Тема №3. «Обмен веществ и энергии в организме» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема №3. «Обмен веществ и энергии в организме»

2017-09-29 264
Тема №3. «Обмен веществ и энергии в организме» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: развивать у студентов заочного отделения навыки самостоятельной работы с литературой, учебные умения – работать с книгой, составлять план и таблицы по тексту, решать графические задачи, рецензировать ответы.

 

Используя имеющуюся у вас литературу по теме «Обмен веществ и энергии в организме» самостоятельно изучить следующие разделы темы:

a. Обмен веществ, значение процесса для организма, две стороны процесса (ассимиляция и диссимиляция).

b. Белки, строение и значение. Белковый обмен.

c. Обмен жиров и углеводов.

d. Обмен минеральных солей и воды в организме.

e. Витамины, их значение.

f. Нарушение обмена веществ у детей, профилактика.

Задание, вопросы, тесты для проверки усвоения материала (каждое задание имеет неодинаковую степень сложности, условное обозначение её указано цифрой)

Задание 1. (3 балла)

Объясните, почему тема названа «Обмен веществ и энергии».

Между чем происходит обмен? Какие вещества обмениваются, «стороны обмена»? Опираясь на свои знания, оформите схему. Против стрелок А, Б, В напишите названия веществ, поступающих из среды; против стрелок Г,Д,Е – названия отдаваемых среде веществ:

 

Из внешней среды Во внешнюю среду

А Г

Б Д

  Клетки организма человека
В Е

 

Задание 2. (6 баллов)

В таблице в шести колонках приведите 12 терминов (фраз) об обмене веществ и энергии. Придумайте 6 вопросов к шести колонкам, сформулируйте вопросы письменно.

 

А Б В Г Д Е
1.Пластический обмен 3.Реаеция распада веществ 5.Накопление химической энергии 7.Обеспечение клеток строительным материалом 9.Митохондрии 11.Собственный белок человека
2.Энергетический обмен 4.Реакция синтеза белков 6.Освобождение химической энергии 8.Обеспечение клеток энергией 10.Рибосомы 12.Н2О, СО2

Задание 3

Выберите из перечисленных значений для организма питательных веществ правильные ответы на вопросы.

Значение питательных веществ для организма:

4. Растворитель и среда для химических реакций

5. Источник энергии

6. Придает костной ткани твердость

7. Поддерживает постоянство состава крови

8. Участвует в свертывании крови

9. Основной строительный материал живой клетки

Вопросы:

7. Каково значение минеральных солей в организме человека?

8. Каково значение воды в организме?

9. Каково значение белков в организме?

10. Каково значение углеводов в организме?

11. Каково значение жиров в организме?

Задание 4.

Из перечисленных веществ, содержащихся в крови и лимфе (1-10), выберите ответы на вопросы (I-V) и зашифруйте их.

 

9. Аминокислоты

10. Минеральные соли

11. Жирные кислоты

12. Глицерин

13. Глюкоза

14. Витамины

15. Вода

16. Ферменты

17. Кислород

18. Углекислый газ

 

Вопросы:

19. Что входит в состав молекул углевода-гликогена, синтезируемого в клетках человека?

20. Что входит в состав молекул жира, синтезируемого в клетках человека?

21. Что входит в состав белков, синтезируемых в клетках человека?

22. Что выполняет каталитическую функцию, при синтезе в клетках органических соединений, свойственных человеку?

23. Что служит средой для реакций синтеза в клетке?

 

14 баллов – 5 (отл.)

11 баллов – 4 (хор.)

Баллов – 3 (удовл.)


Список литературы:

1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., Академия, 2012. - 432с.

2. Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека. М., Академия, 2008. – 162с.

3. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., Про­свещение, 2012. - 306с.

4. Безруких М. М. и др.Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с

 

 


Темы домашних контрольных работ по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена»

для студентов заочного отделения 3 курса специальности 440201 «дошкольное образование»

Контрольная работа №1

2. Клетка – структурная единица живого организма. Химический состав, строение.

3. Гигиенические требования к режиму дня в дошкольном учреждении. Особенности построения режима дня в разных возрастных группах.

Тестовое задание по теме: «клетка»

Вопросы зашифрованы арабскими цифрами – 1,2,3 и т.д.

Ответы зашифрованы римскими цифрами – I, II, III, IV. V и т.д.

Выберите правильные ответы:

3. Назовите основные органоиды клетки.

4. вещества – катализаторы реакций в клетке.

5. Органоид, обеспечивающий синтез белка.

6. Органоид, вырабатывающий энергию в клетке.

7. Основные жизненные процессы в клетке.

8. Органоид, участвующий в процессе деления клетки.

9. Органоид, обеспечивающий связь с внешней средой.

10. Органоиды, временно присутствующие в клетке.

11. Органоид – место локализации генов.

I. Ядро. II. Митохондрия. III. Комплекс Гольджи. IV. Клеточная мембрана. V. Рибосомы. VI. Клеточный центр. VII. Включение. VIII. Цитоплазма. IX. Дыхание. X. Питание. XI. Размножение. XII. Ферменты.

Контрольная работа №2

4. Ткани, характеристика основных видов тканей.

5. Контроль за развитием и здоровьем детей. Основные показатели физического развития.

Тестовое задание:

Вид ткани Месторасположение Строение Функции Значение
  Б Г В А
         
         
         

1. Эпительная 2. Соединительная 3. Мышечная 4. Нервная

Ответы:

 

Месторасположение:

А – кости, мышцы, кровеносные сосуды

Б – кожные покровы, дыхательные пути, кишечник, слизистые пищеварительного канала.

В – скелетные мышцы, гладкая мускулатура.

Г- головной и спинной мозг.

 

Особенности строения:

А – клетки звездообразной формы, со множеством отростков.

Б – имеется 3 разновидности, основной особенностью является способность сокращения.

В – клетки лежат рыхло, межклеточное вещество хорошо выражено.

Г – клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточное вещество не выражено.

 

Функции тканей:

А – образует покровы, защита, границы с окружающей средой.

Б – является опорой организма, переносит кислород, питательные вещества.

В – проводит нервные импульсы.

Г – образует скелетные мышцы, внутренние органы, обеспечивает движение.

Контрольная работа №3

1.Общая схема строения нервной системы. Нейрон – структурная единица нервной системы. Нервные волокна.

2.Утомление и переутомление. Физиологическое обоснование и мероприятия по профилактике.

 

Тестовое задание по 1 вопросу «Общая схема строения нервной системы»

 

ОТВЕТЫ:

2. Вегетативная нервная система

3. Нейрон

4. Афферентный нейрон

5. Эфферентный нейрон

6. Нейроглия

7. Дендрит

8. Аксон

9. Нерв

10. Центральная нервная система

11. Периферическая нервная система

12. Симпатический отдел нервной системы

13. Парасимпатический отдел нервной системы

 

ВОПРОСЫ:

3. Нервная система образована … отделами.

4. Отдел нервной системы, иннервирующий внутренние органы.

5. Вегетативную нервную систему образуют … и …?

6. Структурная единица нервной системы, нервная клетка.

7. Отросток, проводящий нервные импульсы к телу клетки.

8. Отросток, проводящий нервные импульсы от тела клетки.

9. Нейрон, проводящий возбуждение от периферии к центральной нервной системе.

10. Нейрон, проводящий возбуждение от центральной нервной системы к органам.

11. Межклеточное вещество.

12. Совокупность нервных волокон, покрытых соединительной оболочкой.

 

Контрольная работа №4

1.Учение Павлова об анализаторах. Строение и свойства анализаторов, роль анализаторов в познании окружающего мира.

2.Периодизация детского возраста, краткая характеристика каждого периода.

 

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

 

ОТВЕТЫ:

Рецепторы

Органы чувств

Анализаторы

Порог различения раздражений

Интерорецепторы

Экстерорецепторы

Проприорецепторы

Адаптация

 

ВОПРОСЫ:

10. Системы, обеспечивающие анализ раздражителей.

11. Чем представлен периферический отдел анализатора.

12. Название органов, специализирующихся на восприятии определенных раздражителей.

13. Как называются рецепторы, воспринимающие раздражение от внутренних органов.

14. Рецепторы, расположенные в коже относятся к …

15. Составьте схему анализатора – а)корковая зона (центральная), б)проводниковая зона (отдел), в)периферический отдел

16. Приспособление к силе раздражителя

17. Различие очень близких по свойствам раздражителей

18. Рецепторы, расположенные в … на сухожилиях.

 

Контрольная работа №5

1.Зрительный анализатор, строение и функции.

2.Гигиена зрения у детей.

 

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

Дайте ответы на вопросы, используя предложенный перечень ответов.

 

ОТВЕТЫ:


I. Зрачок

II. Сетчатка

III. Склера

IV. Сосудистая оболочка

V. Ресницы, брови

VI. Хрусталик

VII. Адаптация

VIII. Аккомодация

IX. Палочки

X. Колбочки

XI. Зрительный нерв

 


 

ВОПРОСЫ:

3. Наружная оболочка, на передней поверхности переходит в роговицу.

4. Питательная оболочка глазного яблока.

5. Отверстие в радужной оболочке.

6. Внутренняя оболочка, образована светочувствительными клетками.

7. Соединяется с ресничной мышцей, способен изменять форму, кривизну.


8. Защитные и вспомогательные структуры.

9. Рецепторы, дающие возможность видеть ночью.

10. Рецепторы, дающие возможность видеть днем.

11. Проводит возбуждение в зрительную зону коры больших полушарий.

12. Способность глаза к видению предметов на разном расстоянии.

 

Контрольная работа №6

1.Слуховой анализатор, строение и функции.

2.Гигиена слуха у детей.

 

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

 

ОТВЕТЫ:

9. Слуховая зона коры больших полушарий

10. Слуховой нерв

11. Барабанная перепонка

12. Волосковые клетки

13. Наружное ухо

14. Внутреннее ухо

15. Среднее ухо

16. Спиральный орган

 

ВОПРОСЫ:

17. Образовано костным и перепончато-соединительными лабиринтами.

18. Передаточный механизм 3-х косточек.

19. Образовано ушной раковиной и корпусным слуховым проходом.

20. Слуховые рецепторы.

21. Анализ слуховых раздражений происходит в …

22. Служит границей между наружным и средним ухом.

23. Проводит слуховые импульсы в головной мозг.

24. Эластичные волокна образуют…

 

Контрольная работа №7

1.Обонятельный и вкусовой анализаторы.

2.Витамины, их значение и роль в обмене веществ.

 

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

 

ОТВЕТЫ:

I. Обонятельные рецепторы

II. Обонятельные анализаторы

III. Вкусовые сосочки

IV. Корень языка

V. Вкусовой анализатор

VI. Кончик языка

 

ВОПРОСЫ:

4. Рецепторы вкуса.

5. Рецептор вкуса – вкусовой нерв – головной мозг (центр вкуса).

6. Возникает в результате длительного воздействия, высокой концентрации вещества.

7. Клетки, воспринимающие запахи, взвешенные в воздухе.

8. Обонятельные рецепторы – обонятельный нерв – обонятельная зона коры больших полушарий.

9. Вкусовые сосочки, приспособленные к восприятию сладкого, расположены…

10. Вкусовые сосочки, воспринимающие раздражения от горькой пищи, расположены…

Контрольная работа №8

1.Строение и функции скелетных мышц. Основные группы мышц.

2.Гигиенические требования к проведению занятий и прогулок в д/с.

 

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

 

ОТВЕТЫ:


7. Фасция

8. Сухожилие

9. Спазм

10. Антогонисты

11. Брюшко

12. Портняжная мышца

13. Гладкие мышцы

14. Поперечно – полосатые

15. Икроножная мышца

16. Упругость

17. Брюшной пресс

18. Напряжение


 

ВОПРОСЫ:

1. Сокращающаяся часть мышц.

2. Несокращающаяся часть мышц.

3. Оболочка, покрывающая мышцу.


4. Деятельность мышц подчинена воле и сознанию человека.

5. Нахождение мышцы долгое время в сокращенном состоянии.

6. Деятельность мышц произвольна, не подчинена воле и сознанию человека.

7. Мышцы сгибания и разгибания по отношению к функции сгибания является…

8. Способность мышцы растягиваться в длину и снова сокращаться.

9. Самая длинная мышца в организме человека.

10. Самая сильная мышца в организме человека.


11. Способность мышцы развивать силу, противодействующую растяжению.

12. Что образует мышцы – наружные и внутренние, мышцы живота – поперечная и прямая.

 

Контрольная работа №9

1.Строение и состав костей, типы соединений. Особенности строения скелета человека.

2.Гигиенические требования к оборудованию д/с.

 

ТЕСТОВРЕ ЗАДАНИЕ

 

ОТВЕТЫ:


I. Костный мозг

II. Желтый мозг

III. Надкостница

IV. Трубчатые кости

V. Плоские кости

VI. Смешанные кости

VII. Компактное вещество

VIII. Губчатое вещество

IX. Прочность

X. Эластичность



ВОПРОСЫ:

1. Основу кости составляет … вещество.

2. Расположено под компактным веществом, имеет вид переплетных перекладин.

3. Орган кроветворения и питательных веществ, находится в губчатом веществе.

4. Тонкая соединительно-тканная пластинка, покрывает кость снаружи.

5. Состоит из жировых клеток, в трубчатых костях.

6. Органические вещества, обуславливают … костей.

7. Неорганические вещества придают костям …

8. Кости образованы компактным и губчатым веществом, имеют полость (канал).

9. Губчатый слой расположен между двумя пластинками компактного вещества.

10. Тазовые кости, лопатки, кости черепа относятся к … костям.

11. Кости сливаются из нескольких частей разной формы.

12. Кости основания черепа относятся к … костям.

 

Контрольная работа №10

1.Головной мозг, строение и функции.

2.Сон, гигиена сна.

 

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

 

Заполните таблицу по образцу:

Название отдела Местоположение Особенности строения функции
7. A. B. C.
8.      
9.      
10.      
11.      

 

5. Продолговатый мозг

6. Средний мозг

7. Промежуточный мозг

8. Мозжечок

9. Большие полушария головного мозга

 

ОТВЕТЫ:

 

Местоположение:

А - от спинного мозга до воролиева моста

Б - выше воролиева моста

В - в черепе, снизу и сзади больших полушарий

Г - над средним мозгом

Д - покрывают сверху и с боков стволовую часть мозга

 

Особенности строения:

А – состоит из ножек мозга и четыреххолмия

Б – белое вещество, серое вещество, кора

В – серое вещество (нижний отдел), белое вещество (верхний ответ), мозговой желудочек

Г – 2 полушария, 3 пары ножек, множество борозд и морщин

Д – 2 зрительных бугра и подбугровая область

 

Функции:

А – регулирует обмен жиров, белков, солей, воды, контроль за работой внутренних органов, регулирует теплообмен, потоотделение, обмен углеводов

Б – центр ориентировочных рефлексов, зрительных, слуховых

В – проводящая зона, контроль за рефлексами положения тела и тонусом мышц

Г – с деятельности чувствительных зон, человек познает мир, основа психической деятельности

Д – координация движений


Список литературы:

1. А.О. Дробинская. Анатомия и возрастная физиология. – М.: Юрайт, 2012. – 528 с.

2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в школьных организациях»

3. Сапин М.Р., З.Г.Брыксина Анатомия и физиология детей и подростков. М., Академия, 2012. - 432с.

4. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с воз­растными особенностями детского организма. М., Академия, 2009. – 408с.

5. Соковня - Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая ме­дицинская помощь. М., Академия, 2009. - 114с.

6. Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.: Академия, 2012. – 256с.1

7. Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека. М., Академия, 2008. – 162с.

8. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., Про­свещение, 2012. - 306с.

9. Электронные ресурсы «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». http://www.psihu.net/library/file114

10. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.