Тема 1. Цена как экономическая категория. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 1. Цена как экономическая категория.

2017-09-28 208
Тема 1. Цена как экономическая категория. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Цена как экономическая категория.

Час.

Содержание.

Введение.

1.1. Теоретические основы цены и переход к рыночному ценообразованию. Две теории цены: стоимостная и теория цены, основанная по полезности товара. Микро- и макро уровень ценообразования.

1.2. Рынок и цена как категории, обусловленные товарным производством.

1.3. Место и роль цены в рыночном хозяйстве. (Ключевая роль цены в рыночном хозяйстве).

1.4. Законы спроса, предложения и конкуренции как важнейшие факторы, оказывающие влияние на формирование цен и их взаимодействие.

1.5. Факторы, определяющие динамику цен. Стратегический и тактический факторы и их содержание. (Конкуренция и цены).

1.6. Экономические функции цены. Учетная, стимулирующая, распределительная функции и их характеристика. (Функция цены по сбалансированию спроса и предложения и ее особая роль в условиях рынка). Функция цены как критерия рационального размещения производства. Взаимосвязь функций цены.

1.7. Методология ценообразования. Методы и принципы ценообразования как важнейшие элементы методологии, их характеристика. Методики ценообразования.

1.8. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования в России. Регулирование цен в рыночном хозяйстве. Содержание и формы государственного контроля. Органы, осуществляющие мониторинг цен. Санкции за нарушение государственной дисциплины цен.

 

 

***

 

1.1. Теоретические основы цены и переход к рыночному ценообразованию. Стоимостная и маржиналистская теории цены.

 

Ценообразование – это процесс установления цены.

 

В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативной сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен [a] в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

 

Теперь дадим определение цены. Существуют две наиболее разработанные теории цены. Они пытаются ответить на вопрос, что такое цена и чем она определяется (таблица 1.1.).

Таблица 1.1

Стоимостная и маржиналистская теории цены

  Стоимостная (классическая) теория цены Теория цены, основанная на полезности товара (маржиналистская)
Период возникновения Конец XVIII - начало XIX в. (период становления капитализма)   Конец XVIII - начало XIX в.
Основатели, последователи В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К.Маркс и др.   В.С. Джевонс, Л. Вальрас, К. Менгер, Э. Бем-Баверк, Д.Б. Кларк, Й.А. Шумпетер и др.  
Основная идея Стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. Цена товара выражает его стоимость. Товар обладает предельной полезностью. Цена товара - это сумма денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.
Подход Производственный. Сущность цены рассматривается позиций производителя товара. Полезностный. Сущность цены рассматривается с позиции потребителя.

 

В конце XIX в. А. Маршалл предпринял попытку объединить две теории. Поэтому его считают основоположником неоклассического направления экономической теории. Он полагал, что издержки производства и предельная полезность являются равноправными факторами определения цены (рис. 1.3).

На микроуровне цена определяется как количество денег (благ, ценностей), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить данный товар.

 

На макроуровне устанавливается, например, курс валюты, который становится средством влияния на политику и экономику стран. Также существует цена кредита, регулирующего экономическую активность в стране. Это позволяет утверждать, что цена – это также средство (инструмент) государственного и надгосударственного управления.

Закон конкуренции.

Конкуренция – это борьба, соперничество в какой-либо области. Например, конкуренция между производителями – это тип взаимоотношений между ними по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.

Закон конкуренции заставляет производителей товаров постоянно искать пути развития. «Это закон, который в рамках периодических колебаний торговли неизбежно выравнивает цену товаров по издержкам их производства» (К. Маркс, Ф. Энгельс). Виды конкурентной борьбы усложняются, становятся более многообразными. Наряду с конкуренцией мелких и средних производителей конкурентная борьба ведется между монополиями в одной отрасли хозяйства, между монополиями смежных отраслей, внутри монополий, между монополизированными и немонополизированными предприятиями и т.д.

Закона конкуренции проявляется в четырех классических моделях конкуренции (или типов рынка):

− совершенная (чистая) конкуренция;

− монополистическая конкуренция;

− олигополистическая конкуренция;

− чистая монополия.

Их особенности мы будем рассматривать в четвёртой лекции.

Таким образом, конкуренция выступает мощным двигателем рыночной экономики, и определяет его жёсткость, бескомпромиссность. Она подобна закону выживания: «выживает сильнейший».

С другой стороны, конкуренция заставляет компании всесторонне совершенствоваться, повышать качество продукции. Считается, что в современном мире способны выжить гибкие производства, которые могут быстро перестроиться на выпуск новых товаров с минимальными затратами времени и финансов. Поэтому переход к рыночной экономике требует коренной перестройки производства (технической, технологической, организационной и т.д.). Это принципиальное положение, о котором часто забывают или игнорируют, вероятнее всего потому, что такая перестройка сопряжена со значительными капитальными затратами (инвестициями). Также считается, что переходу к рыночному хозяйству препятствует наличие государственной собственности в ряде отраслей.

 

1.5. Факторы, определяющие динамику цен. Стратегический и тактический факторы и их содержание.

Во многом факторы, определяющие динамику цен, рассмотрены выше, а также будут рассмотрены подробнее в лекции №3.

Факторы, определяющие цены, можно сгруппировать по внутренним и внешним по отношению к хозяйствующему субъекту. Под воздействием этих внутренних и внешних факторов формируются цены на товары и услуги внутри страны.

Внутренние факторы (на которые компания может влиять): затраты, производительность труда, ассортимент продукции (выбор наиболее рентабельной продукции), имидж компании, рекламная деятельность, соотношение собственных и привлечённых средств, ценовая политика, система управления компанией в целом и проч.

Внешние факторы (на некоторые из них компания может влиять, особенно крупная) можно подразделить на:

1) обусловленные национальными условиями:

− государственное регулирование цен;

− разработка и применение государственной налоговой, денежно-кредитной и амортизационной политики;

− использование системы таможенных пошлин на импортные и экспортные товары;

− установление минимальной оплаты труда;

− проведение антимонопольной политики;

− инфляционные процессы;

− уровень благосостояния народа;

− вкусы и предпочтения потребителей и др.

2) связанные с международной экономикой:

− глобализация;

− изменение мировых цен;

− изменение валютных курсов;

− конъюнктура мировых товарных и фондовых рынков;

− запреты и ограничения во внешней торговле различных стран и др.

Динамика цен формируется также под воздействием стратегического и тактического факторов.

Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Это фактор долговременного перспективного действия. Он ставит в наиболее благоприят­ные условия те фирмы, которые имеют современную технику, пе­редовую технологию, пользуются совершенными методами органи­зации труда и производства и т. д. В результате наибольший выиг­рыш получают та фирма и то предприятие, у которых издержки производства ниже.

Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкрет­ные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка. Он может меняться в течение дней или часов. Он ставит в наиболее благоприят­ные условия те предприятия и фирмы, которые в совершенстве, быстро и гибко умеют воспользоваться конъюнктурой рынка. В этом случае также требуются гибкость, тщательная подготовка производ­ства и производственной инфраструктуры, а также высокопрофес­сиональные исполнители (кадры).

Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке фирмы и предприятия, умело использующие оба фактора.

Считается, что в условиях рынка динамика цен формируется в значительной мере непредсказуемо. Однако, с учётом вышеизложенного материала, следует понимать, что для ряда игроков рынка динамика цен более предсказуема, поскольку они непосредственно влияют на неё.

 

Тема 1. Цена как экономическая категория.

Час.

Содержание.

Введение.

1.1. Теоретические основы цены и переход к рыночному ценообразованию. Две теории цены: стоимостная и теория цены, основанная по полезности товара. Микро- и макро уровень ценообразования.

1.2. Рынок и цена как категории, обусловленные товарным производством.

1.3. Место и роль цены в рыночном хозяйстве. (Ключевая роль цены в рыночном хозяйстве).

1.4. Законы спроса, предложения и конкуренции как важнейшие факторы, оказывающие влияние на формирование цен и их взаимодействие.

1.5. Факторы, определяющие динамику цен. Стратегический и тактический факторы и их содержание. (Конкуренция и цены).

1.6. Экономические функции цены. Учетная, стимулирующая, распределительная функции и их характеристика. (Функция цены по сбалансированию спроса и предложения и ее особая роль в условиях рынка). Функция цены как критерия рационального размещения производства. Взаимосвязь функций цены.

1.7. Методология ценообразования. Методы и принципы ценообразования как важнейшие элементы методологии, их характеристика. Методики ценообразования.

1.8. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования в России. Регулирование цен в рыночном хозяйстве. Содержание и формы государственного контроля. Органы, осуществляющие мониторинг цен. Санкции за нарушение государственной дисциплины цен.

 

 

***

 

1.1. Теоретические основы цены и переход к рыночному ценообразованию. Стоимостная и маржиналистская теории цены.

 

Ценообразование – это процесс установления цены.

 

В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативной сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен [a] в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

 

Теперь дадим определение цены. Существуют две наиболее разработанные теории цены. Они пытаются ответить на вопрос, что такое цена и чем она определяется (таблица 1.1.).

Таблица 1.1

Стоимостная и маржиналистская теории цены

  Стоимостная (классическая) теория цены Теория цены, основанная на полезности товара (маржиналистская)
Период возникновения Конец XVIII - начало XIX в. (период становления капитализма)   Конец XVIII - начало XIX в.
Основатели, последователи В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К.Маркс и др.   В.С. Джевонс, Л. Вальрас, К. Менгер, Э. Бем-Баверк, Д.Б. Кларк, Й.А. Шумпетер и др.  
Основная идея Стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. Цена товара выражает его стоимость. Товар обладает предельной полезностью. Цена товара - это сумма денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.
Подход Производственный. Сущность цены рассматривается позиций производителя товара. Полезностный. Сущность цены рассматривается с позиции потребителя.

 

В конце XIX в. А. Маршалл предпринял попытку объединить две теории. Поэтому его считают основоположником неоклассического направления экономической теории. Он полагал, что издержки производства и предельная полезность являются равноправными факторами определения цены (рис. 1.3).

На микроуровне цена определяется как количество денег (благ, ценностей), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить данный товар.

 

На макроуровне устанавливается, например, курс валюты, который становится средством влияния на политику и экономику стран. Также существует цена кредита, регулирующего экономическую активность в стране. Это позволяет утверждать, что цена – это также средство (инструмент) государственного и надгосударственного управления.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.