Домашняя контрольная работа (4 семестр) — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Домашняя контрольная работа (4 семестр)

2017-09-29 203
Домашняя контрольная работа (4 семестр) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Утверждаю

Зам. директора колледжа

по учебной работе

__________ Р.Е. Полевикова

<__> ______________ 2015г.

 

 

 

 

Комплект контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине ОП.06 Возрастная анатомия,

Физиология и гигиена

основной профессиональной образовательной программы

специальности 44.02.01 Дошкольное образование

(углублённый уровень)

укрупнённая группа специальностей 44.00.00 «Образование и педагогические науки»

 

 

Боровичи, 2015

Принято Согласовано

Предметной (цикловой) комиссией Заместитель директора по учебной

биологии и химии работе

Председатель ___________ /Р.Е. Полевикова

___________ И.М. Агапова «____»_____________________ 201__г.

Протокол №___ от_________ 201_ г.

 

 

Организация-разработчик: областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Боровичский педагогический колледж»

Разработчик:

1. Петрова Т.П., преподаватель ОГА ПОУ БПК


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка    
2. Общие рекомендации для выполнения домашней самостоятельной и домашней контрольной работы    
3. Домашняя самостоятельная работа (8 семестр)  
  4. Домашняя контрольная работа (8 семестр)        

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050144 «Дошкольное образование» в части освоения основных видов профессиональной деятельности и соответствующих общих и профессиональных компетенций.

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована образовательным учреждением среднего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

- основы гигиены детей;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- основы профилактики инфекционных заболеваний;

- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению видов профессиональной деятельности – организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, организация различных видов деятельности и общения детей, организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, методическое обеспечение образовательного процесса - и овладению следующими профессиональными компетенциями (далее – ПК):

 

 

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2.Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3.Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4.Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 2.1.Планировать различные виды деятельности и общения детей

в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3.Организовывать посильный труд и самообслуживание.ПК 2.4.Организовывать общение детей.

ПК 2.5.Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6.Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 3.1.Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2.Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 5.1.Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2.Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Организация работы по освоению содержания данной дисциплины направлена на формирование у студентов следующих общих компетенций (далее – ОК):

ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК.10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

С учётом ограниченности часов аудиторных занятий для самостоятельного изучения студентам рекомендуются следующие обязательные разделы учебной дисциплины: «Образ жизни – главный фактор здоровья», «Медико-социальные проблемы наркотизма и ВИЧ-инфекции», «Организация медико-социальной помощи населения в системе отечественного здравоохранения», «Экспертиза трудоспособности и медико-социальная реабилитация», «Медицинская деонтология и биоэтика».

В целях закрепления знаний и навыков, получаемых студентами при самостоятельном изучении указанных тем, проводятся собеседования.

Контроль знаний и навыков, получаемых студентами при самостоятельном изучении указанных разделов и тем дисциплины, осуществляется проведением текущего контроля (устного опроса, домашней самостоятельной работы, домашней контрольной работы).

Вопросы по этим разделам включаются в предлагаемые студентам преподавателем темы методических разработок и практических заданий.

Содержание комплекта средств для выполнения самостоятельной работы соотносится с наименованиями разделов тематического плана рабочей программы:

Таблица 1

Наименование раздела Наименование тем Семестр
Раздел 1.Общие закономерности роста и развития детей Тема 1.1. Индивидуальное онтогенетическое развитие организма Тема 1.2. Основные закономерности роста и развития детей    
Раздел 2. Развитие систем регуляции организма Тема 2.1 Гуморальная регуляция функций организма Тема 2.2 Нервная регуляция функций организма    
Раздел 3.Морфофункциональные особенности сенсорных систем организма детей Тема 3.1 Анализаторы. 5-8
Раздел 4.Нейрофизиологические аспекты поведения детей Тема 4.1 Формы поведения. Тема 4.2 Поведение как результат интегративной деятельности мозга Тема 4.3 Биологические ритмы  
Раздел 5.Опорно-двигательная система детей. Гигиенические требования к оборудованию образовательных учреждений Тема 5.1 Опорно –двигательная система Тема 5.2 Осанка и факторы, её определяющие.  
Раздел 6. Морфофункциональные особенности вегетативных систем. Гигиена. Возрастные особенности систем Тема 6.1 Сердечно-сосудистая система Тема 6.2 Возрастные особенности дыхательной системы Тема 6.3 Возрастные особенности системы органов пищеварения Тема 6.4 Возрастные особенности системы выделения  

 

 

В нижеследующей таблице представлен объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Таблица 2

Вид учебной работы Всего Часов по семестрам
III IV V VI VII VIII IX
Аудиторные занятия: Теоретические Практические Аудиторная самостоятельная работа                
Самостоятельная работа                
Курсовая работа -              
Всего                
Работа в межсессионный период             ДКР ДСР  
Вид итогового контроля             экзамен  

 

 

ДСР – домашняя самостоятельная работа

ДКР – домашняя контрольная работа

КР – контрольная работа

ДЗ – дифференцированный зачет

Э - экзамен

 

2. Общие рекомендации для выполнения домашней самостоятельной и домашней контрольной работы

 

1. Вид самостоятельной работы соотносится с планом учебной работы по каждому из семестров (см. таблицу 2).

 

2. Самостоятельная работа состоит из заданий для самоконтроля, которым предшествуют указания на изучаемые темы, дидактические единицы, литературу, а также план- задание и критерии оценивания.

 

3. В процессе подготовки и выполнения самостоятельной работы возможно использование как книжных, так и Интернет-ресурсов.

 

4. Разрешается не придерживаться строгой очередности при выполнении заданий.

 

5. Работа оформляется в письменном либо печатном виде и состоит из титульного листа (см.примерный образец оформления), основной части и списка литературы.

 

6. Работу в письменном виде необходимо выполнять аккуратным, разборчивым подчерком.

 

7. Работа в печатном варианте оформляется на листах формата А4, выполняется шрифтом Times New Roman (14 кегль). Страница имеет следующие параметры: сверху и снизу отступ 2 см, слева - 3 см, справа 1 см..

 

8. Работа предоставляется на проверку в не позднее, чем за 2 недели до начала сессии

 

 

Образец титульного листа

 

Домашняя самостоятельная (контрольная) работа

 

по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»

 

(указать семестр)

 

 

выполнил(а): студент(ка) заочного отделения

специальности 050144 «Дошкольное образование»

ФИО

 

Боровичи, 201…г

 

 

Домашняя самостоятельная работа (VIII семестр)

 

1.Наименование изучаемого раздела (темы):

Раздел 1. Общие закономерности роста и развития детей Тема 1.1. Индивидуальное онтогенетическое развитие организма  

Самостоятельная работа: составление сравнительной характеристики тканей

2. Цель: самостоятельное усвоение теоритического материала и формирования умения сравнивать разные виды тканей

 

3. Дидактические единицы для усвоения: клетка, органоиды клетки, метахондрии, рибосомы, Аппарат Гольджи, ЭПС, лизосомы, основные группы тканей, эпиталиальная, соединительная, мышечная и нервная, строение функции и место расположения разных видов тканей

 

 

4. План-задание:

1. Пользуясь учебником Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. М.;Академия 2004 Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма, заполните таблицу:

Вид ткани Месторасположение Строение функции значение
Эпителиальная        
соединительная        
Мышечная        

 

2. Проконтролируйте себя, выполнив упражнение для самоконтроля

 

5. Критерии оценивания:

 

За каждое правильно выполненное задание присваивается 1 балл.

5 отл. - 90-100%

4 хор. - 75-89%

3 уд. 50-74%

2 неуд. Менее 50%

 

 

Задания для самоконтроля

 

1.Назовите особенности строения нервной ткани.

2.Приведите примеры однослойного и многослойного эпителия в организме.

3.Какие разновидности соедительной ткани вы знаете.

4.Какой разновидностью мышечной ткани представлена скелетная мускулатура.

 

Литература:

1. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма М.: Академия 2004

 

Задания для самоконтроля

 

1. Дайте определение понятия «Онтогенез»

2. Назовите основные закономерности онтогенеза

3. Перечислите критерии оценки биологического возраста

Список литературы:

1. Голубев В.В. Основы педиатрии детей дошкольного возраста М.; Академия 2000;

2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. М.;Академия 2004.

 

 

Домашняя самостоятельная работа (VIII семестр)

 

1.Наименование изучаемого раздела (темы):

Раздел 2. Развитие систем регуляции организма     Тема 2.1 Гуморальная регуляция функций организма  

Самостоятельная работа: Разработка схемы взаимодействия желез внутренней секреции

2. Цель: - определение взаимосвязей в деятельности желез внутренней секреции. Выявление главенствующей железы в процессе регуляции их деятельности

3. Дидактические единицы для усвоения: внутренняя и внешняя секреция, понятие гормона, гипофункция и гиперфункция. Роль гипофиза и щитовидной железы в обмене веществ. Особенности полового воспитания детей и подростков.

Гомеостаз, саморегуляция, биологическая надежность

4. План-Задание:

1. Внимательно изучить материал для усвоения указанных дидактических единиц

2. Выполнить задание 1

3. Выполниить задание 2

4. проконтролируйте себя выполнив задание для самоконтроля

Разработать схему, показывающую взаимосвязь и соподчинение функций желез внутренней секреции.

Задание:

1. Изобразить на схеме железы внутренней секреции (рисунок или перечень)

2. Непрерывной линией соединить железы, обозначенные на таблице

3. Прерывистой линией показать обратную связь между ними

4. Надписями над линиями указать гормоны и направления их действия.

Например:

тиротропин

Гипофиз щитовидная железа

       
 
 
   


тироксин

 

2. Тема: «Гомеостаз, саморегуляция, биологическая надежность»

Содержание: 1. Примерный план изучения

2. Контрольное задание для самоконтроля

 

При самостоятельном изучении темы «Гомеостаз, саморегуляция, биологическая надежность» основное внимание следует обратить на способность организма к самореализации в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Поскольку все органы и ткани организма состоят их клеток, каждая из которых является относительно самостоятельным организмом, состояние внутренней среды человеческого организма имеет ограниченное значение для его нормального существования.

 

Примерный план ответа

1. Виды характеристик состояния организма (гомеостаз, гомеорез, гомеоморфоз).

2. Общая характеристика гомеостаза. Определение по Кладу Бернору – «Физиологические механизмы, обеспечивающие поддержание постоянства внутренней среды организма, называется гомеостотическими, а само явление, отражающее способность организма к саморегуляции внутренней среды, называются гомеостазом.

3. Использование термина «гомеостаз» в других науках.

4. Гомеорез – определение, сущность. «Способность организма сохранять не только стабильность внутреннего состояния, но и относительное постоянство динамических характеристик (т.е. протекание процессов во времени)».

5. Примеры гомеореза. Значение.

6. Гомеоморфоз как форма саморегуляции, постоянства организма. Определение гомеоморфоза – способность поддерживать неизменность формы».

7. Сущность гомеоморфоза. В организме непременно происходит смена клеток. Клетки долго не живут (исключение составляют нервные): обычный срок жизни клеток тела – недели или месяцы. Но, тем не менее, каждое новое поколение клеток почти в точности повторяет форму, размеры и функциональные св-ва предыдущего поколения.

8. Примеры.

9. Важнейшие биологические константы – жестко вымеренные гомеостазируемые параметры организма – температура тела, уровень глюкозы в крови, содержание ионов Н+ в жидких средах организма, иарциольное напряжение кислорода и углекислоты в тканях.

 

5. Критерии оценивания:

 

За каждое правильно выполненное задание присваивается 1 балл.

 

5 отл. - оба задания выполнены правильно

- разработана заданная схема, на схеме обозначены прямые и обратные связи

- в названии гормонов нет ошибок

- дана характеристика всех видов состояния организма

4 хор. - выполнены оба задания верно

- схема регуляции разработана

- определены не все направления связей

- гормоны названы правильно, без ошибок

- состояние организма характеризуется с незначительными ошибками

3 уд. - в схеме допущены грубые ошибки

- связи не обозначены или обозначены не верно

- в названии гормонов встречаются ошибки

- состояние организма характеризуется частично

2 неуд. - схема не разработана

- допущены грубые ошибки в терминологии

- биологические состояния организма характеризуются выборочно

 

Задания для самоконтроля

 

Дайте ответы на вопросы:

1. Назовите все стороны обмена веществ

2. Перечислите гормоны гипофиа и щитовидной железы

3. Приведите примеры гомеостаза, гомеореза, гомеоморфоза

 

Литература:

1. Безруких М.М., Сонькин В.Д. Форбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) — М.: Академия, 2002

2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма М.Академия,2004

 

Задания для самоконтроля

 

Домашняя самостоятельная работа (6 семестр)

1.Наименование изучаемого раздела (темы):

Раздел 2. Развитие систем регуляции организма   Тема 2.2 Нервная регуляция функций организма  

Самостоятельная работа: разработка сообщения на тему «Развитие нервной системы»

2.Цель: самостоятельное изучение и освоение теоритического материала по изучаемой теме. Развитие навыков самостоятельного составлении сообщения с помощью опорного плана

 

3.Дидактические единицы для усвоения: понятие нервной системы, морфологическое и физиологическое развитие организма, строение, функции и возрастные особенности спинного мозга, периферическая и автономная нервные системы, морфология и физиология рзвития головного мозга

 

4. План-Задание:

1. Подобрать материал по теме: «Развитие нервной системы»

2. Внимательно изучить опорный план

3. Разработать сообщение по заданной теме

Разработайте сообщение на тему «Развитие нервной системы» по плану:

1. Развитие нервной системы в условиях внутриутробного существования

2. Особенности функционирования нервной системы ребенка в период новорожденности

3. Постнатальное развитие нервной системы

4. Формирование нервной ткани

Функциональные особенности нервной системы детей дошкольного возраста

5. Критерии оценивания:

За каждое правильно выполненное задание присваивается 1 балл.

5 отл. - материал тщательно отобран

- представлен собственный план ответа

- изложение последовательно, написание грамотное

- использована дополнительная литература

4 хор. - сообщение разработано на основании рекомендованого плана

- материал отобран правильно

- допускаются незначительные ошибки в терминологии

- использована дополнительная литература

3 уд. - сообщение разработано с большими отхождениями от плана

- материал изложен не последовательно, логически не выстроен

- дополнительная литература не использована

2 неуд. - сообщение не составлено

 

Задания для самоконтроля

 

1. Назовите все отделы нервной системы

2. Объясните разницу между определениями: морфологическое и физеологическое развитие

3. Определите на таблицах топографию отделов головного мозга

Литература:

1. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков. М., Академия, 2000

Домашняя самостоятельная работа (6 семестр)

1.Наименование изучаемого раздела (темы):

Раздел 3.Морфофункциональные особенности сенсорных систем организма детей   Тема 3.1 Анализаторы.  

Самостоятельная работа: составление схемы анализатора

2.Цель: формирование умений составления схемы анализатора на основе самостоятено изученного материала

3.Дидактические единицы для усвоения: понятие сенсорных систем, анализатора, структура свойства анализаторов, значение сенсорных систем

 

 

4. План-Задание:

Составьте схему зрительного анализатора. Обозначьте отделы анализатора и перечислите структурные элементы каждого отдела. Докажите равноценную значимость каждого отдела (части анализатора).

Приведите примеры.

 

6.Критерии оценивания:

За каждое правильно выполненное задание присваивается 1 балл.

 

5 отл. - схема выполнена, обозначены все отделы

- приведены примеры различных анализаторов

- равнозначность отделов доказана

4 хор. - схема выполнена с незначительными ошибками

- обозначены все отделы

- нет перечисления структурных элементов каждого отдела

- примеры приведены

3 уд. - допущены серьезные ошибки при построении схемы

- на схеме отсутствуют обозначения элементов анализатора

- примеры приведены

2 неуд. - общая схем анализатора не выполнена

- примеров нет

 

Задания для самоконтроля

Выполните тест:

1. Вопрос: раньше всего созревает в процессе онотогенеза … отдел анализатора

Варианты ответов: 1 — корковый

2 — проводниковый

3 — подкорковый

4 — рецепторный

2.Вопрос: естественная дальнозоркость у детей связана....

Варианты ответов: 1 — большими размерами глазного яблока

2 — нарушением аккомодации

3 — малыми размерами глазного яблока

4 дефектом роговицы

Вопрос: цветовое зрение обеспечивают …

Варианты ответов: 1- волосковые клетки

2 — колбочки

3 — палочки и колбочки

4 — палочки

 

Литература:

1. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., Про­свещение, 1990

2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма М.Академия,2004

 

 

Домашняя самостоятельная работа (6 семестр)

1.Наименование изучаемого раздела (темы):

Раздел 4.Нейрофизиологические аспекты поведения детей   Тема 4.1 Формы поведения. Тема 4.2 Поведение как результат интегративной деятельности мозга Тема 4.3 Биологические ритмы

Самостоятельная работа: анализ научно – популярной литературы по теме «Профилактика нарушений ВНД у детей»

2. Цель: развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации включая электронные ресурсы

3.Дидактические единицы для усвоения: понятие ВНД, понятие условных и безусловных рефлексов, виды торможения, условное и безусловное торможение, понятие о психическом здоровье, виды нарушений ВНД у детей

4. План-Задание:

 

Выполните одно из предложенных заданий по теме: «Высшая нервная деятельность»

Задание 1. Перечислите причины, способствующие возникновению неадекватного поведения у детей (врожденные и социальные). Предложите профилактические меры по их устранению.

2 законспектируйте материал по теме: «Рефлекс — основной акт нервной деятельности»

3. Выполните задание по теме: «Торможение в центральной нервной системе»

4. Выполните задание для самоконтроля

 

Задание 2. Перечислите причины, способствующие возникновению неадекватного поведения у детей (врожденные и социальные). Предложите профилактические меры по их устранению.

 

Примерный план ответа

1. Определение рефлекса – ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая с участием нервной системы.

2. Безусловные рефлексы (врожденные) – осуществляются на основе врожденных нервных связей и отражают физиологический опыт приспособления к условиям существования.

3. Примеры безусловных рефлексов – отдергивание руки от горячего раздражения, повороты в сторону на резкий звук и т.д.

4. Значение безусловных рефлексов – обеспечивает возможность существования биологической особи в относительно постоянных условиях обитания.

5. Классификация безусловных рефлексов (по характеру раздражителя и биологической направленностью (ролью)).

6. Условные рефлексы – индивидуально приобретенные в течение жизни или специального обучения реакции, возникающие на основе образования временной связи между условными раздражителями.

7. Классификация раздражителей: безусловные и индифферентные.

Биологические раздражители – биологические значимые сигналы, при их наличии возникает безусловный рефлекс.

Индифферентныераздражители – раздражители, которые не вызывают в организме каких-либо изменений. Возникает ориентированный рефлекс «Что такое?».

Условныераздражители – условные сигналы, вызывающие соответствующие условные рефлексы.

8. Значение условных рефлексов: делают поведение соответствующим обстановке, образуются на базе безусловных рефлексов, при многократном сочетании безусловного и условного раздражителей.

 

Практическая работа

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. К какому виду рефлексов относятся такие реакции организма как - «кашель, глотание, чихание, рвота»?

2. Приведите примеры защитных оборотителных безусловных рефлексов.

3. К какому виду рефлексов относиться пищевые секреторные рефлексы?

4. Приведите примеры условных рефлексов.

5. В чем заключается методика выработки условных рефлексов?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определения рефлекса.

2. Какие рефлексы считаются первичными?

3. Какие рефлексы считаются индивидуальными, какие групповыми?

4. Временными считаются … рефлексы.

5. Постоянными являются … рефлексы.

 

Задание 3.

Примерный план ответа

1. Определение «торможение» как защитного физиологического процесса, обратного возбужденного.

2. Формы торможения условно-рефлекторной деятельности (внешнее торможение и внутреннее).

3. Характеристика внешнего (безусловного) торможения – врожденное генетически запрограммированное.

4. Виды внешнего торможения – запредельное торможение условных рефлексов. Развивается либо при большой силе раздражителя, либо при слабом функционировании ЦНС; индукционное внешнее торможение – наблюдается при применении нового раздражителя после выработки условного рефлекса.

5. Внутренне торможение (условное). Смысл – в изменившихся условиях внешней среды изменяется реакция на имеющиеся привычные сигналы. Условный рефлекс угнетается.

6. Виды внутреннего торможения:

– дифференцированное торможение – различие раздражителей, сходных по параметрам, реагирование на биологически значимые.

– угасательное торможение – возникает когда при выработанном ранее условии рефлексе воздействие на организм условного раздражителя перестает подкрепляться безусловным раздражителем.

– запаздывающее торможение – если выработанный целый рефлекс отодвигать во времени от подкрепляющего его безусловного раздражителя.

 

Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий

Нервные процессы взаимодействуют в коре больших полушарий от того как они протекают в какой части коры они доминируют, зависят индивидуальные особенности психики.

Виды взаимодействия процессов возбуждения и торможения в коре большого полушария:

1. Иррадиация – разлитое состояние процессов возбуждения или торможения.

2. Индукция – концентрация процессов возбуждения и торможения в первоначальном центре.

3. Доминанта – в ЦНС всегда есть очаг возбуждения и, который подчиняется деятельность других нервных центров.

 

Контрольные вопросы

Определение торможения, его биологическое значение.

Чем отличается внешнее торможение от внутреннего?

Приведите примеры запредельного торможения.

В чем заключается биологический смысл внутреннего торможения?

Виды внутреннего торможения.

Приведите примеры угасательного торможения.

Какие виды взаимодействия процессов возбуждения и торможения существует в коре больших полушарий?

 

 

5. Критерии оценивания:

За каждое правильно выполненное задание присваивается 2 балла.

 

5 отл. - выполнены все задания 90-100%

4 хор. - выполнено два задания 75-89

3 уд. - задания выполнены на половину 50-74%

2 неуд. - процент правильных ответов менее 50%

Литература:

1. Электронные ресурсы «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Форма доступа: http://www.psihu.net/library/file114

 

 

Домашняя самостоятельная работа (6 семестр)

1.Наименование изучаемого раздела (темы):

Раздел 5.Опорно-двигательная система детей. Гигиенические требования к оборудованию образовательных учреждений   Тема 5.1 Опорно –двигательная система  

Самостоятельная работа: Анализ и рассмотрение причин возникновения несчастных случаев

2. Цель: формирование навыков самоанализа при работе с информационными источниками

3. Дидактические единицы для усвоения: рост и развитие костей, развитие и возрастные и особенности скелета, строение, функции и развитие скелетных мышц. Нормативы суточной активности

4. План-Задание:

1. Перечислите причины, способствующие возникновению несчастных случаев. Предложите профилактические меры по их устранению.

2. Используя программу «Программа воспитания и обучения в детском саду» составьте недельный график занятий для определенной возрастной группы. Определите темы занятий по общеразвивающим дисциплинам. Сопоставьте ваш график с календарным планированием занятий.

3. Заполните таблицу:

4. «Недельный график занятий в ___группе»

 

Наименование предмета Количество занятий Темы занятий
Знакомство с окружающим и развитие речи    
Развитие элементарных математических представлений    
Рисование    
Лепка    
Аппликация или конструирование    
Музыкальное воспитание    
Физическое воспитание    

Сделать вывод: соответствует ли данный график занятий функциональным возможностям детей _____группы.

5. Критерии оценивания:

 

5 отл. - дан подробный анализ причин возникновения несчастных случаев

- разработаны профилактические меры по их устранению

4 хор. - дан анализ причин несчастных случаев

- профилактические меры разработаны для отдельных несчастных случаев

з уд. - анали произведен поверхностно

- причинно- следственные связи травматиза не определены

2 неуд. - работа не выполнена

 

Задания для самоконтроля

1. Назовите факторы способствующие уличному травматизму

2. Классификация травм

3. Роль воспитателя в работе по профилактике детского травматизма

Литература:

1.Голубев В.В. Основы педиатрии детей дошкольного возраста М.; Академия 2000

 

 

Домашняя самостоятельная работа (6 семестр)

1.Наименование изучаемого раздела (темы):

Раздел 5.Опорно-двигательная система детей. Гигиенические требования к оборудованию образовательных учреждений   Тема 5.2 Осанка и факторы, её определяющие.  

Самоятоятельная работа№1: Организация наблюдений за детьми во время занятий, приема пищи и при физических нагрузках

2. Цель: -формирование практических умений, вычисление пропорций тела, проведения антропометрических измереней частей тела и определение типа телосложения человека

 

3.Дидактические единицы для усвоения: понятие об осанке, виды нарушения осанки, кифоз, лардоз, сутуловатость, соматометрия, антропометрические показатели

 

4. План-Задание:

1) 1. Самостоятельно изучить теоретический материал по теме: «Антропометрические показатели физического развития ребенка» с использованием опорного плана

2. Составить таблицу «Характеристика основных типов телосложения человека»

3. Проконтролируйте себя выполнив задание для самоконтроля

 

За последние 100-200 лет отличается заметное ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков – акселерация (от лат. Ассеleratto – ускорение). Другой термин – «эпохальный сдвиг». Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязанных морфологических, физиологических и психических явлений. К настоящему времени известны (определены научно) морфологические (антропометрические) показатели акселерации.

 

Примерный план ответа

1. Определение акселерации.

2. Антропометрические показатели физического развития – размеры частей тела – длина туловища, ног, рук – ширина плеч, таза.

3. Типы телосложения – астенический, нормостенический, брахиморфный.

4. Антропометрические показатели физиологического развития – наступление сроков полового созревания, изменения внимания, памяти и т.д.

5. Проявление акселерации на организм (изменение размеров тела, рост органов и костей, созревание эндокринной системы).

6. Отличительные половые признаки мужчин и женщин. Первичные признаки – половые, вторичные – особенности тело


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.314 с.