Методологический индивидуализм и нормативная — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Методологический индивидуализм и нормативная

2017-09-28 263
Методологический индивидуализм и нормативная 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логика обмена благами

(Чистая экономическая теория)

Настойчивая критика мэйнстримовской экономике со стороны растущего числа «диссиденствующих экономистов» постепенно становится уже неприлично заметной как для называющей себя «либеральной» философии хозяйства, так и для претендующей на «нейтральность» академической экономической теории. Ранней нео­классике, очевидно, еще не совсем удалось «очистить»205 себя от теоретических посылок классики, основанных на метафизике есте­ственного права. Нужна вторая стадия методологической рацио­нализации дисциплины, в ходе которой необходимо критически подойти к утилитаристскому фундаменту неоклассики. Широкий фронт экономистов пришел к этому выводу только в 70-е гг. XX века — несмотря на наличие уже упомянутых ранних критиков (Мюрдаль, Вейсер, Альберт и т.д.). Решающие импульсы происхо-

204 Ulrich P. Transformation der okonomischen Vernunft. Fortschrittsperspek­tiven der modernen Industriegesellschaft, 3. revid. Aufl. (первое издание 1986 г.).Bern-Stuttgart-Wien, 1993. S. 203 и далее. Методологическую характеристику economic approach см. выше.

205 Krusselberg H.-G. Property-Rights-Theorie und Wohlfahrtsokonomik / Schuller A. (Hrsg.).

 

дили из дальнейшего развития теории благосостояния, но еще больше — из философско-этических дискуссий.

В философской дискуссии по поводу утилитаризма Джон Ро­улз206, до этого сам представлявший утилитаристскую этику, был первым, кто осознал симптоматичные для социальной философии последствия, вытекающие из того факта, что прелполагаемый утилитаризмом безличный взаиморасчет преимуществ одних и потерь других затронутых рыночной экономикой нарушает права человека и основополагающий либеральный принцип «не­прикосновенности» личного достоинства207. Опираясь на Канта, он исходил из того, что в «благоустроенном» обществе свобод­ных граждан, обладающих равными правами и возможностями, действует примат (преимущество) справедливости — понимаемой как равенство основных свобод, прав и жизненных шансов — и что этот примат важнее любой калькуляции благосос­тояния, именно он определяет качество общества, степень его свободы и либеральности.

Здесь нас интересует прежде всего тот системный толчок, кото­рый получило от Роулза дальнейшее развитие неоклассической эко­номической мысли. А он основан не столько на его желании обно­вить концепцию справедливости, сколько на его методе. Роулз со­вершил теоретический переворот в социальной философии, раз­вернув ее, по крайней мере интенциально, в сторону теории дого­вора: уже не утилитаристская этика, но политическая философия общественного договора, развиваемая в различных вариантах начи­ная с эпохи Просвещения (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Рус­со, Иммануил Кант), должна была в обновленной форме составить нормативный базис либерального и демократического общества208. С этой идеей Роулз пробудил в 70-е гг. XX века настоящий ренессанс политической философии, который в силу своих методологических установок послужил также базисом для дальнейшего развития нео-

ш'Raw/s J. Eine Theorie der Gerechtigkeit, Frankfurt 1979 (в английском ва­рианте: A Theory of Justice, 1971). В случае с этой книгой Роулза мы имеем дело, возможно, с самым дискутируемым в мире — в том числе и среди эконо­мистов — произведением XX века в области социальной философии.

207 Там же, с. 19 и далее.

208 Подробное изложение теорий общественного договора у Гоббса, Лок-ка, Руссо, Канта и заканчивая Роулзом и Бькжененом см.: Kersting W. Die ро-litische Philosophic des Gesellschaftsvertrags. Darmstadt, 1994.

классической экономической теории и для возобновления пре­рванной традиции либеральной политической экономии на нео­либеральной основе.

Посредством определенных методических приемов, в особенно­сти с помощью мыслительного эксперимента (as if!) гипотетическо­го «исходного состояния», пребывая в котором, отдельные члены общества не могут распознать собственные интересы под «покро­вом незнания», Роулз замещает нравственность личности, уже не нужную ей, изначально предполагаемым, нейтральным структур­ным качеством социальной исходной позиции. Так, Роулз совер­шенно сознательно редуцирует этико-рациональную проблему раз­решения социальных конфликтов до проблемы умелого использо­вания собственных индивидуальных шансов в жизни, в ситуации стратегической неуверенности по поводу будущего социального положения каждого отдельного индивида209. То есть с помощью ме­тодического трюка предпринимается попытка объяснить этический принцип обязательного взаимного признания людьми интересов друг друга как критерий «взаимовыгоды»210, и это позволяет пола­гать, что индивиды действуют строго ориентируясь на личную вы­году, «экономически рационально»211.

Поэтому не удивляет, что идеи Роулза встретили живой отклик в экономической теории, тем более, что в новейшей теории благосос­тояния независимо и параллельно философской дискуссии об ути­литаризме уже началась переориентация, похожим образом проте­кающая и столь же радикальная, как мы увидим (паретианская эко­номическая теория). Особенно следует выделить Джеймса М. Бью-кенена, который использовал подход Роулза и еще больше радика­лизировал его. Если в концепции Роулза еще всплывает кантовская идея равенства основных прав всех людей, то Бьюкенен хочет — не

209 RawlsJ. Eine Theorie der Gerechtigkeit. Frankfurt, 1979. S. 34 и далее.

210 Там же, с. 123.

21! Роулз (там же, с. 31) дефинирует применяемое им «понятие разумности в самом узком смысле..., который принят в экономической теории: достижение поставленных целей наименьшими средствами». Следует, однако, заметить, что Роулз в полной мере признает наличие морального измерения личности и предполагает обязательное условие их взаимного признания. В контексте дебатов относительно либерализма/коммунизма позиция Роулза за последнее время претерпела значительные изменения, см.: Raw Is J. Politischer Uber*lismus. Frankfurt a.M., 1998. (New York, 1993).

 
 


в традиции Канта, а в духе предлагаемого Томасом Гоббсом вари­анта теории договора — вовсе обойтись без всяких моральных пре­тензий к субъекту и приписать ему исключительно преследование собственных интересов. Эта предпосылка, принимаемая также и Роулзом в его модели исходного состояния, принадлежит, как мы сейчас увидим, к аксиоматике методологического индивидуализма. На ее базисе, и в этом заключается основной замысел Бьюкенена, должен был наконец состояться фундированный политэкономиче-ский «либерализм без метафизики»212.

Системным результатом всеобъемлющего теоретического пере­ворота, произошедшего в итоге разворота в сторону теории догово­ра, стало новое парадигмальное основание всей поздней неокласси­ки, понимающей себя как чистая экономическая теория. Ее фунда­мент — а о его нормативном содержании мы и говорим здесь в пер­вую очередь — можно приблизительно обрисовать, если мы будем знать, какие новые основные признаки заняли место описанных на­ми трех главных элементов ранней, утилитаристской неоклассики. Парадигмальное развитие ведет

(1) в отношении концепции личности: от психологического ге­донизма к методологическому индивидуализму,

(2) в отношении концепции рациональности: от утилитарист­ского принципа к принципу Парето,

(3) в отношении концепции рынка и социальной концепции: от теории равновесия к (двухступенчатой) теории договора213.

Три этих основных признака, и прежде всего последний, мы хо­тим охарактеризовать, сравнивая их нормативные основания, пото­му что за ними скрываются глубинные экономистические упроще­ния, свойственные современной экономической теории, понимание которых имеет решающее значение для критической по отношению к идеологии хозяйственной этики.

212 Kersting W. Die politische Philosophie des Geselischaftsvertrags. Darmstadt,1994. S. 330. Высказанное в другом месте мнение Керстинга о том, что этупозицию Бьюкенена тоже следует признать «состоятельной», мы никак неможем разделить, к такому же выводу приходит сам Керстинг в конце своейкниги.

213 Ulrich P. Die Zukunft der Marktwirtschaft: neoliberaier oder ordoliberalerWeg? Eine wirtschaftsethische Perspektive / Archiv fur Rechts- und Sozialphiloso-phie, Beiheft 62 (1995), S. 33-52.

 

(1) Методологический индивидуализм

Ранняя неоклассика еще очевидно базировалась на вульгарном понимании человека, не отвечающем современному состоянию культурно-антропологической дискуссии: на картине человека, присущей психологическому гедонизму; именно с этой гипотезой экономического поведения связывались неудержимо растущие в то время претензии на научность. К этому прибавилось — на основа­нии уже цитированного нами ошибочного натуралистического вы­вода Бентама («Природа поставила над человеком две силы...») — нормативное преувеличивание психологического гедонизма и воз­ведение его в степень этического гедонизма (как максимы правиль­ного поведения). Таким образом, ранняя неоклассика еще полно­стью находилась под властью идущей от идеи естественного права традиции экспликативной и нормативной двойственной функции214 классической политэкономии. Ее методологический статус оставался еще в своеобразном взвешенном состоянии; насколько обе имплицитно выраженные методологические претензии могли перейти в эксплицитную стадию, никогда не было до конца ясно. И только с переходом к концепции методологического индивидуализма эконо­мическая мысль окончательно и радикально распрощалась с обеими претензиями, подведя под свою дисциплину строго аксиоматический базис в духе идеально-типической модели as if215. Соответственно, новое методологическое кредо гласило: «Экономическая теория не имеет никакой картины человека»216. При этом рефлексирующие представители economic approach разорвали порочный круг некритичного понимания этого кредо как констатации факта и ос­торожно рассматривают его только как теоретическое приближение и методологический идеал, как регулятивную идею217.

214 Albert Н. Okonomische Ideologie und politische Theorie, 2. Aufl. (первое издание 1954 г.). Gottingen, 1972. S. 14.

2,5 Эта методологическая концепция уже освещалась выше.

216 Критический обзор этой проблематики см.: Held М. «Die Okonomik hatkein Menschenbild» — Institutionen, Normen, Menschenbild / Biervert В., Held M.(Hrsg.). Das Menschenbild der okonomischen Theorie. Frankfurt-New York, 1991.S. 10-41.

217 Так, например, звучит формулировка В. Кербера: «Homo oeconomicus:в идеальном случае термин без определенной картины человека» (Kerber W. Homo oeconomicus. Zur Rechtfertigung eines umstrittenen Begriffs / Biervert В.,

 
 


Но методологический индивидуализм, как его трактует поздняя неоклассика, выходит за рамки тривиального предположения, что социальные феномены объясняются в конце концов только образом мыслей и поведением индивидов218. Он имплицитно включает центральный для теории as //'исследовательский метод, а именно, новое толкование рациональности в духе economic approach: «Я рассчитываю, следовательно, существую» — гласит (переиначивая знаменитые слова Декарта) формула идентичности в остальном лишенного всякой идентичности Homo oeconomicus219. Ее методологическая цель заключается в утверждении рационального детерминизма, который позволил бы однозначно просчитывать поведение индивида так, «будто бы» все индивиды были Homines oeconomici. С помощью этой аксиоматической модели чистая экономическая теория в своем методе элиминирует этическое измерение из проблематики рациональной социальной практики и редуцирует его до проблемы межличного согласования индивидуальных преимуществ, не предусматривающего саму этическую постановку вопроса, абсолютно в духе утилитаристской традиции. Как системный итог, чистая экономическая теория развивает исключи­тельно логику рационального поведения индивидов, нацеленных только на максимизацию личной выгоды — можно еще сказать, логику индивидуального самоутверждения и обусловленной взаим­ной кооперации (обусловленной теми или иными соображениями личной выгоды). В конце концов заинтересованные только в соб­ственном успехе индивиды мыслятся как «дезингересованные»

Held М. (Hrsg.). Das Menschenbild der okonomischen Theorie. Frankfurt-New York, 1991. S 56-75, здесь s. 59.

2,8 Об истории методологического индивидуализма в экономической тео­рии см.: Arrow К. Methodological Individualism and Social Knowledge / Ameri­can Economic Review, 84 (1994), No. 2, S. 1-9. Наиболее последовательно, как мы еще увидим, концепцию методологического индивидуализма развивает нобелевский лауреат Дж. М. Бьюкенен, см. особенно: J. М. Buchanan Die Gren-zen der Freiheit. Zwischen Anarchie und Leviathan. Tubingen, 1984. S. 1 и далее (в английском варианте: The Limis of Liberty. Chicago-London, 1975).

214 При всей методологической абстрактности эта версия рациональности поразительно точно соответствует пониманию этого предмета и коррес­пондирующей с ним картине человека у Томаса Гоббса (Hobbes Th. Leviathan. Hrsg. von I. Fetscher. Frankfurt, 1984. S. 32), для которого «разум...означает не что иное, как расчет». О гоббсианской «натуралистической картине чело-зека» см. предисловие И. Фетчера к указанной книге (там же, s. Х!Х и далее).

друг в друге220; им не знакомы моральные представления об общ­ности, а также и, следовательно, никакие другие межличностные связи, кроме деловых. Поэтому им также «не нужна» и хозяйст­венная этика.

Как мы уже видели, в подобных аксиоматических теориях as if не обнаруживается ни способность предложить обоснованную нор­мативную ориентацию, ни возможность эмпирического объяснения реальности (которое выдерживало бы проверку практикой)221. В ка­кой же тогда степени при трактовке рациональности можно гово­рить о «useful fiction»*, как ее называет один из самых радикальных представителей методологического индивидуализма Дж. М. Бьюке­нен222? Его ответ заключается в том, что модель Homo oeconomicus полезна в качестве мыслительного эксперимента для проверки предложенных социальных правил или институционального поряд­ка в том отношении, будут ли они функционировать также и в худ-

220 Дефиниция «взаимно дезинтересованной рациональности» как основ­ной черты методологического индивидуализма происходит из работы Роулза (RawIs J. Eine Theorie der Gerechtigkeit. Frankfurt, 1979. S. 30 и далее, 168). По­хожую формулировку, так же дефинирующую субъекта в сугубо индиви­дуалистическом духе, см.: Gauthier D. Morals by Agreement. Oxford, 1986. S. 87и далее, s. 326 и далее.

221 Для объяснения действительных отношений методологически необ­ходимо вернуть предположенную модель as //обратно к виду реальной науч­ной гипотезы, которая может и не подтвердиться на опыте, что приведет насоднако к «реалистической», субстанциональной картине человека. Затемпредставляется убедительным, если в основу наших объяснительных попытокбудет положено приближенное к реальности моделирование субъектов пове­дения, не имеющее ничего общего с экономически-рациональным детерми­низмом. Те экономисты, которые вслед за Гари С. Бекером (Gary S. Becker. The Economic Approach to Human Behavior. Chicago, 1976; в немецком вариан­те: Der okonomische Ansatz zur Erklarung menschlichen Verhaltens. Tubingen,1982) стараются использовать современную экономическую теорию непосред­ственно как эмпирически-аналитическую «науку об отношениях» (Frey B.S. Okonomie als Verhaltenswissenschaft / Jahrbuch fur Soziaiwissenschaften, 31,1980. S. 21-35), фактически выступают за существенное эмпирическое обога­щение «Homunculus oeconomicus», например, психологическим содержанием,повышая тем самым реально-научные познавательные и прогнозирующиевозможности своих моделей. См., например: Frey B.S. From Economic Imperi­alism to Social Science Inspiration / Public Choice, 77, 1993. S. 95-105.

* useful fiction (англ.) — полезная фикция.

222 Brennan G., Buchanan JM. The Reason of Rules. Constitutional PoliticalEconomy. Cambridge, 1985. S. 51 и далее.

 

шем случае (worst case*), т.е. если предположить, что все участни­ки действуют как Homines oeconomici — только для этого необхо­димо допущение «систематично циничных»223 моделей. Карл Го-манн метко обозначил эту as //-проверку институционального по­рядка на его выносливость в условиях поведения, направленного исключительно на извлечение личной выгоды, как Ното-oeconomicus-гест (или сокращенно: «Н-О-тест»)224. По Бьюкенену, именно в этом качестве теория модели полезна для политики225, т.е. бросок из мира as if в область нормативной практики кажется ему все-таки осуществимым.

Однако решающий этико-нормативный вопрос заключается в том, ради каких общественно-политических целей социальные правила, подвергаемые тесту, должны функционировать Н-О-устойчиво. Центральным моментом является представление ме­тодологических индивидуалистов о том, что этико-политическая целевая установка —- а тем самым и хозяйственная этика — во­обще не нужны] Н-О-тест проводится как раз для того, чтобы выяснить, при каких институциональных условиях (экономиче­ских стимулах и ограничениях) индивиды могли бы руководство­ваться исключительно соображениями выгоды, как это со всей ясностью следует из сочинения Бреннана и Бьюкенена с названи­ем, которое о многом говорит, «The Normative Purposte of Economic "Science"»*:

«Допущение Homo oeconomicus поддерживают не потому, что оно является наиболее точной моделью человеческого поведения, а потому, что эта модель подходит для теста, годятся ли общественные институты для того, чтобы трансформировать личные интересы во всеобщие»226.

* worst case (англ.) — самая неблагоприятная ситуация.

221 Вгеппап С, Buchanan J.M. The Reason of Rules. Constitutional Political Economy. Cambridge, 1985. S. 55, 58. Об этом см. выше.

224 Нотапп К., Blome-Drees F. Wirtschafts- und Unternehmensethik. Gottin-gen, 1992. S. 95; Homann K., Pies I. Wirtschaftsethik in der Moderne: Zur okono-mischen Theorie der Moral / Ethik und Sozialwissenschaften, Jg. 5, H. I. S. 11.

-25 Bn?nnan G., Buchanan J.M. The Reason of Rules. Constitutional Political Economy. Cambridge, 1985. S. 50.

* The Normative Purposte of Economic «Science» (англ.) — нормативныецели экономической «науки».

226 Вгеппап G., Buchanan J.M. The Normative Purpose of Economic «Sci­ence»: Rediscovery of an Eighteenth Century Model / International Journal of Law and Economics, Winter 1981, переиздано: Вгеппап G., Buchanan J.M. Economics

За методологическим интересом к worst case явно проступает ра­дикальный нормативный индивидуализм как донаучный объясни­тельный метод: речь идет о практической задаче по возможности до конца освободить человека от моральных обязательств, чтобы он мог во всей полноте проявить приписываемую ему потребность в абсолютной максимизации своих выгод (т.е. старый гедонизм вуль­гарной психологии)227. Заключенный внутри модели «худший слу­чай» проявляет здесь себя как желаемый вне модели, с точки зрения формирования общества лучший случаи. Этот подход служит соци­альной философии, стремящейся к строго индивидуалистическому фундированию общественного или политического поведения: тре­бования этико-политической легитимации редуцируются в идеале без остатка до приватных соображений выгоды отдельных инди­видов. Они не могут создать никакой другой этос, кроме буржуаз­ного, собственнического эгоизма! Идея, что с такой предпосылкой все же можно разумно организовать общество, составляет экономи-стическое базовое положение всего подхода.

Таким образом, сами постановки вопроса в методологическом индивидуализме сознательно или бессознательно мотивируются в конечном итоге совершенно определенной общественно-политичес­кой концепцией общества, носящей ярко выраженный нормативный характер (об этом ниже), а также корреспондирующей с ней и воспринимаемой даже еще более нормативно картиной человека, а именно, принадлежащей присвоительному индивидуализму22*. Якобы очевидная «рудиментарная антропология, заключенная в определении Homo oeconomicus»229, при ближайшем рассмотрении ока-

Between Predictive Science and Moral Philosophy. College Station, 1987. S. 51 —65, здесь s. 59 (выделено Петером Ульрихом); в похожем ключе см.: Вгеппап G., Buchanan J.M. The Reason of Rules. Constitutional Political Economy. Cam­bridge, 1985. S. 53.

227 Эта «private ethics», назовем ее так в отличие от «social ethics» (Вгеп­пап G., Buchanan J.M. The Reason of Rules. Constitutional Political Economy.Cambridge, 1985. S. 47), в самом деле не только граничит с цинизмом, но и де­монстрирует непонимание социальной структуры всякой морали.

228 См. об этом: Macpherson СВ. Die politische Theorie des Besitzindividua-lismus. Von Hobbes bis Locke. Frankfurt, 1967; Biervert B. Menschenbilder in derokonomischen Theoriebildung. Historisch-genetische Grundziige / Biervert В.,Held M. (Hrsg.). Das Menschenbild der okonomischen Theorie. Frankfurt-NewYork, 1991. S. 42-55, здесь s. 44 и далее.

224 Kerber W. Homo oeconomicus. Zur Rechtfertigung eines umstrittenen Be-griffs / Biervert В., Held M. (Hrsg.). Das Menschenbild der okonomischen Theorie. Frankfurt-New York, 1991. S. 56-75, здесь s. 65.

 
 


зывается не столь уж свободной от ценностных смыслов и не такой уж ненормативной, как внушает формальная и скупая на слова аксиоматика. Кредо «Экономическая теория не имеет никакой картины человека», по нашему промежуточному выводу, можно заменить следующим, более точным высказыванием: Чистая экономическая теория является не чем иным, как экспликацией определенной картины человека — «просчитываемого», стремящегося к максимизации своей выгоды человека Гоббса, чья потребительская натура полностью инструментализирует разум и сжимает его до размеров «чисто» экономической рациональности.

(2) Принцип Парето

Принцип Парето — названный по фамилии социолога Вильф-редо Парето, на чьи подготовительные работы начала XIX в. он опирается, — представляет собой ответ поздней теории благо­состояния на «коммунистическую фикцию» утилитаристского принципа и основанного на нем представления о «народнохозяй­ственном максимуме». Коллективным (народнохозяйственным) улучшением благосостояния, согласно принципу Парето, могут быть признаны только такие социальные изменения, благодаря которым улучшится (в субъективном восприятии) положение хотя бы одного индивида, и при этом не станет хуже положение ни одного другого. Эффективным, по Парето, можно, следователь­но, считать любое общественное (политическое) реформаторское предложение, с которым все затрагиваемые члены общества со­глашаются по причине того, что оно является реальной альтерна­тивой, обеспечивающей преимущество для каждого из них, и та­ким образом служит «преимуществом всех»230. Неэффективным, по Парето, надо считать, наоборот, любое предложение изменить социальные правила игры, вызывающие несогласие отдель­но взятых персон (отсутствие «признания»), потому что эти изменения, по их субъективному ощущению, нанесут урон их состоянию231.

210 Нотапп К., Blome-Drees F. Wirtschafts- unci Unternehmensethik. Gottin-gen, 1992. S. 55.

231 Первоначально в традиционном для утилитаризма концепте максими­зации коллективной пользы в качестве так называемого оптимума Парето определялось такое состояние общества, при котором уже невозможно улуч­шить положение хотя бы одного отдельного индивида без того, чтобы в резуль-

 

Хотя паретианская эволюция теории благосостояния состоялась независимо от методологического индивидуализма, они двигались совершенно параллельно; эту эволюцию можно рассматривать как новое формулирование нормативного индивидуализма, точно так же обращались к нему и методологические индивидуалисты, им­плицитно, применяя на практике Н-О-тест, или эксплицитно. Ведь, как уже было сказано, принципиальный тезис нормативного инди­видуализма гласит: индивиды должны (иметь возможность) макси-мировать их личную выгоду. Любая попытка ставить под вопрос этическую обоснованность «данной» привилегии нормативно ис­ключается; никто не может быть принужден отказаться от макси­мального удовлетворения своих интересов ради блага других. Ис­ходя из этого, каждый обладает абсолютным и категорическим правом вето21,2 для защиты своих личных интересов и льгот.

Рассматривая критерий Парето, можно говорить о своего рода индивидуалистическом пересмотре понятия общего блага: как об­щее благо дефинируется то, в чем заинтересованы все, поскольку оно служит личным преимуществом для каждого в отдельности. Другими словами: то, что эффективно по Парето, дефинируется как эффективное для всех. Тем самым идея анонимной, беспристраст­ной, независимой ни от каких социальных вопросов распределения экономической рациональности, а с ней и старая экономистическая фикция общего блага, на базе методологического индивидуализма возникают в новой форме. Этим объясняется, почему методологи­ческие индивидуалисты считают, что они тоже вполне могут поль­зоваться понятием «публичных интересов» или общего блага, как мы уже видели из приведенной цитаты Бьюкенена.

тате ухудшилось положение какого-нибудь другого. Но при этом идея макси­мизации теряет смысл, потому что существует сколь угодно много оптиму-мов Парето (Ulrich P. Transformation der okonomischen Vernunft. Fortschritts-perspektiven der modemen Industriegesellschaft, 3. revid. Aufl. Bern-Stuttgart-Wien, 1993. S. 209). Поэтому сегодня ограничиваются тем, что дефииируют критерий Парето в смысле эффективности, по Парето, частичных изменений в социальных отношениях. См. об этом и о последующем: Thielemann U. Das Prinzip Markt. Kritik der okonomischen Tauschlogik. Bern-Stuttgart-Wien, 1996. S. 40 и далее.

222 Так пишут об этом авторы, представляющие методологический инди­видуализм: Нотапп К., Blome-Drees F. Wirtschafts- und Unternehmensethik. Gottinsen, 1992. S. 56.

 

       
   
 
 


Методологические индивидуалисты, как правило, даже называ­ют принцип Парето этическим критерием (легитимации). Так, Бью-кенен подчеркивает:

«Закон Парето сам по себе представляет этическое утверждение»2".

Согласно нормативному индивидуализму, этически «верным» без любых оговорок признается все, что «обусловлено свободным решением участвующих индивидов»234. Словами Карла Гоманна:

«Рынок и конкуренция обладают моральным качеством в наших глазах потому, что они "эффективны", т.е. поскольку только они спо­собны гарантировать и увеличивать шансы всех отдельно взятых на устройство их жизни согласно их представлениям»255.

Очевидно, чистая экономическая теория полагает, что открыла в критерии эффективности, по Парето, «чисто экономическую» волшебную формулу, которая позволит окончательно свести про­блему легитимности к вопросу эффективности. Экономистиче-ский «трюк» очень прост: эффективность, по Парето, дефинируется как способность согласования экономических мер со всеми затрону­тыми индивидами на почве их эгоистических интересов (при инди­видуальном праве вето!); поэтому она, по мнению методологиче­ски-нормативных индивидуалистов, совпадает с «требованием ле­гитимного консенсуса»236.

Что нас не устраивает в паретианском представлении об этиче­ских достоинствах «эффективного» рынка? Корень проблемы и са­ма суть экономизма заключается в этом ограничении легитимации согласием (проблема согласования) и в связанной с этим зависимо­сти индивидуальных преимуществ от исходного положения инди­вида (проблема статус-кво). Легитимность как деонтологически-этическое понятие подразумевает признание достоинства социаль­ного положения или поведения с учетом моральных прав (к кото-

233 Brennan G., Buchanan J.M. Economics Between Predictive Science andMoral Philosophy. College Station, 1987. S. 4.

234 Buchanan J.M. Die Grenzen der Freiheit. Zwischen Anarchie und Leviathan,(английское издание — The Limits of Liberty. Chicago-London, 1975). Tubin­gen, 1984. S. 8.

235 Homann K. Wettbewerb und Moral // Jahrbuch fur christliche Sozialwissen-schaften, 31, 1990. S. 34-56, здесь s. 41 (выделено Петером Ульрихом).

236 Homann К., Blome-Drees F. Wirtschafts- und Unternehmensethik. Gottin-gen, 1992. S. 56.

рым нужен ситуативный подход) всех заинтересованных; ее нормативное основное положение состоит в обязательном (категорически) взаимном уважении людей как носителей равного достоинства, обладающих равными правами. В противоположность этому Homines oeconomici, максимирующие свои личные преимущества, дезинтересованы друг в друге; они думают только о реализуемости собственного интереса, по возможности беспрепятственно и наименьшей ценой. Поэтому их готовность к кооперации с другими всегда обусловлена эгоистическим расчетом пользы/цены. Тем самым отсутствует moral point of view, для которой конституирующее значение имеет примат доброй воли. Если рассматривать эффективность, по Парето, как достаточный критерий легитимации, то этическая легитимация (обоснование) сводится к стратегической приемлемости (реализуемости). Поскольку на аксиоматическом базисе методологического и нормативного индивидуализма эта категориальная разница не воспринимается, паретианская экономическая теория неизбежно приходит к редуцированию регулятивной идеи этико-рационального консенсуса до критерия стратегического согласования на основе личных выгод и, следовательно, к экономи-стическому редуцированию этического принципа универсализации до концепции генерализированного обмена преимуществами.

Если этический принцип универсализации говорит о безогово­рочном признании неотделимых моральных прав каждого человека, то ориентированные на идею «общего блага» мероприятия в духе паретианского «преимущества всех» всегда оговаривают условие сохранения экономического положения каждого, все равно, справедливо ли сохранение статус-кво исходного положения, или нет. Справедливость исходного положения не подлежит дискуссии, принцип Парето ссылается здесь на лишь относительную выгодность изменений ситуации. В приверженности статус-кво принцип Парето обнаруживает свою консервативность: исходное положение в распределении власти, ресурсов или покупательной способности, независимо от его этической легитимности или нелегитимности, проникает в terms of trade*, в отношения обмена: кто способен много предложить, может много требовать, кому нечего предложить, должен, соответственно, довольствоваться малым. Так принцип Па-

* terms of trade (англ.) — торговые условия.

 

рето, понимаемый как критерий «рациональной» организации со­вместной жизни людей, имплицитно замещает справедливое обос­нование (принцип морали) фактической властью, «правом сильно­го» диктовать terms of trade слабому. С подлинной оценкой спра­ведливости реформы, ставшей предметом дискуссии, или, тем бо­лее, справедливости «заданной» исходной ситуации в обществе, критерий эффективности, по Парето, не имеет ничего общего.

При этом проникновении власти в любые рыночные отношения речь идет о принципиально неизбежном, органично присущем рын­ку, устранимом отчасти разве что строгой политикой постоянного выравнивания стартовых условий для всех участников рынка, внут-рирыночном эффекте, как его можно назвать (терминологически сближаясь с «внешним эффектом» рыночных сделок для третьих, незаинтересованных лиц, который чаще всего рассматривается ис­ключительно как хозяйственно-этическая проблема)237. Хотя дебаты об отношениях «власти и экономических законов»238 велись в 06-

237 Thielemann U. Die Differenz von Diskurs- und Vertragsethik und die kate-gorialen Voraussetzungen ideologiekritischer Wirtschaftsethik, Beitrage und Be-richte des Instituts fur Wirtschaftsethik, Nr. 63. St. Gallen, 1994. S. 30 и далее; Thielemann U. Integrative Wirtschafts- und Unternehmensethik als Reflexiondes spannungsreichen Verhaltnisses von Einkommensstreben und Moral. ZumVerhaltnis von Wirtschaftsethik und philosophischer (Diskurs-) Ethik, Beitrageund Berichte des Instituts fur Wirtschaftsethik, Nr. 67. St. Gallen, 1994. S. 24; Thielemann U. Das Prinzip Markt. Kritik der okonomischen Tauschlogik.Bern-Stuttgart-Wien, 1996. S. 273 и далее; Ulrich P. Integrative Wirtschafts­ethik als kritische Institutionenethik. Wider die normative Uberhohung derSachzwange des Wirtschafts-systems. Beitrage und Berichte des Instituts furWirtschaftsethik, Nr. 62. St. Gallen, 1994. S. 12. Еще до этого понятие внут­реннего эффекта встречается немного в ином контексте у Виланда: Wieland J. Wirtschaftsethik als Selbstreflexion der Okonomie. Die Mindest-moral im okonomischen System und die Verantwortung fur externe Effekte /Ulrich P. (Hrsg.). Auf der Suche nach einer modernen Wirtschaftsethik. Bern-Stuttgart, 1990. S. 147-177., здесь s. 149.

238 Bohm-Bawerk E. von. Macht oder okonomisches Gesetz? / Zeitschrift furVoikswirtschaft, Socialpolitik und Verwaltung, 23 (1914), S. 205-271, переизданобез изменений в качестве отдельной книги: Darmstadt, 1975. Бем-Баверк под­ходит к проблеме еще с позиций псевдо-противоположности между «естест­венным ценообразованием» (на свободном рынке) и «искусственными вмеша­тельствами», его ответ был заранее предрешен. О происходящих из теорииестественного права предпосылках идеи о постепенном ослаблении внутри-рыночного фактора власти см.: Rothschild К. Macht: Die Lucke in der Preistheorie /

ществе социальной политики уже в начале XX в., они все же оста­ются полностью в пределах старого мышления, основанного на тео­рии естественного права, и мало что могут прояснить. Во всяком случае, в высшей степени важные с точки зрения хозяйственной этики внутрирыночные властные отношения по-прежнему система­тически игнорируются паретианской экономической теорией — вынужденно, потому что они, как правило, доказывают несостоя­тельность предъявляемых этой теорией претензий на этическое дос­тоинство или по меньшей мере нейтральность критерия Парето. Иначе говоря, благодаря этому экономистическому преуменьшению проблемы достигается видимость внутренней этической беспро-блемности рынка.

Теперь обратимся к третьему основному элементу чистой эконо­мической теории, который строится на индивидуалистической концепции личности (1) и паретианской концепции рациональности (2): на контрактуалйстской концепции общества.

(3) Двухступенчатая теория договора

Ранняя неоклассическая теория равновесия носила характер «астрономии перемещения благ»239, которое происходит без соци­альных трений, как будто в «социальном вакууме»240, анонимно и детерминированно. На базисе методологического (и нормативного) индивидуализма, как и паретианской экономической теории, возникает, напротив того, экспликация всей логики социального взаимодействия индивидов, действующих сугубо с целью извле­чения выгоды, в категориях гоббсианской теории договора. Роулз и Бьюкенен были предшественниками, совершившими соответст­венный всеобъемлющий поворот в сторону теории договора в проблематике рациональной общественной кооперации и полити-

Schneider Н.К. / Watrin, Ch. (Hrsg.), Macht und okonomisches Gesetzt, 2. Halbband, Berlin 1973. S. 1097-1 111.

239 Boulding K.E. The Skills of the Economist. Ceiveland, 1958. S. 8 и далее; Albert H. Die Problematik der okonomischen Perspektive / Zeitschrift flir die ge-samte Staatswissenschaft, 117(1961), S. 438-^67, здесь s. 441.

240 Albert H. Politische Okonomie und rationale Politik (впервые издано в1967 г.) / Albert Н. Aufklarung und Steuerung. Hamburg, 1976. S. 91-122,здесь s. 120.

 

ки. Здесь мы ограничимся основной концепцией Бьюкенена, к Ро-улзу вернемся позднее.

Сначала теория договора мысленно вернула рыночный процесс из «астрономии перемещения благ» (скорее уж метафизики) обрат­но в социальный мир. Как известно, на рынке хозяйствующие субъ­екты совершают сделки, т.е. договоры обмена. Когда вступает в си­лу такой договор? Контрактуалистский ответ звучит очень просто: когда оба деловых партнера — покупатель и продавец — приходят к согласию, что они традиционно закрепляют рукопожатием, а «по-современному» — подписями под договором. Но когда они прихо­дят к согласию? Конечно, только тогда, когда дело выгодно обоим, или точнее: когда речь идет о наиболее выгодной возможности вло­жить ограниченные средства (будь то покупательная сила покупате­ля, или товар или услуга продавца), которыми они располагают. За­ключение сделки представляет собой, таким образом, не что иное, как обмен преимуществами между двумя незаинтересованными друг в друге и только рассчитывающими максимировать личную выгоду свободными хозяйствующими субъектами. Это эффективно для обе­их сторон, точно в духе принципа Парето. Поскольку на «свобод­ном» рынке все состоявшиеся сделки обмена происходят доброволь­но, т.е. каждый действует к своей выгоде, значит, рынок по опреде­лению и независимо от исходного распределения ресурсов между участниками эффективен, т.е. в целом эффективен по Парето.

Таким образом, само понятие эффективности, по Парето, лучше всего может быть объяснено в категориях теории договора: то, что договор обмена состоялся фактически, с точки зрения методологи­ческого или нормативного индивидуализма, является вообще един­ственным критерием эффективности рыночной с


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.