Тамара николаевна ливанова. Музыка доглинкинского периода — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тамара николаевна ливанова. Музыка доглинкинского периода

2017-09-29 1025
Тамара николаевна ливанова. Музыка доглинкинского периода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тамара Николаевна Ливанова. МУЗЫКА ДОГЛИНКИНСКОГО ПЕРИОДА

 

Русская музыка широко прославлена во всем мире. Имена Михаила Ивановича Глинки, Петра Ильича Чайковского, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Александра Порфирьевича Бородина, Модеста Петровича Мусоргско­го известны всему культурному человечеству, подобно именам великих русских писателей или артистов.

Оперы «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Князь Игорь» и другие прочно вошли в золотой фонд мирового искусства, стали драгоценными образцами мировой художественной культуры. Симфонии Чайков­ского не имеют себе равных среди современных им симфонических произведений западноевропейских композиторов.

На образцах русской музыки XIX столетия многому учились крупнейшие музыканты Запада, высоко оценившие русскую музы­кальную школу.

Ещё в 1881 году знаменитый пианист и компози­тор Ференц (Франц) Лист сказал Бородину, посетившему его в Магдебурге: «Нет, нам нужно вас, русских; вы мне нужны, без вас я не могу. У вас живая жизненная струя, а здесь кругом большей частью мертвечина».

Музыка Чайковского ещё при жизни композитора встретила живое сочувствие и искреннюю любовь в Америке, где он высту­пал как дирижер собственных сочинений.

Прославленные фран­цузские музыканты-новаторы XX столетия — Клод Дебюсси, Морис Равель и другие тщательно изучали партитуры Модеста Петровича Мусоргского и Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Наша родина по праву может гордиться славными именами своих композиторов, как гордится она именами Александра Сергеевича Пушки­на, Николая Васильевича Гоголя, Льва Николаевича Толстого, Фёдора Михайловича Достоевского, Антона Павловича Чехова.

Классическая русская музыка всегда отличалась глубиной жизненного содержания, силой идей и чувств, яркостью образов, высотой мастерства и совершенством формы. Широкие, певучие мелодии русских опер и симфоний трогают сердце и врезаются в память всякого, кто слышит их. Эти прекрасные мелодии, как и вся русская музыка, близки народным истокам, глубоко род­ственны русской народной песне.

Лучшие русские композиторы горячо и преданно любили свою родину, отлично знали жизнь своего народа, изучали его прошлое, его старинные сказания, его обряды, его песни. Таким образом, мы вправе сказать, что клас­сическая русская музыка, которую мы знаем по сочинениям Михаила Ивановича Глинки, Петра Ильича Чайковского, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Александра Порфирьевича Бородина, Модеста Петровича Мусоргского имеет свою славную традицию, то есть большую и длительную подготовку, крепкие связи с прошлым, глубокую и богатую почву.

Уже по одному этому для нас важно и интересно знать, как раз­вивалась русская музыка, какой путь она прошла, как складыва­лась ее история.

 

МУЗЫКА КИЕВСКОЙ РУСИ. МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ. РУССКАЯ МУЗЫКА IX—XVII ВЕКА

НАКАНУНЕ РЕФОРМ ПЕТРА I

Значительный перелом в истории музыкальной культуры произошёл у нас к концу XVII столетия, накануне грандиозных реформ Петра I.

Культурные потребности огромного государства, вступившего в новый период своего развития, сказались не только в области просвещения, науки, литературы, но и в области музыки.

При московском дворе впервые возникли театральные представления. В особо отстроенной для этого царем Алексеем «хоромине» в селе Преображенском под Москвой ставились духовного и светского содержания, где в немалом количестве исполнялась и музыка — песни, хоры и даже инструментальные номера.

Появились и исполнители на различных инструментах, сначала выписанные из-за границы, а затем русские, быстро обучившиеся новому делу.

Церковная музыка, издавна следовавшая старинному обычаю, была обновлена новыми, современными фор­мами и приёмами.

Выдвинулись замечательные русские композиторы, авторы многоголосных хоровых концертов для церкви — Василий Титов, Николай Калачников, Николай Бавыкин и многие другие.

Возникли и новые формы бытового пения, так называемые, канты, — сначала духовные, а затем светские песни для 3—4 го­лосов. Канты явились своеобразными предками русского романса.

Но и русский романс и другие, известные нам теперь роды музыкального искусства — опера, соната, симфония — ведут свою историю в России с XVIII века. Именно в XVIII столетии наша страна освоила и развила те музыкальные формы, которые были свободны от церковных обычаев и сюжетов, то есть формы чисто светского искусства.

Вместе с тем опера, соната и симфония, хотя они и опирались на народную мелодику, на образцы народного музыкального творчества, уже не могли исполняться средствами обычного народного музицирования, а требовали осо­бых условий, особых профессиональных кадров, то есть квалифи­цированных оперных певцов, скрипачей и других инструменталистов.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ ОПЕРЫ

Среди русских композиторов, выдвинувшихся, главным образом, с 70-х годов XVIII века и ставших предшественниками великого Глинки, нужно назвать имена Максима Созонтовича Березовского (1745—1777), Дмитрия Степановича Бортнянского (1751—1825), Михаила Алексеевича Матинского (1750—1820), Евстигнея Ипатьевича Фомина (1761—1800), Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747—1804), Иосифа Антоновича Козловского (1757—1831).

Их усилиями созданы первые русские оперы, новые, свободные формы церковной музыки, первые романсы, первые сонаты, квартеты, симфонии.

Первая опера на русский текст возникла еще в 1755 году при петербургском дворе. Это была опера уже известного нам Франческо Арайи на античный мифологический сюжет — «Цефал и Прокрис». Но текст её писал один из крупнейших русских поэтов XVIII века — Александр Петрович Сумароков и исполнена она была на русском языке, совсем юными русскими певцами-актерами.

Оперы же русских композиторов на русские бытовые сюжеты, в популярной, общедоступной форме комедии с музыкой, возникли уже не при дворе, а в связи с ростом иной театральной среды, когда в русских столицах созрела более широкая театральная аудитория, наполнявшая частные, «вольные» театры. Эта аудитория обладала новыми вкусами и предъявляла к искусству новые требования.

 

РУССКИЙ РОМАНТИЗМ

 

В русской поэзии, живописи и музыке зарождаются, черты того направления, которое получило название романтизма. В операх и романсах новые романтические черты выявляют себя в остром интересе к таинственной, поэтической и красочной родной старине, к волшебной сказке, к личным лирическим переживаниям чело­века, к особой красочности в передаче картин природы и чело­веческой жизни, вообще — ко всему характерному, особенному, яркому.

Важнейшей и значительнейшей темой становится тема герои­ческого подвига. Наряду со сказочными, волшебными, комедий­ными операми и весёлыми, лёгкими водевилями, увлекавшими театральную публику того времени, зарождается новый тип оперы, который впоследствии будет подставлен такими великими произведениями, как «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») Михаила Ивановича Глинки.

Еще в 1811 году, под прямым воздействием национального подъёма, возникла героическая оратория Степана Дегтярева«Минин и Пожарский» или «Освобождение Москвы», а несколько лет спустя, в 1815 году, уже после победоносной войны с французами, в Петербурге была поставлена опера обрусевшего итальянского композитора Катарино Кавоса«Иван Сусанин».

Рассказ о героическом подвиге русского крестьянина-патриота передан здесь иначе, чем у Глинки. Опера написана ещё в той простой форме диалогической (с разговорами) оперы-комедии, что и оперы XVIII века.

Самое умение Катарино Кавоса — опытного оперного капельмей­стера — конечно, не может идти ни в какое сравнение с великим мастерством Глинки.

Но своё положительное значение в развитии русского музыкального театра его опера «Сусанин» несомненно возымела. В сравнении с предшествующими ей оперными опытами в ней возросла и усложнилась роль музыки, местами очень удачно обработана русская песня. Самое же главное — в русскую оперу пришла большая и общественно значительная тема.

 

ТВОРЧЕСТВО ВЕРСТОВСКОГО

ТВОРЧЕСТВО АЛЯБЬЕВА

ТВОРЧЕСТВО ВАРЛАМОВА

Творчество Александра Егоровича Варламова больше связано с простой бытовой песней, нежели творчество Александра Александровича Алябьева.

Александр Егорович Варламов сам был прекрас­ным певцом, с успехом исполнявшим свои песни под гитару в домашней обстановке, в дружеском кругу, в быту, где они легко подхватывались и повторялись.

Громадное значение в песнях-ро­мансах Александра Егоровича Варламова приобретают бытовые танцевальные ритмы (вальс, болеро), гитарные звучания («рывки»), простые, яркие, легко поющиеся мелодии.

Некоторые песни Варламова (например, «О, не целуй меня») отчасти приближаются к характеру цыган­ского пения, очень любимого тогда в русских городских кругах.

Многие его песни, без упоминания его имени, получили извест­ность наравне с городскими народными песнями. Таковы бойкие, плясовые «Вдоль по улице метелица метет», жалостные — «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» и другие.

Особенно Характерна для Александра Егоровича Варламова, наряду с большой ли­рической задушевностью его мелодий, огненность его музыки, её кипучая страстность.

ТВОРЧЕСТВО ГУРИЛЁВА

Иной характер носят песни Александра Львовича Гурилёва. В них всегда на первом плане трогательная чувствительность («Домик крошечка», «Вьётся ласточка» и другие), мягкая лирика — качества, которые и со­здали его песням особую популярность в самых широких город­ских кругах.

Мелодии Александра Львовича Гурилёва, как и мелодии Александра Егоровича Варламова, были для своего времени прекрасными образцами подлинно бытового искусства, отвечавшего широким запросам, легко запоминавшего­ся и вместе с тем зрелого, мастерского, цельного.

Алексей Николаевич Верстовский, Александр Александрович Алябьев, Александр Егорович Варламов и Александр Львович Гурилёв были не только историческими предшественниками Михаила Ивановича Глинки; они были его стар­шими современниками, а Алексей Николаевич Верстовский даже пережил Михаила Ивановича Глинку.

И всё же их историческое место определяется, главным образом, подготовкой творчества Михаила Ивановича Глинки.

Это не означает, что их произ­ведения лишены самостоятельного художественного значения. Многие песни Александра Львовича Гурилёва, например, «Однозвучно гремит колоколь­чик», до сих пор сохранили свою силу и популярность.

Александр Александрович Алябьев, Алексей Николаевич Верстовский и другие своим творчеством значительно продвинули в своё время русскую музыку далеко вперёд по её великому и прогрессивному пути.

Именно, благодаря их славным творческим усилиям, завершившим большой предглинкинский период русской музыки, стало возможно появление первого русского музыкально­го классика — Михаила Ивановича Глинки. В 1836 году был поставлен «Иван Суса­нин» и начался новый — классический — период русской музыки.

РЕПЕРТУАР, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ:

«МУЗЫКА ДОГЛИНКИНСКОГО ПЕРИОДА»

1. Алексей Григорьевич Теплов — одна или две песни из сборника «Между делом и бездельем» (см. сборник «Ранний русский романс» под ред. Т. Трофимовой в А. Дроздова или «Историю русской музыки в нотных образцах» под ред. С. Л. Гинзбурга).

2. Евстигней Ипатьевич Фомин — отрывки из оперы «Мельник-колдун, обманщик и сват», (см. клавир): песни Мельника «Как вечор у нас» и «Уж как шли старик со старухой», песня Филимона «Вот спою такую песню», песня Анюты «Ка­бы я млада уверена была».

3. Фёдор Михайлович Дубянский — «Стонет сизый голубочек» (см. «Историю русской му­зыки в нотных образцах» под ред. С. Л. Гинзбурга).

4. Иосиф Антонович Козловский — «Прежестокая судьбина» (см. Финдейзен. Русская художественная песня).

5. Иван Евстафьевич Хандошкин — Соната для скрипки соло (есть отдельное издание).

6. Дмитрий Степанович Бортнянский — Соната для клавира (фортепиано; см. у Гинзбурга).

7. Алексей Николаевич Верстовский — отрывки из оперы «Аскольдова могила»: Баллада Торопа «Уж солнце поздними лучами», романс Надежды «Где ты, жених мой ненаглядный», ария Неизвестного «Скоро, скоро месяц ясный», куплеты Торопа «Близко города Славянска», «Заходили чарочки по столику».

8. Александр Александрович Алябьев — «Соловей», «Иртыш», «Грузинская песня», «Черкесская пес­ня», «Гроб», «Вечерний звон», «Два ворона», «Нищая», «Колыбельная», «Боюсь, боюсь, я не привыкла к счастью», «Талисман», «Зимний вечер», «Что затуманилась, зоренька ясная».

9. Александр Егорович Варламов — «Красный сарафан», «Вдоль по улице», «О, не целуй ме­ня», «Горные вершины», «На заре ты ее не буди», «Белеет парус оди­нокий».

10. Александр Львович Гурилев — «Домик-крошечка», «Однозвучно гремит колокольчик», «Вьется ласточка сизокрылая», «Падучая звезда», «Разлука», «На заре туманной юности».

11. Александр Александрович Алябьев— Ференц Лист — «Соловей» (фортепиано).

Примечание: Фортепианную транскрипцию «Соловей» Ференца Ли­ста на тему Александра Александровича Алябьева иллюстрирует популярность доглинкинской русской музыки не только в России, но и на Западе.

12. Василий Поликарпович Титов — «Уединенная сосна», «Прости», «Коварный друг», «Ветка».

13. Михаил Юрьевич Виельгорский — «Любила я», «Талисман».

 

Тамара Николаевна Ливанова. МУЗЫКА ДОГЛИНКИНСКОГО ПЕРИОДА

 

Русская музыка широко прославлена во всем мире. Имена Михаила Ивановича Глинки, Петра Ильича Чайковского, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Александра Порфирьевича Бородина, Модеста Петровича Мусоргско­го известны всему культурному человечеству, подобно именам великих русских писателей или артистов.

Оперы «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Князь Игорь» и другие прочно вошли в золотой фонд мирового искусства, стали драгоценными образцами мировой художественной культуры. Симфонии Чайков­ского не имеют себе равных среди современных им симфонических произведений западноевропейских композиторов.

На образцах русской музыки XIX столетия многому учились крупнейшие музыканты Запада, высоко оценившие русскую музы­кальную школу.

Ещё в 1881 году знаменитый пианист и компози­тор Ференц (Франц) Лист сказал Бородину, посетившему его в Магдебурге: «Нет, нам нужно вас, русских; вы мне нужны, без вас я не могу. У вас живая жизненная струя, а здесь кругом большей частью мертвечина».

Музыка Чайковского ещё при жизни композитора встретила живое сочувствие и искреннюю любовь в Америке, где он высту­пал как дирижер собственных сочинений.

Прославленные фран­цузские музыканты-новаторы XX столетия — Клод Дебюсси, Морис Равель и другие тщательно изучали партитуры Модеста Петровича Мусоргского и Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Наша родина по праву может гордиться славными именами своих композиторов, как гордится она именами Александра Сергеевича Пушки­на, Николая Васильевича Гоголя, Льва Николаевича Толстого, Фёдора Михайловича Достоевского, Антона Павловича Чехова.

Классическая русская музыка всегда отличалась глубиной жизненного содержания, силой идей и чувств, яркостью образов, высотой мастерства и совершенством формы. Широкие, певучие мелодии русских опер и симфоний трогают сердце и врезаются в память всякого, кто слышит их. Эти прекрасные мелодии, как и вся русская музыка, близки народным истокам, глубоко род­ственны русской народной песне.

Лучшие русские композиторы горячо и преданно любили свою родину, отлично знали жизнь своего народа, изучали его прошлое, его старинные сказания, его обряды, его песни. Таким образом, мы вправе сказать, что клас­сическая русская музыка, которую мы знаем по сочинениям Михаила Ивановича Глинки, Петра Ильича Чайковского, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Александра Порфирьевича Бородина, Модеста Петровича Мусоргского имеет свою славную традицию, то есть большую и длительную подготовку, крепкие связи с прошлым, глубокую и богатую почву.

Уже по одному этому для нас важно и интересно знать, как раз­вивалась русская музыка, какой путь она прошла, как складыва­лась ее история.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.