Социальная и политическая структура — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Социальная и политическая структура

2017-09-28 186
Социальная и политическая структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная структура представляла собой следующую картину: основную массу трудящихся (крестьян, ремесленников, соледобытчиков, рудокопов, рыбаков и т. д.) составляло коренное население. Средний класс, состоявший из метисов и мулатов, объединял служащих, мелких торговцев и представителей некоторых свободных профессий. Их влияние в обществе стало чувствоваться лишь в конце XVIII - начале XIX в. Высший класс, в большинстве своем состоявший из испанцев, был образован владельцами поместий, крупными торговцами, чиновниками, монахами, священнослужителями и военными.

Политическая власть на самом высоком уровне принадлежала королю Испании и кортесам. На местах она осуществлялась представителями королевской власти: вице-королями, губернаторами и генерал-капитанами. Те местные правители, которые подчинились испанцам и сотрудничали с ними, были, как правило, оставлены во главе поселений. Им предоставлялись некоторые привилегии; с их помощью испанцам было легче подчинить себе местное население. Церковь имела собственную иерархию - от папы римского до самого скромного священника; высшей церковной властью на колониальной территории был епископ.

Духовное порабощение

Военное завоевание сопровождалось духовным порабощением народа майя. Первыми на Юкатан прибыли францисканцы, за ними последовали иезуиты. В Чьяпасе и Гватемале действовали главным образом доминиканцы и в меньшей мере иезуиты. Между монахами и священниками бывали частые распри из-за духовного контроля над той или иной территорией и, разумеется, из-за материальных выгод, которые давал такой контроль. Среди монахов встречались люди, пытавшиеся умерить алчность конкистадоров и обличавшие их произвол и преступления. Но подавляющее большинство духовенства было занято собственным обогащением.

Епископ Юкатана Диего де Ланда защищал юкатанских индейцев от произвола энкомендеро, а также от мирского духовенства и гражданских властей. Но прежде всего он посвятил себя борьбе против старых верований индейцев. Фанатизм епископа привел его к совершению преступного аутодафе в Мани, где тысячи людей были подвергнуты пыткам, при этом 150 из них умерли, и где он заставил вырыть из могил более 100 трупов предполагаемых идолопоклонников. Ланда велел разрушить тысячи идолов, алтарей и стел, сжечь более 20 рукописных старинных кодексов и множество других ценных предметов культуры майя.

Однако новая религия, насаждаемая огнем и мечом, так и не смогла окончательно уничтожить древние индейские верования. Майя продолжали тайно почитать своих богов.

Независимость

Общие сведения

В конце XVIII - начале XIX в. этническая структура колониального общества претерпела частичные изменения. Численность коренного населения, понесшего большие потери во время конкисты, вновь увеличилась, хотя, вероятно, она не достигла прежнего уровня. Численность испанцев - уроженцев метрополии была относительно небольшой, но росло число креолов - испанцев, родившихся в колонии, а также метисов. Этническую картину дополняли ввезенные негры-рабы, мулаты и другие смешанные группы населения. По переписи 1790 г., население Юкатана насчитывало около 400 тыс. человек, примерно такова же была численность жителей Гватемалы (перепись 1788 г.).

Значительной частью общинных земель теперь завладели церковь, колониальные власти и латифундисты. Коренное население подвергалось жесточайшей эксплуатации. Во всех звеньях колониальной администрации процветали продажность и коррупция. Церковь облагала индейцев всевозможными поборами. Весь социальный механизм не мог функционировать надлежащим образом. В конце XVIII в. колониальное здание дало глубокие трещины.

Свойственные системе противоречия достигли критической точки. Ограничения, наложенные метрополией на внутреннюю и внешнюю торговлю, тормозили экономическое развитие колонии.

Монополия на порох затронула пиротехников, занятия которых были тесно связаны с религиозными церемониями народного характера. Монополия на выращивание и продажу табака вызвала большое неудовольствие у населения. Введение монополий на производство и продажу спиртных напитков сильно ударило по владельцам таверн и привело к подпольному производству и продаже алкоголя, следствием чего явилось значительное увеличение его потребления и общее распространение пьянства.

Рост налогов, препоны для развития внутренней торговли, общий кризис экономики в колонии привели к обнищанию не только простого народа, но и средних слоев населения и даже части креолов, проживавших на территории майя. Нарастало всеобщее недовольство.

Движению за освобождение от колониального господства способствовали и внешние факторы, среди которых следует отметить успешную войну США за свою независимость, Великую французскую буржуазную революцию, влияние идеологии французских просветителей. Особую роль сыграли события в Испании, вызванные наполеоновским нашествием.

В начале XIX в. стало открыто проявляться недовольство колониальными порядками. Началась поляризация общественных сил: появились либералы - сторонники независимости и консерваторы - так называли защитников королевской власти Испании, противящихся каким-либо изменениям социально-экономического характера.

На дальнейший ход событий в Центральной Америке серьезное влияние оказала борьба за независимость в Мексике, начавшаяся в 1810 г. В 1821 г. Мексика провозгласила независимость от Испании. В Гватемале колониальная администрация оказалась в крайне затруднительном положении, встав перед очевидным фактом развала испанской империи. Она была вынуждена принять Акт о независимости, чтобы не допустить народных волнений В 1821 г. Гватемала была присоединена к мексиканской империи Итурбиде, но в 1823 г. эта империя пала.

В городе Гватемала собралась Национальная учредительная ассамблея Центральной Америки, которая 1 июля 1823 г. приняла декрет об абсолютной независимости Центральной Америки как от Испании, так и от Мексики. Центральная Америка вступила в период своего независимого существования. Новое федеративное государство получило название Соединенные провинции Центральной Америки. Продолжавшиеся в федерации столкновения между либералами и консерваторами переросли в настоящую гражданскую войну, и федерация распалась на пять самостоятельных государств: Гватемалу, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа и Коста-Рику.

Но жизнь индейцев майя осталась без изменений. Они по-прежнему были самой угнетаемой и бесправной частью населения.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.