Концепция «демократического мира» применительно к изучению международной — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Концепция «демократического мира» применительно к изучению международной

2017-09-29 960
Концепция «демократического мира» применительно к изучению международной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

безопасности: примеры использования и ограничения применения.

Идея демократического мира: демократии не вступают друг с другом в вооруженную конфронтацию и разрешают имеющиеся противоречия исключительно мирным путем. В 1965 г. М.Хаас выдвинул предположение, что отношения между демократическими странами менее конфликтны, чем между недемократическими. Эту гипотезу, со своей стороны, подтвердил М.Салливэн, он пришел к выводу, что «в большинстве случаев открытые системы как в долгосрочном, так и в краткосрочном плане в меньшей степени бывают вовлечены в конфликты <...>, чем закрытые». Дин Бабст утверждал, что с 1789 по 1941 г. не было ни одной войны между независимыми государствами, которые возглавлялись «выборными правительствами». Он приводил соответствующую статистику войн за указанный период, предлагал свое определение политических систем этих не воюющих между собой государств, а главное, подчеркивал прямую причинно-следственную связь между политическим устройством демократических государств и пацифизмом в отношениях между ними.

Р.Руммель в своей работе «Понимание конфликта и войны» анализирует внутриполитические источники поведения различных государств и приходит к выводу о том, что «свобода противодействует насилию». Он оперирует при этом понятием «либертарные системы», а не «демократии». Объяснение им причин феномена антагонизма между свободой и насилием сводится к двум положениям. Во-первых, он объясняет данный феномен «ответственностью избранных лидеров перед внутренними группами интересов или общественным мнением, которые, как правило, выступают против насилия, повышения налогов и воинской повинности». А во-вторых, заключает он, «между либертарными системами существуют фундаментальные взаимные симпатии их народов по отношению друг к другу, совместимость основополагающих ценностей, взаимовлияние взаимодействующих групп и организаций, а также диффузия силы и интересов». Либертарные государства не осуществляют насилия по отношению друг к другу; и чем более либертарно государство, тем ниже уровень генерируемого им насилия независимо от того, с каким государством оно имеет дело

ХХ век, примеры, когда ТДМ не сработала: участие Германии в Первой, Финляндии – во Второй мировой войне, участие Ливана в первых арабо-израильских войнах и вторжение Турции на Кипр. Войны за захват и расширение колониальных владений, – которые вели демократии. По существу, их нельзя объяснить ни культурно-нормативной, ни институционально-организационной моделями. Поэтому колониализм явился наследием “додемократического состояния” Европы; но после второй мировой войны борьба колониальных народов за национальное освобождение велась, за редким исключением (например, Алжир), практически не наталкиваясь на сопротивление колониальных демократических держав.

Пример использования: демократии более миролюбивы не только в отношении себе подобных, но и во взаимодействии с любыми государствами, в т.ч. авторитарными. Демократии медленно и неохотно втягиваются в войны, а будучи втянуты, быстро и компромиссно их завершают и довольно альтруистично ведут себя по отношению к побежденным. Отношение западных демократий к Германии и Японии после второй мировой войны, к новым независимым государствам на территории бывшего Советского Союза после холодной войны.

Основные методы изучения международных отношений (анализ ситуации, экспликативные методы, прогностические методы, анализ процесса принятия решений).

Анализ ситуации предполагает использование суммы методов и процедур междисциплинарного характера, применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала ("данных"). К настоящему времени известно более тысячи таких методик - от самых простых (например, наблюдение) до достаточно сложных (как, например, формирование банка данных, построение многомерных шкал, составление простых (Check lists) и сложных (Indices) показателей, построение типологий (факторный анализ Q) и т.п.

Наиболее распространенные из аналитических методик: наблюдение, изучение документов, сравнение. (если надо могу расписать!)

Экспликативные методы

В наибольшей степени распространенными из них будут такие методы, как контент-анализ, ивент-анализ, метод когнитивного картирования и их многочисленные разновидности.

Контент-анализ. Систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся в нем словосочетаний или сюжетов. Далее частота данных словосочетаний или сюжетов сравнивается с их частотой в других письменных или устных сообщениях, известных как нейтральные, на базе чего делается вывод о политической направленности содержания исследуемого текста.

Ивент-анализ. Этот метод (называемый иначе методом анализа событийных данных) направлен на обработку публичной информации, показывающей, "кто говорит или делает, что, по отношению к кому и когда". Систематизированные таким образом события ϲʙᴏдятся в матричные таблицы, ранжируются и измеряются при помощи ЭВМ.

Когнитивное картирование. Этот метод направлен на анализ того, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную политическую проблему. Метод когнитивного картирования решает задачу выявления основных понятий, которыми оперирует политик, и нахождения имеющихся между ними причинно-следственных связей. "В результате исследователь получает карту-схему, на кᴏᴛᴏᴩой на основании изучения речей и выступлений политического деятеля, отражено его восприятие политической ситуации или отдельных проблем в ней"

Прогностические методы. В Международных отношениях существуют как относительно простые, так и более сложные прогностических методы. К первой группе могут быть отнесены такие методы, как, например, заключения по аналогии, метод простой экстраполяции, дельфийский метод, построение сценариев и т.п. Ко второй - анализ детерминант и переменных, системный подход, моделирование, анализ хронологических серий (ARIMA), спектральный анализ, компьютерная симуляция и др.

Дельфийский метод. Речь идет о систематическом и контролируемом обсуждении проблемы несколькими экспертами.

Построение сценариев. Этот метод состоит в построении идеальных (т.е. мыслительных) моделей вероятного развития событий. На первом этапе производится анализ и отбор главных факторов, определяющих, по мнению исследователя, дальнейшее развитие ситуации. На втором этапе выдвигаются (базирующиеся на простом "здравом смысле") гипотезы о предполагаемых фазах эволюции отобранных факторов в течение последующих 10, 15 и 20 лет. На третьем этапе осуществляется сопоставление выделенных факторов и на их основе выдвигается и более или менее подробно описывается ряд гипотез.

Системный подход. Понятие системы (более подробно оно будет рассмотрено в главе V) широко используется представителями самых разных теоретических направлений и школ в науке о международных' отношениях. Его общепризнанным преимуществом будет то, что оно дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности, и, следовательно, способствуя нахождений корреляций между взаимодействующими элементами, помогает выявлению "правил" такого взаимодействия, или, иначе говоря, закономерностей функционирования международной системы.

Анализ процесса принятия решений. Представляет собой динамическое измерение системного анализа международной политики и вместе с тем - одну из центральных проблем социальной науки вообще и науки о международных отношениях в особенности.

Классический подход к анализу ППР, отражающий "методологический индивидуализм", характерный для веберовской традиции, включает два основных этапа исследования. На первом этапе определяются главные лица, принимающие решение (например, глава государства и его советники, министры: иностранных дел, обороны, безопасности и т.д.) и описывается роль каждого из них. При ϶ᴛᴏм учитывается, что каждый из них имеет штат советников, обладающих полномочиями запрашивать любую необходимую им информацию в том или ином государственном ведомстве.

На следующем этапе проводится анализ политических предпочтений ЛПР (лица принимающие решения), с учетом их мировоззрения, опыта, политических взглядов, стиля руководства и т.д. Не стоит забывать, что важную роль в ϶ᴛᴏм отношении сыграли уже упоминавшиеся работы Р. Снайдера, X. Брука, Б. Сапэна и Р. Джервиса.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.