его мир. Без самостоятельности, которую обеспечивает двигательная активность, ваш ребенок будет во всем зависеть от вас, а это замедлит его обучение и приведет к проблемам в поведении. Без прочного фундамента, заложенного в области крупной моторики, ребенку будет гораздо труднее освоить основные навыки тонкой моторики - такие, как письмо, умение обслуживать себя, одеваться или самостоятельно есть.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.