Теоретические основы курса «Психология этнического самосознания и межкультурного общения» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Теоретические основы курса «Психология этнического самосознания и межкультурного общения»

2017-09-28 464
Теоретические основы курса «Психология этнического самосознания и межкультурного общения» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1

Основные понятия этнической психологии

Что изучает этнопсихология?

Этнопсихология - наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях. Объектом изучения в этнопсихологии являются этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Важным предметом этнопсихологии в настоящее время является изучение психологических различий между представителями разных этносов и их связей с культурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровне общества. В современных условиях особое внимание в этнопсихологии уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах.

В области практической деятельности работа этнопсихолога направлена на диагностику проявлений этнического самосознания и межэтнических (межкультурных) отношений, организации условий и техник их позитивного развития с целью гармонизации личности и ее отношений в поликультурных условиях современной социальной среды. Ключевыми категориями, в этой связи, являются «этнос» и «культура».

Этнос и культура

Значение термина "этнос" до сих пор остаётся неоднозначным. Российские этнологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества, как это отражено в определении Ю.Б. Бромлей: этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании.

Однако, как справедливо замечает Н. Лебедева (1999), данное определение не лишено существенных недостатков: многие параметры, через которые определяется этнос, можно отнести к другим устойчивым социальным группам: например, к профессиональным или к классовым. В то же время, ряд этнических групп не совсем соответствует данному определению, поскольку не имеет устойчивости своего существования на определенной территории, или имеет различия в особенностях языка внутри группы.

В то же время, с психологической точки зрения, важны не объективные параметры этноса, как социальной группы, а субъективное восприятие членами этнической группы себя, как членов определенной общности, в системе соответствующих связей и отношений с окружающим миром. Таким образом, с позиции психолога этнос можно определить, как устойчивую в своём существовании группу людей, осознающих себя её членами, на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие (признаки, по которым свой этнос отличается от других) и этноинтегрирующих (признаки, на основании которых определяется принадлежность к одному этносу). В качестве этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик могут выступить самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.

Значение и роль этнодифференцирущих и этноинтегрирующих признаков в восприятии членов этноса меняется в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от особенностей этнического окружения. Этнодифференцирущие и этноинтегрирующие признаки отражают чаще всего элементы духовной культуры, и это отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искажённым, даже ложным. Иными словами, этническая общность – это прежде всего общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Не случайно, попытки определить этнос через ряд каких-либо общих признаков постоянно терпели неудачу, тем более, что с унификацией культуры количество этнодифференциирующих признаков неуклонно сокращается.

Другое важное с психологической точки зрения, качество личности, которое развивается в результате ее развития в своей этнокультурной среде, это этноцентризм - восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры. Наша собственная культура задает нам когнитивную матрицу для понимания мира ("картину мира"), в результате чего своя культура служит определенным стандартом для понимания других культур. Эффективное общение и установление взаимопонимания с представителями других культур состоит в преодолении этноцентризма. Этому вопросу мы в данном курсе уделим еще внимание в связи с изучением межкультурного общения.

Рассмотрим другую базовую категорию этнопсихологии – понятие «культура». Культура - сложное понятие, относящееся как к материальным, социальным явлениям, так и к индивидуальному поведению, репродукции, организованной деятельности (религия, искусство и наука). Это междисциплинарное понятие и имеется более 100 различных определений «культуры». Остановимся на определении, что культура - это комплекс созданных людьми объективных и субъективных элементов, которые в прошлом обеспечили выживание жителей определенной экологической ниши, став общими для тех, кто говорил на одном языке и жил вместе в одно и то же время. Для психолога культура амодальна: мы можем видеть лишь проявления культуры в продуктах деятельности, ритуалах, традициях и изучать ее, выявляя различия в поведении представителей разных культур. В то же время, для реализации теоретических и практических исследований, для психологов немаловажно понимать, что культура системна: многочисленные элементы культуры имеют иерархическую взаимозависимость и находятся в тесной и неразрывной взаимосвязи, ни один элемент не может быть адекватно понят вне связи с остальными, равно как и не может существовать в отрыве от всей системы в целом. Носителем и транслятором культуры является личность человека.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.