Урок. 6. Вол. П. Сера. 15. Стол. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Урок. 6. Вол. П. Сера. 15. Стол.

2017-09-30 221
Урок. 6. Вол. П. Сера. 15. Стол. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уха. 7. Мак. 12. Карта. 16. Кот.

Банк. 8. Веер. 13. Рука. 17. Уха.

Тара. 9. Лак. 14. Сон. 18. Муха.

Рис. 10. Плот.

Ответы учащихся.

10. Пилот, плод, флот. 11. Серп. 12. Парта. 13. Щука, мука, ручка, рукав. 14. Дон, Соня. 15. Стул, ствол, стоп. 16. Крот, флот. 17. Ухо. 18. Мука.

Курок, урод, сурок.

Муха, ура, ух, ухо.

Бант, танк, баня, бак.

Пара, Лара.

5. Ирис.

Волк, вор, воля.

Рак, лак, так, бак, как.

Ветер.

Люк, лук.

ИГРА НА СЛОВЕСНЫЕ УДАРЕНИЯ (III—VI кл.).

Первый вариант. Предложить участникам игры в определён­ный промежуток времени написать слова с одинаковыми ударе­ниями, например двусложные с ударением на втором слоге: тетрадь, звонок, бобы, компот, портфель, моряк, прямой, боль­шой, вязать, учить, стирать, строгать, рубить; или трёхсложные с ударением на последнем слоге: виноград, помидор, ученик, по­толок, табурет, молотить, насыпать.

Можно ограничить игру определённым заданием: писать только существительные, или только прилагательные, или только глаголы.

Победителем считается тот, кто в установленный срок на­пишет больше слов.

Второй вариант. Предложить участникам игры писать слова на определённую тему. Например, руководитель объявляет для игры тему «Столовая». Следует подобрать двусложные и трёх­сложные слова и расставить в них ударения. Разрешается брать только имена существительные.

Игра даётся на время, и написавший большее количество слов выигрывает.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТАКИХ СЛОВ.

Двусложные слова с ударением на:   Трёхсложные слова с ударением на:  
первом слоге   втором слоге   первом слоге   втором слоге   третьем слоге  
ложка   буфет   пряники   клеёнка   самовар  
вилка   стакан   ложечка   салфетка   молоко  
миска блюдце кружка   кувшин кисель компот   блинчики   молочник тарелка сметана   вермишель колбаса виногрйд  
чашка   вода       селёдка      
чайник   яйцо       конфета      
скатерть   поднос       картофель      
булка           какао      
каша           гостинцы      
масло           напитки      
фрукты           оладьи      
сахар                  
пища                  
кофе              

Усложнить этот вариант можно прибавлением четырёхслож­ных и пятисложных слов. Слова могут встретиться такие: запе­канка, макароны, яичница, сахарница, мороженое.

Третий вариант. Играющим раздаются разграфлённые листы с условными знаками словесных ударений. Внизу выписаны слова, которые учащиеся должны поместить в соответствующие

графы. Предварительно игра объясняется. Выигрывает тот, кто раньше других и лучше выполнит задание. Вот образец такого листа для игры.

Условные знаки

. (точка) — безударный слог., (запятая) — ударный слог. Для примера взята тема «Одежда».

Слова для размещения по графам:

шуба, валенки, воротник, пальто, калоши, шарф, тапочки, майка, трусы, тюбетейка, сарафан, футболка, рубашка, брюки, пояс, курточка, костюм, шта­ны, туфли, сандалии, ботинки, сапоги, обувь, платье, передник, воротничок, чулки, бант, сорочка, пуговица, вешалка, резинки, галстук, шнурки, ботики, шаровары.

Примечание. По данному образцу могут быть предложены слова в с большим количеством слогов.

Четвёртый вариант. Расставить ударених в предложенной руководителем фразе, в нескольких фразах или в небольшом ли­тературном отрывке. Выигрывает тот, кто первый подаёт пра­вильно выполненное задание.

НАПИШИ ФРАЗУ (IV—V кл.).

У каждого — листок бумаги и карандаш. Руководитель пишет на доске ряд слов. Из каждых трёх слов играющие должны со­ставить фразу, взяв для этого ещё ряд дополнительных слов. Выигрывает тот, кто быстрее и лучше составит фразы на все предложенные слова. Например, даны 9 слов: бабочка, цветок, поле; самолёт; орёл, лес; песок, солнце, дети. Можно составить такие фразы:

1) В поле бабочка села на цветок.

2) Орёл испугался самолёта и повернул в лес. (Орёл увидел самолёт и улетел в лес.)

3) Дети лежали на песке и грелись на солнце.

ОДИНАКОВЫЕ СЛОВА (IV—VI кл.).

(Омонимы. — одинаково произносимые и пишущиеся слова с разными значениями.)

Эта игра построена на тех словах русского языка, которые имеют несколько различных значений.

Например, слово коса имеет три значения: заплетённые волосы, сельскохозяйственное орудие и узкая отмель па реке или море.

Вот далеко не полный список таких слов:

Лук (оружие и растение).

Ключ (от замка и родник).

Шашка (в игре и оружие).

Лавка (для сиденья и небольшой магазин).

Такса (порода собак и расписание цен).

Собачка (животное ^и приспособление у ружья).

Боров (свинья-самец и дымоход на чердаке). ^

Кошка (животное и вид багра).

Поле (участок земли, засеянный злаками; поле шахматной доски).

Ручка (которой пишут; детская ручка; ручка двери).

Перо (птичье; для письма; зелень лука).

Журавль (птица; рычаг у колодца).

Коса (заплетённые волосы; сельскохозяйственное орудие; часть песчаного берега (отмель).

Нос (человека и животного, чайника, сапога; передняя часть корабля).

Вал (морской; земляная насыпь; часть машины).

Вилка (столовый прибор; вилка для электрической розетки).

Кнопка (звонка; канцелярская принадлежность).

Ракета (теннисная; фейерверк — огни салюта).

Раковина (морская; кухонная принадлежность или принад­лежность умывальни).

Шерсть (материя; шерсть зверя).

Кисть (винограда, руки).

Линейка (школьная принадлежность; физкультурное построе­ние; лёгкая повозка).

Челнок (деталь ткацкой или швейной машины, род лодки). Полотно (железнодорожное; хлопчатобумажная и льняная материя).

Объяснение игры.

Изготовляется плакат большого размера, с левой стороны которого сделаны надписи слов-омонимов, а с правой в строч­ке — соответствующие эггим названиям рисунки.

 

ПЛАКАТ

 

 

Кроме того, изготовляется несколько комплектов карточек по типу картинного лото, на которых изображены все рисунки слов-омонимов.

Несколько комплектов делается для того, чтобы в игре при­нимало участие большое количество детей.

Чтобы было легче сортировать комплекты, они имеют раз­личную окраску (например, обратная сторона первого комплек­та сиреневая, второго — жёлтая, третьего — красная, четвёр­того— в полоску, пятого — в клеточку и т. д.).

Каждый комплект разрезается на части — отдельные ри­сунки.

Плакат неразрезанным наклеивается на картон и вывеши­вается на видном месте, чтобы учащиеся могли изучить его.

Первый вариант игры (IV—V кл.). Участники игры садятся на расстоянии друг от друга, и каждый получает по одному комплекту с перемешанными рисунками. Плакат на это время снимается или поворачивается текстом и рисунками к стене.

По команде руководителя участники игры подбирают рисун­ки на слова-омонимы по группам, т. е. все рисунки с названиями «коса» в одну группу, с названиями «поле» — в другую, и т. д.


Выполнивший задание ранее остальных считается выигра­вшим.

Второй вариант. Подбор рисунков-омонимов даётся на время, и собравший большее количество их выигрывает.

Третий вариант. Дети сидят за столом. Руководитель выни­мает из одного перемешанного комплекта, лежащего у него на коленях в ящике или коробке, по очереди рисунки и указывает на кого-либо из сидящих.

Вызванный называет показанный рисунок. Не справившийся с заданием получает штрафное очко.

Не получившие ни одного штрафного очка считаются выиг­равшими.

Необходимо следить за тем, чтобы каждый играющий имел возможность дать одинаковое количество ответов; если это за­трудняет руководителя, то рисунки предлагаются по очереди в том порядке, как сидят дети.

Этот вариант относится к разделу «Речевые игры», но, что­бы два раза не пояснять игру, он помещён в раздел «Речевые игры с карандашом».

Четвёртый вариант (VI кл.). Учащиеся должны написать как можно больше слов-омонимов.

Игра даётся на время, и написавший большее количество выигрывает.

СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО! (III—V кл.). Картинка предметов, названия которых начинаются с буквы к.

 

На картинке нарисована девочка, кошка, куры и много раз­личных предметов.

Следует внимательно рассмотреть «картинку и перечислить на рисунке животных и предметы, названия которых начинаются на букву к.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.