Возрастная Анатомия, физиология и гигиена — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Возрастная Анатомия, физиология и гигиена

2017-09-29 518
Возрастная Анатомия, физиология и гигиена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Направление подготовки

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Профиль: «Начальное образование», «Биология»

4 года обучения

 

Направление подготовки

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Профиль: «Экономика, технология», «Информатика, математика», «Английский язык, немецкий язык», «Русский язык, литература»

5 лет обучения

Направление подготовки

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Профиль: «Психология и социальная педагогика»

5 лет обучения

 

 

Квалификация (степень) выпускника:

БАКАЛАВР

 

Форма бучения

ЗАОЧНАЯ

 

 

Славянск-на-Кубани


Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Направление подготовки: педагогическое образование

Квалификация (степень): бакалавр

Объем трудоёмкости: 2 зачетных единицы (72 часа, из них 10 часов аудиторной нагрузки, 62 часа самостоятельной работы), 1 семестр, зачет.

1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний умений и навыков в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены.

Задачи дисциплины:

Задача курса “Возрастная анатомия, физиология и гигиена” - дать студенту, будущему педагогу современные сведения о возрастных особенностях развивающегося организма, его взаимоотношениях с окружающей средой, вооружить знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности. Эти сведения необходимы педагогу для того, чтобы на научной основе организовывать процесс учебно-воспитательной работы с учащимися разного возраста, активно участвовать в работе школы по охране здоровья, физическому и трудовому воспитанию.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла (3.1.4).

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Анатомия, физиология и гигиена человека» школьного курса. В курсе “Возрастная анатомия, физиология и гигиена“ большое внимание уделено вопросам, необходимым для правильного понимания целого ряда аспектов возрастной психологии и педагогики, морфофизиологическим особенностям детей и подростков, вопросам физиологии нервной системы, высшей нервной деятельности, анализаторов и др. Этим определяется пропедевтическое значение данного курса для педагогики.

В документах о реформе общеобразовательной и профессиональной школы, законах об образовании Российской Федерации большое значение придается вопросам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. Это предъявляет повышенные требования к уровню подготовки педагогов по курсу “Возрастная анатомия, физиология и гигиена”, требует увеличения удельного веса самостоятельной работы студентов.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

· готов к обеспечению охраны жизни и здоровья, обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности(ПК-7)/

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка;

- возрастные особенности развивающегося организма;

- особенности взаимодействия человека с окружающей средой;

- методы гигиенической оценки окружающей ребенка среды;

- гигиенические основы организации режима дня, учебно-воспитательного процесса;

- закономерности, лежащие в основе сохранения и укрепления здоровья школьников.

Уметь:

- использовать полученные теоретические и практические навыки для организации научно-методической, социально-педагогической и преподавательской деятельности;

- применять методы определения физического развития школьников;

- определять критерии готовности детей к систематическому обучению в школе;

- давать гигиеническую оценку окружающей ребенка среды, режима работы школы, расписания уроков, организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий в учебных заведениях;

- определять физическую и умственную работоспособность;

- проводить диагностику наступающего утомления;

- проводить мероприятия, направленные на поддержание высокой работоспособности при различных видах деятельности.

Владеть:

- методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению;

- методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения;

- методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности;

- методами комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и готовности к обучению (школьной зрелости);

- навыками определения показателей высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности (объема памяти, внимания, работоспособности, типа ВНД и темперамента и других типологических свойств).

4. Структура и содержание дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 10 часов, самостоятельная работа 62 часа, 1 семестр, зачет.

Тематический план дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

№ п/п Семестр, модуль, раздел дисциплины Аудиторная работа СР Всего
Л П Контроль КСР Итого
  Раздел I            
  Закономерности роста и развития организма. Нервная и гуморальная регуляция функций растущего организма. Возрастная периодизация.   -        
  Части скелета и их развитие. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы -          
  Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем. Возрастные функциональные особенности пищеварительной системы   -        
  Морфологические особенности органов дыхания, выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви -          
  Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка. Возрастные особенности половых желез. Половое созревание.   -        
  Выполнение контрольной работы            
  Обязательная составляющая самостоятельной работы     -      
  Подготовка к зачету            
  Вариатитвная составляющая самостоятельной работы            
  Контроль самостоятельной работы     2 2 - 2
  Всего по курсу            

 

Содержание учебного материала

Содержание лекционного материала

Тема 1. Закономерности роста и развития организма. Нервная и гуморальная регуляция функций растущего организма. Возрастная периодизация. (2 ч)

Организм как единое целое. Единство организма и среды. Роль нервной системы и желез внутренней секреции в обеспечении целостности организма. Нейрогуморальная регуляция функций организма. Гомеостаз и определяющие его факторы. Биологическая надежность и принципы ее обеспечения.

Периоды развития организма. Гетерохронность, непрерывность и гармоничность развития. Основные возрастно-половые закономерности физического развития. Физическое развитие - важный показатель состояния здоровья и социального благополучия. Состояния физического развития школьников и методы его определения. Пропорции тела и их изменения на различных этапах онтогенеза. Влияние условий жизни на рост и развитие детей и подростков. Периодизация онтогенеза. Критические этапы онтогенеза. Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма.

Прикладное значение антропометрических исследований для определения размеров одежды и обуви, учебного и спортивного оборудования и инвентаря, требующихся для учащихся разного возраста.

Строение нервной системы. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации, в организации реакции организма и осуществлении психических функций. Определяющая роль нервной системы в морфологическом и физиологическом развитии организма и в осуществлении его взаимосвязи и взаимодействия с внешней средой.

Структура нейрона, его свойства. Понятия о раздражении и раздражителях, о возбудимости, возбуждении, торможении. Свойства нервного волокна. Возрастные изменения свойств нервных волокон и связи их с миелизацией.

Связь между нейронами. Синапсы, механизм передачи возбуждения в центральной нервной системе. Нервный центр и его свойства.

Рефлекс как основа нервной деятельности. Процессы возбуждения и торможения в ЦНС и их взаимодействие. Иррадиация, индукция, доминанта. Особенности протекания иррадиации и индукции у детей, учет этих особенностей в процессе обучения и воспитания. Функциональное значение различных отделов центральной нервной системы и их возрастные особенности. Вегетативная нервная система.

Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Строение и функции щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы.

Половые железы, их роль в процессе роста развития организма и полового созревания. Стадии полового созревания: развитие вторичных половых признаков. Половая зрелость - физиологическая и социальная. Психофизические проявления сексуальности детей и подростков.

Вилочковая железа, ее влияние на рост, половое созревание и иммунные свойства организма.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.