Развитие ораторского искусства — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Развитие ораторского искусства

2017-09-29 255
Развитие ораторского искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На современном этапе

 

Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления – оригинальное решение актуальной для определенной области жизни проблемы, точно и понятно для всех сформулировать его, вызвать к нему интерес соответствующих лиц и сделать их своими единомышленниками. А для этого нужно еще и отработать систему доказательств оптимальности и необходимости реализации своей идеи.

Именно поэтому вновь актуализировалась проблема преподавания риторики на современном этапе. Известно, что в 20-ые годы ХХ в. Эта дисциплина была исключена из школьного и вузовского курсов. С начала 90-х годов она вновь возвращается и обретает то же положение, что и прежде – является одной из семи «избранных наук». Ренессанс риторики происходит параллельно с возрождением бесценных сокровищ отечественной культуры и поддерживается достижениями неориторики в США и Европе. Свидетельством тому – огромное количество учебников и учебных пособий по риторике как общего, так и частного характера. Однако единой концепции этого предмета пока нет, и, видимо, не будет, о чем свидетельствуют материалы научно-методического семинара «Риторика в вузе и школе: теоретические и методические аспекты»(МПГУ, 1996) и Московской Всероссийской конференции по риторике(МГУ, 1997). Однако при этом совершенно очевидно, что дисциплина эта нужна в современной школе и у нее есть будущее. Современные реалии нашей жизни требуют в первую очередь от молодежи оптимального речевого поведения, при котором специалист не только компетентен и эрудирован, но и гибко оперирует своими знаниями, добиваясь заданной цели. Это умение, определяемое совокупностью качеств: гибкостью мышления, быстрой переключаемостью с одного вида деятельности на другой, конструктивностью общения с оппонентом, способностью мгновенно преодолеть «аудиторный шок» в официальном общении и др., - и совершенствует предмет риторика. К сожалению, пока ни одно высшее учебное заведение не готовит профессионально образованных риторов, способных преподавать этот предмет. Проблему эту предстоит решить в ближайшем будущем.

История свидетельствует о том, что становление и расцвет красноречия связан с демократическими формами политического устройства, а при автократических методах правления риторика перестает играть в государственной жизни сколь-либо заметную роль. Возрождение риторики в России в конце ХХ столетия – знак демократических перемен. И поскольку Россия встала на путь этих перемен, то и строить цивилизованное государство предстоит именно нынешней молодежи с самостоятельным мышлением и умением действовать словом по возможности сознательно. По сути, на это направлено и настоящее пособие.

 

Выводы

 

Риторика – одна из древнейших наук в истории человечества. Как учебный предмет она отличается от многих других предметов тем, что владение большинством из них связано со знаниями, а риторика – еще и с умениями.

Общая практика овладения и владения профессиональным ораторским мастерством постепенно становится во всем мире неотъемлемым элементом подготовки специалистов практически любого производственного профиля.

Риторика как предмет интегрирует в себе знания и умения из области философии, психологии, Аристотелевой логики, этики, техники речи, культуры речи, стилистики текста. Риторика ориентирует не только на речевую педагогику – формирование типа личности с филологическим образованием, основанным на художественной словесности, но и дает установку и возможность для речевого воспитания, основанного на прозаической словесности, направленного на развитие активности, способности эффективно отстаивать личные интересы при помощи речи, так как этот предмет основывается «на трех китах» античной риторики: э т о с е (влиянии на собеседников личностными качествами), л о г о с е (культуре оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями, аргументами), п а ф о с е (красноречии, умении возбуждать с помощью тропов и фигур интерес к своей личности и вызывать в слушателях удовольствие от восприятия речи).

Итак, курс риторики может помочь школе и вузу в обеспечении более высокого ораторского, общекультурного и, наконец, интеллектуального развития личности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.