Кафедра связей с общественностью — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кафедра связей с общественностью

2017-09-28 231
Кафедра связей с общественностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» (МГТУ ГА)

Кафедра связей с общественностью

 

 

А.В. Агафонов

 

ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Москва - 2013

 

 

ББК

 

Рецензенты:

К.и.н., доц. каф. социолог., психолог. и связей с общественн. Российского государственного торгово-экономического университета (РГТ-ЭУ) Швед Н.Г.

к.п.н., доцент Золотарева Л.Г.(МГТУ ГА)

 

 

Агафонов А.В.

Транспортная психология. Тексты лекций. - М.:МГТУ ГА,2013. -52c.

 

Данное пособие есть изложение теоретического материала по освоению основных понятий общей психологии, социальной психологии, инженерной психологии, психологии труда, а также развитие умения понимать других людей и разбираться в самом себе, в психофизиологических особенностях управления транспортными средствами и системами.

Цель учебного пособия – ознакомить студентов с категориями и понятиями психологической науки, основными направлениями её развития; знать основные индивидуально-психологические и личностные особенности людей, стили их познавательной и профессиональной деятельности; знать развитие психологических процессов в социальных группах (малых и больших); уметь давать психологическую характеристику личности, собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции; исследовать проблемы «большинства – меньшинства», девиантного поведения; оценивать межличностные отношения.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 190700 – Технология транспортных процессов, квалификация (степень) – «бакалавр», для студентов 2 курса специальности 190700 дневного и заочного обучения. Учебное пособие может быть полезно для студентов дневного и заочного обучения, изучающих психологию других специальностей.

Рассмотрено и одобрено на заседаниях кафедры «» октября 2013 г. и методического совета «» 201 г.

 

 

ББК

 

 

Московский государственный

технический университет ГА. 201_ г.

ОТ АВТОРА

Целью освоения дисциплины Транспортная психология является формирование у студентов дневного и заочного обучения представление об основных понятиях общей психологии, социальной психологии, инженерной психологии и психологии труда; развить умение понимать других людей и разбираться в самом себе, в психо-физиологических особенностях управления транспортными средствами и системами.

В ходе лекционных и практических занятий вы обогатите свои психологические знания, изучив основные категории и понятия психологии, индивидуально-психологические и личностные особенности людей, стили их познавательной и профессиональной деятельности; развитие психологических процессов в социальных группах (малых и больших). Научитесь давать психологическую характеристику личности, собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции; исследовать проблемы «большинства – меньшинства», девиантного поведения; оценивать межличностные отношения. Будете уметь практически использовать основные категории и понятия психологической науки, ориентироваться в основных направлениях развития транспортной психологии;

Будете владеть знаниями требований, предъявляемых к физическим и психическим качествам операторов; навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения контрольных домашних заданий (КДЗ), рефератов и презентаций. Ознакомитесь с программами Microsoft Office, Интернетом для работы с психологической информацией и сайтом электронной библиотеки МГТУ ГА.

«Познай себя» - говорили мыслители прошлого времени. В ходе практических занятий будут выполнены тесты на психические процессы (внимание, память, мышление) и психические свойства личности (направленность личности, темперамент, характер), по результатам которых каждым студентом будет составлена индивидуально - психологическая характеристика личности,

Хочу пожелать вам успехов в повышении своей психологической грамотности и компетентности в ходе самостоятельной работы.

Раздел I. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ, ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СВОЙСТВА

Принципы психологии

В 30-е годы XX в. формулируются основные принципы психологической науки: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития.

Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явлений, их сущности.

Принцип единства сознания и деятельности начал разрабатываться в советской психологии в 30-е годы XX в. (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов и др.). В нем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности.

Принцип развития. Категория развития является ведущей в системе понятий психологической науки. Психика в течение всей жизни человека находится в постоянном развитии.

 

Методы психологии

Методы - это способы, посредством которых познается предмет науки. В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов:

Организационные методы включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.), лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени), комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук). Эмпирические методы включают в себя:- метод наблюдения. экспериментальный и др. Методы обработки данных включают в себя количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) анализ. Методы коррекции - аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.

Английское слово тест (“проба”, “испытание”) - это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение психологии как науки.

2. Что является предметом психологии? Дайте классификацию психических явлений.

3. Приведите примеры психических процессов.

4. Назовите основные свойства личности.

5. Психические состояния и их влияние на психические процессы и свойства.

6. Назовите основные принципы психологии. В чем их суть?

7. Какие методы психологических исследований вы знаете?

8. Что такое тест? Какие бывают тесты?

Литература

  1. Агафонов А.В. Психология и педагогика. Часть 1.Психология. Тексты лекций для студентов всех специальностей. - М.: МГТУ ГА, 2004. с.4-22.
  2. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер, 2005. -с. 5-10.:ил.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер. 2002. –с.10-38. ил.- (Серия «Мастера психологии»).
  4. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - с. 6-16.

Виды памяти.

· По характерупсихической активности память делят на: двигательную (ловкость человека, сноровка в труде, "золотые руки") - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем; эмоциональную - память на чувства; образную - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая); словесно-логическую - память на мысли (мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется словесно-логической).

· По характеруцелей деятельности - на непроизвольную (отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить)и произвольную (целенаправленный процесс)

· По продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную.

Эти процессы неустойчивы и обратимы, специфичны, и их роль в функционировании механизмов накопления опыта столь значительна, что их рассматривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти. В отличие от долговременной памяти (длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения) кратковременная память имеет очень краткое сохранение. Когда выполняются какие-либо арифметические действия, то их выполняют по частям (сначала в скобках, затем умножение, деление, затем сложение и вычитание), при этом некоторые промежуточные результаты удерживаем "в уме" на время, а получив окончательный результат вычислений, промежуточный результат можно забыть, т.е. исключить его из так называемой оперативной памяти.

Процессы памяти.

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью, которая всегда носит избирательный характер.

После выполнения задачи запоминания материала необходимо его сохранить. Мозг человека хранит то, что запомнил и хранит более или менее длительное время. Сохранение может быть динамическим (в оперативной памяти) и статическим (в долговременной памяти). При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он подвергается переработке с приходом вновь поступающей информации.

О том, что информация сохранена в памяти, судят по двум процессам памяти – узнавание и воспроизведение. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия. Увидев движущуюся точку в небе, человек считает, что "это птица или самолёт", т.е. относит восприятие к одной из категорий (птица - летающие машины).

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это - активный волевой процесс. Припоминанию помогают вопросы.

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идёт медленно. Так, опыты Г.Эббингауза показали, что через час после внимательно прослушанного материала в памяти остается 40 процентов информации, а через девять часов – около 19-20 процентов.

Успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Доказано, что оно во много раз продуктивнее механического, которое неэкономно, требует многих повторений, механически заученный материал трудно припомнить к месту и ко времени. Осмысленное запоминание - этовыделение главных мыслей в изучаемом материале, затем их группированиев виде плана.

Психологии известны три способа заучивания: целостный (материал читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения), частичный (материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно), комбинированный (сочетание целостного и частичного: материал прочитывается целиком, выделяются трудные места и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком). Наиболее целесообразным является комбинированный. Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения выделить главное.

При заучивании связного текста лучше пользоваться комбинированным способом, частичный лучше применять при заучивании иностранных слов, географических названий. Небольшой по объёму и лёгкий текст можно заучивать целиком.

Успех запоминания обеспечивается также самоконтролем. При заучивании важно воспроизводить материал на всех этапах усвоения. Это помогает установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении. Успех запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного: логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

Существенную роль в развитии и совершенствовании памяти играет речь.

Контрольные вопросы

1. Какие два основных вида непосредственного знания различают?

2. Назовите основные свойства внимания. Какие свойства тренируемы?

3. Назовите основные виды внимания. Какие способы развития внимания вы знаете?

4. В чем общее и различие между ощущением и восприятием?

5. Назовите виды и свойства ощущения.

6. Назовите типы памяти. В чем их различие?

7. Какие виды памяти вы знаете? Какие из них развиты у всех, а какие- у профессионалов?

8. Какие процессы памяти вы знаете?

9. Какие условия необходимы для прочного запоминания?

Литература

1. Агафонов А.В. Психология и педагогика. Часть 1.Психология. Тексты лекций для студентов всех специальностей. - М.: МГТУ ГА, 2004. с. 32-51.

2. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер, 2005. -с. 104 -132.:ил.

3. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/ В.М. Кроль.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 2004.-с.12-19.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер. 2002. –с.177-292. ил.- (Серия «Мастера психологии»).

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер. 2002. –с.163-283. ил.- (Серия «Учебник нового века»).

6. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - с. 59-83.

 

Мыслительные операции.

Основные мыслительные операции:

анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений (Пример: стол можно разложить на крышку стола, ножки, ящики, распорки и т.д.);

синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме. (При соединении отдельных частей машины, при их синтезе получается не груда металла, а машина, которая передвигается. При химическом соединении кислорода и водорода получается вода. И синтез, и анализ занимают важное место в учебном процессе. Так, при обучении чтению звуков и букв составляются слоги, из слогов - слова, из слов - предложения);

сравнение - это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками (сравнение при прикладывании одного предмета к другому: линейки к бумаге и т.д.). Сравнение бывает односторонним(неполным, по одному признаку) и многосторонним(полным, по всем признакам); поверхностнымиглубоким;непосредственным иопосредованным;

абстрагирование состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных (говоря о зеленом цвете как о благотворно действующем на зрение человека, при этом не указывают на конкретный предмет зеленого цвета);

конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. Если высказанная мысль оказывается непонятной другим, то в данном случае стараются её конкретизировать (просьба привести пример - это и есть конкретизация);

обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам (яблоки, груши, сливы и т.д. соединяются в одном понятии "фрукты").

 

Виды мышления.

По степени развёрнутости мышление может быть дискурсивным (поэтапно развёрнутым процессом) и интуитивным (характеризуется быстротой протекания, отсутствием чётко выраженных этапов, минимальной осознанностью).

С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяется мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, новообразований. В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.

По характеру решаемых задач мышление разделяют на теоретическое и практическое. В психологии долгое время изучался только теоретический аспект мышления как направленного на открытие законов, свойств объектов. Между тем в работе любого организатора, администратора, производственника и т.д. ежечасно возникают вопросы, требующие напряжённой мыслительной деятельности. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развёртывается в условиях дефицита времени, что делает его ещё сложнее, чем теоретическое мышление.

В зависимости от содержания решаемой задачи выделяют следующие виды мышления: предметно-действенное (решение задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, - характерно для детей до трёх лет, движение рук опережает мышление, этот вид мышления ещё называют ручным, оно встречается и у взрослых - работа испытателя, конструктора); наглядно-образное (оперирование образами - видение предмета с нескольких точек: проявляется у дошкольников, 4-7 лет, практические действия у них отходят на второй план, объект познаётся наглядным его представлением); с ловесно - логическое мышление (функционирует на базе языковых средств).

Интеллект.

Слово «интеллект» происходит от латинского intellectus (в переводе на русский - «разумение», «понимание», «постижение»).

Исследование индивидуальных различий интеллекта началось в XIX в., когда Ф.Гальтон (английский психолог и антрополог,1822-1911 г.г., является основоположником экспериментального подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта)провел первые Под интеллектомпонимается совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека. А.Г. Маклаков. Общая психология.2002.с. 311

сеансы тестирования с людьми.

К. Спирменв 1927 г. положил начало факторному анализу, считая, что существует единый фактор, который определяет успешное решение от наиболее сложных задач (математических) до менее сложных (сенсомоторных). Он назвал его фактором G (general - общий ). Факторный анализявляется таким математическим методом, который позволяет свести эти корреляции воедино и выявить их организующие принципы. (В.Н. Дружинин. Психология. 2000.с 228.)

Главным оппонентом К.Спирмена стал также американский ученый Л.Терстоун. Он отрицал влияние G-фактора, считая, что он просто не существует. По его мнению имеется 12 независимых способностей, которые и определяют успешность интеллектуальной деятельности. В экспериментальных исследованиях чаще всего подтверждалось 7 из 12 способностей: словесное понимание, речевая беглость, числовой фактор, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия, индуктивный фактор.

К началу 1970-х гг. Д.Гилфордразработал «кубическую» модель интелле-кта, с помощью которой пытался использовать факторный анализ не для поиска основных способностей, а для подтверждения априорно выдвинутой теории.

Он считал, что наши способности определяются тремя основными категориями: операциями, содержанием и продуктами.

Среди операции модели интеллекта по Дж.Гилфорду одна вызвала большой интерес у последующих исследователей. Из физики известны такие понятия как «конвергенция» - схождение лучей и «дивергенция» – их расхождение. В психологии «конвергентное мышление» - это такое мышление, когда на поставленный вопрос дается только один ответ. (Вопрос: «Маятник часов совершает колебательное движение?» Ответ: «Да»).

«Дивергентное мышление» -это такое мышление, когда на поставленный вопрос дается несколько правильных ответов. (Вопрос: «Какие значения имеет слово «коса»?». Ответ: песчаная коса, девичья коса, косить траву. Все три ответа правильные.

Существующие на сегодняшний день способы измерения интеллекта отстают от теоретического определения этого понятия. Появившееся в психометрии понятие «креативность» отобрало часть нагрузки у понятия «интеллект». «Креативность » - для обозначения умственных процессов, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. (Артур Ребер. Большой толковый психологический словарь. 2000, с.388).

Контрольные вопросы

1. Что отражают ощущение и восприятие?

2. В чем проявляется соотношение между мышлением, ощущением и восприятием?

3. Дайте определение мыслительным операциям?

4. В чем различие дискурсивного и интуитивного мышления?

5. В чем различие творческого и воспроизводящего мышления?

6. В чем суть предметно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления?

7. Назовите и дайте определение индивидуальным особенностям мышления.

8. Что понимается под интеллектом?

Литература

1. Агафонов А.В. Психология и педагогика. Часть 1.Психология. Тексты лекций для студентов всех специальностей. - М.: МГТУ ГА, 2004. с. 51- 64.

2. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер, 2005. -с. 132 - 168.:ил.

3. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/ В.М. Кроль.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 2004.-с. 37- 95.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер. 2002. –с.309 - 414. ил.- (Серия «Мастера психологии»).

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер. 2002. –с.298 - 354. ил.- (Серия «Учебник нового века»).

6. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - с. 85 - 95.

ЛИЧНОСТИ

1.4.1. Структура личности.

1.4.2. Концепции и теории развития личности.

1.4.3. Темперамент: типы, свойства и деятельность

1.4.4. Характер. Черты, типы, отношения.

Структура личности

Общее в определениях «личности» то, что личность это система психологических социально обусловленных характеристик, определяющих поступки и поведение человека.

Человек -включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека.

“Индивид” характеризует именно конкретного человека и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие “индивид” входят как качества, отличающие данного человека от других, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность - это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают: способности, которые понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности; темперамент включающий качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства, в нем выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям; характер содержащий качества, определяющие поступки человека в отношении других людей, он выявляется в действии - активном, целеустремлённом, нерешительном, покорном, подражательном и т.п.; волевые качества, которые охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей; эмоции и мотивацию - это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки - убеждения и отношения людей.

Литература

1. Агафонов А.В. Психология и педагогика. Часть 1.Психология. Тексты лекций для студентов всех специальностей. - М.: МГТУ ГА, 2004. с. 65 – 117..

2. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер, 2005. -с. 203 - 425:ил.

3. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/ В.М. Кроль.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 2004.-с. 97- 152.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер. 2002. –с. 511 – 634 ил.- (Серия «Мастера психологии»).

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер. 2002. – с.469 - 582. ил.- (Серия «Учебник нового века»).

6. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - с.111 – 144.

 

Деятельность

Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Одной из основных задач психологической науки и практики является оказание помощи человеку, чтобы наиболее полно и эффективно реализовать себя в труде, получать удовлетворение от трудового процесса. Психология труда - это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по психологическому обеспечению эффективности и безопасности труда.

Инженерная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек - машина – среда» (СЧМС).

Э ргономика – это научно-практическая дисциплина комплексного изучения, совершенствования и проектирования трудовой деятельности человека в системах «человек – машина – среда» на основе учета требований различных наук о труде и с целью обеспечения эффективности, надежности и безопасности труда. Одной из главных ее задач является разработка методов и требований по учету человеческих факторов при модернизации действующей и создании новой техники, технологии и деятельности в целом.

Человеческие факторы – это индивидуальные характеристики человека, проявляющиеся в конкретных условиях взаимодействия с объектами управления. Человеческие факторы отражают не отдельные, изолированные характеристики человека и машины (технического средства), а являются совокупными (системными) качествами СЧМС, определяющими особенности взаимосвязи компонентов системы.

Надо отметить, что возникновение и развитие эргономики и инженерной психологии явилось в результате: недостаточной эффективности СЧМС, их высокой аварийности (из-за неудовлетворительного учета в конструкции этих систем функциональных возможностей человека и психологических закономерностей); роста травматизма людей взаимодействующих с техническими системами на производстве и в быту; большой текучести кадров в связи с неудовлетворенностью людей тяжелой, опасной, неинтересной или недостаточно продуктивной работой; роста числа заболеваний, связанных с функциональным перенапряжением организма и психики из-за нерациональных условий и организации труда, высоких рабочих нагрузок и т.д.

Психологические особенности и закономерности трудовой деятельности человека, содержание практических рекомендаций по обеспечению ее эффективности и безопасности являются в той или иной степени специфическими для каждой специальности и профессии. Это определяется конкретным содержанием ряда характеристик компонентов трудовой деятельности (средств, процесса,

условий, организации, субъекта труда), которые можно рассматривать как ее классификационные признаки).

Деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный (производство одежды, мебели, машин, систем, орудий труда, средств передвижения и др.), а не только потребительский характер. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного (одежду, мебель, машины) и которые удовлетворяют свои потребности тем, что им дала природа. Совершенствуя продукты потребления, человек, кроме способностей, развивает свои потребности, которые разделяются по происхождению и предмету. По происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными. Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства (пища, сон, защита от холода или жары и т.д.). Культурные потребности (для молодежи - в очень широком диапазоне, начиная с модной одежды, киногероя и заканчивая интересной книгой).

По характеру предмета потребности разделяются на материальные (пища, одежда, жилище, предметы быта и т.д.) и духовные (потребность делиться мыслями и чувствами, получать информацию, слушать музыку и т.д.).

Деятельнность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Цель деятельности - это идеальное представление ее будущего результата, которое как закон определяет характер и способы действий человека.

Предметом деятельностиназывается то, с чем она непосредственно имеет дело (в познавательной деятельности предмет - информация всякого рода; в учебной деятельности - знания, умения и навыки; в трудовой деятельности - материальный продукт).

Всякая деятельность имеет определенную структуру, которая включает в себя действия и операции. Действие - часть деятельности, имеющая самостоятельную осознанную человеком цель Операция - это способ осуществления действия. Сколько различных способов выполнения действия, столько различных и операций.

Выполняя действия и операции, человек пользуется средствами осуществления деятельности (инструментами), при этом в ходе их совершенствования деятельность становится более продуктивной и качественней.

 

Виды деятельности

Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр). Игры часто имеют характер развлечения, общения, преследуют цель получения отдыха; иногда - средство символической разрядки напряженности. Игры бывают индивидуальные (один человек), групповые (несколько индивидов), предметные (с включением в игру каких-либо предметов), сюжетные (по определенному сценарию), ролевые (ограниченные определенной ролью в поведении), игры с правилами (регулируемые определенной системой правил поведения их участников). На современном этапе развития особое место приобретают компьютерные игры.

Учение - это вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) или неорганизованным (в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат). Учение может приобретать характер самообразования.

Труд - занимает особое место в системе человеческой деятельности. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни. С трудом, прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда, которые явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

 

Умения, навыки и привычки

 

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками

Навык возникает и функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключения его на цели и условия действия. Навыки бывают разных видов: моторные ил и двигательные, интеллектуальные (навыки счета, чтения показаний приборов, заучивания и др.), сенсорные (навык слухового восприятия - узнавание буквы при чтении, различение оттенков цветов художниками, умение "слушать" работу двигателя у шоферов и т.д.). Можно выделить такие промежуточные или смешанные виды навыков: сенсорно-двигательные (письмо, рисование, черчение), или сенсорно-мыслительные (разложение алгебраических выражений).

Компонентом деятельности являются умения. Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения шире навыков, они предполагают разные варианты действий. Так, один из вариантов реализации может закрепиться, автоматизироваться, т.е. стать навыком.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Если навык - это умение совершать автоматизированно, т.е. без специального контроля сознания, те или иные операции, то привычка - это тенденция или потребность совершить те или иные автоматизированные акты.

Современные системы управления производством, техникой, людьми можно условно разделить на два класса: организационные и технологические. В системах первого класса человек, используя технические средства для подготовки и выработки решений, управляет коллективами людей, т.е. занимается управленческой деятельностью. В технологических системах человек осуществляет операторскую деятельность, заключающуюся во взаимодействии человека с объектами, явлениями внешнего мира и управлении ими через информационные системы и средства управления.

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, представляющей собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в различные соединения, называемые группами, которые подразделяются на большие и малые.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «деятельность».

2. Дайте определение понятиям «потребности» и «способности».

3. Что включают в себя характеристики деятельности?

4. Дайте определение понятиям «мотив» и «цель» деятельности.

5. Дайте определение понятиям «предмет» и «структура» деятельности.

6. Что включают параме


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.