Тема 4. Отличительные черты монологической речи на суде — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 4. Отличительные черты монологической речи на суде

2017-09-29 518
Тема 4. Отличительные черты монологической речи на суде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Назначение судебной речи как установление истины по делу
и постановление справедливого решения. Обвинительная и защитительная речь. Ближайшая и конечная цели этой речи. Зависимость содержания от целевой установки оратора. Полемическая заостренность судебного монолога.

Выразительность и образность речи юриста. Эмоциональное воздействие как необходимый элемент убеждения словом. Изобразительно-выразительные средства языка юриста: метафора, сравнение, ирония, антитеза. Стилистические фигуры, характерные для судебных речей: литературные образы, цитирование художественных произведений, исторические примеры.

Синтаксические средства выразительности: повторы, анафора, эпифора, обратный порядок слов, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание. Фразеологические единицы, повышающие экспрессивность речи: пословицы, поговорки, крылатые выражения. Риторические приёмы создания объективной словесной картины для справедливой оценки тех или иных фактов, обсуждаемых оратором-юристом.

Соотнесённость судебной речи с книжно-письменными стилями. Элементы разговорного стиля как средство воздействия на адресата.

Используемая литература: [6], [7], [8], [10], [11].

 

Тема 5. Композиция выступления судебного оратора.

Структура публичного выступления как основа её целостности
и эффективности.

Вступительная часть как средство привлечения внимания слушателей. Изложение фактических обстоятельств дела, общественная моральная оценка совершенного преступления во вступлении к обвинительной речи. Характеристика личности подсудимого во вступлении к защитительной речи. Трафареты и новации в вводной части судебного выступления.

Основная часть судебной речи как совокупность следующих микротем: изложение фактических обстоятельств дела, анализ собранных по делу доказательств, обоснование квалификации преступления, характеристика личности подсудимого, причины, способствовавшие совершению преступления, соображения о мере наказания. Смысловая градация аргументов в соответствии с принципом усиления.

Заключительная часть судебной речи как подведение итогов. Корреляция заключения со вступлением и основной частью.

Недостатки композиции судебной речи. Мотивационная последовательность речи.

Логические основы речи юриста. Логика убеждения в соответствии с основными законами мышления (закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания). Убедительность как показатель высокого уровня ораторского мастерства юриста.

Логическая операция доказательства, включающая в себе три элемента: тезис, аргументы, демонстрацию. Требования, предъявляемые к каждому из этих элементов. Прямое и косвенное доказательство. Индуктивный
и дедуктивный методы доказательства, метод аналогии. Логическая операция опровержения.

Языковые средства, выражающие логику юридического высказывания (вопросительные высказывания, периоды).

Речевые средства рационального воздействия (приём адресации, точность словоупотребления, термины оценочного характера).

 

Используемая литература: [6], [7], [8], [10], [11].

 

Тема 6. Особенности устной коммуникации юриста.

Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юристов. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах. Подходы к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования. Виды вопросов при проведении консультирования. Переговоры как важный инструмент урегулирования деловых отношений и конфликтов. Виды переговоров. Структурные элементы переговоров. Тактические приемы в ведении переговоров. Собеседования. Навыки проведения собеседований, необходимые для получения полной и достоверной информации. Коммуникативные особенности партнеров по собеседованию. Риторические способы построения собеседования и его этапы. Отличия консультирования от собеседования.

 

Используемая литература: [6], [7], [8], [10], [11].

 

Содержание лекций

 

Очная форма обучения

 

№ темы Название разделов тем Содержание Кол-во часов
1. Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами 1. Цели и задачи дисциплины. 2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие изучение русского языка в вузе. 3. Особенности профессионального общения. 4. Культура устной и письменной речи юриста. 5. Требования к речевой культуре юриста.  
2. Особенности профессиональной коммуникации юриста 1. Древняя Греция как место зарождения судебного красноречия. 2. Древнеримский период развития юридической риторики. 3. Развитие русского и советского юридического красноречия 4. Особенности риторики современных юристов, адвокатов и правоведов.  
  Речь как средство коммуникативного воздействия 1. Речевой этикет и этика в деятельности юриста. 2. Этикет прений между процессуальными противниками. Культура спора и полемики в юридической сфере. 3. Правила ведения диалога на следствии. Тактика говорения и слушания в профессиональном общении. Внимание к адресату как принцип речевого поведения. 4. Устно-письменный протоколируемый диалог сторон на суде. 5. Нравственное воспитание слушателей, присутствующих в зале судебного заседания.  

 

Заочная форма обучения

 

№ темы Название разделов тем Содержание Кол-во часов
1. Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами 1. Цели и задачи дисциплины. 2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие изучение русского языка в вузе. 3. Особенности профессионального общения. 4. Культура устной и письменной речи юриста. 5. Требования к речевой культуре юриста.  

Содержание семинарских занятий

не предусмотрено.

Содержание практических занятий

 

Очная форма обучения

 

№ темы Название тем Содержание Кол-во часов
  Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами 1. Требования к речевой культуре юриста. 2. Особенности профессионального общения. 3. Культура устной и письменной речи юриста.  
  Особенности профессиональной коммуникации юриста 1. Древняя Греция как место зарождения судебного красноречия. 2. Древнеримский период развития юридической риторики. 3. Развитие русского и советского юридического красноречия 4. Особенности риторики современных юристов, адвокатов и правоведов.  
  Речь как средство коммуникативного воздействия 1. Устно-письменный протоколируемый диалог сторон на суде. 2. Нравственное воспитание слушателей, присутствующих в зале судебного заседания. 3. Правила речевого этикета и этики в деятельности юриста. 4. Практика ведения диалога на следствии. Тактика говорения и слушания в профессиональном общении. Внимание к адресату как принцип речевого поведения.  
  Отличительные черты монологической речи на суде 1. Назначение судебной речи. 2. Обвинительная и защитительная речь. 3. Полемическая заостренность судебного монолога. 4. Выразительность и образность речи юриста. 5. Синтаксические средства выразительности. 6. Фразеологические единицы, повышающие экспрессивность речи. 7. Соотнесённость судебной речи с книжно-письменными стилями. Элементы разговорного стиля как средство воздействия на адресата.  
5. Композиция выступления судебного оратора 1. Убедительность как показатель высокого уровня ораторского мастерства юриста. 2. Тезис, аргументы, демонстрация как элементы логичности речи. 3. Языковые средства, выражающие логику юридического выступления. 4. Речевые средства рационального воздействия.  
6. Особенности устной коммуникации юриста 1. Подготовка и произнесение монологов, диалогов. 2. Риторические аспекты интервью, консультирования, ведения деловых переговоров. 3. Этический аспект юридической риторики и его проявление в диалоговом профессиональном общении. 4. Речевой этикет и этика в деятельности юриста.  

 

Заочная форма обучения

 

№ темы Название тем Содержание Кол-во часов
  Особенности профессиональной коммуникации юриста 1. Древняя Греция как место зарождения судебного красноречия. 2. Древнеримский период развития юридической риторики. 3. Развитие русского и советского юридического красноречия 4. Особенности риторики современных юристов, адвокатов и правоведов.  
  Речь как средство коммуникативного воздействия 1. Устно-письменный протоколируемый диалог сторон на суде. 2. Нравственное воспитание слушателей, присутствующих в зале судебного заседания. 3. Правила речевого этикета и этики в деятельности юриста. 4. Практика ведения диалога на следствии. Тактика говорения и слушания в профессиональном общении. Внимание к адресату как принцип речевого поведения.  
  Отличительные черты монологической речи на суде 1. Назначение судебной речи. Полемическая заостренность судебного монолога. 2. Выразительность и образность речи юриста. 3. Синтаксические средства выразительности. 4. Фразеологические единицы, повышающие экспрессивность речи. 5. Соотнесённость судебной речи с книжно-письменными стилями. Элементы разговорного стиля как средство воздействия на адресата.  

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Трудоемкость самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Юридическая риторика» составляет 42 ч. по очной форме обучения и 64 ч. по заочной форме обучения.

В целях организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине разработаны следующие учебно-методические материалы:

1. Методические материалы для проведения практических занятий, включающие перечень учебных вопросов, тематику докладов и сообщений, контрольные вопросы и задания, список рекомендуемой литературы и методические рекомендации для подготовки к занятию.

2. Методические указания для обучающихся заочной формы обучения, включающие учебные вопросы для подготовки к занятиям, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, контрольные вопросы и задания, список рекомендуемой литературы и указания по работе с ней.

3. Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся.

4. Перечень вопросов для подготовки к зачету и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков на зачете.

5.1. Вопросы для самостоятельного изучения

 

Очная форма обучения

 

№ темы   Название тем Содержание Кол-во часов
  Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами Русский язык как государственный язык. Нормативно-правовые документы, регламентирующие изучение русского языка в вузе. Особенности профессионального общения.  
  Особенности профессиональной коммуникации юриста Основные понятия дисциплины. Литературный язык и нелитературные формы языка. Культура речи юриста. Нелитературные формы языка: жаргон, просторечие, диалекты, арго.  
  Речь как средство коммуникативного воздействия Характеристика функциональных стилей современного русского литературного языка. Научный стиль. Публицистический стиль. Язык художественной литературы. Разговорная речь.  
  Отличительные черты монологической речи на суде Особенности монологической речи на суде. Нормы устной и письменной речи. Орфографические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Орфоэпические нормы.  
5. Композиция выступления судебного оратора Анализ композиции судебных речей. Анализ происхождения и толкования юридических понятий и терминов. Лингвистические значение и юридическое толкование термина. Работа со словарями.  
6. Особенности устной коммуникации юриста Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юристов. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах. Подходы к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования. Виды вопросов при проведении консультирования. Переговоры как важный инструмент урегулирования деловых отношений и конфликтов. Виды переговоров. Структурные элементы переговоров. Тактические приемы в ведении переговоров. Собеседования. Навыки проведения собеседований, необходимые для получения полной и достоверной информации. Коммуникативные особенности партнеров по собеседованию. Риторические способы построения собеседования и его этапы. Отличия консультирования от собеседования.  
  Зачет    
  Итого    

 

Заочная форма обучения

 

№ темы   Название тем Содержание Кол-во часов
  Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами Русский язык как государственный язык. Нормативные правовые документы. Особенности профессионального общения. Основные понятия дисциплины. Мастера судебной речи о русском языке.  
  Особенности профессиональной коммуникации юриста Культура речи юриста. Литературный язык и нелитературные формы языка. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи юриста. Основные качества речи юриста: чистота, ясность, понятность, доходчивость, точность, логичность, убедительность. Нелитературные формы языка: жаргон, просторечие, диалекты, арго в профессиональной деятельности юриста. Термины и разговорные слова в речи юриста. Диалог, спор, беседа в юридической профессиональной сфере. Консультирование, переговоры, судебная речь как виды профессиональной коммуникации юриста.  
  Речь как средство коммуникативного воздействия Характеристика функциональных стилей современного русского литературного языка. Функциональные разновидности юридической речи. Речевой этикет и речевая этика как средства коммуникативного воздействия. Убедительность судебной речи. Тезисы, аргументы, демонстрация. Рассуждение: тезис, определение, перифраз, демонстрация. Убеждение: доказательства, аргументация, опровержение.  
  Отличительные черты монологической речи на суде Язык права, его особенности. Нормы в судебной речи. Основные качества судебной речи: убедительность, понятность, ясность, доходчивость, точность, логичность, уместность, чистота, лаконичность, выразительность. Композиция судебной речи. Доказывание, опровержение, убеждение в судебной речи. Средства связи в судебной речи. Вопросительные конструкции в судебной речи. Виды аргументов в судебных речах. Тактика аргументирования. Устранение противоречий.  
5. Композиция выступления судебного оратора Вступление, основная часть, заключение как составные части выступления, особенности их содержания и построения. Установление контакта, приемы привлечения внимания. Нормы речевого поведения оратора. Официальность речевой ситуации. Речевая этика и речевой этикет в выступлении судебного оратора. Искусство спора в профессиональной деятельности юриста. Происхождение и толкование терминов. Лингвистические значение и юридическое толкование термина. Заимствованные термины в выступлениях судебного оратора.  
6. Особенности устной коммуникации юриста Подготовка и произнесение монологов, диалогов. Риторические аспекты интервью, консультирования, ведения деловых переговоров. Этический аспект юридической риторики и его проявление в диалоговом профессиональном общении. Речевой этикет и этика в деятельности юриста. Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юристов. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах. Подходы к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования. Виды вопросов при проведении консультирования. Переговоры как важный инструмент урегулирования деловых отношений и конфликтов. Виды переговоров. Структурные элементы переговоров. Тактические приемы в ведении переговоров. Собеседования. Навыки проведения собеседований, необходимые для получения полной и достоверной информации. Коммуникативные особенности партнеров по собеседованию. Риторические способы построения собеседования и его этапы. Отличия консультирования от собеседования.  
  Зачет    
  Итого    

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

Перечень компетенций и этапы их формирования Планируемые результаты и уровни освоения компетенций Типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков
Номера вопросов для подготовки к зачету
ОК-4 способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения Тема 1. Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами знать: особенности устной и письменной коммуникации в научной и деловой сфере общения; требования к культуре речи, основные термины юридической риторики, виды аргументов, особенности композиции судебной речи, способы убеждения, правила ведения спора, дискуссии и полемики; уметь: готовить публичные выступления, выдвигать тезисы, использовать аргументацию, вести дискуссию и полемику владеть: нормами русского литературного языка в профессиональной сфере, навыками подготовки публичных выступлений общеюридической тематики 8-12
Тема 2. Особенности профессиональной коммуникации юриста 13-16
Тема 3. Речь как средство коммуникативного воздействия 17-20
Тема 4. Отличительные черты монологической речи на суде 21-29
Тема 5. Композиция выступления судебного оратора 21-22
Тема 6. Особенности письменной коммуникации юриста 27-29

 

6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций
на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

 

Уровень и качество компетенций обучающихся определяется знаниями, навыками и умениями, которые приобретаются на различных этапах освоения учебной дисциплины и выступают главными показателями сформированности общекультурных компетенций. Оценивание степени и качества компетенций осуществляется в форме зачёта на основе уровневой шкалы (может использоваться при любой форме промежуточной аттестации) и шкалы оценивания компетенций.

 

Шкала оценивания уровня сформированности компетенции   Шкала оценивания компетенций в форме зачёта
высокий зачтено
продвинутый зачтено
пороговый зачтено
низкий не зачтено

 

Критерии оценивания компетенций в форме зачёта по дисциплине

Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он усвоил программный материал, последовательно, четко и логически стройно излагает его, справляется с заданиями, вопросами и другими видами применения знаний, а учебные достижения обучающегося в семестровый период имели положительную динамику.

Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, если он не усвоил программный материал, не справляется с заданиями, вопросами и другими видами применения знаний, а учебные достижения обучающегося в семестровый период не имели положительной динамики.

При оценке теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся на зачете учитываются также текущая успеваемость по дисциплине, участие в работе на практических занятиях, уровень выполнения ими письменных работ, предусмотренных учебным планом. В случае необходимости экзаменатор может задавать обучающемуся дополнительные вопросы по разделам (темам) учебной дисциплины, по которым его знания вызывают сомнения (с учетом результатов текущей успеваемости и посещаемости занятий).

 

6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

 

Обучающиеся могут самостоятельно заниматься научно-исследовательской работой под руководством преподавателя. Содержание работы, которая состоит в форме подготовки реферата или презентации по дисциплине, заключается в анализе и изучении научной литературы по юридической риторике, подготовке устного выступления или презентации на русском языке, подготовке статей и тезисов.

 

Примерная тематика рефератов, презентаций

 

1. Виды делового общения в судебной практике: интервьюирование, переговоры, консультирование.

2. Изобразительно-выразительные средства языка в речи юриста.

3. Иноязычная лексика в юридических текстах.

4. Искусство речи на суде: историческая ретроспектива.

5. Искусство спора в профессиональной деятельности юриста.

6. Логические основы убедительности судебной речи.

7. Новое в профессиональной юридической терминологии.

8. Нормы русского литературного языка в сфере права.

9. Особенности судебной речи.

10. Полемическая направленность судебной речи.

11. Пути и способы преодоления коммуникативных барьеров в профессионально й сфере.

12. Речевая аргументация. Виды аргументов в судебных речах.

13. Речевая норма и культура речи в профессиональной деятельности юриста.

14. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах.

15. Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юриста.

16. Риторические стратегии юриста в конфликтной ситуации.

17. Спор, дискуссия, полемика в профессиональной деятельности юриста.

18. Судебный оратор и его аудитория.

19. Типы и виды вопросов в юридической практике.

20. Язык права. Функции языка права. Правовой статус языка.

Перечень вопросов к зачету

1. Дайте понятие юридической риторики.

2. Назовите коммуникативные качества воздействующей речи.

3. Охарактеризуйте развитие юридической риторики в античности.

4. Охарактеризуйте судебное красноречие в дореволюционной России.

5. Охарактеризуйте судоговорение в советский и постсоветский период.

6. Раскройте назначение судебной речи.

7. Раскройте отличительные черты судебной речи.

8. Дайте понятие о диалогизированном монологе.

9. Раскройте стилевые характеристики судебной речи.

10. Проанализируйте, в чем заключается убедительность судебной речи.

11. Проанализируйте логические ошибки в речи судебного оратора.

12. Охарактеризуйте языковые средства, создающие логичность речи.

13. Охарактеризуйте виды судебных речей.

14. Охарактеризуйте виды делового общения в судебной практике: интервьюирование, переговоры, консультирование.

15. Охарактеризуйте композицию судебной речи.

16. Раскройте понятия выразительности, экспрессивности и эмоциональности судебной речи.

17. Раскройте рациональные и эмоциональные виды аргументов в судебной речи.

18. Назовите средства эмоционального воздействия в судебной речи.

19. Проанализируйте использование интонационно-выразительных средств воздействия в судебной речи.

20. Раскройте понятия этика и речевой этикет судебного оратора.

21. Охарактеризуйте использование книжно-письменных и разговорных конструкции в судебной речи.

22. Проанализируйте специфику ведения спора, дискуссии, полемики в профессиональной деятельности юриста.

23. Охарактеризуйте невербальные средства общения, сопровождающие выступление.

24. Назовите общие и специфические черты частных риторик.

25. Раскройте понятия тропы и риторические фигуры, проанализируйте уместность их использования в речевом обиходе юриста.

26. Раскройте понятия тема и тезис судебной речи.

27. Раскройте понятия общие и частные топосы.

28. Раскройте понятие аргументация, проанализируйте ее виды в судебной речи.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.