Некоторые эффекты антиципации и постоянства RD — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Некоторые эффекты антиципации и постоянства RD

2017-09-28 174
Некоторые эффекты антиципации и постоянства RD 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гипотеза ID.5. Интенсивность относительного лишения изменяется криволинейно на про­тяжении времени, следующего за началом расхождения.

Следствие ID.5.1. Чем больше отчетливость ценности, вызванная расхождением, тем дольше продолжается существование RD.

В этой гипотезе и следствии из нее предпринимается попытка син­тезировать и обобщить некоторые из разнообразных доказательств воз­действий переменной времени на интенсивность и последствия RD.

Введенная немецким социологом Ф. Тённисом дихотомия классической типологии социальности: Gemeinschaft — сообщество (община), наиболее широко распространенная в традиционном социуме, где господствует не­посредственно личные и родственные отношения, и Gesellschaft — обще­ство (ассоциация), типовая в индустриальную эпоху, где преобладают фор­мальные институты. — Примеч. пер.

Серьезная аргументация предполагает, что, если люди предвидят повто­ряющиеся препятствия их деятельности, устремленной на достижение конкретной цели, на протяжении длительного времени, они, вероятно, пересматривают свои ценностные экспектации. В антропологическом приложении гипотезы фрустрации-агрессии Бейтсон указывал, что балинезийские матери неоднократно подвергают своих детей какому- либо соблазну, а затем отказывают им в вознаграждении, вырабатывая у них таким образом высокий уровень толерантности к фрустрации и предрасположенности к поиску других способов действий или других целей, когда они предчувствуют возникновение фрустрации51.. Анало­гичным образом Коэн и другие в экспериментальном исследовании обнаружили, что изучаемые ими субъекты, будучи раз приучены к фру­страции, возникавшей вследствие того, что их желания не получали со­циальной поддержки, в дальнейшем с меньшей вероятностью устрем­лялись к их удовлетворению52. Берковиц, используя пары субъектов, которые в различных комбинациях получали друг от друга враждебные замечания, обнаружил, что самый высокий уровень недружелюбности (агрессии) возникал у субъектов, которые получали два враждебных замечания подряд, но при этом возрастание уровня враждебности пос­ле получения второго замечания было меньшим, нежели после получе­ния первого замечания, вероятно, вследствие того, что субъекты уже предвидели получение второго враждебного замечания53. Другое иссле­дование показывает, что даже очень краткая отсрочка в выражении аг­рессивного ответа после начала фрустрации увеличивает интенсив­ность агрессии, когда она возникает54.

Предполагаемые выше связи представляются совместимыми со все­ми этими выводами. Предвидение фрустрации увеличивает интенсив­ность RD пропорционально значимости и отчетливости ценности (см. выше гипотезы ID.1 и ID.2). До той степени, в какой отчетливость цен­ности низка, и могут быть найдены заменители ценностных удовлетво­рений, интенсивность гнева будет невелика и может быть легко подав­лена или отклонена. Однако если степень лишения и ценностной отчет­ливости высока и если жертва RD не имеет перед собой альтернатив или средств избежать RD, она будет реагировать с возрастающей интен­сивностью гнева. Кроме того, если она предрасположена к тому, чтобы нанести удар по источнику своего дискомфорта, но не может сделать этого из страха возмездия, недостатка средств, ее гнев будет продолжать расти на кратком отрезке времени. Однако на продолжительном про­тяжении времени уровни ценностных экспектаций или отчетливости ценностей будут, вероятно, снижаться; вероятно также, что жертва бу­дет постепенно уступать обстоятельствам.

Аналогичный паттерн наблюдается в коллективном поведении. Апатия и покорность — это обычные ответы на продолжительную без­работицу в районах гетто, ослабленных сельских регионах и в общинах, подверженных экономической депрессии. Химмельуэйт, комментируя одно из систематических исследований апатичного ответа на безрабо­тицу, высказала предположение, что «причина такой реакции кроется, вероятно, в продолжительном характере испытываемой фрустрации и может смениться реакциями протеста»55. Такой характер носили отве­ты американских индейцев на покорение их армией Соединенных Шта­тов и белыми поселенцами на протяжении второй половины XIX в. Активные боевые действия против белых подавлялись с эффективно­стью, возросшей в 1870-х гг., и индейцы Равнин во все большем числе переселялись в новые регионы. Среди наиболее распространенных в 1880-х гг. было воинствующее движение Танцующих Духов, которое де­лало акцент на воображаемом уничтожении белых, но временами оно разражалось реальными вспышками насилия, такими, например, как восстание Сиуксов 1890-1891 гг. Подавление этих спорадических вспы­шек и движения Танцующих Духов сопровождалось появлением рели­гии Пайотов, носившей скорее родовой, нежели воинствующий харак­тер. Смелзер, у которого мы заимствовали этот пример, приходит к вы­воду, что под гнетом продолжительных репрессий такие движения эволюционируют в «прогрессивно в наиболее пассивные и наименее по­литически угрожаемые формы организации...»56. Однако когда в нача­ле двадцатого столетия войска были отведены, вспышек насилия не на­блюдалось; уровни ценностных экспектаций и отчетливость явно сни­зились до достижимых в рамках жизни в резервациях под контролем белых.

Другим случаем такого рода является паттерн ответа небелого насе­ления Южной Африки на политику апартеида. Эта политика, которая, в частности, навязывает небелым в городских зонах существенные и разнообразные ценностные лишения, в основном была приведена в дей­ствие в 1950-х гг. Парламентская дискуссия политиков и последовав­шая за этим реализация выработанного политического курса в начале 1950-х гг. инспирировали значительную эскалацию насилия. Введение ограничительных законов и регулятивных актов и требование прину­дительной идентификации личности для африканцев, живущих за пре­делами племенных резерваций, вызвали волну забастовок и беспоряд­ков, начавшихся в марте 1960-го и продолжавшихся в течение несколь­ких месяцев. Однако в конце 1960-х гг., когда ограничения были силь­нее, чем в любой предшествующий период, проявления насилия в от­ношении белых снизились до минимума. Отчасти это было результа­том массированного и решительно проводимого подавления со сторо­ны режима, однако та же решимость оказывалась недостаточной для сдерживания вспышек насилия в предшествующие периоды. Вероят­но, можно предположить, что имело место некоторое снижение отчет­ливости ценностей участия и затрагиваемых статусных ценностей, если не уровня легитимных ценностных экспектаций как таковых57.

Наличие внешнего ограничения в форме коерсивной политики или военного контроля над нелояльной частью населения — это наибо­лее общий источник смещения RD во времени. Если даже репрессия будет продолжаться в течение длительного периода, это необязатель­но поведет к снижению экспектаций. Студенты и средние классы Вен­грии взбунтовались в 1956 г. после более чем пятнадцати лет сначала нацистских, а затем коммунистических репрессий. Конвульсивная на­родная реакция на военную диктатуру в Доминиканской Республике прорвалась в 1965 г., тридцать пять лет спустя после установления дик­татуры Трухильо. Народ Бельгийского Конго находился под колони­альным контролем более семидесяти лет до взрыва резкой враждебно­сти в отношении белых, которая сопровождала приобретение неза­висимости в 1960 г. Ни один из этих случаев нельзя считать четко выраженным. В каждом из них имеются свои источники экспектаций и новых деприваций, налагаемых слабеющими режимами, которые можно считать ответственными за побуждение к насилию. Тем не ме­нее можно считать вероятным, что многие из этих людей разделяли чувство устойчивого недовольства, основанное на легендах или воспо­минаниях о минувших временах личной свободы и общественной бе­зопасности.

Другим источником смещения RD во времени является истощение экономических ресурсов или изменение структуры экономики, сни­жающие средства пропитания региональных или профессиональных групп, таких как шахтеры Аппалачей и Уэльса, которые лишились воз­можностей добывания средств к существованию вследствие изменения технологии и истощения ресурсов, а также надомных ткачей в Англии начала XIX в., которые потеряли все из-за механизации текстильной промышленности. Шахтеры ответили с самого начала стачками и вспыш­ками спорадического насилия, ткачи — луддитскими мятежами, кото­рые были направлены на разрушение новых ткацких станков58. Эти собы­тия происходили в динамичных индустриальных обществах, где рабочие могли найти альтернативные экономические возможности. Те, кто не мог, впадали в откровенную апатию. Однако при потере средств к жиз­ни в более статичных обществах насильственный протест становится хроническим и эндемичным. Крестьянский анархизм, получивший развитие в Андалузии в шестом десятилетии XIX в., был явным отве­том на массированные разрушения экономических и общинных связей, вызванные введением капиталистических правовых и социальных от­ношений в сельской местности; милленарианистские сельские восста­ния, происходившие в этом регионе до 1930-х гг., вышли за пределы жизни того поколения, которое испытало на себе воздействие перво­начального разрушения59. Еще более затянутым был ответ перуанских индейцев сьерры на отчуждение их земель креольскими землевла­дельцами — процесс, начавшийся в XVI в. и продолжавшийся до де­вятнадцатого. Сопротивление индейцев было чрезвычайно спорадиче­ским и неорганизованным, но никогда не прекращалось, и любого ослаб­ления надежды было достаточно, чтобы с новой силой заявить о старых претензиях. Во время инаугурации президента Белонде 28 июля 1963 г., обещавшего во время своей избирательной кампании проведение зе­мельной реформы, по всей стране прокатилась волна захвата земель индейцами60.

Эти примеры демонстрируют, что ощущение RD может продолжать­ся в общине после своего начала неопределенно долго. Это представ­ляется вероятным последствием убывающей RD, которая оказывает влияние на ряд классов ценностей групп, проживающих в сравнитель­но статичных обществах, т. е. обществах, располагающих немногими альтернативами ценностей и ценностных возможностей. В таких обсто­ятельствах вероятна передача от одного поколения к другому легенд об утраченной хорошей жизни и наставления новому поколению — требо­вать восстановления того, что было отнято у их отцов и дедов.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.