Упражнения для накопления обиходного словаря — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Упражнения для накопления обиходного словаря

2017-09-28 319
Упражнения для накопления обиходного словаря 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предметный словарь

Покажите на картинках, где: карандаш, заяц, носок, кровать> спички, фартук, корова, сова, кастрюля, машина, крыжовник, дерево, подъемный кран, гвоздь, водопроводный кран, ко­рабль, баран, ключ, кружка, бритва.

Это нож или вилка?

Это паровоз или трамвай?

Покажите, где на картинках:

врач, учитель, строитель, художник, портной, повар, продавец, артист.

Ответьте:

Кто лечит больных? Кто рисует? Кто строит дом? Кто шьет? Кто готовит обед? Кто продает? Кто поет?

Глагольный словарь

Назовите, что делают люди, изображенные на картин­ках (слова для справок: строят, дерутся, прыгает, рубит, танцует, поют, продает):

Выберите правильное название действия, ответив но вопросы:

Этот мужчина работает?

Выработка обобщенных понятий

Назовите мебель в своей квартире (ступ, стол, диван, кресло, шкаф, письменный стол, обеденный стол, ку­хонный стол, буфет, полки, табурет, мойка и др.)

Какая посуда есть у Вас в доме (чашка, вилка, лож­ка, тарелка, нож, стакан, ведро, сковорода, таз и др.)?

Назовите предметы одежды (пальто, брюки, чул­ки, платье, трусы, халат, туфли, костюм, носки, шапка и др.)

Назовите известных Вам домашних животных (ко­рова, коза, кошка, собака, лошадь, свинья, кури­ца, утка, кролик и др.)

Назовите членов своей сем Ь£/(мать, отец, СЫН, ДОЧЬ, бабушка, дедушка, теща, тесть, свекровь, свекр).

Каким общим словом из приведенных ниже в скобках можно назвать следующие предметы:

кошка, корова, мышь, конь, лев; огурец, свекла, морковь, картофель, помидор; незабудка, роза, фи­алка, ромашка, колокольчик; стакан, чашка, ложка, кастрюля, нож; платье, пальто, шапка, рубашка, брю­ки (одежда, животные, овощи, посуда, цветы).

Спишите слова, группируя их по следующим темам — «одежда», «посуда», «мебель», «животные», «семья», «еда»:

чашка, пальто, ложка, колбаса, масло, нож, стол, хлеб, собака, тарелка, мать, дедушка, котлета, сын,

стакан, отец, дочь, шкаф, суп, кот, кровать, бабушка, шапка, ботинки, корова, стул, кастрюля, шуба, сапо­ги, диван, дядя, платье, ребенок, каша, юбка, курица.

Ответьте на следующие вопросы:

Чашка — это столовая или чайная посуда? Коро­ва — это домашнее или дикое животное? Шуба — это летняя или зимняя одежда? Юбка — это женская или мужская одежда? Лев — это домашнее или дикое животное? Тарелка — это чайная или столовая посу­да? Сок—это еда или питье? Морковь — это овощ или фрукт? Снег — признак зимы или лета? Трава — при­знак зимы или лета? Луна бывает днем или ночью? Солнце светит днем или ночью?

Какое общее название можно подобрать к следующим группам слов:

1) белый, черный, синий, красный, зеленый, жел­тый, коричневый; 2) мать, отец, дети; 3) радиоприем­ник, телевизор, транзистор, проигрыватель, магнито­фон; 4) автобус, автомобиль, троллейбус, трамвай, метро; 5) зима, лето, осень, весна; 6) час, сутки, мину­та, секунда; 7) дождь, снег, град, молния, гром, ве­тер; 8) школа, институт, училище, университет, курсы; 9) завод, фабрика, стройка, электростанция, комби­нат; 10) аптека, больница, поликлиника, госпиталь, са­наторий; 11) врач, санитарка, медицинская сестра, фельдшер, массажистка; 12) молоток, лопата, топор, рубанок, клещи, пила, сверло, дрель, шило; 13) гита­ра, пианино, труба, гармонь, баян, скрипка, флейта,

балалайка; 14) липа, береза, дуб, тополь, осина, со­сна, ель; 15) гимнастика, футбол, волейбол, хоккей, теннис, баскетбол.

Слова для справок: транспорт, семья, цвет, вре­мя, радиоаппаратура, явления природы, времена года, учебные заведения, предприятие, инструмент, медицинский персонал, музыкальные инструменты, медицинские учреждения, деревья, вид спорта.

Ответьте:

Что делает врач? Что делает повар?

Что делает парикмахер? Что делает продавец?

Что делает портной? Что делает учитель?

Что делает писатель? Что делает певец?

Что делает ученик? Что делает дворник?

Что делает художник? Что делает композитор?

Ответьте:

Как отдыхают зимой? Как отдыхают летом? Что делают в театре? Что делают в ресторане? Что делают в больнице? Что делают в школе?

Закончите предложения:

Ушами слушают, а глазами... Руками берут, а ногами... Ложкой едят, а ножом... Пилой пилят, а топором... Ножницами режут, а иглой... Телевизор смотрят, а радио...

Закончите предложения:

Кошка мяучит, а собака... Свинья хрюкает, а гусь... Лошадь ржет, а корова... Овца блеет, а петух...

Ответьте:

На чем сидят? На чем спят? На чем пишут? На чем летают? На чем плавают? На чем ездят?

Объясните:

Зачем нужна ложка? Зачем нужен нож? Зачем нужны часы? Зачем нужен термометр? Зачем нужны туфли? Зачем нужна шапка? Зачем нужна тетрадь? Зачем нужна ручка?

Объясните:

Зачем нужна одежда? Зачем нужна посуда? Зачем нужна мебель? Зачем нужен транспорт? Зачем нужны книги?

Зачем нужны канцелярские принадлежности? * Зачем нужны бытовые электроприборы?

Омонимы

Прочитайте следующие предложения. Понятен ли Вам их смысл?

1) У этой кастрюли очень удобные ручки. У ре­бенка маленькая ручка. Мужчина взялся за ручку две­ри. Я пишу ручкой. 2) У девочки длинная коса. Траву косят косой. В реку вдается песчаная коса. 3) Я от­крываю дверь ключом. Из-под земли бьет целебный ключ. Девочка учится писать скрипичный ключ. Он на­шел ключ к моему сердцу.

Какие предметы, изображенные на картинках, можно назвать одним и тем же словом?

Слова для справок: лисичка, мат, носик, шашка.

Можно ли заполнить пропуски в предложениях одним и тем же словом, указанным в скобках?

1) Завод выпустил Молодые люди вступили в ... (брак). 2) В этой книге самая интересная... вторая. По радио выступил... государства (глава). 3) У маль­чика разбитая Эта глубоко вдается в берег (губа). 4) В нашем городе сохранился старинный.... Это надежный дверной... (замок).

Окончите разные предложения одним и тем же сло­вом. Пользуйтесь словами для справок.

1) Учительница вошла в.... Артист показал вы­сокий (класс). 2) На почтовый конверт наклеивается Не ударь в грязь лицом, держи (марка). 3) Солдат получил внеочередной.... У девушки кра­сивый... (наряд). 4) Музыкант взял не ту.... Прави­тельство опубликовало... протеста (нота). 5) По это­му делу ведется.... Твоя болезнь — это... переутом­ления (следствие). 6) На землю опустилась У меня дел... (тьма). 7) Сегодня на обед отварной.... Я хорошо знаю английский... (язык).

Приведенные ниже слова имеют по два значения. Объясните оба значения каждого из слов:

Роль, совет, шах, папа, туз, очки, ножка, шпик, лавка.

Придумайте предложения, употребив следующие сло­восочетания:

Танцевать польку, встретить польку; бороться за мир, объехать весь мир; надуть шарик, надуть друга; обойти полсвета, обойти вниманием; полезное пред­ложение, сделать предложение; врачебный прием, прием в честь гостя; худой человек, худой ботинок.

-

Антонимы и синонимы

Рассмотрите картинки и покажите, где:

большой дом, маленький дом, молодой человек, старый человек, маленький стул, большой стул.

Ответьте на вопросы, пользуясь словами, приведен­ными в скобках.

Комар какой? Слон какой? (большой, маленький)] День какой? Ночь какая? (светлый, темный)] Отлич­ник какой? Двоечник какой? (прилежный, ленивый)] Летом как? Зимой как? (холодно, жарко).

Прочитайте предложения. Подчеркните слова, проти­воположные по смыслу:

Слон большой, а комар маленький. Дерево высо­кое, а куст низкий. Камень тяжелый, а карандаш лег­кий. Работать трудно, а отдыхать легко. Днем светло, а ночью темно. Дедушка старый, а внук молодой. Се­годня мне весело, а вчера было грустно. Этот человек добрый, а этот злой. Эта женщина умная, а эта глу­пая. Самолет летит быстро, а трамвай едет медленно. «А» — первая буква в алфавите, а «Я» — последняя.

 

 

5. Подберите близкие по смыслу определения, пользу­ясь словами, приведенными в скобках:

Мы жили в небольшом доме. Задача оказалась трудной. В соседней квартире живет старая женщи­на. Нам стало почему-то грустно. Российские солда­ты — храбрые люди, (маленький, нелегкий, пожи­лой, невесело, мужественный)

Подчеркните близкие по смыслу определения: Чемодан оказался нелегким, тяжелым. Это спо­собная, талантливая актриса. Доктор был немолодым, пожилым человеком. Дети смотрели смешной, весе­лый фильм. Дети любят добрых, щедрых волшебни­ков. Это простое, несложное дело.

Ответьте на вопросы, пользуясь словами, приведен­ными в скобках:

О какой стране написана эта книга? Где живет Ваша сестра? Какой сегодня день? Какой человек этот ученый? Каких Вы любите людей? Каким дол­жен быть российский воин? (замечательная, пре­красная; рядом, недалеко; талантливый, способ­ный; честный, правдивый, прямой; смелый, храб­рый, мужественный)

Придумайте предложения со следующими словами: холодно — жарко; белый — черный; далеко — близ­ко, недалеко; добрый — злой; дорого — дешево; пря­мой — кривой, извилистый; трусливый, несмелый — храб­рый; умный — глупый; веселый — грустный, печальный.

Метафоры и пословицы

В чем смысл каждой из следующих пословиц:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Тише едешь, дальше будешь. На всякого мудреца доволь­но простоты. Что с воза упало, то пропало. Что напи­сано пером, не вырубишь топором. По одежке встре­чают, по уму провожают. Как волка ни корми, все рав­но в лес смотрит. С кем поведешься, от того и набе­решься. Клин клином вышибают. Как аукнется, так и откликнется.

Объяснясните смысл пословиц:

Не все то золото, что блестит. Цыплят по осени считают. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Пуганая ворона куста боится. Мал золотник, да дорог.

Как Вы понимаете следующие выражения:

каменное сердце; железная рука; острый язык; больной вопрос; стреляный воробей; золотая середи­на; легкая рука; последняя капля; золотая голова; медный лоб; золотые руки; светлая голова; золотое дно; медвежья услуга; крепкий орешек.

Фразеологизмы

Объясните, что значат следующие выражения. Если они Вам непонятны, найдите объяснение в приведенных вни­зу пояснительных предложениях:

бежать, высунув язык; больной вопрос; встать с левой ноги; тянуть за язык; выбросить из головы.

Пояснительные предложения:

1) Ну, зачем я это сказал, разве кто-нибудь меня тянул за язык? 2) Я опаздывал на работу и бежал за автобусом, высунув язык. 3) Воспитание детей — больной вопрос многих людей. 4) Не расстраивайся, выбрось это из головы. 5) Мой брат встал сегодня, наверное, с левой ноги: все ему не так, невозможно угодить.

Объясните выражения:

глаза разбегаются; говорить под руку; дальше ехать некуда; делать спустя рукава; слюнки текут; дер­жать язык за зубами; заварить кашу; мир тесен.

Подчеркните выражения, приведенные в предыдущем упражнении, в следующих предложениях:

1) Не мешай мне, не говори под руку. 2) В этом музее так много интересного, что глаза разбегаются. 3) Есть люди, которые все делают плохо, спустя рука­ва. 4) На столе все так вкусно, что слюнки текут.

5. Куда ни пойду, встречаю знакомых: мир тесен!

6. В некоторых случаях разумнее не говорить много,а держать язык за зубами. Этот поступок такой отвра­тительный, дальше ехать некуда.

Ответьте на вопросы:

1.0 каком человеке говорят, что у него денег куры не клюют (о богатом или бедном)?

2. О каком человеке говорят, что он сухим выйдет из воды (о ловком или робком)?

3.0 каких людях говорят, что они два сапога пара (о похожих или разных)?

4. Что значит делать из мухи слона (преувеличи­вать значимость событий или преуменьшать)?

5. О каком человеке говорят, что он тянет время (о ленивом или трудолюбивом)?

6.0 каком человеке говорят, что ему цены нет (о доб­ром, умном или о глупом, злом)?

7. Что значит жить душа в душу (хорошо или плохо)?

8. Что значит терять голову (быть спокойным или растерянным)?

9. О каком человеке говорят, что он нем, как рыба (о молчаливом или разговорчивом)?


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.