Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности в формировании учебной мотивации и в сфере взаимодействия с окружающим миром. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности в формировании учебной мотивации и в сфере взаимодействия с окружающим миром.

2017-09-29 232
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности в формировании учебной мотивации и в сфере взаимодействия с окружающим миром. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели программы: развитие межполушарного взаимодействия головного мозга; формирование позитивной мотивации к школьному обучению; развитие коммуникативных навыков.

Задачи программы:

· синхронизация работы полушарий головного мозга;

· развитие координации движений, мелкой и крупной моторики;

· повышение уровня психологической готовности к обучению в школе;

· формирование у детей позитивного отношения к себе и школе;

· формирование адекватных форм поведения в новых для ребенка школьных ситуациях;

· создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;

· развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений;

· воспитание бережного отношения к другим детям.

Программа отличается высокой динамичностью, т. к. помимо кинезиологических упражнений включает методы сказко- и арт-терапии, интеллектуально-развивающие игры и задания, игры и упражнения, способствующие адаптации к новым условиям жизни ребенка, пальчиковую гимнастику — все это в совокупности позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной.

Методическая основа: программа М. А. Панфиловой «Лесная школа», направленная на формирование позитивной мотивации к школьному обучению.

Стартовая и итоговая диагностика: эффективность работы определяется путем сравнения результатов, полученных по методике «ДУМ-1», в начале и в конце реализации программы.

Программа включает 14 встреч, проводимых в соответствии с тематическим планированием (таблица). Реализуется с сентября по декабрь (с одной группой) и с февраля по апрель (с другой группой).

Периодичность встреч — 1 раз в неделю. Продолжительность встречи — 30 мин. Количество человек в группе — 7–8.

Тематическое планирование по программе «Путешествие в страну знаний»

Тема встречи Цель Содержание
1. «Знакомство с волшебной страной знаний» (приложение) Знакомство с группой. Принятие правил. Создание положительного эмоционального фона. Развитие групповой сплоченности и навыков позитивного общения 1. Ритуал входа. 2. Игра «Разведчики». 3. Упражнение «Здравствуй! Как тебя зовут?». 4. Упражнение «Эстафета хороших известий». 5. Упражнение «Давайте поздороваемся». 6. Изучение правил поведения в школе. 7. Кинезиологические упражнения: «Ветер»; «Полет-1». 8. Знакомство со сказкой «Лесная школа» (М. А. Панфилова). 9. Тематическое рисование «Карта волшебной страны знаний». 10. Кинезиологическое упражнение для релаксации «Поза покоя». 11. Рефлексия. 12. Ритуал прощания
2. «Станция школьных принадлежностей» Знакомство с предметами школьной принадлежности и их назначением 1. Ритуал входа. 2. Упражнение «Комплименты». 3. Упражнение «Ветер дует на…». 4. Игра «Собери портфель». 5. Кинезиологические упражнения: «Ветер»; «Полет-1». 6. Знакомство со сказкой «Собирание портфеля» (М. А. Панфилова). 7. Игра «Что спрятано у Физкультминутки в рюкзаке?». 8. Упражнение «Четвертый лишний». 9. Упражнение «Рисунок на спине соседа». 10. Кинезиологическое упражнение для релаксации «Поза покоя». 11. Ритуал прощания
3. «Сказочная школа умниц и умников» Формирование интереса к школе, положительного образа школы, представлений о правах и обязанностях школьника, школьной мотивации, навыков учебного сотрудничества 1. Ритуал входа. 2. Упражнение «Я рад тебя видеть!». 3. Игра «Мои руки хороши, а у соседа лучше». 4. Упражнение «Закончи предложение». 5. Упражнение «Школьные принадлежности». 6. Кинезиологические упражнения: «Ушки»; «Полет-2»; «Огонь и лед». 7. Знакомство со сказкой «Самый лучший первоклассник» (М. А. Панфилова). 8. Упражнение «Для чего ходят в школу». 9. Рисунок «Я в школе». 10. Ритуал прощания
4. «Мой учитель — волшебник» Проработка идеального образа учителя, соотнесение с реальным. Помощь в выстраивании модели возможных отношений с учителем. Знакомство с функциями учителя. Развитие доброжелательного отношения к учителю. Снятие страха перед школой 1. Ритуал входа. 2. Упражнение «Прохлопай свое имя». 3. Упражнение «Я положу в свой в портфель». 4. Игра «Рукавички». 5. Упражнение «Какой должен быть учитель?». 6. Кинезиологические упражнения: «Ушки»; «Полет-2»; «Огонь и лед». 7. Знакомство со сказкой «Букет для учителя» (М. А. Панфилова). 8. Рисунок «Мой учитель», «Букет для учителя». 9. Ритуал прощания
5. «Королевство чувств» Знакомство с чувствами. Снижение тревожности. Повышение уверенности в себе 1. Ритуал входа. 2. Упражнение «На что похоже настроение?». 3. Игра «Тропинка». 4. Упражнение «Угадай эмоцию». 5. Кинезиологические упражнения: «Ушки»; «Полет-2»; «Огонь и лед». 6. Создание сказочной страны. 7. Рисование «Волшебная страна чувств». 8. Игра «Скульптор». 9. Кинезиологическое упражнение для релаксации «Поза покоя». 10. Ритуал прощания
6. «Правила школьной жизни» Знакомство с правилами поведения в школе. Формирование навыков взаимодействия. Создание доброжелательной атмосферы в группе 1. Ритуал входа. 2. Приветствие «Добрый клубок». 3. Упражнение «Лесные герои». 4. Упражнение «Мои школьные трудности». 5. Кинезиологические упражнения: «Ветер»; «Ушки»; «Полет-1»; «Огонь и лед». 6. Знакомство со сказкой «Школьные правила» (М. А. Панфилова). 7. Прослушивание песенки о правилах поведения. 8. Рисование пиктограмм, обозначающих правила поведения в школе. 9. Ритуал прощания
7. «Школьник и дошкольник» Помощь в осознании детьми своего нового статуса школьника. Формирование реалистических представлений о правах и обязанностях школьника и дошкольника. Закрепление знаний о правилах поведения в школе 1. Ритуал входа. 2. Упражнение «Как первоклассник». 3. Упражнение «Меня зовут… Я люблю себя за то, что…». 4. Упражнение «Что значит быть школьником». 5. Кинезиологические упражнения: «Ветер»; «Ушки»; «Полет-2»; «Четыре стихии». 6. Игра «Школьники — дошкольники». 7. Игра «Море волнуется раз…». 8. Упражнение «Урок или перемена». 9. Рисунок «Я — дошкольник, я — школьник». 10. Ритуал прощания
8. «Остров дружбы» Сплочение коллектива. Формирование отношения друг к другу как к целостной группе 1. Ритуал входа. 2. Упражнение «Воздушный бал». 3. Упражнение «Пингвины». 4. Кинезиологические упражнения: «Ветер»; «Ушки»; «Полет-2»; «Четыре стихии». 5. Игра «Разыскивается…». 6. Упражнение «Ищем ошибки». 7. Упражнение «Что изменилось?». 8. Упражнение «Нарисуй диктант». 9. Кинезиологическое упражнение для релаксации «Поза покоя». 10. Ритуал прощания
9. «В гостях у госпожи Аккуратность» Приучение к порядку, аккуратности, бережному отношению к учебникам и другим школьным вещам 1. Ритуал входа. 2. Упражнение «Поздороваемся». 3. Игра «Два братца». 4. Кинезиологические упражнения: «Ветер»; «Ушки»; «Полет-2»; «Четыре стихии»; «Найди клад». 5. Знакомство со сказкой «Госпожа Аккуратность» (М. А. Панфилова). 6. Упражнение «Рисуем пиктограммы правил госпожи Аккуратность». 7. Ритуал прощания
10. «Ваше величество Оценка» Формирование умения находить выход из трудной ситуации, изменить которую возможно. Знакомство с позитивным способом изменения отношения к ситуации 1. Ритуал входа. 2. Упражнение «Ласковое имя». 3. Упражнение «Гусеница». 4. Кинезиологические упражнения: «Ветер»; «Ушки»; «Теплые ручки»; «Полет-2»; «Четыре стихии»; «Найди клад». 5. Знакомство со сказкой «Школьные первые оценки». 6. Игра «Я люблю и не люблю». 7. Работа с лесенками. 8. Упражнение «Узоры и волшебные лесенки». 9. Ритуал прощания
11. «Деревня драчунов и забияк» Помощь в осознании причин конфликтности, необходимости сотрудничества друг с другом и взаимопонимания 1. Ритуал входа. 2. Игра «Рыба, птица, зверь». 3. Кинезиологические упражнения: «Ветер»; «Ушки»; «Теплые ручки»; «Полет-2»; «Четыре стихии»; «Найди клад». 4. Знакомство со сказкой «Драки» (М. А. Панфилова). 5. Упражнение «Сердитая подушка». 6. Знакомство со сказкой «Грубые слова» (М. А. Панфилова). 7. Игра «Обзываемся овощами и фруктами». 8. Игра «Назови ласково „цветочком“». 9. Упражнение «Нарисуй диктант». 10. Ритуал прощания
12. «Школьные страхи» Закрепление имеющихся знаний о школе. Снятие страха перед школой. Развитие положительной мотивации 1. Ритуал входа. 2. Упражнение «Робот». 3. Беседа «Что в школе страшного?». 4. Кинезиологические упражнения: «Ветер»; «Ушки»; «Теплые ручки»; «Полет-2»; «Четыре стихии»; «Найди клад». 5. Знакомство со сказкой «Смешные страхи» (М. А. Панфилова). 6. Этюды «Двойка», «Пятерка». 7. Ритуал прощания
13. «Мне скоро в школу» Закрепление имеющихся знаний о школе. Снятие страха перед школой. Развитие положительной мотивации 1. Ритуал входа. 2. Упражнение «Огонь». 3. Упражнение «Остров первоклассников». 4. Знакомство со сказкой «Гордость школы» (М. А. Панфилова). 5. Кинезиологические упражнения: «Ветер»; «Ушки»; «Теплые ручки»; «Полет-2»; «Четыре стихии»; «Найди клад». 6. Упражнение «Волшебная подушка для первоклассника». 7. Упражнение «Прекрасный сад». 8. Упражнение «Лучи солнца». 9. Упражнение «Тепло наших сердец». 10. Ритуал прощания
14. «Посвящение в первоклассники» Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению. Повторение и закрепление знаний и навыков, полученных на встречах. Повышение уровня сплоченности группы 1. Ритуал входа. 2. Письмо Феи Игры. 3. Письмо Феи Мудрости. 4. Письмо Феи Стойкости. 5. Письмо Феи Кинезиологии. 6. Кинезиологические упражнения: «Ветер»; «Ушки»; «Теплые ручки»; «Полет-2»; «Четыре стихии»; «Найди клад». 7. Письмо Феи Знаний. 8. Ритуал «Очищение головы от дурных мыслей». 9. Ритуал «Втирание бальзама усердия». 10. Кинезиологическое упражнение для релаксации «Поза покоя». 11. Ритуал прощания

 

Предполагаемые результаты у детей:

· совершенствование коммуникативных умений и навыков;

· повышение речевой активности;

· развитие психических процессов;

· повышение работоспособности и выносливости;

· совершенствование общей и мелкой моторики, двигательных умений и навыков;

· улучшение зрительно-моторной координации, формирование пространственной ориентировки;

· активизация познавательных процессов;

· повышение мотивационной готовности к школьному обучению и эмоционального благополучия;

· эмоционально-положительное отношение к школе;

· расширение знаний о мире школьников;

· новый уровень самосознания.

Противопоказания: дети с задержкой умственного развития, аутичные и гиперактивные — с такими детьми необходимы индивидуальные формы работы.

Содержание комплекса кинезиологических упражнений

Комплекс кинезиологических упражнений, используемых в программе, включает:

· дыхательные упражнения — они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением;

· упражнения на развитие внимания, общей и мелкой моторики, на координацию и ориентацию в пространстве, на развитие вестибулярного аппарата;

· самомассаж — профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми должна включать разные виды массажа. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, на мочке — голове. Прикосновение к ребенку сразу же после рождения стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное восприятие. Если нервные окончания не активизируются, то это ведет к задержке развития мышц, к снижению уровня восприятия информации, нарушениям в развитии эмоциональной сферы и трудностям в обучении.

При проведении упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

· указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими;

· все упражнения выполняются вместе с детьми, с постепенным увеличением времени и сложности;

· обучение проводится в игровой форме, при необходимости — индивидуально;

· объем заданий постепенно увеличивается, темп наращивается, комплекс усложняется по мере овладения упражнениями.

Кроме того, важным условием является освоение родителями данного комплекса.

Комплекс кинезиологических упражнений 1. Дыхательные упражнения и самомассаж «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы. Дышать медленно, глубоко, сначала только через правую, затем только через левую ноздрю (повторить 8 раз). «Ушки». Уши растираются ладонями по всем направлениям, как будто они замерзли. 2. Упражнения, направленные на развитие внимания, общей и мелкой моторики «Полет-1». Исходное положение — стоя. Сделать несколько сильных взмахов руками, развести их в стороны. Закрыть глаза, представить, что летишь, размахивая крыльями. Повторить 8 раз. «Полет-2». Бегая по комнате, размахивать руками и громко кричать. По команде «стоп» остановиться и расслабиться. «Теплые ручки». Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев и обратно. Особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья рук, растирания и пожатия рук. «Огонь и лед». Исходное положение — стоя в кругу. По команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде «лед» — застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. «Четыре стихии». Исходное положение — сидя в кругу. По команде «земля» — руки опустить вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — повернуться вокруг себя. 3. Упражнение на развитие координации и ориентации в пространстве «Найди клад». В комнате прячется игрушка или конфета. Задача — найти ее, ориентируясь на команды педагога-психолога, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т. д. «. 4. Упражнение для развития вестибулярного аппарата и релаксации «Поза покоя». Исходное положение — лежа на полу или сидя на краешке стула, оперевшись на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Педагог-психолог медленно тихим голосом произносит формулу общего покоя: Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая — Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье, И становится понятно — Расслабление приятно!

 

Приложение


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.