Экспрессивно-стилистическая окраска языковых единиц — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Экспрессивно-стилистическая окраска языковых единиц

2017-09-30 5483
Экспрессивно-стилистическая окраска языковых единиц 5.00 из 5.00 7 оценок
Заказать работу

Русского языка

Экспрессивно-стилистическая окраска представляет собой информацию о принадлежности языкового средства к тому или иному временному или экспрессивному разряду. С точки зрения экспрессивно-стилистической окраски лексика русского языка делится на лексику устаревшую и новую; высокую, торжественную и сниженную. Особенно важным в стилистическом отношении является разделение высоких, торжественных и сниженных слов и словосочетаний. Ср.: лик (высок.) – лицо –морда (сниж.); старец (высок.) – старик –старикашка (сниж.); скончаться (высок.) – умереть –сдохнуть, сыграть в ящик (сниж.).

Экспрессивно-стилистическая окраска тесно связана с функционально-стилистической окраской. К высоким, торжественным относятся книжные слова литературного языка, преимущественно старославянского происхождения, употребляющиеся в публицистических и художественных текстах (ср. держава, отчизна, отечество, родина, дерзновение – смелое стремление к чему-н. благородному, высокому, новому; кончина –смерть). К сниженным относятся слова разговорные, просторечные и жаргонные, употребляющиеся в бытовой сфере общения и недопустимые в официальных ситуациях общения.

Экспрессивно-стилистическая окраска языкового средства тесно связана также с его эмоционально-оценочным содержанием. Как уже отмечалось, многие слова не только называют понятия, но и отражают отношение к ним говорящего. В лексических значениях таких слов присутствуют положительная или отрицательная эмоциональность и оценка (одобрение, неодобрение, ласкательность, презрение и т.п.). Ср.: анонимщик (разг., презр), грязнуля (разг., неодобр.), говорильня (ирон.), дражайшая половина в смысле 'жена' (шутл.), старичок (уменьш.-ласк.), женишок (уменьш. и унич.).

Слова, содержащие эмоциональную оценку, употребляются, в основном, в разговорной речи, в публицистическом стиле и языке художественной литературы. Они неуместны в официальной речи. Использование таких слов в официальных ситуациях общения (деловых документах, деловых выступлениях) является нарушением стилистических норм русского языка.

Основные стилистические пометы, применяемые в толковых словарях русского языка

Принадлежность той или иной языковой единицы к разговорной, просторечной или жаргонной речи, ее экспрессивная окрашенность, новизна или, наоборот, тенденция к ограничению в употреблении сопровождается различными стилистическими характеристиками, которые называются стилистическими пометами. Они устанавливают границы употребления слова. Отсутствие пометы при слове означает, что это слово или значение являются общими для разных стилей и сфер употребления.

Стилистические пометы классифицируются по следующим параметрам:

1) Пометы, указывающие на разновидности устной речи: разг.[оворное], прост.[оречное], фам.[ильярное], детск.[ое], вульг.[арное], арго, обл.[астное], например, б абки подбить (прост.) – подвести итоги; д олбенка (обл.). – долблёное вместилище (сосуд, колода) или лодка, улей.

2) Пометы, указывающие на разновидности письменной речи: книжн.[ое], научн.[ое], тех.[ническое], спец.[иальное], газет.[ное], публиц.[истическое], канц.[елярское], офиц.[иальное], поэт.[ическое], нар.[одно]-поэт.[ическое], например, ригоризм (книжн.). – чрезмерная строгость, прямолинейность в соблюдении нравственных принципов, в поведении; дуплет (спец.). – в бильярдной игре: удар, когда шар попадает в лузу, отскочив от борта под ударом другого шара.

3) Пометы, устанавливающие историческую перспективу в словах современного языка: нов.[ое], церк.[овно]-книжн.[ое], старин.[ное], истор.[ическое], устар.[евшее], высок.[ий стиль], например, д есница (старин., высок.) – правая рука, а также вообще рука; Розвальни (истор.) низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком.

4) Стилистические пометы, указывающие на выразительные оттенки слов: бран.[ное], ирон.[ическое], шутл.[ивое], пренебр.[ежительное], неодобр.[ительное], груб.[ое], торж.[ественное], эвф.[емизм] (для замены прямого обозначения), например, д ешёвка (разг.). – 1. Низкая, дешёвая цена. 2. перен. Нечто безвкусное, лишённое ценности, содержательности (пренебр.).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие нормы называются стилистическими?

2. Что такое стилистическая окраска?

3. Назовите основные виды стилистической окраски языковых единиц русского языка.

4. Что такое функционально-стилистическая окраска языковых единиц русского языка?

5. На какие группы с точки зрения функционально-стилистической окраски делится лексика русского языка?

6. Какие слова называются стилистически нейтральными?

7. Почему разговорные слова не входят в систему литературного языка?

8. В каких ситуациях общения недопустимы просторечные, диалектные и жаргонные слова?

9. Что представляет собой экспрессивно-стилистическая окраска языковых единиц русского языка?

10. В каких ситуациях общения употребляются слова, содержащие эмоциональную оценку?

11. Назовите виды стилистических помет, используемых в толковых словарях русского языка.

 

Тренировочные упражнения

Упр. 38. В приведенных предложениях найдите чужеродные, иностилевые элементы. Исправьте ошибки. Запишите правильный вариант.

1. В нашей группе есть ещё такие студенты, которые запросто могут пропустить не только лекции, но и практические занятия, ссылаясь на свою перегруженность. Конечно, сейчас всем приходится крутиться, подрабатывать. Но это не освобождает нас от необходимости вовремя сдавать зачёты, получать удовлетворительные и хорошие оценки на экзаменах. 2. Павел решил разыскать тех, кто в пламенные годы войны вместе с оккупантами творил свои грязные дела на территории нашего города. 3. Завод выпускает специальные агрегаты для уборки картошки. 5. Налоги с каждой автомашины взимаются с учетом суммы растаможки. 6. Грядущие каникулы мы проведем у моря. 7. Нас встретил седой величественный старичок. 8. Эта книжка посвящена вопросам развития новых государственных отношений. 9. Секретарша деканата выдала нам нужные справки. 10. Заготовительный пункт № 4 принимает от населения города и окрестных сел и деревень свежие и сушеные грибы (обабки, красноголовики, белые) и ягоды (черницу, гоноболь, брусницу). 11. Из детских садиков стали поступать сигналы о том, что эти очаги воспитания подрастающего поколения подвергаются набегам со стороны любителей спиртного. 12. Молодой корреспондент сумел нарыть некий компромат на верхушку министерства. Коллеги считают, что он поплатился именно за это.

Упр. 39. Выпишите из Толкового словаря 10 слов с разной стилистической окраской (например, нейтральной, книжной, терминологической, разговорной, просторечной; с различными экспрессивными и эмоционально-оценочными оттенками (высок., шутл., ирон., ласк., фамил. и др.) и т.д.).

Упр. 40. Сгруппируйте приведенные слова по типу функционально-стилистической окраски (нейтральн., книжн., разг.).

Беготня, вакуоль, взыскание, вещий, вкалывать, вода, говорить, дефект, динамизм, доверенность, думать, забота, зачетка, жизнь, иждивение, иск, картошка, квартиросъемщик, книжка, компетенция, косинус, летучка, начертать, новый, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, поднос, работа, рот, трудиться, улица, усыновитель, уста, читалка, эксперимент, этот.

Упр. 41. Найдите слова, которые по функционально-стилисти­ческой окраске выделяются в рядах приведенных лексических единиц.

1. Письмо, вечерний, интересный, любить, писать, хорошо, очень, миленький, десять, он.

2. Интенсивный, корреспондент, регресс, чрезвычайно, констатировать, вздремнуть, созидание, местожительство.

 

Упр. 42. Распределите письменно-книжную лексику по стилистическим группам: 1) лексика официально-деловая; 2) научная; 3) публицистическая; 4) поэтическая.

Популизм, деидеологизация, либерализм, амплитуда, лучезарный, истец, ответчик, отстранить, токоприемник, пакт, априори, бесталанный, нижеподписавшийся, коксовать, константа, колер, локальный, предводитель, нега, надлежит, спектрограф, незабвенный, интервьюировать, взыскание, нарекание, нижепоименованный, вещий, вышеуказанный, дискриминация, инфинитив, реферат, благовонный, задаром, дева, гуманизм, эскалация.

Упр. 43. Определите сферу употребления фразеологических оборотов: разговорно-бытовая, книжно-литературная.

Терновый венец, крутить носом, на босу ногу, драть горло, с позиции силы, глаголом жги сердца людей, есть ещё порох в пороховницах, глас вопиющего в пустыне, заморить червячка.

Упр. 44. Определите, какие словосочетания употребляются в официально-деловом, научном, публицистическом и разговорном стилях.

Официальный визит, заслушать объяснения, ввиду плохой погоды, антитоталитарный порыв, бросаться в глаза, теоретическое содержание, постсоветское пространство, точка кипения, прибытие посла, во избежание пожара, принятие мер, расскажи покороче, силовые ведомства, современный менеджмент, дружественная обстановка, определенные тенденции, ударить по карману, почтенная стукаческая когорта, гонка вооружения, опротестовать решение, алгоритм воздействия.

Упр. 45. Определите значения просторечных слов, замените их литературными.

Богатей, горбач, промеж, смуглявый, супротивник, тепереча, вдогон, спечь, убивец, упредить, барахло, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, брюхо, сдрейфить, зубодер, облапошить.

 

Упр. 46. Определите, какие из приведенных слов соответствуют норме литературной речи, а какие – просторечию.

Лягу – ляжу, кладу – ложу, лихоражу – лихорадю, награжу – наградю, наплещу – наплескаю, налягу – наляжь, ляг – ляжь, положи – поклади, напои – напой, мозоль – мозоля, дуршлаг – друшлаг, противень – протвень, оладья – оладий, туфля – туфель, задолжность – задолженность, междугородный – междугородний.

 

Упр. 47. Подберите к общенародным словам диалектные синонимы (см. слова для справок).

Прятки, полотенце, драчливый, носовой платок, колокольчик, гриб-дождевик, крикливый человек, сумасшедший, застежка, ковш, свеча, амбар, скатерть.

Слова для справок: рукотерник, слаборукий, хоронушки, утирка, пуховка, мучник, ротан, схватцы, жегалка, позвонок, божегневный, питушка, настольник.

Упр. 48. Найдите случаи нарушения стилистических норм современного русского языка, связанные с использованием жаргонных слов и выражений.

1. Этот депутат всего лишь хотел перед очередными выборами подраскрутиться. 2. Такого обувалова наш город еще не видел. 3. Журнал «Молоток» расспросил про звездатую жизнь ребят из группы «Другие правила». 4. Объем арестованной воды составляет 0,16 % от поставок грузинской минералки в Россию, что вполне укладывается в показатели фальшака. 5. За растяжку платежей приходится уплачивать штраф в размере 2% за каждый день. 6. Открытие магазина в центре города перетекло в «обувные разборки». 7. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели, как эффективность существования предприятий и доход от них. 8. «Желтое такси» довезет вас до «Метелицы», чтобы вы могли клево отметелиться.

 

Упр. 49. Подберите к устаревшим словам синонимы. Как называются такие устаревшие слова?

Очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, льзя, зрачный, ведомости, брадобрей.

Современные синонимы: щёки, глаза, говорит, губы, лоб, можно, видный, парикмахер, палец, битва, новости.

 

Упр. 50. Определите разновидность устаревших слов и распределите их на 2 группы: 1 – архаизмы (устаревшие синонимы современных слов), 2 – историзмы (слова, называющие не существующие теперь предметы, явления окружающего мира; они не имеют современных синонимов).

Выя, лекарь, ротмистр, доколе, белогвардеец, нумер, кадет, волость, меньшевик, продразвёрстка, десница, лукавствовать, есаул, вече, казна, нервический, епанча, мушкет, кольчуга, гусар.

Упр. 51. Сгруппируйте данные ниже слова следующим образом: 1) высокие, торжественные слова; 2) сниженные слова.

Благолепие, взывать, глазеть, головомойка, грядущий, дерзновенный, мазила, мольба, нагоняй, начертать, лоботряс, почин, растянуться, содружество, соратник, чаять, нянчиться.

Упр. 52. К данным существительным подберите подходящие по экспрессивно-стилистической окраске прилагательные. (При образовании словосочетаний изменяйте формы зависимых слов.)

1. Старец, старичок, старикашка – горбатенький, согбенный, зловредный.

2. Воин, вояка – жалкий, отважный.

3. Лик, личико – славненький, божественный.

4. Очи, глаза, глазки – малюсенький, лучезарный, смеющийся.

5. Глас, голос, голосишко – жиденький, вещий, низкий.

6. Одежонка, одеяние – княжеский, плохонький.

7. Поиски, искания – духовный, интересный.

8. Труд, работенка – пустяковый, самоотверженный.

9. Взыскание, наказание, возмездие – справедливый, роковой, административный.

Упр. 53. Установите оттенки эмоциональной оценки в приведенных словах и их экспрессивно-стилистическую окраску. При выполнении задания пользуйтесь материалами толковых словарей.

Бахвал, беззаветный, велеречивый, верхоглядство, глупец, деляга, доблестный, мошенник, наловчиться, повелитель, подвох, подковырка, поднатореть, притворщик, ретроград, тихоня, холуйство.

Упр. 54. Подставьте к следующим словам такие суффиксы, которые изменили бы стилистическую окраску исходного слова.

Образец: Книга – книжонка, книжка, книжечка, книжища, книжулька и т.д.

Кино, племянник, мужик, врач, хороший, большой, трясти, вахтер, давно, тихо, ладно, старик, рука.

Упр. 55. В синонимических рядах выделите слова с экспрессивной окраской. Установите, в какой сфере они преимущественно используются.

1. Любить – обожать – боготворить – души не чаять. 2. Сказать – замолвить – изречь – проронить – промычать. 3. Сообщать, возвещать, доводить до сведения, выкладывать. 4. Бить, избивать, колошматить, лупить, мутузить, дубасить, костылять. 5. Думать, мыслить, мозговать, кумекать. 6. Свергнуть, низвергнуть, низложить, свалить, сбросить. 7. Пустяк – пустячок – пустяковина – мелочь – безделица – малость – чепуха – ерунда. 8. Бой – сражение – битва – дело – брань – сеча – побоище.

Упр. 56. Рассмотрите предложения, взятые из научных работ, докладов и газетных публикаций. Укажите случаи «смешения стилей», исправьте предложения.

1. Судя по всему, коммерсанты устраняли конкурентов, либо «крыши» выясняли отношения между собой. 2. Почему на Западе полицейские не берут на лапу в массовом порядке? 3. Половину поручений президента замордовали в кабинете правительства. 4. Кандидатам будут предлагать выгодные должности, и они будут соглашаться, чтобы иметь возможность урвать кусок власти. 5. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 6. По официальным данным, в Карелии высокая горимость лесов. 7. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 8. В салоне «Каста» было выстрижено двое студентов. 9. Постепенно и Россия стала не только производить поддельный табак, но и «прокачивать» поставки левых сигарет в Европу.

Упр. 57. В приведенных предложениях найдите чужеродные, иностилевые элементы. Исправьте ошибки. Запишите правильный вариант.

1. За завтраком мы с родителями обсуждали план по привлечению каждого члена семьи к участию в генеральной уборке. 2. Межтарифка не позволяла Воронежу участвовать в ряде федеральных программ. 3. Купив новый аттракцион, владелец отбивает деньги примерно за 5-7 лет. 4. Мальчик с улыбкой взирал на драчунов. 5. Секретарша деканата подготовила все необходимые документы для выпускников нашего факультета. 6. Эта майка была у меня хитом – оттусовал ее все лето.

Упр. 58. Выпишите из толкового словаря русского языка 10 слов с различной стилистической окраской. Укажите, в каких сферах общения (научной, официально-деловой, публицистической, эстетической, бытовой) возможно их использование.

 

Упр. 59. Определите, какие словосочетания употребляются в официально-деловом, научном, публицистическом и разговорном стилях. В зависимости от стиля распределите их на 4 группы. Какие из словосочетаний можно отнести к нескольким группам?

Официальный визит, отлынивать от работы, теоретическое содержание, бросаться в глаза, во избежание пожара, следует подчеркнуть, дружественная обстановка, точка кипения, современный менеджмент, силовые ведомства, краеугольный камень.

 

Упр. 60. Определите экспрессивно-стилистическую окраску слов и фразеологизмов (высок., сниж., нейтр.).

Принять в дар, здоровяк, попадать на крючок, держава, норма, до последней капли крови, отлично, грязнуля, соратник, глас вопиющего в пустыне.

Упр. 61. Определите, к какой разновидности национального русского языка (к литературному языку, просторечию, территориальным диалектам или социальным диалектам) относятся следующие фонетические варианты и грамматические формы слов.

Килóметр, намерéние, эксплатировать, транвай, дермантин, психиатор, туфель, мыш, с повидлой, под роялью, делов, с людями, на пляжу, нет время, к Марии Васильевной, матеря́, стаканы́, наиболее чаще, у ней, хочут, берегёт, броюсь, пл о тит, ездию, стонает, ляжь, ехай, поломатый, достигать до цели.

Тестовые задания


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.