Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода -ы(-и) – -а(-я) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода -ы(-и) – -а(-я)

2017-09-28 523
Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода -ы(-и) – -а(-я) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

-ы(-и) -а(-я)
аптекари, бухгалтеры, выборы, детекторы, договоры, индукторы, инструкторы,композиторы, конденсаторы, конструкторы, корректоры, лекторы, ораторы, редакторы, рефлекторы, ректоры адреса, борта, веера, векселя, вензеля, директора, доктора, жемчуга, катера, колокола, купола, кучера, номера, окорока, паспорта, поезда, профессора, тенора, фельдшера, хутора, шелка, штемпеля

 

Упражнение 16. Образуйте форму множественного числа от следующих слов. В чем их особенность?

Определите значение полученных слов и составьте с ними словосочетания.

Образ, тон, пояс, соболь, хлеб, счет, муж, сын, лагерь, зуб, корень, орден, корпус.

 

Контрольные вопросы

1. Что регулируют грамматические нормы?

2. Какие категории выделяются у имен существительных?

3. Назовите основные принципы определения рода у несклоняемых существительных иноязычного происхождения.

4. Каковы правила склонения иностранных имен и фамилий?

5. Какие существуют варианты множественного числа у имен существительных?

6. Какие трудности могут возникнуть при употреблении падежных форм имен существительных?

Формы имен прилагательных

Использование полной и краткой форм прилагательных

При выборе полной или краткой формы прилагательных необходимо учитывать имеющиеся между ними различия. Грамматическая природа кратких прилагательных определяет их исключительную выразительность в сравнении с полными прилагательными, так как краткие формы называют не постоянный, пассивный признак, а переменный, изменяющийся, развивающийся во времени. Сравните: Счастливые часов не наблюдают (А. Грибоедов). Я счастлив тем, что сумрачной порою одними мыслями я с ним дышал и жил (С. Есенин).  


 

! В древности краткие прилагательные могли быть обычными определениями, а не частью составного именного сказуемого. В «Слове о полку Игореве» читаем: «Черна земля под копыты костьми посеяна». В этой функции краткие прилагательные сохранились в застывших фразеологических выражениях по белу свету, на босу ногу, а также в произведениях устного народного творчества, например, в загадках, пословицах, поговорках, былинах.

 

Упражнение 1. Найдите во «Фразеологическом словаре русского языка» выражения средь бела дня, от мала до велика, сыр бор загорелся. Объясните, что они обозначают и когда их следует употреблять.

Упражнение 2. Определите, какова смысловая и стилистическая роль кратких прилагательных, употребленных в данных предложениях?

1. Ты богат, я очень беден… Ты румян, как маков цвет, // Я, как смерть, и тощ и бледен (А. Пушкин). 2. Как взор его был быстр и нежен, стыдлив и дерзок, а порой блистал послушною слезой (А. Пушкин). 3. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко (Л. Толстой). 4. Ты сер, а я, приятель, сед, и вашу волчью я давно натуру знаю (И. Крылов). 5. Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен (А. Пушкин). 6. Вернер был мал ростом и худ и слаб как ребенок (М. Лермонтов). 7. Половину следующего дня она (Бела) была тиха, молчалива и послушна (М. Лермонтов).

 

Упражнение 3. Объясните выбор полной или краткой формы прилагательных в приводимых ниже предложениях. Возможна ли в них синонимическая замена краткой формы полной и наоборот?

1. Вы даже простого каламбура не можете сказать без злости. Злой вы человек (А. Чехов). 2. Из шатра, // Толпой любимцев окруженный, // Выходит Петр. // Его глаза сияют. // Лик его ужасен. // Движенья быстры. // Он прекрасен, // Он весь, как Божия гроза (А. Пушкин). 3. Дика, печальна, молчалива, // Как лань лесная боязлива, // Она в семье своей родной // Казалась девочкой чужой (А. Пушкин). 4. Тиха украинская ночь. // Прозрачно небо. // Звезды блещут (А. Пушкин). 5. Он был слепой, совершенно слепой от рождения (М. Лермонтов). 6. «Красота страшна», – вам скажут (А. Блок). 7. У него жизнь – прекрасная (А. Чехов). 8. …Мне обидно, что моя мать, всегда такая строгая и красивая, – теперь так некрасива и смешна (М. Горький) [36, с. 82-83]*.

 

Упражнение 4. Образуйте от следующих прилагательных краткие формы. Укажите возможные варианты.

Безнравственный, болезненный, бесчувственный, тождественный, мужественный, искусственный, злокачественный, таинственный, естественный, могущественный, единственный, родственный, медленный, откровенный, легкомысленный, бездейственный, безукоризненный.

Упражнение 5. Образуйте краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.

Кислый, светлый, теплый, круглый, мокрый, острый, полный.

Упражнение 6. Какие стилистические различия имеются в следующих сочетаниях?

Отцовы наставления – наставления отца;

Дедово хозяйство – хозяйство деда;

Старухина изба – изба старухи;

Братов портфель – портфель брата.

 

Степени сравнения

 
 
Простая форма сравнительной степени употребляется во всех речевых стилях, а сложная в основном свойственна книжной речи. Ср.: Этот дом выше соседнего (разговорн.); Дальнейшие исследования были более сложные, чем предыдущие (книжн.). Возможны книжный и разговорный или просторечный варианты простой формы сравнительной степени: красивее (книжн.) – красивей (разг.) – красивше (простореч.).

 


Упражнение 7. Запишите русские народные пословицы, употребляя прилагательные в сравнительной форме. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы сравнительные формы имен прилагательных.

1. Утро вечера (мудреный). 2. Правда (светлый) солнца. 3. Правда (чистый) ясного солнца. 4. Трава соломы (зеленый). 5. Человек (твердый) камня, (нежный) цветка.

 

Упражнение 8. Образуйте от данных прилагательных, если это возможно, простую и сложную формы сравнительной степени. Отметьте книжные и разговорные варианты.

Бойкий, ловкий, смелый, робкий, звонкий, высокий, большой, сверхмощный, злющий, плохой, клетчатый, скверный.

 

Упражнение 9. Установите, в чем особенность употребления прилагательных в следующих пословицах?

Выберите одну из пословиц и придумайте небольшой рассказ, названием которого будет служить эта пословица.

1. Корень учения горек, а плод сладок. 2. Маленькое дело лучше большого безделья. 3. Новых друзей наживай, а старых – не теряй. 4. Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя – глаза протирает. 5. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. 6. Добрая слава лежит, а худая – бежит.

 

Упражнение 10. Выпишите из текста прилагательные, употребленные в форме сравнительной степени. Приведите начальную форму прилагательных и образуйте от нее все возможные формы превосходной степени. Отметьте книжные и разговорные варианты.

Удача

Жизнь моя все короче, короче.

Смерть моя все ближе и ближе.

Или стал я поэтому зорче,

Или свет нынче солнечный ярче.

Но теперь я отчетливо вижу,

Различаю все четче и четче,

Как глаза превращаются в очи,

Как в уста превращаются губы,

Как в дела превращаются речи.

Я не видел все это когда-то,

Я не знаю… А жизнь все короче.

А на небе все тучи и тучи.

Но все лучше мне, лучше и лучше,

И богаче я все и богаче.

(Л. Мартынов)

 

Упражнение 11. Какие нарушения норм допущены в данных примерах? Исправьте ошибки, запишите правильный вариант предложения.

1. Приведите более лучший пример. 2. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю. 3. В чертах характера этого литературного героя чувствуется самоуверенность и вместе с тем явнейшая глупость. 4. Студент был способный к музыке. 5. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 6. Стихи были удачные и по содержанию и по форме. 7. Октябрь был на редкость сыр и ненастен. 8. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности. 9. Студент Рогозин более активнее работал на заключительном семинаре по истории языка.

 

Упражнение 12. Запишите текст, найдите прилагательные и укажите, какую роль они играют в текстовом фрагменте. Составьте небольшое описание настоящего (сегодняшнего) дня, широко используя прилагательные.

День был ясный, настоящий весенний, с легким холодком в воздухе; по небу с утра бродили белые волнистые облачка, обещая долгое вëдро. Но кругом не было еще зелени, и только на пригорках кое-где пробивалась свежая травка зелеными щëтками. Река Причинка уже очистилась ото льда и начала разливаться в своих низких болотистых берегах, затопляя луга и низины. Пролетело несколько диких уток; где-то печально кричали журавли (Д.Н. Мамин-Сибиряк).

Cправка: Вëдро – ясная, тихая, сухая и вообще хорошая погода (В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка).

Имя прилагательное – источник особой образной экспрессии. Важная функция прилагательного проявляется в создании поэтических тропов, прежде всего – эпитета (с греч. – приложение). Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме. Например: Ясные, хрустальные звуки колоколов один за другим покатились вниз (В. Катаев); Покорная природа цепенела в молчанииНи ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка (А. Чехов). Реже они выступают в краткойформе в роли сказуемого. Например: В тот вечер был закат бескровен // И даль затянута свинцом (М. Дудин). Выделяют различные эпитеты: изобразительные(наглядно рисуют предметы и действия, напр.: озноенный тротуар (В. Маяковский), эмоциональные (передают чувства, настроение автора, напр.: душа моя – поле безбрежное (С. Есенин), постоянные (широко используются в произведениях устного народного творчества, напр.: молодецкая головушка, привольное житьë, светлый месяц) и др.    

 

Упражнение13. Прочитайте выразительно и запишите стихотворение И.С. Никитина.

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно-румян.

 

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встает,

Красным заревом лес обдает.

 

Кротко звезд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье:

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

? Какую роль играют прилагательные в образном строе стихотворения?

Какие из прилагательных являются эпитетами? Почему? Какие из эпитетов постоянные?

Упражнение 14. Прочитайте текст, определив его основную мысль.

По яркости и многоцветности пейзажа И.С. Никитин не имеет равных в поэзии XIX века (превзойден впоследствии только символистами): «огненный месяц», «золотисто-румяные тучи», «алый свет», «серебристая роса», «розовый блеск облаков», «бора опушка горит золотыми огнями», «ярко звезд мерцанье в синеве небес». Природа вся пронизана сияньем, словно стекло волшебного фонаря. В одном только стихотворении «19 октября» (1855) – 12 разных цветовых эпитетов. Преобладают сверкающие, горящие краски, что придает картинам природы избыточную цветистость, аляповатость (М. Эпштейн).

? Выпишите из любых стихотворений И. Никитина цветовые эпитеты. Проанализируйте эти эпитеты и сделайте вывод о том, прав ли литературовед М.Н. Эпштейн, с мнением которого вы уже познакомились.

Попробуйте найти в стихотворении И. Никитина «19 октября» все 12 цветовых эпитетов, о которых говорил литературовед. Какую цветовую картину создают эти эпитеты в данном стихотворении?

Контрольные вопросы

1. Перечислите разряды имен прилагательных и их основные признаки.

2. Как образуются степени сравнения имен прилагательных?

3. Назовите стилистические различия между формами простой и составной сравнительной степени прилагательного.

4. Назовите стилистические различия между формами простой и составной превосходной степени прилагательного.

5. В чем смысловые различия полных и кратких имен прилагательных?

6. Расскажите об употреблении кратких форм прилагательных.

7. В каких случаях образование кратких форм прилагательных невозможно? Назовите факторы, накладывающие ограничение на образование таких форм.

8. В каких случаях допустимо использование только краткой формы прилагательного, а в каких только полной формы?

9. Какую роль играют имена прилагательныев речи?

Формы имен числительных

? Какие разряды числительных вам известны?


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.