Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени)

2017-09-29 230
Сопоставление грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические указания. Предлагаемая логопедическая работа должна способствовать дальнейшему усвоению детьми категории числа, лица и рода у глаголов и у других частей речи (местоимений, существительных), которые им даются в словосочетаниях.

Особое внимание логопед должен уделять сопоставлению од-

 

них и тех же глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Чтобы научить детей дифференцировать совершающиеся дейст-я, необходимо придать им наибольшую конкретность, связав с хорошо знакомой ситуацией. Рекомендуется как можно чаще упо­треблять наречия с глаголами настоящего времени (сейчас, теперь, сегодня), а наречия давно, уже, вчера— с глаголами прошедшего времени. Глаголы будущего времени сначала даются со вспомога­тельными словами буду, будет, будем и т. п.

Необходимо научить детей правильно употреблять грамматичес­кую форму глагола, ставя соответствующие вопросы, например: что делает? что делал (а)? что сделал (а)?, но ч т о делают? что делали? и т. п.

Задание 12. Выучить с детьми несколько двустиший. Затем научить детей самостоятельно изменять в этих стихах грамматическую форму числа и лица гла­гола.

Примерный лексический материал а) Сопоставление единственного и множественного числа.

Я бегу, бегу, бегу, Я на месте не стою.

Я гуляю, загораю, Землянику собираю.

Я по улице иду,

Я флажок в руке несу.

На скамейке я сижу И о чем-то говорю.

По садочку я иду И пою, пою, пою.

Мы бежим, бежим, бежим, Мы на месте не стоим.

Мы гуляем, загораем, Землянику собираем.

Мы по улице идем,

Мы флажки в руках несем.

На скамейке мы сидим И о чем-то говорим.

По садочку мы-идем И поем, поем, поем.

б) Сопоставление 1-го и 3-го лица единственного числа глагола.

Детям я лечу болезни. Нет занятия полезней!

Я на елку собираюсь, Очень долго наряжаюсь.

Детям лечит он болезни. Нет занятия полезней!

Он (она) на елку собирается, Очень долго наряжается.

в) Сопоставление 1-го и 2-го лица единственного числа.

Я несу, и ты несешь, Я пою, и ты поешь.

Я иду, и ты идешь, Я веду, и ты ведешь,

Я не сплю, и ты не спишь, Я сижу, и ты сидишь, Я бегу, и ты бежишь. Я стою, и ты стлишг.

Вот играю я с подружкой В интересную игрушку.

Я на елку собиралась, Очень долго наряжалась.

Я устала, посижу,

На малышек погляжу.

Я иду, и ты идешь, Я несу, и ты несешь.

Я стою, и ты стоишь.

Вот играешь ты с подружкой В интересную игрушку.

Ты на елку собиралась, Очень долго наряжалась.

Ты устала, посиди, На малышек погляди.

Вместе мы с тобой идем И грибы домой несем.

Игровой прием к заданию

Дети разучивают стихотворение и одновременно инсценируют то, что говорят, например:

По садочку мы идем

И поем, поем, поем.

Дети гуляют «по саду» и поют песню. Потом логопед предла­гает одному из них рассказать про себя, как он идет по садочку и поет. Из уст ребенка это стихотворение прозвучит уже так:

По садочку я иду

И пою, пою, пою.

Задание 13. Предложить детям заменить имена собственные (а потом на­рицательные) личными местоимениями в 3-м лице.

Игровой прием к заданию

«Как ты скажешь: он или она?» Занимается группа мальчиков и девочек. Каждый ребенок придумывает, какое действие он будет выполнять. Логопед говорит:

— Вова, показывай, что ты будешь выполнять.

Вова берет ручку и бумагу, пишет письмо. Логопед спрашивает:

— Что делает Вова?

— Вова пишет письмо, — отвечают дети. Логопед спрашивает:

— Как сказать про Вову по-другому, не называя его имени?

— Он пишет письмо. И т. д.

Задание 14. Научить детей правильно употреблять местоимения с предло­гом у меня, у тебя, у нее, у него.

Игровой прием к заданию

«Угадай у кого»? Логопед выбирает двух детей- Одному предла­гает выйти из комнаты, а потом войти и найти спрятанный предмет. Другому предлагает спрятать предмет у кого-либо из детей. Водя-

 

щий обращается к тому, кто прятал предмет: «У тебя?» А затем, указывая на остальных детей, спрашивает: «У него? У нее?»

Тот, у кого оказался предмет, отвечает: «У меня» — и стано­вится водящим.

Задание 15. Научить детей правильно употреблять местоимения мне, меня,

мной.

Игровой прием

«Скажи про себя». Логопед выбирает водящего и дает ему зада­ние, например:

— Подойди к Вове!

Вова должен повторить просьбу логопеда, соответственно из­менив при этом форму обращения:

— Вова, подойди ко мне!

Или логопед дает задание Саше:

— Саша, передай Коле карандаши. Коля, обращаясь к Саше, просит его:

— Саша, передай мне карандаши.

— Саша, пойдем со мной гулять.

— Саша, проводи меня на улицу. И т. д.

Задание 16. Научить детей самостоятельно изменять единственное и мно­жественное число существительных, местоимений, глаголов.

Фрагмент одного занятия

Сначала ребенок составляет по сюжетной картинке предложе­ния, отвечая на вопросы: «Кто это? Что (он, она) делает?» Далее логопед, взяв одну из картинок, предлагает ребенку еще раз со­ставить простое предложение, например: «Вова идет». Логопед спрашивает, как нужно сказать, если на картинке будет нарисо­ван не один мальчик, а много мальчиков. Если дети затрудняются, тогда логопед начинает предложение, а дети заканчивают его.

Задание 17. Предложить детям назвать одни и те же действия в настоящем и прошедшем времени.

Игровой прием к заданию

«Ответь правильно». Логопед предлагает кому-то из детей выполнить ряд действий (читать, копать, писать, катать, бегать...). Он спрашивает:

— Кто будет читать книгу? Иди, Вова, читай книгу! Как ты про себя скажешь, что ты делаешь?

— Я читаю книгу. Логопед убирает книгу:

— Вова, что ты делал?

 

— Я читал книгу.

Аналогично составляются предложения по демонстрируемым действиям с разными глаголами.

Сначала берутся глаголы более простые, при образовании которых в форме прошедшего времени основа слова не меняется. При этом логопед фиксирует внимание детей на вопросах: «Что ты делаешь? Что ты делал?»

Задание 18. Предложить детям сравнить два одинаковых действия, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется.

Примерный лексический материал

есть — съел пьет — выпил несет — принес рисует — нарисовал поливает — полил

читает — прочитал копает — выкопал пишет — написал моет — вымыл вытирает — вытер

Игровой прием к заданию

«Спроси правильно». Перед логопедом и ребенком находятся предметы: колесо, ванночка, книга, лопата, мыло, полотенце, ко­ляска, стакан с водой, карандаш.

Ребенок должен выбрать любой предмет из приготовленных и выполнить с ним действия, например взять лопату и имитировать копание ямы. При этом он должен четко и громко сказать, что он делает, например:

— Я копаю яму. Я мою руки. Я пью воду. Логопед говорит:

— А теперь ты уже выполнил это действие.

— Я уже выкопал(а) яму. Я уже вымыл(а) руки. Я уже выпил(а) воду, — говорит ребенок.

Дети должны правильно задать вопросы действующим лицам, например: «Вова, что ты делаешь? Людмила Николаевна, а вы что сделали?»

Задание 19. Заучить стихи, в которых одни и те же глаголы употребляются в настоящем и прошедшем времени.

Замечания к выполнению задания. Детям объясняется, что заученный стишок можно рассказать по-разному: можно рассказать так, как будто все происходит сейчас, например: «Мы руки поднимаем, опускаем», а можно рассказать так, как буд­то все это было давно, вчера, например: «Мы руки поднимали, мы руки опускали».

Лена по лесу гуляет И тихонько напевает.

Вова по лесу гуляет, Громко песни напевает.

Котик по двору идет, Ищет маму Васька-кот.

Лена по лесу гуляла И тихонько напевала.

Вова по лесу гулял, Громко песни напевал*

Котик по двору пошел, Маму Васька-кот нашел.

Таня моет свою шейку, Таня мыла свою шейку, Мылом моет хорошенько. Мылом мыла хорошенько.

Ходит, бродит по лужку Рыжая корова И дает нам к вечерку Молока парного.

Ходила, бродила по лужку Рыжая корова И давала к вечерку Молока парного.

Куклы хлопать все умеют, Куклы хлопать все умели, Своих ручек не жалеют. Своих ручек не жалели.

Мы ручки поднимаем, Мы ручки опускаем, Мы ручки подаем И бегаем кругом.

Дети ручки поднимают, Дети ручки опускают, Дети ручки подают И бегут, бегут, бегут.

Мы ручки поднимали, Мы ручки опускали, Мы ручки подавали И бегали кругом.

Дети ручки поднимали, Дети ручки опускали, Дети ручки подавали, Побежали, побежали.

Формирование сложного предложения (сложноподчиненного н сложносочиненного)1

Когда дети научатся правильно составлять простые предложе­ния с однородными членами, рекомендуется перейти к обучению их составлять разные виды сложного предложения. Логопедиче­ская работа над сложным предложением начинается со сложносо­чиненного предложения, а затем переходят к сложноподчиненному.

При обучении детей правильному синтаксическому и граммати­ческому построению сложного предложения хорошо использовать вопросо-ответную форму речи, а поэтому на первых этапах работы от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос.

1 Формирование сложного предложения целиком может быть перенесено на следующий этап обучения — «Повествовательная форма речи» — и увязано с работой над сериями сюжетных картин.

(Логопед. «Почему мишка сидит такой грустный?» Ребенок. «Потому, что он устал».)

В дальнейшем сложное предложение проговаривается все цели­ком. Необходимо следить за правильным синтаксическим и грам­матическим оформлением всего предложения и особенно его подчи­нительной части, так как в придаточном предложении дети опускают то вторую часть союза, то подлежащее.

Задание 20. Научить детей составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а.

При составлении сложносочиненных предложений логопед дол­жен использовать разнообразный картинный материал, демонстра­ции наглядных действий.

Задание 21, Научить детей составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом сначала, а второе предложе­ние начинается словами а потом.

Примерный лексич

Сначала надо Сначала надо Сначала надо Сначала надо Сначала надо Сначала надо

еский материал

разобрать постель, а потом лечь спать, вымыть ноги, а потом идти спать, почистить зубы, а потом умыть лицо, вымыть посуду, а потом ее вытереть, надеть пальто, а потом варежки, нарисовать дом, а потом его раскрасить.

Фрагмент одного задания

Логопед подбирает пары сюжетных картин примерно такого со­держания: девочка стелет кровать — девочка спит; мальчик умы­вается — мальчик вытирается; дети сидят за столами и едят — дети моют посуду; женщина стирает белье — женщина развешивает белье и т. д. Ребенку предлагается сказать, что делает мальчик (девочка или кто-либо) сначала, а что потом. Логопед может начать фразу, а ребенок ее закончить, например: «Вова сначала моет ру­ки, а потом их...»

Игровые приемы к заданию

«Все наоборот», Логопед заранее готовит и раскладывает на столе необходимые предметы, которые можно использовать в игре: расческу, ножницы, полотенце, нож, постельные принадлежности, посуду, одежду и т. д. Один ребенок — водящий — по заданию ло­гопеда выполняет два действия, но в обратном порядке, напри­мер, ребенок садится за стол непричесанным, кушает, а потом до­стает ресческу и начинает расчесываться. Дети должны уловить

 

ошибку в последовательности изображенных действий, исправить ее и рассказать, что надо делать сначала, а что потом.

«Что сначала, что потом». Дети садятся в кружок. Логопед выбирает водящих. Водящие выбирают предметы, с которыми они будут выполнять действия, а дети должны угадать, что будут де­лать водящие.

Задание дается следующее: один из водящих говорит, что он будет делать сначала, а остальные дети должны догадаться и ска­зать, что он будет делать потом. Например, стоит мальчик в шубе и говорит: «Сначала я расстегну шубу, а потом...» «Ты ее снимешь»,— добавляют дети.

Девочка держит в руках половник и тарелку и говорит: «Сна­чала я налью суп, а потом...» «Ты будешь его есть», —добавляют дети.

«Угадай, где ошибка». Логопед, а затем и сами дети состав­ляют предложения, спутав при этом последовательность действий. Например, логопед говорит: «Сначала я съем кашу, а потом сварю кашу». Или: «Сначала я прочитаю книгу, а потом куплю кни­гу» и т. д.

Остальные дети должны найти ошибку и исправить ее.

Задание 22. Научить детей составлять союзом или.

предложения с разделительным

Игровые приемы

«Сам не знаю, что буду делать». На столе выставлены различ­ные предметы для игр (сачок, бубен, карандаш, бумага, прыгалки, куклы, флажки, коляска, совочек, формочки). Каждый из детей, ознакомившись с этими игрушками, выбирает себе две из них. При этом каждый должен рассказать, что он собирается делать. Например, вызванный ребенок выбрал мяч и сачок. Он говорит: «У меня мяч и сачок. Я буду или играть в мяч, или ловить бабочку сачком». Другой ребенок говорит: «Я взяла ведро с формочками и куклу с коляской. Я буду делать куличики из песочка или катать куклу в коляске». Далее логопед предлагает детям либо выбрать одну игрушку, либо сказать, что ребенок будет делать сначала, а что потом.

«Или-или». Дети проговаривают и стараются запомнить все предметы, разложенные на столе. Все закрывают глаза, а водящий в это время берет предметы со стола (например, карандаш и пласти­лин) и выходит. Логопед просит детей открыть глаза, внимательно посмотреть, какие предметы исчезли, и догадаться, что за дверью Делает водящий. Ответы детей (в зависимости от исчезнувших пред­метов) могут быть разными: «Вова рисует или лепит из пластили­на...»

Аналогичная работа проводится и с другими предметами. Эта игра всегда вызывает интерес у детей, она воспитывает внимание, память и учит анализировать и делать простейшие обобщения.

Задание 23. Научить детей грамматически правильно отвечать на вопрос почему?

Примерный лексический материал

Мама взяла зонтик, потому что на улице шел дождь. У Вовы заболело горло, потому что он ел снег. Девочка заплакала, потому что упала и ушибла ногу. Дети легли спать, потому что было уже поздно. И т. д.

Игровой прием

«Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку?» На столе лежат различные игрушки; мяч, прыгалки, сачок, кукла и т. п. Ребенок выбирает игрушку и отвечает на вопрос другого, почему он ее вы­брал, например: «Я взял (выбрал) сачок, потому что хочу ловить бабочек»; «Я взяла куклу, потому что она мне понравилась».

Задание 24. Научить детей правильно строить сложноподчиненные предло­жения, в которых главным предложением является оборот речи я хочу, а подчи­ненным — выражение- желания через союз чтобы + им. пад. существительного 4-согласованный глагол ■+- зависимый от глагола падеж.

или сообщает что-то ему в форме простого предложения из 3— 4слов, например: «Вова, принеси мне книгу» или: «Сегодня плоха* погода». Тот, кому «звонили» по телефону, должен громко ответить что ему сказали, например: «Коля сказал-, чтобы я принес книгу Он сказал, что сегодня плохая погода».

Итог логопедической работы

В итоге пятого этапа обучения дети должны овладеть граммати чески правильной обиходно-разговорной речью. Однакс их развернутая речь может иметь пробелы в лексике, грамматике фонетике. Ликвидация этих пробелов должна сочетаться с обуче нием детей сложным формам речи, что и предлагается сделать т следующем этапе обучения (см. раздел IV).

Игровой прием

«А что ты хочешь?» Дети приносят свои любимые игрушки и раскладывают на столе. Потом все садятся в полукруг и по вызову логопеда дают друг другу задания в такой форме:

Я хочу, чтобы Вова взял мяч и играл в футбол.

Я хочу, чтобы Саша взял клюшку и играл в хоккей.

Я хочу, чтобы Лена взяла коляску а катала в ней куклу.

Вызванный ребенок берет нужный предмет и отвечает, почему он его взял. Например:

Я взял клюшку, чтобы играть в хоккей.

Я взял мяч, чтобы играть в футбол.

Я взял сачок, чтобы ловить бабочек.

Я взяла коляску, чтобы катать куклу в коляске.

Задание 25. Научить детей элементарно передавать чужую речь с помощью союза что и придаточного предложения из двух-трех слов.

Игровой прием

«Что тебе сказали по телефону?» Логопед или кто-либо из детей просит по телефону (шепотом) своего товарища о чем-либоГлава IV ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМА РЕЧИ

Основная задача логопедического воздействия — научить де­тей связано и последовательно, логично излагать свои мысли, собы­тия из окружающей жизни и личного опыта. Это имеет важное зна­чение для дальнейшего обучения в школе, для развития логическо­го мышления, для общения с окружающими людьми, формирования личностных качеств детей. Развитие повествовательной речи вклю­чает большую работу по активизации, уточнению и расширению сло­варного запаса, а также формированию грамматически правильной речи.

Данный раздел предусматривает логопедическую работу с деть­ми, владеющими развернутой фразовой речью. Словарный запас детей должен включать достаточное количество обиходно-разго­ворной лексики, объем понимания речи должен быть близким к возрастной норме.

Однако, проанализировав ответы, свободные высказывания де­тей, мы пришли к заключению, что их речь не соответствует указан­ной норме. Дети с задержкой речи затрудняются в составлении раз­вернутого рассказа по картинке или серии сюжетных картинок, в выделении основной мысли повествования, в определении логики и последовательности изложения событий. Обычно они называют -отдельные предметы, изображенные на картинке, или, в лучшем случае, перечисляют увиденные действия. В качестве примера при­ведем рассказы двух детей (5 лет 10 мес), которые посещают одну возрастную старшую группу. У одного ребенка — Саши С, — по заключению логопеда, недоразвитие речи III уровня, у второго — Тани Ф. —развитие речи соответствует норме. Им была предло­жена серия из трех картинок «Вор-мухомор».

Саша С. (детский сад № 1853) сумел разложить картинки в нужной последовательности только с помощью наводящих вопро­сов логопеда. Его рассказ выглядел так: «Вот ежик, шел лес... ле­су он гулять... Вот и тут ежик. Что он делает? Спит, наверно. А тут ежик 'бежит опять». (Ошибки фонетического характера не приводятся.)

Таня Ф. (ясли-сад № 142) картинки разложила быстро, уверен­но, уточнив при этом у логопеда отдельные детали. Вот ее рассказ (записан дословно): «Ежик пошел в лес за грибами. Он увидел что-

 

то такое на дороге, посмотрел и узнал, что это грибок мухомор. На этот грибок он положил свои гостинцы, а сам поставил палочку и лег спать. Потом он проснулся и увидел, что вырос грибок боль­шой. Он посмотрел на него и удивился: «Куда делся мой гостинец?» Оказывается, гриб подрос, а гостинец остался на мухоморе. Ежик подумал: «Как же его достать?»

Почти недоступным для детей с общим недоразвитием речи яви­лось самостоятельное описание любимой игрушки или какого-то предложенного знакомого предмета по плану, данному логопедом, рассказ-описание выглядел очень неубедительным: дети перечис­ляли основные (а иногда и неосновные) признаки предмета в любой последовательности, нарушали стройность повествования, пере­скакивали с одной мысли на другую, возвращались и повторяли то, что уже говорили. В их речи проскальзывал аграмматизм, отчетливо выступала ограниченность словаря.

Для примера приведем описания детьми одной и той же куклы. Оля С. (ясли-сад № 142, с нормальным речевым развитием) и Ира П. (ясли-сад № 142, недоразвитие речи III уровня) возраст детей 5,5 лет1.

Рассказ Оли С: «Я ее назову Галей. У этой куклы есть кофточка. Шапоч­ка у нее пуховая, и воротничок пуховый, а платьице бзрхатное, голубого цвета. Колготки желтого цвета, у них золотые нитки. Туфельки у нее белые, сделаны из резины, красивые, со шнурочками. Эта кукла сделана из резины, — значит, ее можно купать. Щечки у нее тоже резиновые, губки покрашены губной пома­дой. Эту куклу мама купила в «Детском мире».

Рассказ Иры П.: Юна токо говорящая... Я хочу, чтобы она была Машень­ка. (Далее молчит, логопед опять повторяет ей наводящие вопросы.) Большая, красивая... Она говорящая... вот темные (а на самом деле светлые) волосы ней».

Многие дети не смогли справиться и с таким заданием, как пе­ресказ простой сказки или коротенького рассказа: не всегда пол­ностью понимали прочитанный им текст, опускали существенные для изложения детали, нарушали последовательность событий, допускали многочисленные повторы, избегали авторских оборотов, не всегда правильно подбирали нужное слово и т. д.

В спонтанной речи эти дети в большинстве случаев пользуются простыми предложениями. И все же в употреблении некоторых грамматических форм встречаются ошибки, так, например, вместо форм множественного числа существительных типа стулья, деревья дети употребляют «стулы», «деревы...»; опускают или заменяют предлоги («упал из стола» вместо со стола, «за стулу» вместо встал из-за стула). Бывает нарушена связь слов по типу согласования («красная колесо», «круглый колесо», «гладкая, легкая колесо»), управления глагола («убрал тетрадях»). Очень часто бывает нару­шена связь в словах, выраженных наречием меры и степени много в сочетании с именем существительным в форме родительного падежа множественного числа («в кабинете много стулов', окнов, каранда-шов, картинких, книгах, ручках»).

1 Логопед предлагает детям вопросный план; «К,ак зовут куклу? Как она ОДета? Кто купил тебе эту куклу?»

Встречаются в речи детей и сложноподчиненные предложения, но порядок их построения часто нарушен («Есть в траванчике это, которые люди достают билетики»).

В сзободных рассказах детей встречались многочисленные по­вторения одного и того же слова («потом», «тута», «вот эта», «тама» и т. д.), нарушения порядка слов, пропуски слов, употребление под­лежащего дважды, незаконченность предложений: «Машинка швей­ная, она черного цвета. На... из этой машинках делают платье, можно еще сказать шьют. А тама есть такая ручка, красная, и в середине, можно сказать сбоку, и тама у меня белая ниточка тама лежит».

Специальное обследование речи детей данного уровня показало, что, при кажущемся обилии словаря, нередко встречается незна­ние многих, казалось бы, доступных слов (дупло, луна, nai/к, лей­ка, перила, ступеньки, клубок, сачок, локоть, колено и др.). Значение ряда слов было усвоено неверно (оса — это муха, пчела, жук; подоконник — окно, рама; кресло — стул; паровоз — поезд; санитарная машина — лечит людей).

Не всегда дети могли назвать нужное слово. Зная его значение, они прибегали к описательной форме: вместо кузов говорили «грузить» вместо спинка стула — «чтобы не упасть», вместо подоконник — «чтобы окно держалось», вместо форточка — «чтобы воздух дышать» и т. д.

Недостаточно четко дифференцировались в употреблении и глаголы: «девочка шьет, делает салфетку» вместо вышивает сал­фетку, «моет руки» вместо вытирает руки, «идет по дороге» вместо переходит дорогу, «идет из дома» вместо вышел из дома, «сломала» вместо разбила и т. д.

При описании событий из своей личной жизни или из жизни детского сада дети очень мало употребляли имена прилагательные. Они касались чаще размера предмета (большой, маленький) и основных цветов (красный, белый, черный, синий). Когда предлага­ли определить, какой предмет, из чего он сделан — из дерева, из пластмассы, шерсти, бумаги, снега и т. д., то ошибки были тако­го характера: лодочка «бумагенная» (вместо бумажная), «пластмас-ная» (вместо пластмассовая); ручка «из железкиный» (вместо же­лезная); баба «снегенная» (вместо снежная) и т. д.; шапка «пухная» (вместо пуховая), «мехная» (вместо меховая), «связная» (вместо связанная), «шерстни» (вместо шерстяная), «резиная» (вместо ре­зиновая), «ситци» (вместо ситцевая) и т. д.

При наборе слов с противоположным значением все антонимы в основном сводились к понятиям «большой», «небольшой», «малень­кий»: дом высокийдом маленький; лента длиннаяленточка маленькая; дорога широкая, а тропинка маленькая.

Наибольший процент детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи находится именно на таком уровне ре­чевого развития. Поэтому на данном этапе работы главное внимание должно быть направлено на ликвидацию указанных пробелов в ре-

чевом развитии детей, так как ограниченность словаря, неумение практически пользоваться средствами грамматического оформления предложений «нередко оказывается в дальнейшем серьезной поме­хой не только в овладении письмом, но и в усвоении программного материала по другим предметам»1. Данный этап обучения включает:

1) словарную работу;

2) обучение детей составлению самостоятельных рассказов — описаний (игрушек, предметов и т. д.);

3) обучение составлению самостоятельных рассказов по серии картинок;

4) обучение заучиванию стихотворений;

5) обучение пересказыванию художественных текстов.

В этом разделе специально не указывается объем и характер работы по формированию фонематического восприятия речи, одна­ко это является неотъемлемой составной частью логопедических занятий2.

Словарная работа

Методические указания. Основной целью словарной работы является активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение речи детей новыми словами. Дети должны не просто запомнить новые слова, но ввести их в свой активный запас, уметь свободно пользоваться в своей речи.

Среди многочисленных приемов словарной работы, которые мо­гут быть использованы на логопедических занятиях, можно выде­лить следующие:

1. Показ и называние нового предмета (или его признаков) или действий, создавая у ребенка образное представление, а также устанавливая связь слова с реальным предметом. Показ предмета должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять его сущность, развивает целенаправленное внимание, умение не толь­ко смотреть, но и видеть.

Новое слово обязательно проговаривается хором и индивиду­ально, а в случае необходимости с некоторыми детьми еще раз отра­женно. Для лучшего понимания и запоминания данное слово вклю­чается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление правильного произношения и употреб­ления его в предложениях.

2. Объяснение происхождения данного слова (хлебница — по-сУДа, в которой хранят хлеб; кофейник — посуда, в которой варят кофе; чайник — посуда, в которой кипятят чай, и т. д.).

1 «Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы». Под ред- Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1965, стр. 43.

а См.: Г. А. Каше. Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1971,

3. Употребление расширенного значения уже известных слово­сочетаний (громадный дом — очень большой дом — тот, который выше всех других домов).

4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Этот забор высокий или низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Логопед в своей работе не ограничивается только ответами детей на поставленные вопросы, преследуя цель развития у них речевой активности. Не­обходимо обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов,

6. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

7. Составление предложений по опорным словам.

Для того чтобы-развить у детей внимание к слову, его различ­ным оттенкам и значениям, выработать умение выбирать из своего словарного запаса именно то слово, которое больше всего подходит к данной теме, совершенствовать логическое мышление, мы предла­гаем различные задания. Цель этих заданий — развитие понимания чужой речи и активизация собственной речи детей. Весь лексиче­ский материал подобран по частям речи1 (глагол, имя существитель­ное, имя прилагательное, наречие). Особое внимание логопед дол­жен уделить работе над одиокоренными и сложными словами.

Глагол

Задание 1. Уточнить названия отдельных действий, связанных с животны­ми, птицами, насекомыми.

Примерный лексический материал

кошка — мяукает

корова — мычит

собака — лает

конь — ржет

бабочка — порхает

курица — квохчет, кудахчет

птичка — клюет, поет

гусь — гогочет

петух — кричит утка — крякает голубь — воркует кукушка — кукует ворона — каркает кузнечик —- стрекочет воробей — чирикает комар — пищит

1 Чтобы не дублировать одноплановые указания на разном лексическом ма­териале в разных заданиях, многие задания укрупнили. Логопед должен исполь­зовать предлагаемый материал творчески, с учетом индивидуальных речевых возможностей каждого ребенка- Поэтому одно задание может отрабатываться в течение нескольких занятий,

 

Отдельные игровые приемы

Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: «Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.)» И т. д.

Можно предложить игру «Волшебный ящик».

В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, бабочка, утка, кошка и т. д.). Вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на ощупь опре­деляет, что это, и называет игрушку вместе с действием, например: «Утка — крякает. Корова — мычит.» и т. д.

Задание 2. Научить детей правильно употреблять глаголы с разными при­ставками. Составить с ними предложения:

а) по демонстрируемому действию;

б) по картинкам1.

Примерный лексический материал

Дети каждый день ходят в школу. Вова входит в дом. Таня вы­ходит из дома. Лена осторожно переходит дорогу. Папа уходит рано на работу.

Поезд подходит к конечной станции. Поезд отходит от станции. Поезд приходит на станцию в два часа.

Писать — записать, написать, надписать, подписать, описать, прописать, вписать, выписать, переписать, списать, приписать.

Плыть — переплыть, доплыть, отплыть, подплыть.

Шел — вышел, ушел, пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел.

Летать — прилетать, перелетать, влетать, вылетать, улетать.

Пилить — отпилить, перепилить, спилить, подпилить.

Фрагмент одного занятия

Логопед вызывает к себе одного ребенка — «помощника» и пред­лагает ему выполнить ряд действий (например, завязать бант миш­ке, развязать узел, повязать кукле косынку и т. д.). Дети внима­тельно наблюдают за ним и говорят, что он делает, т. е. составляют предложения по демонстрируемому действию.

Затем ребенок садится на место, а логопед, обращаясь к группе, просит вспомнить, какие действия он выполнял. Выигрывает тот, кто составит больше предложений:

1 Для этого упражнения можно использовать картинки из пособия в- А. Каше, Т. Б. Филичевой «Дидактический материал по исправлению произ- у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1970.

Вова завязал узел. Вова развязал узел. Вова перевязал палец, Вова связал ленты. Вова привязал шар к стулу. И т. д.

Можно провести игру «Как сказать правильно?». Логопед назы­вает предложение, употребляя неправильно глагол. Дети должны найти и исправить ошибку. Например:

Девочка подбежала из дома. —Девочка выбежала из дома.

Мальчик прыгнул на забор. —Мальчик прыгнул через забор.

Мама вошла из магазина. — Мама вышла из магазина.

Задание 3. Выучить с детьми данные ниже тексты. Проследить за правильным употреблением глаголов с разными приставками. Уточнить значение этих гла­голов.

Примерный лексический материал

Осенью многие птицы улетают в теплые края. Эти птицы назы­ваются перелетными. Во время перелета птицы делают остановки. Весной они опять прилетают к нам-

Однажды Маша ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику. Дверь была открыта, она посмотрела в дверь и вошла в домик.

В домике жили медведи.

Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Ты пятнадцать раз подряд Прыгал в угол и назад, А потом ты покатился И назад не воротился. Покатился в огород, Докатился до ворот, Подкатился под ворота, Добежал до поворота, Там попал под колесо, Лопнул, хлопнул — вот и все.

Ребята собрались идти на реку купаться- Миша забежал за товарищем. Они быстро побежали по улице. Ребята скоро добежали до реки.

Задание 4. Научить детей различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Примерный лексический материал

Таня помогает (помогла) маме.

Бабушка вяжет (связала) внучке воротничок.

Девочка наливает (налила) воду в графин.

 

Дети поливают (полили) горку водой.

Колхозники копают (выкопали) картофель.

Колхозники собирают (собрали) богатый урожай овощей.

Миша ловит (поймал) Катю.

Дети строят (построили) из кубиков новый дом.

Вова моет (вымыл) уши.

Таня просыпается (проснулась) в 7 часов утра.

В комнате Миша снимает (снял) пальто.

Мальчик быстро идет (пришел) домой.

Девочка аккуратно чистит (вычистила) пальто.

Мальчик осторожно открывает (открыл) окно.

Девочка ломает (сломала) палку.

Девочка несет (принесла) красивую игрушку.

Осенью листья облетают (облетели) с деревьев.

Фрагмент одного занятия

'^ Логопед вызывает двух детей и предлагает им выполнять одно то же действие (например, вырезать картинку). Когда один из |й них закончит свою работу, логопед спрашивает:

— Ребята, угадайте, про кого я скажу, про Сашу или Мишу: «Вырезал картинку»? (Про Мишу.)

— А как правильно сказать про Сашу? Что он делает? (Выреза- *. ет картинку.)

Логопед раздает детям парные картинки, на которых нарисо­ваны разные действия: законченные и незаконченные. Каждый ре­бенок называет, что нарисовано на его картинках (пьет воду — выпил, выливает — вылил, закрывает — закрыл, вешает пальто — повесил и т. д.).

Задание 5. Обучить детей подбирать слова, обозначающие действия, к сло­вам, обозначающим лица, одушевленные и неодушевленные предметы, явления природы.

Примерный лексический материал

Мальчик — читает, пишет, лепит, вырезает, клеит, строгает, забивает, чинит, красит, шалит, дерется, ныряет, прячется.

Девочкашьет, вяжет, вышивает, готовит, печет, жарит, штопает, провожает, встречает, покупает, уезжает, переходит улицу.

Собакалает, кусает, ласкается, сторожит, охраняет, игра­ет, воет, бегает, скачет, спасает раненых, охраняет границу, разыскивает дичь.

Кошкалакает, мяукает, ловит мышей, мурлычет, царапает­ся, играет, когти выпускает, облизывается, усами шевелит.

Курицаклюет, кудахчет, несет яйца, ходит по двору, вы­водит цыплят, пьет водичку, ищет зернышки, квохчет.

Самолет — гудит, взлетает, летит, приземляется, идет на посадку.

Ручейбежит, журчит, звенит, течет.

Листвянет, зеленеет, опадает, желтеет, шелестит, шуршит, растет, краснеет, появляется, распускается.

Солнцесверкает, греет, печет, сияет, землю согревает.

Ветертучи разгоняет, тучи нагоняет, листья срывает, дует, воет, завывает, охлаждает, пыль поднимает, парус надувает.

Фрагмент одного занятия

Воспитатель на своих занятиях беседова


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.179 с.