Проблемы утилизации твердых коммунальных отходов. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Проблемы утилизации твердых коммунальных отходов.

2017-09-26 345
Проблемы утилизации твердых коммунальных отходов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно региональной территориальной схеме обращения с отходами, в Челябинской области ежегодно возрастают объемы образования твердых коммунальных отходов (далее – ТКО); распространены несанкционированные свалки; при этом слабо внедряются технологии по вовлечению отходов в хозяйственный оборот и отсутствуют мероприятия по сокращению образования отходов и снижению класса опасности отходов в источниках их образования.

На территории области несанкционированное размещение ТКО осуществляется на 421 объекте, для которых в полном объеме или частично отсутствует разрешительная документация на эксплуатацию, включая регистрацию в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО).

На территории Челябинской области осуществлять захоронение ТКО в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, могут лишь 6 объектов (полигонов): в г.о. Локомотивный, в г. Трехгорный, в г. Кыштым, в г. Карабаш, в д. Урефты, п. Полетаево Сосновского района.
В связи с созданием Карабашского кластера, включающего 7 муниципальных образований Челябинской области (Златоустовский ГО, Миасский ГО, Карабашский ГО, Чебаркульский ГО, Чебаркульский МР, Кусинский МР, Уйский МР), у жителей г. Карабаш имеются обоснованные опасения относительно увеличения мощности полигона ТКО в Карабаше до 150 000 т/год для захоронения ТКО со всего Карабашского кластера.

Также в ходе выездного заседания Совета в адрес Совета поступило обращение депутата Полетаевского сельского поселения Кудашовой Ю.Н. о нарушениях в деятельности ООО «Полигон ТБО» по хранению коммунальных отходов в районе п. Полетаево Сосновского района. Местные жители регулярно сообщают о замусоривании прилегающей территории и ухудшении органолептических показателей в близлежащих населенных пунктах.

В 2017 г. в ходе внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Полигон ТБО» по вопросу эксплуатации указанного полигона ТКО территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в Сосновском и Аргаяшском, Кунашакском районах были выявлены нарушения по организации радиационного контроля отходов. Также в 3 км западнее п. Полетаево организована несанкционированная свалка.

Кроме того, в адрес Совета поступили обращения жителей г. Миасс, в которых сообщается о горении на полигоне, который обслуживает компания ООО «Эко-сервис». В обращениях также сообщается о возможном экологическом ущербе от захоронения на полигоне 1 млн. тонн отходов предприятия ЗАО «Карабашмедь», что требует проведения проверки со стороны Росприроднадзора.

В Государственном докладе о состоянии и об охране окружающей среды в Челябинской области в 2015 г. отмечается, что работа по организации раздельного (селективного) сбора и утилизации отходов потребления для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Челябинской области не являлось первоочередной задачей, что подтверждается территориальной схемой обращения с отходами в Челябинской области, разработанной в 2016 г. Так, в регионе захоранивается до 98,5% ТКО, а извлечение из ТКО вторичного сырья и вовлечение его в хозяйственный оборот по области составляет всего 1,5%.
Челябинская область является одним из первых регионов, в которых своевременно (в сроки, установленные законодательством) разработана и утверждена территориальная схема обращения с отходами, по согласованию с органами Росприроднадзора (приказ Министерства экологии Челябинской области «Об утверждении Территориальной схемы» от 22 сентября 2016 г. № 844). Также разработана электронная модель территориальной схемы, размещенная на официальном сайте Министерства экологии Челябинской области.

Территориальная схема обращения с отходами предполагает деление региона на 6 кластеров — функциональных зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО (Челябинский, Магнитогорский, Кыштымский, Карабашский, Саткинский, Усть-Катавский).

В мае 2017 г. определен региональный оператор по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера Челябинской области. Область стала 5 субъектом в Российской Федерации, в котором выбран региональным оператор. До конца 2017 г. будет объявлен конкурс по отбору регоператора в Кыштымском и Челябинском и Карабашском кластерах.

Создание современных объектов обращения с ТКО в Челябинской области осуществляется на принципах государственно-частного партнерства, в регионе с 2015 года реализуется концессионное соглашение о создании инфраструктуры объектов обращения с ТКО на территории Магнитогорского кластера. Объем инвестиций концессионера составляет 1,15 миллиарда рублей. По условиям соглашения концессионер обязуется построить и в дальнейшем эксплуатировать 1 мусоросортировочный комплекс с полигоном ТКО и 3 мусороперегрузочных станции. По такому же механизму будут созданы объекты и в Челябинском кластере (1 мусоросортировочный комплекс с полигоном ТКО и 5 мусороперегрузочных станций). Ориентировочный объем инвестиций в Челябинский кластер составит 2,7 миллиарда рублей.

Начаты работы по проектированию рекультивации самых крупных свалок в регионе (в Челябинске и Магнитогорске), на эти цели в 2017-2018 г.г предусмотрено выделение из областного бюджета 100 млн. рублей г. Челябинску и 11 млн. рублей г. Магнитогорску. Поданы заявки в Минприроды России для получения федерального софинансирования на рекультивацию свалок.

При этом, территориальная схема обращения с отходами в Челябинской области хотя и определяет индикативные показатели по обращению с ТКО, но не предполагает мероприятий по сокращению образования отходов и снижению класса опасности отходов в источниках их образования.

Кроме того, по сообщениям жителей г. Челябинск, наблюдаются проблемы с городской инфраструктурой по вывозу мусора – в некоторых районах города сократилось количество оборудованных контейнерных площадок для приема твердых коммунальных отходов от населения.
Неразвитая система обращения с ТКО приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. Для решения этой проблемы в декабре 2014 г. были внесены изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления), устанавливающие приоритеты государственной политики в области обращения с отходами: запрет на захоронение отходов, не прошедших обработку (сортировку), увеличения доли отходов, вовлекаемых во вторичное использование, сокращение доли захораниваемых отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов.

Увеличение доли отходов, вовлекаемых во вторичное использование, сокращение доли захораниваемых отходов может быть достигнуто за счет раздельного сбора и обязательной сортировки отходов. Раздельный сбор позволяет уже на стадии сбора отходов выделить вторичное сырье, а значит сократить образование отходов. Также раздельный сбор является единственным доступным способом снижения классов опасности отходов. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов «Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)», код 73111001724, относятся к IV классу опасности, в то время, как большая часть раздельно собранных фракций вторичного сырья – к V классу. Таким образом, внедрение раздельного сбора отходов во всех местах их образования, является необходимым элементом реализации государственной политики в области обращения с отходами, установленной Законом об отходах производства и потребления.

С учетом вышеизложенного, Совет рекомендует:

Правительству Челябинской области:

1. Обеспечить разработку и выполнение мероприятий по приведению мест размещения отходов на территории области в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, которые позволили бы включить объекты размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

2. Внести изменения в территориальную схему обращения с отходами в Челябинской области с целью корректировки движения потоков ТКО в агломерации «Горный Урал» для предотвращения дополнительного негативного воздействия на окружающую среду в г.о. Карабаш.

3. В целях реализации государственной политики Российской Федерации в области обращения с отходами утвердить или пересмотреть с учетом требований федерального законодательства нормативные правовые акты Челябинской области по обращению с отходами (территориальная схема и региональная программа обращения с отходами, порядок сбора ТКО, правила деятельности регионального оператора) и целевые показатели по развитию раздельного сбора отходов, а именно:
а) доля контейнерных площадок, охваченных инфраструктурой раздельного сбора отходов с круглосуточным доступом (в динамике по годам с перспективой охвата всех контейнерных площадок для сбора ТКО Челябинской области);
б) количество отбираемого вторсырья с помощью раздельного сбора и промышленной сортировки.

4. Принять меры по развитию системы раздельного сбора опасных и органических (пищевых) отходов от населения и юридических лиц, обеспечив население Челябинской области необходимой инфраструктурой и установив в региональных нормативных правовых актах соответствующие целевые показатели.

5. Установить предельный тариф на оказание коммунальный услуги по обращению с ТКО в Челябинской области, позволяющий населению сокращать свои расходы на вывоз смешанного мусора для захоронения, отдавая предпочтение раздельному сбору отходов, направляемых на переработку.

6. Обеспечить повышение информированности жителей по вопросу раздельного сбора отходов с помощью социальной рекламы, просветительских акций, СМИ, а также размещения адресов существующих пунктов раздельного сбора отходов на сайтах профильных учреждений.

7. Утвердить в нормативных правовых актах Челябинской области мероприятия по предотвращению и сокращению образования отходов, а также меры по популяризации раздельного сбора отходов.

Управлению Росприроднадзора по Челябинской области:

1. В целях реализации государственной политики Российской Федерации при согласовании изменений в территориальной схеме и других руководящих документах по обращению с отходами в Челябинской области учесть целевые показатели по развитию сбора ТКО в местах их образования и мероприятия по сокращению образования отходов и снижению класса опасности отходов в источниках их образования.

2. Провести внеочередную проверку объектов размещения отходов на территории Челябинской области на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства, в частности полигона ТКО «Карабаш» и полигона ТКО «Полетаево». Принять меры к ликвидации несанкционированных свалок.

3. Провести проверки полигонов ТКО, обслуживающих г. Миасс, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства, в том числе на предмет наблюдавшихся фактов горения на полигонах, а также проверить информацию о размещении на этих полигонах отходов предприятия ЗАО «Карабашмедь» и законности такого размещения.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.