Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-09-29 | 190 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины (модуля): Целью дисциплины «История западной философии» является развитие у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для дальнейшей научно-исследовательской и педагогической деятельности в данной специальности. Цель реализуется через ознакомление студентов с главными учениями различных эпох в истории в западной философии (до 20 века) – античной философии, философии средних веков и возрождения, философии нового времени, немецкого идеализма и 19 века, а также обучение навыкам практической работы с представленными в этих течениях текстами и понятийным аппаратом.
Задачи: По окончанию курса студент должен различать основные направления в указанных философских течениях, знать их генезис, понимать базисные понятия, уметь самостоятельно интерпретировать ключевые тексты этих течений.
.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
2.1. Учебная дисциплина (модуль) «История западной философии» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «культурология».
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: Данная дисциплина читается в первом и втором семестре. В ней рассматриваются исторические типы философствования, анализируются философские системы представителей разных эпох, прослеживается их внутренняя связь, выражающаяся в проблематике и способах решения основных философских задач, стоящих перед мыслителями этого времени. Проблемы данной дисциплины рассматриваются в контексте других изучаемых дисциплин и предваряют дисциплины общепрофессионального и специального цикла.
|
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
– Философия
– Современная мировая философия
– Логика, риторика и теория аргументации
– Семиотика и лингвистика
– История культурологических концепций
– Этика и эстетика
– История отечественной культуры и философское россиеведение
– Утопия в истории культуры
– Проблема времени в культуре
– Социальная и культурная антропология
– Феноменология культуры
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности): (указывается шифр и формулировка компетенций).
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:
Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) | Элементы компетенций, формируемые дисциплиной |
Общекультурные компетенции (ОК) | |
ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | Знания: главных философских категорий и концептов |
Умения: видеть проблематику, содержащуюся в главных философских течениях и направлениях на Западе от античности до 20 века, в качестве базового смыслообразующего компонента, применительно к духовной и интеллектуальной культуре человечества | |
Навыки: умение аргументировано и ясно излагать собственную позицию по вопросам, относящимся к философской тематике | |
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) | |
ОПК-4 способность к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии | Знания: содержания главных философских течений и направлений на Западе от античности до 20 века |
Умения: работать с библиографией, требуемой к курсу, используя также различные современные технологии работы с информацией | |
Навыки: написания текстов статей, презентаций, подготовки доклада, выступления | |
Профессиональные компетенции (ПК) | |
ПК-3 способность осуществлять научные коммуникации в профессиональной сфере | Знания: различных комментаторских традиции, историко-философской специализированной литературы |
Умения: анализировать философский текст | |
Навыки: реализация научной коммуникации во всех ее видах | |
Специальные профессиональные компетенции (СПК) (Указываются (при необходимости) с учетом направленности программы) | |
СПК-n (формулировка компетенции) | Знания: |
Умения: | |
Навыки: |
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
|
Трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов,
в том числе _______ зачетных единиц, 36 часов на экзамен (при наличии)
Содержание учебного материала
Раздел 1. Античная философия: Развитие философии в Ионии. Философские взгляды Фалеса, Анаксагора, Анаксимена. Понятие субстанции. Отличительные особенности философских воззрений от мифологических представлений. Левкипп - основатель атомистического материализма. Демокрит. Механистический и материалистический характер учения об атомах и пустоте. Гносеологические позиции Демокрита, психология Демокрита. Теория происхождения человека и его культуры. Этика. Путешествия Пифагора, организация пифагорейского союза. Связь пифагореизма с орфизмом. Занятия математикой. Учение о числе и гармонии космоса. Мистическое и рациональное в раннем пифагореизме. Особенности философского мышления Гераклита, основные "смыслообразы". Учение об огне как о генетическом и субстанциональном начале космоса. Космическая мера и мировая гармония. Дике - символ космического порядка. Объективный логос как структура мира. Гилозоизм Гераклита и его воззрения на душу человека. Постановка проблемы "Человек" в философии софистов и Сократа. Метод Сократа. Самопознание и этический рационализм Сократа. Диалектика Сократа (определение, индукция, ирония). Сократические школы. Платон - основатель развитой системы объективного идеализма. "Теория идей". Соотношение идей и вещей. Идеи и разум человека. Эволюция теории идей. Учение о мировой целесообразности. Физика Платона. Учение о космосе, материи и мировой душе. Антропология и этика Платона. Учение о государстве. Гносеология Платона. Теория припоминания. Взгляды Платона на религию и искусство. Диалектика Платона в диалогах. Аристотель как "самая универсальная голова" древности. "Метафизика" Аристотеля. Предмет "первой философии". Решение вопроса о соотношении общего и единичного. Форма как единство трех противоположных материи причин. Имманентный телеологизм Аристотеля. Понятие бога. Платон и Аристотель. Учение о категориях. Физика Аристотеля. Учение о бесконечности, времени и месте. Первоматерия. Космология. Биологические воззрения Аристотеля. Психология. Учение о познании. Четыре вида знания. Этическое учение. Учение о добродетели и справедливости. Учение о государстве. Перипатетическая школа. Атомистическая натурфилософия Эпикура. Эпикурейская этика. Плотин. Систематизация идей Платона. Главные ипостаси идеального бытия. Процесс эманации как умножение и деградация бытия. Учение об очищении души. Умозрительное истолкование знания. Мистицизм Плотина. Аскетические мотивы в этических воззрениях неоплатоников. Борьба неоплатоников с христианством. Прокл - систематизатор учения неоплатонизма, учение о триаде.
|
Раздел 2. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения: Средневековье: понятие, хронологические рамки, специфика культуры. Основные религиозно – философские течения поздней античности. Гностицизм и история его развития. Манихейство. Основные особенности христианства. Христианский монотеизм. Учение о троичности лиц в едином существе Бога. Вопрос о роли и месте античной философии. Проблема соотношения веры и разума. Апологетика и патристика – основные этапы формирования средневековой философии. Греко-язычная и латино-язычная апологетика. Иреней Лионский, Ориген, Климент Александрийский. Тертуллиан. Филон Александрийский как предшественник патристического интеллектуализма: греческая мудрость как вторичному отражению разума Бога, Логос, отрицательное Богопознание. Восточные отцы церкви (греческая патристика): Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Латинские отцы церкви: Марий Викторин, Августин Блаженный. Вера и разум в учении Августина. Дионисий Ареопагит: пути Богопознания, учение о «благе», «свете», «красоте» и «экстазе», о небесной и земной иерархии. Северин Боэций – основоположник схоластики. Рационализм П. Абеляра. Ансельм: доказательства бытия Бога. Неоплатонизм христианской философской системы Иоанна Скота Эриугены. Схоластика и мистика: роль разума в Богопознании. Мистицизм М. Экхарта. Р. Бэкон и С. Брабантский. Учение У. Оккама. Аверроэс: учение о двух истинах. Альберт Великий: синтез философии и веры. Номинализм и реализм. Д. Скот: универсалии как результат душевного акта. Ф. Аквинский: универсалии, соотношение философии и религии, доказательства бытия Бога. Н. Кузанский: проблема единого и многого, Абсолюта и тождества. М. Монтень: «Опыты» против схоластики, чувственные данные и природа. Пантеизм Д. Бруно: учение о Начале всего, душа вселенной.
|
Раздел 3. Философия Нового Времени: Ф. Бэкон: сущность научного познания. Чистый разум как условие эффективности познания. Требования к всестороннему познанию. Индукция и знание. Учение о силлогизме. Индукция и ее принцип. Учение о «призраках». Путь «пчелы». Явления и форма явлений. Р. Декарт: Предмет философии. О методе познания. «Правила для руководства ума». Рационализм Декарта: интуиция и дедукция. Метафизика и процедура «радикального сомнения». Идея Бога. Мыслящая и протяженная субстанции. Т. Гоббс: учение о познавательных способностях и методология. Цель и предмет философии. Теория познания и стадии познания. Язык человека. Учение о человеке и государстве. Б. Спиноза: Бог, субстанция, существующее. Атрибуты Бога. Модусы субстанции. Воля, разум, аффекты. Сущность человека. Д. Локк: границы человеческого познания. Гносеология Локка. Рефлексия и сенсуализм. Учение о «врожденных идеях». Идеи и материя. Первичные и вторичные качества. Понятия. Истина. Социальное учение. Г. Лейбниц: учение о монадах. Перцепция. Материя и «союз души и тела». Д. Беркли: ощущения, идеи, дух. Чувственные вещи. Абстрагирование, протяжение и движение. Дух, ум и воля. Д. Юм: познавательный опыт. Ассоциация идей и причинность. Субстанция и идеи. Философия эпохи Просвещения: Д. Дидро: материя и тело. Атом и молекула. П.А. Гольбах: «Система природы». Ж. Ламетри: человек, природа, физическое тело. К. Гельвеций: у, физическая чувствительность, память. Слово, интерес. Счастье и закон. Ш. Монтескье: политическая добродетель и закон. Три образа правления. Демократия. Ф.М. Вольтер: деизм.
|
Раздел 4. Философия немецкого идеализма: Специфика и уникальность данной философской формации. Хронологические рамки, персоналии. Философская проблематика субъекта и объекта как критерий образования понятия «Немецкая классическая философия». Исследование природы философского знания как одна из центральных проблем философии данного периода. «Докритический» этап философии И. Канта. Космология Канта: силы, развитие материи. Кант о способности внутреннего чувства у человека. «Критический» этап философии Канта: условия научности метафизики, постановка Юмом проблемы априорной мыслимости, различие между синтетическими и аналитическими суждениями; постановка проблемы возможности метафизики, новый класс суждений, замысел «Критики чистого разума», сущность трансцендентального исследования познавательной способности человека. Содержание понятий «априорный», «трансцендентальный», «синтетический». Структура книги «Критика чистого разума». Форма и содержание акта созерцания. Пространство и время как формы созерцания, как чувственные начала познания. Вещь в себе и явление. Понятие трансцендентальной логики. Суждение как результат подведения созерцания под соответствующее понятие. Таблица суждений. Логическая форма суждения. Категории: «чистота», «априоризм», второе начало познания, условие опыта. Дедукция категорий: наличный и возможный опыт. Единство апперцепций, сила продуктивного воображения, привнесение характеристик предметности в многообразие созерцаний. Опыт, разум, природа. Различие «феноменов» и «ноуменов». Схемы временности и время как форма внутреннего восприятия. Разум как формальный принцип функционирования рассудка. Идеи как чистые понятия разума, неизбежность иллюзии. Анализ попыток опредмечивания идей, их выражения в наличном опыте. Критика рациональной космологии и учение об антиномичности разума. Кант о доказательстве бытия Бога. Природа философского знания, история философии. Негативный характер идей в «Критике чистого разума», «учение о методе» как переход к «Критике практического разума». Понятие «практической» способности разума. Значимость «идей» в «практическом» разуме, свобода разума. Нравственный закон как второй априорный принцип, понятие практического разума. Формулы «нравственного закона». Различие «моральных» и «легальных» поступков, «гетерономная» и «автономная» мораль, ценность самозаконности разума. «Благо» в «практическом» разуме. Учение о «методе практического разума»: разумный закон, моральный интерес, учение о методах воспитания, переход к понятию «цели». Критика способности суждения» как соединение двух предыдущих «критик». Суждения с понятием «цели». Третий априорный принцип. Эстетическая способность суждения. Аналитика понятий «прекрасное» и «возвышенное». Два вида «возвышенного». Подлинная эстетическая оценка, художественное творчество, гений. Диалектика эстетических понятий. Телеологическая способность суждения. Логическое применение понятия «цель». Органические и неорганические системы. Дискурсивное мышление, телеологическое мышление. Целесообразность и нравственный образ жизни. Творческая эволюция И.Г. Фихте: «первое» и «второе» «наукоучение». Цели и задачи «наукоучения». «Первое» наукоучение»: самоопределяющееся «Я» (чистое сознание) как начало учения. Три «безусловных основоположения» «наукоучения». «Основоположение тождества»: акт самосознания, действие «Я». «Основоположение различия»: саморазличение «Я» от «Не Я». «Основоположение ограничения»: две ситуации бесконечного взаимоопределения «Я» и «Не Я». «Я» «абсолютное». Учение о созерцании. Влияние философии Канта на «наукоучение», теоретическая и практическая части «наукоучения», интерпретация «вещи в себе». Две ситуации бесконечного взаимоопределения «Я» и «Не Я». «Я» «абсолютное». «Второе» «наукоучение»: «Я» «абсолютное» как абсолютное бытие. Догматизм, идеализм, реализм. Фихте о соотношении духа и тела. «Ранний» Фихте о религии: христианство и философия. Откровение в пределах нравственного закона. «Поздний» Фихте о религии: Бог как абсолютное бытие. Творческая эволюция Ф.В.И. Шеллинга: натурфилософия, философия абсолютного тождества, философия откровения. Романтизм философии Шеллинга. Материя как совокупность атрибутов Абсолюта, как единство конечного и бесконечного. Единство как реальность Абсолюта. Природа как развивающееся целое. Задачи и принцип «трансцендентальной» философии. Абсолютное тождество «субъекта» и «объекта». Знание и бытие. Сознание и самосознание. Философия истории: свобода и необходимость, правовые отношения, периоды истории. Художественная интуиция как основа философии. Искусство как «документ» и «орган» философии. Гениальность как двустороннее сочетание «субъекта» и «объекта». Философия откровения. Свобода и судьба. Мифология. Саморазличение Абсолюта. Этапы творчества Г.В.Ф. Гегеля. Онтологизм, реализм и креационизм как главные черты его философии. Действительное содержание философского понятия «диалектика» Гегеля. «Феноменология духа» как введение в систему «зрелого» Гегеля. Структура книги «Феноменология духа». Гегель и романтизм: принципиальное расхождение в понимании природы философии, в понимании процесса постижения Абсолюта. Жизнь сознания, ступени его восхождения. Саморазвитие Истины или Абсолюта. Саморазвитие Истины как саморефлексия. «Лекции по истории философии»: история философии как история самопостижения истины. Тождество философии и истории философии, предмет философии. Восхождение от абстрактного к конкретному как закон логического и исторического развития философии. «Энциклопедия философских наук»: философия и логика, понятие и его движение. Объективность мысли, принцип совпадения логического и метафизического. Три отношения мысли к объективности. Три момента логического как три момента реального, как выражение природы Абсолюта. Неискаженное представление о «диалектическом» моменте. «Спекулятивное». Учение о бытии: «нечто» и «ничто» как первые абстракции, скачкообразное становление бытия как результат взаимоопределения первых абстракций: качество, количество, мера. Учение о сущности: рефлексия как самосвечение понятия, рефлексия как отличительный момент учения о сущности от учения о понятии. Тождество и различие как рефлектированные моменты отношения сущности с самой собой. Тождество и различие как внутренняя сторона «нечто» и «ничто». Существование как внешность сущности, явление и действительность. Учение о понятии: «самовоплощение» понятия, суждение, умозаключение, идея. «Философия природы»: «природа» - инобытие идеи. Идеальная сущность природы: природа как процесс становления Духа, аналогия внутренней логики развития «философии природы» с «наукой логики». Механика: механическое собрание «элементов». Предметы, пространство и время, материя, сила и ее центр, система тел. Абстракция. Физика: природная индивидуальность. Свет, небесные тела и стихии, метеорологический процесс. Магнетизм, электричество, химический процесс. Индивидуализация предметов природы. Органика: живая индивидуальность. Геологическая порода, растительный организм и животный организм как высшая ступень инобытия Идеи. Стремление индивида к всеобщему, переход к «философии духа». Место «Философии духа» в «Энциклопедии философских наук». Процесс самопознания духа. Критика «пневматологии» и психологии эмпирической. Три стадии самопознания Духа. Учение о «субъективном духе»: антропология Гегеля, новое появление «Феноменологии духа», спекулятивная психология. Учение об «объективном духе»: «действительно осуществленное» как «инобытие» духа. Государство, «абсолютное право», «всемирная история». Религиозность и нравственность. Учение об «абсолютном духе»: искусство, религия и философия - формы самопознания духа. Формы искусства, исчерпание искусства. Религия. Содержание и форма христианства. Отличие философии от других форм. Философия как высшая форма самопознания духа. Понятие «тотальность». Философия Гегеля как описание реальности и как момент становления реальности. Последователи и критики философии Гегеля.
Раздел 5. Неклассическая философия 19 века: Творческая эволюция А. Шопенгауэра. Отношение Шопенгауэра к философии Гегеля. Шопенгауэр об объекте и субъекте. Мир как представление и мир как воля. Учение Шопенгауэра о воле. Мировая воля и воля индивидуальная. Тело как явление воли. Воля и интеллект. Иерархия ступеней объективации воли. «Идеи». Постижение идей (искусство, философия). Связь морального учения Шопенгауэра с его метафизическими взглядами. Жизнь как страдание. «Мотив» и «характер», врожденные типы характера. Действительная природа моральности, моральный поступок. Творческая эволюция О. Конта. Представление о философии, задача «позитивной» философии, «позитивное». Современная наука как форма позитивного знания. Универсальный закон трех стадий интеллектуального развития, его истоки. Метафизичное и позитивное. «Условия торжества позитивной школы». Историческое развитие наук и зависимость одной науки от другой. Естественная неорганическая и органическая философия. Социальная философия: закона трех стадий, социальная динамика. Позитивное понимание этики: инстинкт к совместному проживанию, формирование представления о нравственном. Религия человечества. Д.С. Милль: классификация наук, значение социологии, свобода индивида. «Система логики»: первоначальные и выводимые истины. Логика как учение об обоснованности истин. Логика и психология, принцип ассоциативного мышления. Различие ощущения и его причины, предмета и мысли о нем. Различие тела и его качеств, духа и его содержания. «Дух» как ряд «сознательных состояний». Принцип единообразия природы, «тродукция». Законы природы: единственное сходство, единственное различие, сходство и различие, закон сопутствующих изменений, закон остающейся части причины. Науки о духе и науки о природе. Утилитаризм в этике: развитие нравственных понятий. Новая этика, взаимодействие личного и общественного. Философия как объединенное знание, основания философского знания. Закон непрерывного распределения материи и движения (закон постоянства силы). Эволюция: концентрация и рассеивание материи и движения, переход от однородности к разнородности, общее состояние равновесия. Уровни действия закона эволюции. Общество как живой организм. Религия, философия и наука. Непознаваемость Абсолюта. Социальная эволюция: социальные институты, состояния общества, мораль. С. Кьеркегор. Критика философии Гегеля: существование и сущность, действительность и понятие, противоречие и жизнь. Действительные задачи философии. «Повторение»: повторение и воспоминание. Счастье. Жизнь как повторение. Обретение целостного Я. «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал»: Я и выбор. Эстетический тип существования: физическая непосредственность, наслаждение жизнью. Скука, отчаяние. Этический тип существования: выбор, долг, всеобщие нормы. «Стадии жизненного пути»: переход к религиозному типу существования. Вера в невозможное. Свобода человека. Различие этапов творчества Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки»: «Аполлоновское» и «Дионисийское» начало в греческой культуре, пересмотр традиционного отношения к греческой культуре. «Проблема Сократа». Влияние учения о «воле» Шопенгауэра на формирование философии Ницше. Учение о познании и о действительности, представление о жизни, «миф о вечном возвращении». Воля и интеллект. Критика научного познания. «Так говорил Заратустра»: два типа поведения, «аморализм» философии Ницше и ее моральные ценности, критика догматизма в этических взглядах. Жизнь и поступок. «По ту сторону добра и зла»: анализ и критика европейского философствования и христианской морали. Философские истины и природа философии. Метафорическое и образное мышление, досократическая философия. Понятие «аристократичного», учение о сверхчеловеке. Основная задача философии будущего. «Антихрист»: Ницше о любви к человечеству. Преемственность тематик философии Ницше, поэтапное формирование идеи критики современной западной культуры и традиционных ценностей. Отражение идей Ницше в других философских учениях 19-20 вв. Ч.С. Пирс: прагматическая установка, представление о реальности. Научный метод и прагматические цели. Путь ученого и путь философа. Научное воображение, наука и поведение человека. Теоретические науки и наука практическая. Задачи философии, разделы философии, независимая объективная истина. «Феноменология» Пирса: описание «знака» и производимого им действия. Совокупность знаков. «Фанерон» как знак. «Фанерон» как объект наблюдения. «Фанерон» как содержание сознания. «Категории» как общие черты «фанерона». «Качество», «отношение», «репрезентация». Классификация знаков: типы триадических отношений, основание логики научного исследования. Феноменологическая установка «фанероскопии» Пирса: выход к «самим вещам». Движение к реальности как процесс порождения знаков. «Знакопорождение» и человеческий опыт. Прагматизм в семиотике: отношение субъекта к знаковой системе. Творческая эволюция У. Джемса. Теория эмоций. Радикальный эмпиризм. Джемс о сознании. Прагматизм как метод улаживания философских споров. Монизм и плюрализм, рационализм и эмпиризм. Джемс об истине. Природа философского постижения бытия, мир как «целое» и мир как «части». Многообразие мира, мир как бесконечное появление «нового». Джемс о вселенной с плюралистической точки зрения. Учение Джемса о многообразии религиозноо опыта. Прагматическое отношение к религии. Творческая эволюция В. Дильтея. Дильтей об общих задачах философии. Проблема основания общего убеждения в существовании внешнего мира. Понятие «жизнь». Отличие «наук о духе» от «наук о природе». Идея описательной психологии как фундамента наук о духе. Дильтей о характере исторического познания. Критика исторического разума: связность духовного мира, его структура и раскрытие. Принципы гуманитарно-научного постижения. Понимание, переживание. Категории формальные и реальные. Время, настоящее, наблюдение жизненного процесса. Акты мысли. Категории жизни. Герменевтика. Понятие «мировоззрение». «Мировоззрение» и «жизнь». Типы мировоззрений. Философия как учение о мировоззрениях. Возможные подходы к определению сущности философии. «Творческая эволюция» А. Бергсона: «жизненный порыв» как основа всего сущего, как причина «эволюции». Эволюция как непрерывная скачкообразная деятельность. Сопряженность проблемы жизни и проблемы познания. Эволюция и организм. «Инстинкт» - прямое выражение «жизненного порыва». «Интеллект» как дополнение «инстинкта». Взаимововлечение «интеллекта» и «инстинкта». Время и жизнь. Жизнь – неулавливаемая интеллектом длительность. «Длительность» и сознание, «поток сознания». Переживание «длительности». Кинематографичность понятий «интеллекта». Геометричность, рассудочность интеллекта. «Интуиция» как способность ухватывать «длительность», проникать в сущность предмета. Творчество. Открытое общество, религия и мораль. «Второй позитивизм». Э. Мах. Представление о науке. Принцип экономии мышления. Учение об элементах мира. Роль памяти в организации временной непрерывности опыта. Р. Авенариус: общий закон экономии. Понятие «опыт», координация индивида и его окружения, жизнь. Жизненный максимум сохранения. Принцип наименьшей меры силы, учение об элементах мира. Гипотеза о тождестве внутреннего мира людей, интроекция. Отказ от представления о единой мыслящей субстанции. Познавательный процесс, предпосылочность знания, соотношение представления и понятия.
4.4. Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение:
Раздел 1. Античная философия:
1. Когда зародилась античная философия?
2. Какие философские проблемы были поставлены первыми?
3. Что такое космос?
4. Первооснова всего сущего в философии Древней Греции.
5. Что такое античная диалектика?
6. Чему учили софисты?
7. Что такое майевтика?
8. Почему Платона считают основателем «объективного идеализма»?
9. Телеология в античной философии периода высокой классики.
10. Демиург в «Тиме» Платона.
11. Платон и пифагорейцы.
12. Отношение Аристотеля к «теории идей» Платона.
13. Физика стоиков.
14. Эпикуреизм: идеальное душевное состояние.
15. Истина у скептиков.
16. Плотин о пути слияния с Единым.
Раздел 2. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения:
Раздел 3. Философия Нового Времени:
1. Ф. Бэкон: пути утверждения нового типа знаний.
2. Что есть материя для Р. Декарта?
3. Т. Гоббс: возражение Декарту по вопросу о соотношении материи и духа.
4. Б. Спиноза: почему в основании этики должна быть метафизика?
5. «гносеологический материализм» Д. Локка.
6. Г. Лейбниц: критика картезианского понимания субстанции.
7. Г. Лейбниц: причины обращение к субстанциональным формам Аристотеля и формирование идеи субстанциональных единиц.
8. Д. Беркли: критика понятия «материальной субстанции».
9. Д. Юм: проблема абстрактных идей.
Раздел 4. Философия немецкого идеализма:
1. Принципы практического разума у И. Канта.
2. И. Кант о вере.
3. И. Кант о религии.
4. И. Кант: эстетическая способность суждения.
5. И. Кант: два вида «возвышенного» и его переживание.
6. И. Кант: телеологическая способность суждения.
7. «Пространство» и «время» в «Философии природы» Г. Гегеля.
8. Г. Гегель: индивидуализация предметов природы.
9. Г. Гегель: «род» и «индивидуум» как переходный момент от «Философии природы» к «Философии духа».
10. Соотношение человека и Духа в «Философии духа» Гегеля.
11. Г. Гегель: Дух как «мир объективного содержания мышления».
12. Спекулятивная философия и самопостижение Абсолюта в философии Г. Гегеля.
Раздел 5. Неклассическая философия 19 века:
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для реализации целей освоения дисциплины используются следующие формы организации учебного процесса:
Метод проблемного изложения (постановка проблемы, формулирование познавательной задачи, раскрытие системы доказательств, сравнение точек зрения, различных подходов);
Метод проектов («развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления»);
В качестве основных форм самостоятельной работы бакалавров предполагается подготовка к докладу на семинарском занятии, к коллоквиуму и самостоятельной работе.
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Основная литература.
4. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. – М.: Мысль, 1975-1983.
29. Милль Д.С. Огюст Конт и позитивизм. - М.: «Издательство ЛКИ», 2007.
31. Лурье С. Я. Демокрит. – Л., 1970.
32. Пирс Ч. Начала прагматизма. – СПб., 2000.
7.2. Дополнительная литература.
13. Богомолов А. С. Античная философия. – М., 2006.
14. Бородай Ю. «Воображение и теория познания». Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. - М., 1966.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!