Тема № 5. Основные качества юридической речи — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема № 5. Основные качества юридической речи

2017-09-28 1419
Тема № 5. Основные качества юридической речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Точность речи. Лексическое значение слова. Полисемия. Лексическая омонимия. Синонимия, синонимический ряд и доминанта. Антонимия и антонимические пары. Паронимия. Приёмы точной речи: доказательство и противопоставление.

Понятность речи. Профессионализмы. Диалектная лексика. Жаргонизмы. Термины. Иноязычная лексика. Способы объяснения слов: логический; синонимический; описательный. Этимология.

Чистота речи. Слова-паразиты.

Правильность речи.Языковые нормы современного русского литературного языка. Признаки нормы. Виды норм.

Выразительность речи. Тропы. Метафора. Метонимия. Синекдоха как разновидность метонимии. Сравнение. Эпитеты. Оксюморон. Гипербола. Литота.

Фигуры речи. Антитеза. Градация. Повтор и его виды. Анафора. Эпифора. Риторический вопрос и риторическое восклицание. Синтаксический параллелизм. Инверсия.

Средства выразительности. Фразеологизмы. Пословицы. «Крылатые» слова и выражения.

Семинарское занятие.

Время: 2 часа

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Точность речи, её виды. Омонимы и паронимы.

2. Понятность речи. Лексика с точки зрения сферы её употребления. Этимология как наука о происхождении слов.

3. Чистота речи.

4. Изобразительно-выразительные средства языка.

5. Отношение теоретиков и практиков к выразительности судебной речи.

6. Тропы как средство речевой выразительности.

7. Фигуры речи.

8. Примеры использования русских пословиц и поговорок в речи известных писателей и судебных ораторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 82-109, 122-150.

 

Практическое занятие.

Время: 2 часа

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Внимательно прочитайте речь Козьмы Минина. Какие логические и эмоциональные аргументы использует оратор и какую роль в увеличении воздействующей силы речи играют здесь тропы и фигуры?

Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна, они заняли Москву, если падёт Москва, падём и мы. Пожертвуем всем, заложим жён и чад наших и искупим Отечество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас – рабство или свобода.

2. Какой приём стилистического синтаксиса (или так называемые фигуры) употреблён в данном отрывке из речи Марка Туллия Цицерона?

… На нашей стороне сражается чувство чести, на той – наглость; здесь – стыдливость, там – разврат; здесь – верность, там – обман; здесь – доблесть, там – преступление; здесь – непоколебимость, там – неистовство; здесь – честное имя, там – позор; здесь – сдержанность, там – распущенность; словом, все доблести борются с несправедливостью, развращённостью, леностью, безрассудством, всяческими пороками; наконец, изобилие сражается с нищетой, порядочность – с подлостью, разум – с безумием, наконец, добрые надежды – с полной безнадёжностью.

 

Материал для справок:

 

ТРОПЫ РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Троп (от греч. tropos – поворот) – употребление слова в переносном значении. Виды тропов используются и рассматриваются в художественной литературе. ЭПИТЕТ МЕТАФОРА МЕТОНИМИЯ СИНЕКДОХА ГИПЕРБОЛА ЛИТОТА ИРОНИЯ СРАВНЕНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Фигура (от лат. figura – очертание, изображение) – особая форма синтаксических конструкций, усиливающих выразительность. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС АНТИТЕЗА ГРАДАЦИЯ ПОВТОР (АНАФОРА, ЭПИФОРА) ПРОПУСК (ЭЛЛИПСИС, ЗЕВГМА) СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ ИНВЕРСИЯ

 

3. Вы собрали ваших сотрудников в начале рабочего дня и хотите несколькими убеждающими фразами вселить в них оптимизм, убедить их в том, что работа с самоотдачей даст должный результат. Приготовьте эти несколько фраз, используя анафору. А затем перестройте ваше сообщение, используя фигуру прибавления – стык. Как изменится от этого акцент в вашей аргументации? Наконец, придумайте случай (в рамках заданной ситуации начала рабочего дня), когда анафора будет явно уместнее стыка и когда стык будет явно уместнее анафоры.

Подсказка:

Начальный текст мог бы выглядеть так: У нас есть отличная техника. У нас есть вся необходимая информация. У нас есть проверенный алгоритм. У нас есть, наконец, неплохой стимул для труда.

С фигурой прибавления стыком тот же текст выглядел бы так: У нас есть отличная техника. А в технике – информация. К информации – алгоритм. Этот алгоритм позволит нам выполнить работу и неплохо заработать.

Такая переделка текста едва ли уместна. Анафора подчёркивала уверенность говорящего и твёрдость исходных позиций, стык же стал неуместно подчёркивать причинно-следственные отношения.

На своём месте стык окажется в таком тексте: Если мы сегодня добросовестно поработаем, мы выполним заказ в срок. Выполним заказ в срок – получим новые заказы. Получим новые заказы – будем иметь твёрдую прибыль.

Зато здесь была бы неуместна анафора. Сравним: Сегодня мы добросовестно поработаем. Сегодня мы выполним работу в срок. Сегодня мы заслужим доверие заказчика. Сегодня мы заложим основы для новых заказов. Сегодня мы работаем для грядущей прибыли.

4. В рассказе Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика» отрицательный персонаж – дядя – время от времени произносит лицемерные слова, пародирующие штампы советской риторики. Вот один из образчиков его выступления.

И это наша молодёжь! Наше светлое будущее! За это ли (не говорю о себе, но спрашиваю тебя, старик Яков!) боролся ты и страдал? Звенел кандалами и взвивал чапаевскую саблю! А когда было нужно, то шёл, не содрогаясь, на эшафот...

Это лексический штамп, дающий комический эффект (особенно в последней фразе). В риторике дяди есть ещё одно проявление фальши. В потоке обвинений, на фоне уверенной речи использована фигура, которая говорит, скорее, об эмоциональной неустойчивости и диссонирует с другими фигурами. Что это за фигура? К какой группе она относится?

Подсказка:

Эта фигура – парентеза, вставная конструкция, взятая в тексте в скобки. Парентеза принадлежит к группе фигур размещения и передаёт колебание, неуверенность. Поэтому в данном тексте она смешна и выдаёт ёрничество говорящего.

5. Прочтите отрывок из обвинительной речи и скажите, какая фигура в нём использована?

Когда весь советский народ, воодушевлённый решениями партии, строит коммунистическое общество, когда уважение к праву, закону стало для большинства трудящихся личным убеждением, подсудимый Кителев встал на путь пьянства и преступления и в конце концов оказался на скамье подсудимых за совершение действия, квалифицируемого в уголовном праве как изготовление и хранение без цели сбыта браги.

Вполне ли уместно, на ваш взгляд, использована эта фигура? Если вы усматриваете неуместность её использования, то в чём? Можно ли улучшить этот пассаж?

Придумайте пример с абсолютно уместным употреблением этой фигуры.

6. Прочитайте стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». Найдите в нём случаи использования многосоюзия и бессоюзия. Что противопоставлено использованием этих фигур?

Придумайте короткий текст (например, о содержательном и бессодержательном времяпрепровождении) с использованием двух этих фигур.

7. Приготовьте очень короткое выступление с призывом к какому-нибудь немедленному действию, используя фигуры убавления. Ради эксперимента уберите эти фигуры из текста. Что изменилось? Как бы вы сформулировали, почему текст стал хуже?

Подсказка:

Вот короткий текст-призыв к действию: Внимание! Все сюда! По местам! Начали!

Теперь дополним текст избыточными элементами: Я прошу у вас минуту внимания. Все подойдите сюда. Давайте станем по своим местам. Начнём выполнять свои функции.

Текст нелепый, потому что избыточные элементы лишают его динамизма, обусловленного самим содержанием. В таком виде призывы производят впечатление вынужденных слов, которые надоели и говорящему, и слушающим.

8. Какие тропы использованы в заглавиях пушкинских произведений «Медный всадник» и «Евгений Онегин»? Какую роль они выполняют? Придумайте девиз с использованием этих фигур. Попытайтесь вспомнить слоган с использованием этих фигур.

9. Придумайте краткий текст с уместным использованием изобразительной функции фонетических или графических фигур.

10. Определите, какие фигуры использованы в следующих текстах из газетных реклам:

Сезон начинается – цены снижаются.

Любой тур в любую точку мира!

Со вторым телефоном делайте, что хотите! Например, оставьте его для своей семьи – детям или родителям. Вы убьёте сразу двух зайцев: сделаете приятное близкому человеку и получите с ним же постоянное средство связи.

Аллергии и астме – нет!

Вы хотите чувствовать себя раскованно за границей? Хотите свободно общаться с иностранцами в своём офисе и дома?

Проанализируйте, какие цели достигаются употреблением этих фигур. Предложите свои варианты. Попробуйте расширить идеи рекламных текстов.

11. Какой троп использован в следующей фразе А. Ме́ня[1]?

И мы подошли к вершине, к тому сверкающему горному леднику, в котором отражается солнце и который называется – христианство.

Какие свойства ледника делают сравнение с христианством уместным? Опирается ли автор на какие-либо традиционные для христианской культуры образы?

Подсказка:

Автор употребляет метафору. Сравнение христианства с ледником мотивировано тем, что ледник находится на вершине, что он чист, что он сверкает, отражая солнце, то есть Бога. Эта метафора опирается на традиционное сравнение христианства со светом, а также на внутреннюю форму слова «горний», относящийся к высшему миру. Однако традиционно лёд, напротив, часто сравнивался с неверием, с язычеством. Здесь же горный лёд – символ труднодоступной чистоты.

12. Ещё Гораций уподоблял государство кораблю. Впоследствии эта метафора неоднократно «разворачивалась» разными авторами. Порассуждайте о современном состоянии нашего государства, используя развёрнутую метафору государство – корабль. Цель рассуждения – обосновать ваш выбор в последнюю президентскую кампанию.

13. Вы проводите набор на платные компьютерные курсы. Вам представилась возможность выступить перед школьниками и рассказать им об этих курсах. Школа с языковым уклоном, и далеко не все видят для себя пользу в изучении компьютера. Придумайте развёрнутую метафору (или антаподозис), доказывающую, что вашим слушателям нужны компьютерные курсы.

14. Подберите положительно и отрицательно окрашенные перифразисы к словам и словосочетаниям спиртные напитки, сигарета, дешёвые товары, дорогие товары, высокая зарплата, низкая зарплата.

Подсказка:

Можно воспользоваться уже готовыми перифразисами: зелёный змий, солнце в бокале, божественная влага, а можно придумать свои: лекарство от благополучия, нектар бомжей и т.п. Изобретая перифразисы, надо перебрать в памяти все обстоятельства, сопутствующие данному явлению и при этом широко известные.

15. Какой троп использует защитник П. Александров в следующем отрывке из речи в защиту Веры Засулич?

Лег­ко во­об­ра­зить, как про­ве­ла За­су­лич эти луч­шие го­ды сво­ей жиз­ни, в ка­ких за­ба­вах, в ка­ких ра­до­стях про­ве­ла она это до­ро­гое вре­мя, ка­кие ро­зо­вые меч­ты вол­но­ва­ли её в сте­нах Ли­тов­ско­го зам­ка и ка­зе­ма­тах Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти.

Придумайте какой-либо «пассаж» с таким же тропом.

16. Вспомните, в чём разница между гипофорой и риторическим вопросом. Подготовьте короткую речь, которая начиналась бы с гипофоры и содержала бы один или несколько риторических вопросов. Тема речи – необходимость повышения квалификации.

17. Составьте небольшой текст-описание с использованием аллеотеты настоящего времени в значении прошедшего.

18. Составьте небольшой текст-рассуждение с использованием аллеотеты – замены форм времени и наклонения глагола.

19. Найдите в речи защитника Я.С. Киселёва фигуру дистинкции и объясните, в чём смысл её употребления.

Но в этом повинны не столько мы, сколько само дело. По нему невозможно вынести приговор, который в какой-то степени удовлетворил бы обе стороны, нельзя прийти к выводу: в чём-то право обвинение, а кое в чём права защита. Нет, одно из двух: или подсудимый – человек без совести и чести, он цинично преследовал потерпевшую, а теперь так же цинично клевещет на неё, или потерпевшая, которая отнюдь не потерпевшая, цинично обманывала честного и прямодушного человека, а когда обман должен был раскрыться, она, чтобы помешать этому, возводит ложное обвинение. Или – или! Третьего не дано.

Придумайте свой пример с уместным употреблением дистинкции.

20. Какую фигуру применил Ф.Н. Плевако в следующем речевом пассаже:

Буйство было. Но относить это буйство к беспорядкам, скопищам, направленным против порядка управления, – несогласно с требованием закона.

Придумайте свой пример с использованием той же фигуры.

Попробуйте в отрывке из речи Плевако заменить эту фигуру другой – коррекцией.

Подсказка:

Фигура, использованная знаменитым адвокатом, называется парадиастолой. «Буйство» противопоставлено «беспорядкам». В другом контексте эти слова можно было бы использовать как синонимы, но Ф.Н. Плевако противопоставляет их.

В виде коррекции этот отрывок выглядел бы так: Имели место беспорядки... Впрочем, нет! Какие же это беспорядки, опасные скопища? Было обыкновенное буйство.

Коррекция выглядела бы здесь слабее, так как вступила бы в противоречие с аналитическим тоном этого пассажа. Получилось бы, что защитник прибегает к театральным приёмам.

21. Придумайте несколько коррекций для ситуации, когда вы возмущены неким поступком. Придумайте также несколько коррекций, когда восхищены поступком какого-то человека. Усильте эти коррекции вопросами к самому себе (И что же он сделал? и проч.) и градацией.

22. Придумайте два примера с градацией: один – передающий эмоциональный накал и умещающийся в предложении, а другой – организующий композицию всего текста (например, показывающий некие открывающиеся возможности).

23. Проанализируйте следующие цитаты.

1) «Речь, состоящая из сухих слов и бесцветных выражений, скучна и пресна, как несолёный суп» (Х. Леммерман).

2) «Не применять в речи одних и тех же выражений, даже одних и тех же слов на близком расстоянии. Флобер и Мопассан советовали не ставить в тексте одинаковых слов ближе, чем на 200 строк» (А.Ф. Кони).

3) Нет ничего, что раз и навсегда

На свете было б выражено словом.

Всё, как в любви, для нас предстанет новым,

Когда настанет наша череда.

 

Не новость, что сменяет зиму лето,

Весна и осень в свой приходят срок.

Но пусть всё это пето-перепето,

Да нам-то что! Нам как бы невдомёк.

 

Всё в этом мире – только быть на страже –

Полным-полно своей, не привозной,

Ничьё и невостребованной даже,

Заждавшейся поэта новизной. (А. Твардовский)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите коммуникативные качества речи.

2. Что такое точность речи? Какие виды точности вы знаете?

3. Какой принцип, разработанный А.С. Пушкиным, лёг в основу уместности речи?

4. Что понимается под чистотой речи?

5. Назовите средства усиления изобразительности речи.

6. Какие вы знаете риторические фигуры?

7. Что такое фигуры прибавления? Перечислите их. Приведите примеры.

8. Что такое фигуры убавления? Перечислите их. Приведите примеры.

9. Назовите фи­гу­ры раз­ме­ще­ния и пе­ре­ста­нов­ки.

10. Какие вы знаете фонетические и графические фигуры?

11. Что такое тропы? Перечислите их. Приведите примеры.

12. Определите, в какой строке перечислены только тропы:

o гипербола, эпитет, параллелизм, антитеза, инверсия;

o перифраза, олицетворение, оксюморон, эпитет, метафора;

o умолчание, метонимия, синекдоха, градация, эллипсис.

13. Укажите, в какой строке перечислены только фигуры речи:

o асиндетон, умолчание, антитеза, анафора, эпифора;

o параллелизм, антитеза, олицетворение, перифраза, умолчание;

o полисиндетон, риторический вопрос, гипербола, ирония, литота.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.