Расследование коммерческого подкупа — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Расследование коммерческого подкупа

2017-09-26 386
Расследование коммерческого подкупа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По делам о коммерческом подкупе необходимо установить:

1) факт незаконной передачи денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконного ока­
зания услуг имущественного характера;

2) обусловленность передачи материальных ценностей за совершение определённого действия
(бездействие) лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации;

3) круг лиц, подлежащих ответственности за коммерческий подкуп;

4) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности лиц.

К обстоятельствам, относящимся к незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, доказыва­нию подлежат: предмет подкупа, его денежный размер, источник средств, израсходованных на подкуп, способ передачи, место и время передачи.

К обстоятельствам, относящимся к обусловленности передачи материальных ценностей, дока­зыванию подлежат: за совершение какого действия (бездействие) лицо незаконно передаёт либо не­законно получает материальные ценности, какие действия (бездействие) лицо совершало при факте коммерческого подкупа, какие взаимоотношения складывались между лицом, передающим неза­конно материальные ценности, и получающим незаконно материальные ценности.

К обстоятельствам, относящимся к установлению круга лиц, подлежащих ответственности за ком­мерческий подкуп, доказыванию подлежат сведения о лице, осуществляющем незаконную передачу, и сведения о лице, осуществляющем незаконное получение материальных ценностей, в чьих интересах осуществлялся коммерческий подкуп, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Для решения вопроса о том, является ли данное лицо выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, нужно выяснять круг его служебных обязанностей примени­тельно к действиям, обусловленным коммерческим подкупом.

При разрешении вопроса ответственности лиц за коммерческий подкуп необходимо выяснять и устанавливать, кто является инициатором коммерческого подкупа и при каких обстоятельствах лицо решилось осуществить незаконную передачу или незаконное получение материальных ценностей.

Разрешая вопрос об ответственности лиц за коммерческий подкуп и оснований освобождения лиц, указанных в примечании к ст. 204 УК РФ, от уголовной ответственности, необходимо исхо­дить из следующих положений:

1. Добровольное сообщение о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело (ор­
гану дознания, следователю, прокурору) — это сообщение, сделанное не вынужденно, а по собст­
венному желанию лица при осознании им того обстоятельства, что о подкупе органам власти ещё
Неизвестно, то есть когда органы власти информацией о преступлении не располагают.

2. Лица, Осуществлявшие коммерческий подкуп и в последующем добровольно сообщившие о
преступлении, не могут признаваться потерпевшими, а подлежат освобождению от уголовной от­
ветственности, так как действия этих лиц не означают отсутствия состава преступления. Коммерче-


Глава 43. Расследование терроризма

ский подкуп ими был осуществлён, но правоохранительным органам об этом стало известно в связи с добровольным сообщением о преступлении.

3. Лица, осуществлявшие коммерческий подкуп, в отношении которых имел место факт вымо­
гательства и в последующем добровольно сообщившие о преступлении, не могут признаваться по­
терпевшими, а подлежат освобождению от уголовной ответственности, так как действия этих лиц
не означают отсутствия состава преступления. Психологическое понуждение лица к совершению
коммерческого подкупа, сопряжённое с вымогательством, не освобождает лицо от уголовной от­
ветственности. Коммерческий подкуп ими был осуществлён, но правоохранительным органам об
этом стало известно в связи с добровольным сообщением о преступлении.

4. Лица, осуществляющие коммерческий подкуп под контролем правоохранительных органов, в
отношении которых имел место факт вымогательства и добровольно сообщившие о преступлении,
надлежит признавать потерпевшими, так как действиями лица (лиц), заявившего требования, со­
пряжённые с вымогательством, эти лица умышленно поставлены в такие условия, при которых их
вынуждают передать незаконное вознаграждение, под угрозой причинения вредных последствий. В
действиях лиц, добровольно сообщивших о коммерческом подкупе, сопряжённом с вымогательст­
вом, до незаконной передачи ценностей, отсутствует состав преступления.

5. Лица, осуществляющие коммерческий подкуп под контролем правоохранительных органов и
добровольно сообщившие о преступлении, не могут признаваться потерпевшими, так как вред пра-
воохраняемым интересам этих лиц не причиняется. Они исполняют гражданский долг по предот­
вращению и пресечению преступлений. Лица, сообщая о заявленном требовании незаконной пере­
дачи ценностей и оказывая содействие правоохранительным органам в изобличении и пресечении
преступной деятельности лица, работающего в коммерческой или иной организации, только ими­
тируют незаконную передачу ценностей. Такие лица являются свидетелями и очевидцами преступ­
ления в сфере деятельности коммерческих или иных организаций. Со стороны лица, заявившего
требования в виде передачи или получения незаконного вознаграждения, уже совершено покуше­
ние на преступление в виде коммерческого подкупа.

6. Лица, которые добровольно сообщили о совершённом ими коммерческом подкупе, не вправе
претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа.

7. Лица, которые добровольно сообщили о коммерческом подкупе, сопряжённом с вымогатель­
ством (были вынуждены передать вымогателю ценности), либо имитирующие коммерческий под­
куп под контролем правоохранительных органов, вправе претендовать на возвращение им ценно­
стей в виде предмета коммерческого подкупа.

При оперативно-следственной ситуации, когда лица добровольно сообщили о совершенном ими коммерческом подкупе либо имитирующие коммерческий подкуп под контролем правоохрани­тельных органов в связи с их добровольным сообщением о преступлении, при отсутствии вымога­тельства, вред причиняется интересам исключительно той организации, в которой работает лицо (лица), получившее незаконное вознаграждение. Поэтому заявление или согласие о возбуждении уголовного дела руководителя коммерческой или иной некоммерческой организации обязательно.

Лицо, передающее незаконное вознаграждение, причиняет вред интересам иной коммерческой или некоммерческой организации. Поэтому заявления или согласия руководителя коммерческой или иной некоммерческой организации о возбуждении уголовного дела не требуется (см. коммен­тарий к ст. 23 УПК РФ). При этой оперативно-следственной ситуации уголовное дело возбуждается и расследуется в обычном порядке.

Коммерческий подкуп относится к так называемым формальным составам, то есть к преступле­ниям, где наличие последствий не влияет на квалификацию. Тем не менее последствия коммерче­ского подкупа подлежат выяснению и доказыванию, так как это необходимо для полного установ­ления степени общественной опасности содеянного, которая влияет на назначение справедливого наказания виновному.

Глава 43. РАССЛЕДОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА

§1. Уголовно-правовая характеристика терроризма

Терроризм, который лишь несколько десятков лет для нас был редким явлением, сегодня пред­ставляет реальную угрозу национальной безопасности, один из основных факторов, дестабилизи­рующих ситуацию в России. События на Северном Кавказе, где тесно переплелись интересы этни­ческих преступных группировок, международных транснациональных криминальных сообществ, в том числе наркомафии, экстремистских террористических организаций и зарубежных спецслужб — яркое тому подтверждение.


Глава 43. Расследование терроризма


             
   
 
   
 
 
 
   

 

Все чаще террористические акты совершаются наиболее опасным способом, приводящим к тяжким последствиям. Применение устройств с использованием значительного количества взрыв­чатых веществ, осуществление террористических актов в местах массового скопления граждан (в Москве, Буйнакске, Волгодонске, Владикавказе и др.) повлекло за собой большие человеческие

жертвы.

Термин «терроризм» употребляется в трех значениях": а) как политика и практика террора, вид насильственной преступности; б) в законодательстве РФ — как насилие в отношении физических лиц или организаций юга угроза его применить, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объектов, создающее опасность гибели людей либо значительного имущест­венного ущерба, а также наступления иных общественно опасных последствий, если перечислен­ные действия осуществляются с целью нарушить общественную безопасность, устрашить населе­ние, или оказать воздействие на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворить их неправомерные имушрсткеииые к (та) кник, интересы; посягательство яа жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное с целью прекратить его деятельность либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на слу­жебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений2; в) в уголовном праве РФ — как преступление против общественной безопасности, предусмотренное уголовным законодательством.

Терроризм является одной из опасных форм преступного посягательства, при котором винов­ные пытаются вызвать у окружающих панику, парализовать их нормальную и социально полезную деятельность, функционирование органов власти и управления и достичь своих антиобщественных целей.

Ответственность за терроризм впервые была введена Федеральным законом от 1 июля 1994 г. (ст. 213-3 УК РСФСР). Статья 205 УК РФ также предусматривает ответственность за такое особр тяжкое преступление.

Сам по себе терроризм представляет собой многообъектное преступление, основным объектом которого является общественная безопасность, а дополнительным — жизнь, здоровье, имущест­венные или иные интересы людей.

Объективная сторона анализируемого состава преступления выражается в совершении: а) взрыва; б) поджога; в) иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значи­тельного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; г) в угрозе совершения указанных действий.

К иным действиям, кроме взрыва или поджога, по нашему мнению, относятся такие, которые могут привести к аварии, катастрофе и крушениям на транспорте, разрушениям зданий, сооруже­ний (в том числе культурных и религиозных). К ним также могут относиться: устройство обвалов, затоплений, блокирование транспортных коммуникаций; захват вокзалов, аэропортов, транспорт­ных средств; заражение источников воды или запасов продовольствия; распространение болезне­творных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; нападение на объекты, требую­щие особых мер безопасности (например, атомные электростанции, химические заводы), и т. д.

Значительность имущественного ущерба определяется с учетом стоимости уничтоженного или поврежденного имущества, его количества и значимости для потерпевшего, материального поло­жения последнего. Для того чтобы установить, является ли имущественный ущерб значительным как результат террористической акции, необходимо определить стоимость и значимость матери­альных ценностей.

При оценке возможного причинения значительного имущественного ущерба следует исходить из ценности и значимости имущества, материального и финансового положения потерпевшего. В случаях, когда потерпевшими являются граждане, при определении значительного имущественного ущерба необходимо исходить из размера, который определен следственной и судебной практикой по делам о преступлениях против собственности (т.е. свыше одного минимального размера оплаты труда).

Анализируя предусмотренные ст. 205 УК РФ обшественнплпадны^.плспздяпшя; справедлива возникает вопрос об их нижнем пределе. Полагаем, что исходя из смысла рассматриваемой нами статьи речь может идти о последствиях, которые были охвачены целями терроризма и определяют-

' См.: Большой юридический словарь / Под ред. АЛ. Сухарева, В.Е. Крутских. — 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000 --

2 ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 103 ФЗ//СЗ РФ. 1998 №31. Ст. 3808. (:96


_______________________________________________________ Глава 43. Расследование терроризма

ся с учетом того, как это решено в той же статье в отношении людей и имущества. Опасность гибе­ли людей означает, что она угрожала хотя бы одному человеку.

К иным общественно опасным последствиям относятся причинение гражданам различного вре­да здоровью, возникновение паники и, как следствие — дестабилизация обстановки в населенном пункте, остановка работы транспорта и т.п.

Следующей формой терроризма является угроза совершения указанных действий. Однако сле­дует учитывать, что угроза должна быть реальной, то есть она могла бы вызвать у граждан или у властей обоснованное опасение ее осуществления. Для квалификации преступления не имеет зна­чения, в какой форме она выражается — открытой или анонимной; в устной, письменной или в ви­де демонстрации. При этом могут быть использованы средства телефонной связи, радио и другие технические средства. Для наличия состава преступления необходимо, чтобы угроза была обраще­на к гражданам, носила публичный характер или рассчитана на ее распространение. В случае, когда она адресована организации, учреждению или органу власти, то ответственность наступает даже в случае сообщения об угрозе терроризмом хотя бы одному из их сотрудников.

В то же время необходимо иметь в виду, что независимо от способов ее осуществления (устно, письменно, с использованием механических и иных средств) преступление может иметь место лишь с момента доведения угрозы до широкого или узкого круга лиц, и тогда, когда она вызвала реальные опасения в ее осуществлении. В то же время для квалификации не имеет значения, желал или не желал субъект привести угрозу в реальное исполнение.

Субъектом данного преступления могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, вменяемые, достигшие 14-летнего возраста.

Субъективная сторона комментируемого преступления характеризуется умыслом. При этом необходимо иметь в виду, что для ч. 3 ст. 205 УК РФ свойственна двойная форма вины — умысел по отношению к действиям и неосторожность — по отношению к наступлению последствий. В то же время нельзя забывать, что в качестве обязательного признака субъективной стороны террориз­ма является цель, которая заключается в: а) нарушении общественной безопасности; б) устрашении населения; в) оказании воздействия на принятое решение органами власти.

Эти же цели являются обязательными и для квалификации угрозы свершения акта терроризма. При этом лицо осознает, что угроза используется им как средство запугивания, терроризирующего воздействия на группу граждан, население и (шга) органы власти. Этим данная угроза отличается от обнаружения умысла на совершение рассматриваемых или аналогичных действий, а также от спонтанных заявлений, особенно в состоянии опьянения. Для квалификации угрозы не имеет зна­чения, действительно ли лицо намеревалось привести свою угрозу в исполнение, ибо определяю­щим является то, что она использовалась как средство терроризирования населения или властей. Для оценки угрозы важную роль играют обстановка происшествия и все другие обстоятельства в их совокупности.

Отягчающими обстоятельствами терроризма (ч. 2 ст. 205 УК РФ) является совершение этих
действий: «

— группой лиц по предварительному сговору;

- с применением огнестрельного оружия.

Как нам представляется, под применением огнестрельного оружия понимается производство стрельбы, которая представляет собой угрозу жизни и здоровью, причинения значительного иму­щественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, а также с целью создания условий для совершения акта терроризма иным способом. Если лицо всего лишь демонст­рирует наличие оружия или намерение открыть из него стрельбу, а также совершает выстрелы в воздух, такие действия могут образовать угрозу, предусмотренную ч. 1 ст. 205 УК РФ.

По ч. 3 ст. 205 УК РФ ответственность наступает при совершении деяний, перечисленных в ч. 1 или ч. 2 анализируемой статьи УК РФ: а) организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК РФ); б) если они повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (т.е. в данном слу­чае имеет место двойная форма вины); в) если деяние сопряжено с посягательством на объекты ис­пользования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения ^(указанная.{hqnMi1 юрририьшр лр^ад-тгаямяг особую" опасность, так как она может привести к особо тяжким последствиям, гибели множества людей, экологической катастрофе и т.п.).

Если смерть или иные тяжкие последствия причинены умышленно, то содеянное надлежит ква­лифицировать по совокупности преступлений (в частности, по ст. 205 и ст. 105 УК РФ).

К иным тяжким последствиям могут относиться: гибель нескольких или многих людей; при­чинение тяжкого вреда их здоровью; массовое отравление; вывод из строя объектов жизнеобеспе-


Глава 43. Расследование терроризма

чения населения; экологическая катастрофа; крупный материальный ущерб; уничтожение памятни­ков истории и культуры, дезорганизация органов власти и управления, срыв мероприятий, имею­щих важное политическое (выборы в представительные органы власти) либо социально-культурное значение (участие в международном спортивном мероприятии), парализация работы транспорта, связи и т.п.

Следует отличать терроризм от других сходных по объективным признакам преступлений (в частности, предусмотренных ст. 167,281 УК РФ). При этом основным и отличительным признаком является направленность деяния. Так, при терроризме в отличие диверсии (ст. 281 УК РФ) отсутст­вует цель нанесения ущерба экономической системе России либо причинения ущерба чужой собст­венности, как это имеет место при умышленном уничтожении или повреждении имущества (ст. 167 УК РФ).

Необходимо также иметь в виду, что от террористического акта (ст. 277 УК РФ), нападения на лиц, пользующихся международной защитой (ст. 360 УК РФ), ряда преступлений против личности, собственности и др. терроризм отличается по указанным в ст. 205 УК РФ целям. В случае, если эти цели одновременно сочетаются с иными, содержащимися в одной из указанных статей УК РФ, дей­ствия виновного необходимо квалифицировать по совокупности преступлений.

Для терроризма характерно то обстоятельство, что к его совершению преступники тщательно готовятся, заранее планируют свои действия.

Оконченным преступление считается тогда, когда указанные выше действия уже совершены ли­бо возникла угроза их совершения и они создали реальную опасность гибели людей; причинения значительного имущественного ущерба; наступления иных общественно опасных последствий.

Реальность опасности наступления указанных последствий оценивается на основе имеющихся материалов о времени, месте, обстановке, способе совершения общеопасных деяний, экспертных оценках и влиянии на механизм преступного посягательства других привходящих, нередко случай­ных обстоятельств (скопление людей, транспортных средств, животных и т.п.). При определении указанной выше реальности следует выяснить, имеются ли в материалах дела данные о времени, месте, обстановке, способе совершения общеопасных деяний, экспертных оценках и влиянии на механизм преступного посягательства других привходящих, нередко случайных обстоятельств (скопление людей, техники, транспортных средств и т.п.).

В качестве превентивной меры в борьбе с терроризмом выступает норма, предусматривающая освобождение лица от уголовной ответственности. В частности, в примечании к данной статье указано, что лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной от­ветственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом спо­собствовало предотвращению осуществления акта терроризма. При этом своевременным следует считать такое предупреждение органов власти, которое позволит им предотвратить совершение террористических действий либо наступление последствий, указанных в ст. 205 УК РФ.

Говоря об ином способствовании предотвращению акта терроризма, необходимо учитывать, что оно может выражаться в активных действиях самого субъекта по предупреждению опасных действий (взрыва, пожара и т.п.), привлечению других граждан к локализации вредных последствий и т.д.

Для полного освобождения лица от уголовной ответственности, согласно примечанию к ст. 205 УК РФ, необходимо, чтобы в его действиях не содержалось иного состава преступления. Наличие же такового не означает исключения возможности освобождения от уголовной ответственности за совершение акта терроризма. Однако освобождение в этой части не освобождает лицо от ответст­венности за совершенное им другое преступление.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.