Исследование рукописей с целью установления условий их выполнения — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Исследование рукописей с целью установления условий их выполнения

2017-09-28 723
Исследование рукописей с целью установления условий их выполнения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

А. Установление условий исполненияэтап идентификационного почерковедческого

исследования

При проведении исследования с целью установления исполнителя рукописи эксперт после ознакомления с ма­териалами, поступившими на экспертизу, переходит к непосредственному изучению документов, которое начи­нается с установления условий их выполнения.

Данный этап исследования, как уже отмечалось, пре­дусматривает выявление изменяемости и устойчивости признаков письма в случаях выполнения рукописи в не­привычных для пишущего условиях.

Процесс исследования рукописи с целью установле­ния условий ее выполнения при письме на необычном материале либо необычным пишущим прибором в основ­ном ограничивается осмотром и изучением поступившего на исследование документа.

Во всех остальных случаях для решения вопроса о воздействии на процесс письма «сбивающих» факторов требуется изучить рассмотренные в предшествующих параграфах проявления признаков, свидетельствующие о необычном выполнении в исследуемом документе и в образцах, сравнить и оценить результаты сравнительного исследования.

Провести исследования в полном объеме необходимо в связи с тем, что признаки ряда необычных условий (например, темпа выполнения, необычной позы), выяв­ленные только в одном, изолированно взятом, документе, не всегда дают возможность судить об условиях выпол­нения и решить вопрос, свидетельствуют ли обнаружен­ные признаки об ускорении, замедлении, необычной позе и пр. или они присущи почерку исполнителя вообще при выполнении рукописи в привычных для пишущего усло­виях.

При решении вопроса об условиях выполнения доку­мента исследуют в основном признаки, подвергающиеся изменениям при воздействии «сбивающих» обстоя­тельств.

Последовательность исследования признаков письма в рукописи и очередность изучения исследуемого доку­мента и образцов определяются по общим правилам ме­тодики исследования почерка (вначале изучаются при­знаки, относящиеся к почерку в целом, затем признаки, проявляющиеся в отдельных буквах; очередность изуче­ния исследуемого документа и образцов зависит от объе­ма исследуемой рукописи и количества исследуемых до­кументов и образцов).

В процессе установления условий выполнения руко­писи важное значение приобретает изучение особеннос­тей проявления координации движений пишущего. Это объясняется тем, что в случаях влияния необычных ус­ловий письма изменениям часто подвергается именно этот признак, а также тем, что детальное изучение дан­ного признака по его характеру проявления и выражен­ности дает возможность в отдельных случаях устанавли­вать причину, вызвавшую изменения признаков письма. С большой тщательностью должны быть исследованы и признаки, свидетельствующие о темпе выполнения руко­писи (особенно о замедленном), нередко их тщательный анализ во всех фрагментах текста, отдельных словах, штрихах (выполненных сгибательными и разгибательны­ми движениями) позволяет разграничить влияющие на письмо факторы («естественные» и «искусственные»).

При решении вопроса об условиях выполнения руко­писи необходимо изучать всегда признаки письмен­ной речи. Эксперт должен распознать и исключить при­знаки, умышленно внесенные в текст с целью маскиров­ки исполнителя, так как в некоторых случаях воздейст­вия «сбивающих» обстоятельств (например, необычного состояния) только отклонение в проявлении признаков письменной речи дает представление о необычных усло­виях выполнения документа.

Признаки, свидетельствующие о влиянии непривыч­ных факторов, нужно выявлять и изучать с учетом их устойчивости. Так, в обоснование решения о выполнении рукописи в тех или иных необычных условиях недопусти­мо использовать случайные особенности движений и признаки письменной речи, проявляющиеся при письме (проявления признаков нарушения координации движе­ний при выполнении единичных штрихов, пропуск в тек­сте одной буквы и пр.).

При изучении признаков учитывается также их взаи­мозависимость, ибо нередко с нарушением одного при­знака изменяются и другие (например, нарушение коор­динации движений может быть причиной снижения стройности и четкости почерка, связности букв).

Раздельное изучение может быть достаточно качест­венным лишь в том случае, если составляются разработ­ки. В них записи рекомендуется вести в виде таблицы, разделенной на графы с размещением:

по вертикали — признаков, в которых отмечены изме­нения,

по горизонтали — исследуемых документов и образ­цов, в которых проявились перечисленные в таблице по вертикали признаки.

В качестве примера может служить следующая таблица:

 

 

Наименование признаков Конкретное проявление признаков
В исследуемом документе В образцах
Уровень координации движений Низкий (неустойчивость размера, разгона, наклона букв, неточность соединения букв или элементов, извилистость, угловатость штрихов) Более высокий (неустойчивость размера и наклона букв
Строение букв Простое и упрощённое, отмечается замена букв нечитаемыми штрихами Простое
Связность малая Большая
Форма линии письма ломанная Прямолинейная
Признаки письменной речи Пропуски букв, слов отсутствуют

В результате проведенного раздельного изучения исследуемого документа и образцов наряду со случаями, когда экспертом не обнаруживаются признаки, свиде­тельствующие о влиянии «сбивающих» факторов, воз­можны случаи установления признаков необычного вы­полнения как в исследуемом документе, так и в рукопи­сях предполагаемого исполнителя (в части рукописей или во всех рукописях, представленных для сравнения). Содержанием сравнительного исследования в таких случаях является сопоставление обнаруженных изменивших­ся признаков (особенностей и степени проявления нару­шений координации движений, признаков письменной речи и пр.).

В итоге сравнения устанавливается совпадение или различие объема и характера изменений признаков пись­ма, которые должны быть оценены с позиции их специ­фичности для определенной причины.

Выяснение вопроса о причине, действующей на пись­мо, дает возможность достоверно оценить признаки, вы­явленные в процессе идентификации, однако следует иметь в виду, что оценка признаков, свидетельствующих о необычном выполнении, на начальном этапе исследова­ния нередко носит предварительный характер. Некото­рые необычные факторы (например, как уже отмечалось, при определении темпа письма) могут быть установлены в процессе исследования признаков письма либо после их детального изучения.

Если в результате раздельного исследования доку­ментов устанавливаются признаки необычного выполне­ния только в одном из них (в исследуемой рукописи или образцах), а определить конкретные условия выполне­ния рукописи по обнаруженным признакам не представ­ляется возможным, для правильного решения вопроса об исполнителе в таком случае необходимо получить об­разцы, соответствующие по предполагаемым условиям выполнения исследуемому документу, либо получить све­дения об условиях выполнения представленных докумен­тов у лица, назначившего экспертизу.

 

 

Б. Установление условий исполнения рукописей

самостоятельное задание при проведении

экспертизы почерка

В случаях, когда установление условий выполнения рукописей является самостоятельным заданием при про­ведении экспертизы, работа эксперта, главным образом, направляется на выявление причины, влияющей на про­цесс письма, и исключение факторов, сходных по про­явлению признаков.

Рукописи изучаются по тем же правилам, что и в случаях идентификации. Однако установление условий исполнения при самостоятельном задании почти всегда сопровождается отбором дополнительных эксперимен­тальных образцов с соблюдением условий, в которых предположительно выполнялась исследуемая рукопись. В связи с тем, что получить экспериментальные образ­цы, выполненные в необычном состоянии, не всегда воз­можно, образцы отбираются в различных необычных внешних условиях.

Если получить экспериментальные образцы, выпол­ненные в необычном состоянии, невозможно, необходимо получить образцы, выполненные в условиях, приближа­ющихся по характеризующим их признакам к проверя­емым условиям. Полученные образцы в отдельных слу­чаях дают возможность путем исключения сходных факторов установить причину изменения признаков письма.

Хотя перед экспертами и не ставится вопрос об ис­полнителе, но обязательным этапом исследования явля­ется также идентификационное исследование, которое проводится, во-первых, в целях проверки правильности версии о том, что исследуемый документ выполнен кон­кретным лицом, во-вторых, для выявления объема и ха­рактера изменений признаков письма, поскольку, как уже отмечалось, определить отдельные необычные фак­торы возможно только в результате изучения всех иден­тификационных признаков.

В. Оценка признаков и возможности идентификации

После проведения сравнительного исследования экс­перт переходит к оценке выявленных признаков — опре­делению их значимости и достаточности для вывода об условиях выполнения рукописи. При этом выясняется значимость каждого совпадающего или различающегося признака в отдельности, а также совокупности призна­ков в целом.

Признаки оцениваются в той последовательности, ко­торая рекомендуется при изучении признаков в процессе раздельного и сравнительного исследования.

Данный этап работы наиболее сложный и поэтому нередко у эксперта возникают затруднения, особенно при решении вопроса о разграничении признаков в зависимости от действия различных «сбивающих» факто­ров.


Одной из причин, которая затрудняет оценку призна­ков необычного выполнения рукописи, является недоста­точная разработка вопросов о механизме письма и влия­нии различных условий на процесс письма (особенно кратковременных болезненных состояний).

Оценка признаков в значительной степени осложня­ется также тем, что при воздействии различных причин отдельные признаки изменяются однотипно.

Степень изменения и устойчивости признаков письма у разных лиц неодинакова.

В связи с этим важно знать, от каких причин зависит степень устойчивости признаков в рукописях.

Экспертная практика и обобщение данных экспери­ментальных работ по изучению влияния необычных усло­вий на процесс письма свидетельствуют о том, что объем и характер изменений и устойчивости признаков письма, главным образом, зависит от следующих обстоятельств:

1) характера действующей причины. Разные обстоятельства неодинаково влияют на механизм письма. Так, при письме на необычном материале возникают иные изменения признаков почерка, чем при письме в необычной позе;

2) степени непривычности сбивающего обстоятельства. Сбивающие обстоятельства для одних пишущих могут иметь привычный характер (к ним пишущий приспосабливается и изменения приобретают характер варианта признака), для других — непривычный и затрудняющий процесс письма;

3) степени влияния непривычного фактора на механизм письма. Например, письмо на полотне с относительно ровной поверхностью приводит к меньшему изменению признаков почерка, чем в случаях выполнения текстов на мешковине, имеющей крупную структуру рельефа;

4) степени выработанности почерка пишущего: чем выше выработанность почерка, тем, как правило, меньше влияние на него условий необычного выполнения. Объясняется это большими приспособительными возможностями пишущего с более совершенным навыком письма по сравнению с маловыработанным.

Выраженность признаков необычного состояния, кро­ме того, зависит от степени изменения состояния пишу­щего (чем значительнее изменение состояния, тем больше признаков необычного исполнения рукописи), време­ни наступления необычного состояния и выполнения ру­кописи (со временем возможно восстановление нарушен­ных функций), а также темпа выполнения рукописи (как показали экспериментальные работы, наиболее нагляд­ная картина изменения признаков проявляется с ускоре­нием темпа письма).

Установив в результате сравнения различия призна­ков, эксперт должен выяснить причину их появления: объясняются ли они выполнением документов разными лицами или данные различия в признаках являются следствием выполнения рукописей одним лицом, но в различных условиях; выявив совпадения, эксперт должен определить, имеют ли эти признаки идентификационное значение или они являются общими для разных лиц при письме в одинаковых, измененных условиях.

Учет обстоятельств, обусловливающих устойчивость и изменяемость признаков, знание признаков, свидетель­ствующих о необычных условиях выполнения рукописей, и полное всестороннее их изучение облегчает оценку признаков, установленных при проведении сравнительно­го исследования.

Допустим, у эксперта в процессе исследования сло­жилось убеждение или предположение о том, что иссле­дуемый документ исполнен в ускоренном темпе. При сравнении он обнаруживает различие в степени слож­ности движений: исследуемый документ содержит при­знаки упрощения движений, а рукописи-образцы свиде­тельствуют о приспособлении движений пишущего к выполнению букв в соответствии с прописями. При этом все различия частных признаков будут сводиться к сте­пени упрощения букв. Например, если в образцах точка начала движения при выполнении буквы о расположена в верхней части буквы, то в исследуемом документе — в нижней (овал незакрыт и растянут). Подобные различия признаков объясняются упрощением букв в связи с убыстрением темпа письма и не могут быть положены в основу отрицательного вывода.

Эксперт должен быть осторожен и в тех случаях, ког­да в итоге сравнения он обнаруживает различие частоты встречаемости преобладающих вариантов. Если обнару­женное различие относится к различию вариантов строения (по степени сложности) и при этом возможно исполнение сравниваемых рукописей в разных темпах, то ис­ключать лицо из числа предполагаемых исполнителей нельзя.

В процессе сравнительного исследования признаков эксперт нередко устанавливает и совпадения признаков, происхождение которых может быть объяснено одинако­вым темпом исполнения сравниваемых рукописей. Так, эксперт полагает, что исследуемый документ исполнен в ускоренном темпе; почерк предполагаемого исполни­теля простой с элементами упрощений. Совпадают строе­ние почерка, темп выполнения, разгон, характер упроще­ний. В данном случае, если помимо указанных совпа­дений не имеется редко встречающихся признаков, экс­перт должен выяснить, не объясняются ли совпадения общностью строения почерка или общностью изменений, связанных с изменением темпа письма

Как отмечалось, при ускорении темпа пишущий пе­реходит на более простые в координационном отношении движения, общие для разных людей. Поэтому в основу заключения о выполнении исследуемого документа кон­кретным лицом нельзя положить совпадения, происхож­дение которых может быть объяснено общностью изме­нений признаков под влиянием темпа письма.

Сравнивая признаки в рукописях, выполненных со значительным замедлением либо убыстрением, с при­знаками в рукописях, выполненных в привычном темпе, следует иметь в виду, что установленные совпадения могут оказаться недостаточными для решения вопроса о конкретном исполнителе рукописи. Это объясняется тем, что при замедлении, например, в упрощенном и при убыстрении в усложненном почерке происходят значи­тельные изменения признаков, а сохранившиеся могут не образовать индивидуального комплекса.

Как отмечалось, в настоящее время большую труд­ность представляет дифференцирование признаков в за­висимости от того или иного конкретного «сбивающего» фактора (исключение составляют признаки, свидетельст­вующие о выполнении рукописи непривычным пишущим прибором и на необычном материале письма).

Сложно, а во многих случаях и невозможно, разгра­ничить комплекс признаков, свидетельствующих о вы­полнении рукописи пишущим в необычной внешней об­становке (необычная поза, необычный способ держания пишущего прибора), в необычном состоянии (особенно в случаях выполнения рукописей лицом в легкой и сред­ней степени опьянения, в состоянии возбуждения и др.), с изменением привычного темпа письма.

Письмо в темноте и при очень слабом освещении ха­рактеризуется также рядом сходных признаков почерка, свойственных пишущему при письме в других необычных условиях (например, необычный способ держания пишу­щего прибора, состояние опьянения, болезненное состоя­ние пишущего).

Причиной этого является, главным образом, сход­ность проявления ряда признаков, свидетельствующих о необычных условиях письма. Так, во всех указанных случаях (за исключением выполнения рукописей в тем­ноте) при исследовании рукописей может быть отмечено нарушение координации движений, проявляющееся либо только в неустойчивости общих признаков, либо в соче­тании их с извилистостью и изломами в отдельных штри­хах и угловатостью овалов.

Следует учитывать и то, что во всех случаях измене­ния внешних условий письма, а также при ускорении темпа письма наблюдается тенденция к упрощению структурной сложности движений, увеличению протя­женности движений по горизонтали и связности.

Помимо описанных признаков, свидетельствующих о необычности выполнения в рукописях, выполненных с увеличением привычного для пишущего темпа письма, наблюдаются характерные признаки, позволяющие (при их отчетливой выраженности) отграничить ускоренный темп от указанных необычных условий письма. Такими признаками являются, выполнение букв однотипными движениями (чаще и-образными), увеличение протя­женности движений при выполнении предварительных и заключительных штрихов, недописывание слов и их сокращения.

Как правило, не представляется возможным отграни­чить признаки письма, указывающие на сильную степень опьянения писавшего, от признаков, свидетельствующих о тяжелом органическом поражении центральной нерв­ной системы.

Не разграничиваются также патологические признаки при глубоком органическом поражении центральной нервной системы в зависимости от конкретного заболевания (травматическое повреждение головного мозга, прогрессивный паралич, артериосклероз и др.).

Во всех этих случаях в большой степени нарушается координация крупных и мелких движений при однотип­ном их проявлении, а также нарушаются признаки пись­менной речи (многочисленные нарушения буквенного состава слов).

Резкая выраженность признаков нарушения коорди­нации движений в сочетании с нарушением признаков письменной речи дает основание для разграничения при­знаков, свидетельствующих об органическом поражении центральной нервной системы и тяжелой степени опья­нения, и признаков, обусловленных воздействием не­обычных внешних условий, а также непривычным уско­рением темпа письма.

Особое место занимают рукописи лиц, страдающих шизофренией. Только им, наряду с нарушением коорди­нации движений и буквенного состава слов, присущи нарушения общего строя и стиля речи, а также необыч­ное размещение текста в пределах листа.

Рукописи, выполненные в темноте и при очень слабом освещении, имеют свои отличительные признаки. У ис­полнителя нарушается прежде всего пространственная ориентация движений при размещении текста на листе. Поэтому для данного вида письма особенно характерна необычная топография письма поднимающиеся, опуска­ющиеся, опускающиеся-ступенчатые или пересекающиеся друг с другом строки, резкое колебание размеров интер­валов между строками (от очень большого до полного отсутствия интервала), неоднократное выполнение бук-вы или элементов буквы на одном месте. При нестрой­ном почерке сохраняется высокая степень выработан­ности.

В рукописях, выполненных в темноте и при очень сла­бом освещении, не наблюдается резкого нарушения ко­ординации движений. Полностью отсутствуют такие признаки, как извилистость и изломы в прямых штри­хах, угловатость овальных и полуовальных элементов, деформация букв, исправление букв или элементов букв, которые характерны для рукописей, выполненных в сос­тоянии сильного опьянения или тяжелого органического поражения центральной нервной системы.

Идентификационное значение признаков, свидетельствующих о выполнении рукописи при изменении усло­вий письма, — групповое. Комплексы этих признаков могут повториться в рукописях разных лиц.

При установлении совпадений этих признаков в ре­зультате сравнительного исследования эксперт может констатировать общность групповых признаков письма.

Однако следует иметь в виду, что идентификационная значимость признаков, свидетельствующих о необычном состоянии пишущего, несколько выше остальных призна­ков письма группового характера, поскольку в круг предполагаемых исполнителей исследуемого документа попадают, как правило, единицы из числа лиц, страдаю­щих каким-либо заболеванием.

Установление в итоге сравнительного исследования различий признаков, свидетельствующих о необычных условиях при письме, имеет значение при отрицательном решении вопроса. Эти различия могут свидетельствовать в одном из сравниваемых документов о необычных усло­виях письма, в другом — об отсутствии таковых. Однако вследствие однотипности проявления признаков, свиде­тельствующих о воздействии разнообразных причин, раз­личие их нельзя положить в основу отрицательного вы­вода без исследования других идентификационных при­знаков.

В большинстве случаев нарушение признаков письма, обусловленное изменением условий выполнения рукопи­си, не препятствует идентификации.

При полноценном сравнительном материале эксперт может отыскать подобные признаки в образцах и исполь­зовать их для идентификации (либо, имея сведения об условиях выполнения документов, объяснить происхож­дение выявленных нарушений), однако в отдельных слу­чаях, например при тяжелых органических поражениях мозга, при сильном опьянении писавшего признаки пись­ма могут измениться настолько, что идентификация становится затруднительной либо невозможной, особен­но если рукопись кратка либо почерк в рукописи недо­статочно выработанный.

Вследствие недостаточно четкого разграничения круга признаков, характерных для определенных условий, в большинстве случаев возможно разрешить вопрос об из­менении (либо об отсутствии изменения) условий пись­ма только в предположительной форме.

Иногда эксперту удается лишь констатировать факт выполнения рукописи в каких-то необычных условиях без их конкретного определения.

Категорическое отрицательное решение вопросов воз­можно в случаях, если в документе отсутствуют призна­ки, свидетельствующие о необычных условиях выполне­ния рукописи, в то время как по характеру воздействия причины они должны были бы проявиться (например, при выявлении в тексте признаков высокой координации движений возможно исключить состояние сильной сте­пени опьянения писавшего).

Г. Оформление сравнительных материалов

в случаях исследования рукописей,

выполненных в необычных условиях

В связи со значительной сложностью оценки призна­ков почерка, свидетельствующих о необычных условиях выполнения рукописи, большое значение при производ­стве экспертиз имеет наличие полноценного сравнитель­ного материала.

Задача установления условий исполнения рукописи для эксперта, проводящего исследование, значительно облегчается, если в его распоряжении имеются образцы почерка, выполненные в условиях, аналогичных тем, в которых выполнялся исследуемый документ.

Наиболее ценными для сравнения являются свобод­ные образцы почерка предполагаемого исполнителя, об условиях выполнения которых заведомо известно лицу, назначившему экспертизу. Данные образцы не связаны с делом, и в них, как правило, исполнитель не изменяет свой почерк. Это дает возможность эксперту проверить в образцах естественное изменение признаков в зави­симости от тех или иных условий выполнения (позы, сос­тояния пишущего, темпа выполнения и т. д.).

При изучении свободных образцов, выполненных предполагаемым исполнителем в необычном состоянии, важно учитывать время их исполнения. Оно должно со­ответствовать либо быть очень близким к моменту вы­полнения исследуемого текста. Это важно иметь в виду, поскольку проявление признаков в рукописях лиц, стра­дающих, например, психическими заболеваниями, часто зависит от их кратковременного состояния, а также в связи с тем, что со временем возможно восстановление нарушенных функций мозга, а следовательно, и измене­ние признаков письма.

В случаях отсутствия свободных образцов, близких по времени выполнения к исследуемому тексту, жела­тельно получить рукописи подозреваемого лица, выпол­ненные в различные промежутки времени, так как среди них могут оказаться близкие по условиям выполнения (состоянию) к исследуемому документу.

При этом важно получить свободные образцы, выпол­ненные в различных темпах (привычном и быстром), ибо, как уже отмечалось, наиболее отчетливо патологи­ческие признаки проявляются при письме в быстром темпе.

При исследовании рукописей, выполненных в пре­дельно быстром либо необычно замедленном темпе, следует иметь в виду, что у человека может быть два и более варианта почерка. Так, у лиц, имеющих простой и усложненный почерки, могут быть варианты почерка, приспособленные к тщательному, четкому, стройному письму, а также варианты, приспособленные к более бы­строму темпу выполнения рукописи. Поэтому необходи­мо проверить, нет ли у предполагаемого исполнителя свободных образцов почерка, наиболее близких по темпу выполнения к исследуемому документу. Правильный под­бор свободных образцов тем более важен, что различие темпов выполнения исследуемого документа и образцов иногда делает их, несравнимыми. Поэтому, если есть предположение, что исследуемый документ выполнен в предельно быстром темпе, в качестве свободных образ­цов почерка должны быть запрошены конспекты лекций, наспех выполненные записи и т. п. При наличии предпо­ложения, что текст мог выполняться в замедленном тем­пе, следует получить тексты официальных документов — заявления, автобиографии, которые обычно выполняют­ся тщательно.

Помимо свободных образцов, выполненных в усло­виях, близких к условиям выполнения исследуемого до­кумента, для более полной оценки всех изменений по­черка также важно получить свободные образцы почер­ка, выполненные в обычных условиях.

Свободные образцы почерка, выполненные в необычных условиях, не всегда могут быть представлены на исследование либо может оказаться недостаточным их объем.

Недостаток свободных образцов, выполненных в не­обычных условиях, в значительной степени восполняется экспериментальными образцами почерка предполагае­мого исполнителя, выполненными в специально создан­ных условиях, аналогичных тем, в которых, как известно или как предполагается, был выполнен исследуемый до­кумент.

Воссоздание необычных условий и отбор в этих усло­виях образцов почерка нередко представляет трудную задачу, однако наличие их у эксперта способствует пра­вильной оценке признаков, проверке характера и объема их изменений при письме в необычных условиях в пре­делах той же рукописи, а также выявлению изменивших­ся признаков, не проявившихся в свободных образцах.

В связи с этим рекомендуется во всех случаях иссле­дования рукописей, выполненных в необычных условиях, получать экспериментальные образцы.

Исключение составляет получение эксперименталь­ных образцов, выполненных лицом в том же состоянии, что и исследуемая рукопись.

Затруднения в получении подобных образцов возни­кают в связи с тем, что нельзя воспроизвести заболева­ние, которое было кратковременным и прошло, а также нельзя искусственно привести человека в то или иное состояние (например, состояние сильного возбуждения). В тех случаях, когда нет свободных образцов, выполнен­ных в соответствующем исследуемому документу состоя­нии, а эксперт затрудняется разграничить признаки со­стояния, необычной внешней обстановки письма либо непривычного темпа письма, необходимо отбирать экспе­риментальные образцы с воспроизведением тех или иных необычных внешних условий либо темпа письма.

Полученные экспериментальные образцы могут поз­волить эксперту проследить изменяемость признаков в зависимости от создаваемых условий. Это в свою оче­редь может помочь решить вопрос о причине изменения признаков письма в исследуемой рукописи.

Экспериментальные образцы, выполненные при вос­произведении или с учетом условий, в которых выпол­нялся исследуемый текст, должны быть отобраны путем диктовки исследуемого текста либо текста, включающего слова, содержащиеся в исследуемом документе.

В целях изучения влияния изменения условий в пре­делах одной и той же рукописи целесообразно диктовать тот же текст в привычных для пишущего условиях.

Для проверки устойчивости и вариационности при­знаков почерка желательно неоднократно выполнять один и тот же текст.

Существенное значение имеет получение эксперимен­тальных образцов, выполненных соответствующим или близким к исследуемому вариантом почерка (скоропис­ным, печатным, стилизованным), а также выполненных в различных темпах, что может помочь выявить возмож­ные варианты почерка и воспрепятствовать намеренно­му изменению почерка пишущим в процессе письма.

Выполнение экспериментальных образцов в различ­ных темпах обязательно при исследовании рукописей, исполненных в непривычном для пишущего темпе.

Так как не всегда удается определить привычный темп исполнителя, диктовку целесообразно начать в са­мом медленном темпе.

Для проверки степени ускорения и замедления и изу­чения влияния изменений темпа в пределах одной и той же рукописи необходимо проводить диктовку с посте­пенным ускорением до предельно быстрого темпа. По­добное выполнение текста меньше контролируется пи­шущим и устраняет преднамеренные замедления и ус­корения темпа письма. В качестве контроля привычного темпа пишущему можно предложить написать текст произвольного содержания.

Если у эксперта на основании выявленных признаков сложилось убеждение или предположение о том, что ис­следуемый документ исполнен в темноте либо при сла­бом освещении, то в этом случае можно рекомендовать отбирать образцы в темноте, в затемненной комнате (когда пишущий может различать лишь контуры бума­ги и пишущего прибора), либо исполнять образцы крас­ным карандашом (красными чернилами) при свете крас­ного фонаря (для фоторабот). Как показали специально поставленные эксперименты, письмо без очков у лиц, по­стоянно их носящих, также создает аналогичные ограни­чения зрительного контроля.

В случае необходимости образцы в таких условиях должны быть отобраны неоднократно, при разной сте­пени ограничения зрительного контроля (при разной степени освещения).

Помимо специально отобранных экспериментальных образцов, необходимы также свободные и эксперимен­тальные образцы почерка, исполненные в обычных усло­виях.

При отборе экспериментальных образцов полезно участие эксперта или специалиста, который на основе своих познаний, изучив исследуемый документ, может более точно, чем лицо, назначившее экспертизу, опреде­лить характер и степень воздействия на почерк необыч­ного фактора и в соответствии с этим при отборе экспе­риментальных образцов правильнее воспроизвести усло­вия выполнения исследуемого текста.

Наблюдая в процессе письма за отображением при­знаков почерка, эксперт или специалист имеет возмож­ность по своему усмотрению менять условия письма (усложнять, упрощать создаваемые условия, увеличивать или уменьшать объем экспериментального текста), при­ближая их к предполагаемым или известным условиям выполнения исследуемой рукописи.

Существенное значение для оценки признаков имеет наблюдение за механизмом письма, которое эксперт мо­жет осуществлять в момент отбора образцов.

Наблюдение за процессом письма также может по­мочь установить намеренное изменение пишущим при­знаков почерка в целях его маскировки.

При исследовании большое значение имеет получение сведений об условиях выполнения представленных на исследование документов.

В тех случаях, когда эксперту необходимо выяснить определенную причину, влиявшую на почерк, а по представленным материалам сделать это невозможно, он вправе обратиться к лицу, назначившему экспертизу, с просьбой помочь выяснить интересующие эксперта дан­ные.

Данные об условиях выполнения документа в некото­рых случаях могут быть получены из допроса очевидцев составления документа или из объяснений самого испол­нителя текста.

 


 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.