Использование нетрадиционных художественных техник в обучении детей предшкольного возраста — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Использование нетрадиционных художественных техник в обучении детей предшкольного возраста

2017-09-29 223
Использование нетрадиционных художественных техник в обучении детей предшкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Значению изобразительной деятельности в гармоничном развитии ребенка уделяется достаточно много внимания в исследованиях педагогов, методистов. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по изобразительной деятельности вызывают у детей большой эмоциональный отклик. Вот почему так важно найти наиболее эффективные методы и приемы в работе с детьми.

Придавая особое значение разнообразию художественных техник и материалов, известный художник-педагог Я. Башилов сравнивает их с музыкальными инструментами. «Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов в работе».

О завораживающих свойствах художественных материалов, об их притя­гательной силе для ребенка, можно сказать очень много. Среди множества факторов, оказывающих определенное воздействие на характер замысла в детском рисунке, существенную роль играет своеобразие художественных техник и материалов (цвет, фактура, форма), которые способствуют созданию адекватного этим свойствам художественного образа.

Очень часто недостаточная сформированность художественно-графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунках задуманное, адекватно изобразить предметы окружающего мира, и как следствие, затрудняет развитие познания. Ребенку-дошкольнику гораздо легче освоить метод рисования тычком, ладошкой, тампоном и т. д., нежели овладеть приемом изображения предметов при помощи линии.

В работе с детьми предшкольного возраста по использованию нетрадиционных художественных техник решается ряд задач:

• познакомить детей с разнообразными художественными материалами и их свойствами;

• развивать умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;

• учить использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности;

• воспитывать самостоятельность, инициативу, эстетический вкус;

• развивать воображение, зрительную память, гибкость и быстроту мышления.

Работа с детьми может осуществляться в различных формах (на игровых занятиях, в индивидуальной работе, в совместной деятельности педагога с детьми и как самостоятельная художественная деятельность детей).

Для работы нетрадиционными художественными техниками необходим самый разнообразный материал: гуашь, акварель, сангина, пастель, уголь, тушь, воск, восковые мелки, пластилин, кисти мягкие и жесткие, разные штампы, шаблоны, тычки, тампоны, заостренные палочки, соломинки, нитки, бумага разных размеров и оттенков и др.

Работа по ознакомлению с нетрадиционными техниками осуществляется поэтапно. Алгоритм работы с детьми по овладению любой художественной техникойвключает в себя следующие этапы:

I этап - знакомство с художественной техникой;

II этап - упражнения в художественной технике;

III этап - самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность.

Как правило, на первом этапепроходит первое знакомство с новой техникой, детям сообщаются новые знания о материалах, инструментах и способах изображения. Здесь же ребенку предоставляется возможность экспериментировать с материалом, самостоятельно изучить его свойства и признаки.

На втором этапедети непосредственно упражняются в использовании нетрадиционных техник (материалов, инструментов и способов их применения). Отработка навыков в использовании различных материалов происходит на занятиях с различной тематикой. Дети получают возможность прочно освоить данную технику. Упражнения детей в применении способов действий, направлены на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений.

Как правило, данному этапу отводится 2-3 занятия в зависимости от сложности техники.

Третий этапвключает в себя творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов на основе полученных знаний. Тематика этих занятий разнообразна, она побуждает детей к поиску наиболее выразительных средств для изображения своего замысла («Зимний пейзаж», «Осеняя песня», «Золотая рыбка» и т. д.).

На сегодняшний день существует большое многообразие различных художественных техник, которые успешно используются в практике работы с детьми предшкольного возраста (монотипия, кляксография, печатка и др.) и художественных материалов (гуашь, акварель, карандаш, пастель, уголь, соус и др.). Использование данных графических материалов и разнообразных техник не только расширяет художественные представления детей об изобразительных средствах, повышает интерес к рисованию, но и совершенствует навыки детей, позволяет разнообразить приемы работы, придает образам, создаваемым детьми, особую выразительность, а главное – способствует развитию творческих способностей ребенка.

В работе с детьми предшкольного возраста возможно использовать разно образные нетрадиционные техники:

«Монотипия предметная». Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

«Монотипия пейзажная». Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

«Кляксография обычная». Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография с трубочкой». Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Черно-белый граттаж». Средства выразительности: линия, штрих, контраст. Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью, без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

«Цветной граттаж». Средства выразительности: линия, штрих, цвет. Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно рас­крашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

«Набрызг». Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и уда­ряет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Ватная живопись». Можно создавать великолепные «шедевры» из обыкновенной ваты. Для этого дети скатывают маленькие ватные комочки, обмакивают их в клей и приклеивают их на лист бумаги. Это могут быть одуванчики. Тогда ватные шарики раскрашиваются после приклеивания желтой гуашью. Для снеговика понадобятся более крупные шарики ваты, а ведро, нос, метлу можно пририсовать.

«Рисование карандашной стружкой». Если вы точите карандаши обычной точилкой, не спешите выбрасывать карандашную стружку. Она может служить прекрасным материалом для создания оригинальных работ. На листе бумаги наносится контур задуманного изображения. Ребенок намазывает клеем контурное изображение и приклеивает ряд за рядом карандашную стружку Изображение получается объемным. Очень хороша эта техника для изображения оперения птиц, животных, зимних сугробов и т. д.

«Свеча и акварель». Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

«Пластилинография». Средства выразительности: цвет, линия, фактура. Материал: плотный картон, пластилин, заостренные палочки (отработанные шариковые ручки со стержнем). Способ получения изображения: ребенок на картон наносит тонкий слой пластилина. Затем палочкой процарапывает изображение.

«Рисование по-сырому». До недавним пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Например, если в рисунке нужна неясность, расплывчатость. Средства выразительности: цвет, линия, пятно. Материал: акварель, бумага, смоченная водой. Способ получения изображения: нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Ребенок берет комочек ваты или поролона, мочит в чи­стой воде, отжимает его и смачивает лист бумаги. Бумага готова к произведе­нию неясных образов.

Итоговой формой работы с детьми могут стать различные творческие вы­ставки:

- тематические («Золотая осень», «Королева Зима», «Морское царство» и др.), где представленные работы выполнены с использованием различных нетрадиционных техник;

- выставки работ, выполненных в какой-то одной технике;

- авторские выставки (творческие работы отдельного ребенка с использо­ванием нетрадиционных техник).

Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.