Педагогика высшей школы как наука. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Педагогика высшей школы как наука.

2017-09-26 519
Педагогика высшей школы как наука. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие основы педагогики

I. Объект, предмет и функции.

2.Основные понятия: воспитание, обучение, образование, самовоспитание, педагогический процесс, социализация, педагогическая технология, педагогическая деятельность

3.Задачи современной педагогической науки.

4. Современные концепции развития личности. Деятельность и общение, как основных форм проявления активности личности

Педагогика высшей школы как наука.

1. Объект, предмет и функции.

2. Понятийный аппарат педагогики высшей школы.

3. Стратегии высшего образования.

4. Парадигмы высшего образования: педагогическая, андрагогическая, акмеологическая, коммуникативная.

5. Основные тенденции развития высшего образования в условиях новой социокультурной ситуации.

6. Задачи современной педагогики высшей школы.

Преподаватель высшей школы

  1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
  2. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
  3. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.
  4. Коммуникативные качества педагога

Образовательный процесс в вузе.

  1. Инновационные процессы в современном высшем образовании.
  2. Цели обучения будущего специалиста. Принципы обучения.
  3. Обучение как взаимодействие культур: культуры, «закодированной» в учебных текстах, культуры студентов и личностной культуры преподавателя.
  4. Двусторонний и личностный характер обучения.
  5. Обучение как сотворчество преподавателя и студента.

5. Содержание современного вузовского образования

  1. Системно-деятельностный подход к обучению.
  2. Уровни формирования содержания образования.
  3. Нормативные документы, регламентирующие содержание высшего профессионального образования:
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, учебные планы, учебные программы, учебно-методические комплексы.
  5. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания вузовского образования.
  6. Ведущие тенденции развития содержания вузовского образования.

Организация обучения в вузе.

1. Организационные формы обучения в вузе, их основные признаки.

2. Роль и место лекции в вузе. Функции и виды лекций.

3. Практические занятия в высшей школе. Семинарские занятия. Лабораторные работы. Самостоятельная работа студентов.

4. Научно-исследовательская работа студентов.

5. Производственная практика. Дипломная практика.

6. Очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) формы обучения. Экстернат. Дистанционное обучение.

Методы обучения в высшей школе

1. Классификация методов обучения. Активизации учебной деятельности студентов.

2. Дискуссионные методы. Методы тренинга Методы интенсивного изучения иностранных языков с использованием элементов суггестии.

3. Игровые методы. Виды игр: учебные, имитационные, деловые, управленческие и др. Проблемные методы обучения.

4. Критерии и условия эффективного использования методов обучения.

Фонд оценочных средств

для проведения текущей и промежуточной аттестации студентов

по дисциплине

1. Типовые контрольные задания или иные материалы,

Необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

1.1 Контрольные задания и иные материалы,

Используемые в процессе текущей аттестации

Контрольный тест 1.

 

I. Педагогика высшей школы это

- наука о закономерностях воспитания и профессиональной подготовки специалиста

- наука о становлении личности человека

- наука о связи вуза с производством

 

2.К понятийному аппарату педагогики высшей школы относятся (вычеркните лишнее)

- самовоспитание

-самообразование

- самоутверждение

 

3.Процесс обучения включает в себя (вычеркните лишнее)

- преподавание

- учение

- развитие

 

4. Педагогика тесно связана с

- физиологией

- генетикой

- статистикой

 

5. В систему образования входят (вычеркните лишнее)

- дошкольные учреждения

- различные формы профессиональной подготовки и переподготовки

- учреждения досуговой сферы

 

6. Научно-техническую и спортивно-техническую подготовку осуществляют

- учреждения дополнительного образования

- общеобразовательные учреждения

- коррекционные учреждения

 

7. Программы «Образование для всех», «Образование через всю жизнь» разработаны

- ЮНЕСКО

- ООН

- Международным банком реконструкции и развития

 

8. В основе реформы образования в России лежат принципы (вычеркнуть лишнее)

- открытость образования

- непрерывность образования

- добровольность образования

 

9. Непрерывное образование в педагогической литературе трактуется сегодня как

- философско-педагогическая концепция

- возрастной подход к процессу становления личности

- социальная политика государства

 

10. Отход от ориентации на «среднего» обучающегося характерен для

- мировой образовательной системы

- образовательной системы экономически развитых стран

- региональных образовательных систем

11. К новым мировым тенденциям образования конца ХХ века относятся

- ориентация на высококачественное образование для всех

- большие финансовые вложения в образование

- обновление преподавательского состава

 

12. Либеральная и государственная доктрины в мировом образовании выдвинуты

- А.И.Субэтто

- Дж. Рассел

- Т. Врител

 

13. При либеральном подходе главным продуктом образования является

- образовательная услуга

- социальный престиж

- финансовая независимость

 

14. К интегральным качествам личности относятся

- потребности

- одаренность

- физические данные

 

15. К «Я-концепции» личности относятся

- самостоятельность

- выносливость

- чувствительность

 

16. К деятельностным потенциалам личности относятся (вычеркните лишнее)

- творческий

- коммуникативный

- физический

 

17. Гносеологический потенциал личности это

- познавательный

- ценностный

- художественный

 

18. На развитие личности влияют такие факторы как (вычеркните лишнее)

- собственная активность

- наследственность

- теория воспитания

 

19. Историогенез как фактор развития личности характеризует

- освоение человеком культуры как социального опыта

- освоение экологических принципов жизни

- освоение технических навыков

 

20. Мотивация это

- побуждения

- принципы

- установки

Контрольный тест 2.

1. Мотивация учения зависит от

- содержания образования

- состояния здоровья

- финансовой обеспеченности

 

2. «Методика успеха» это

- поддержание веры в свои потенциальные возможности

- высокая оценка на экзамене

- признание студента лидером

 

3. Педагог для студента

- проводник политики государства в области образования

- теоретик в какой-либо области знания

- руководитель образовательной организации

 

4.Педегоги осуществляют функции (вычеркните лишнее)

- воспитания

- организации

- оздоровления

 

5. Результатом педагогической деятельности является

- личностное и интеллектуальное совершенствование студента

- физическое совершенствование

- критическое отношение к миру

 

6. К стилям педагогической деятельности относится

- авторитарный

- критический

- драматический

 

7. Демократический стиль педагогической деятельности характеризуется отношениями

- студент-коллега

- студент- противник

- студент- соперник

 

8. Низкая продуктивность преподавателей по взаимодействию НИР и образовательной деятельности по данным З.Ф. Есаревой выявлена у

- 10% преподавателей

- 30%

- 5%

 

9. Преподаватель должен владеть (вычеркните лишнее)

- теоретическими знаниями

- технологическими

- прикладными

 

10. Компетентность в образовании может быть (вычеркните лишнее)

- профессиональной

- общекультурной

- технической

 

 

11. Инновация в образовании это

- проявление творческого подхода

- заимствование опыта

- поиск выхода из сложной ситуации

 

12. На инновационную деятельность преподавателя влияют (вычеркните лишнее)

- материальное вознаграждение

- личная самореализация

- приказы руководителя вуза

 

13. Ассоциативно-рефлекторна концепция обучения опирается на учение

- И. Павлова

- И. Сеченова

- И. Мечникова

 

14. Объяснительно-иллюстративное обучение сформировалось на базе

- ассоциативно-рефлекторной концепции

-деятельной теории учения

- теории содержательного обобщения

 

15. Дидактические условия для проблемной ситуации в обучении (вычеркните лишнее)

- новизна проблемы

- актуальность проблемы

- глубокая разработанность проблемы

 

16. Постановка проблемы преподавателем относится к

- первому уровню проблемного обучения

- второму

-третьему

 

17. Идея программированного обучения принадлежит

- Б.Ф. Скиннеру

- Т. А. Ильиной

- С.Л. Рубинштейну

 

18. Впервые идею концентрированного обучения высказал

- Я.А. Коменский

- Д.Б. Эльконин

- Л.С. Выготский

 

19. Технологии модульного обучения разрабатывали (вычеркнуть лишнее)

- П.И. Третьяков

- И.Б.. Сенновский

- Б.Ф.Ломов

 

20. К функциям игры в образовательном процессе относятся (вычеркнуть лишнее)

- межнациональная коммуникация

- развлекательная

- физического совершенствования

 

 

Учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы магистрантов по дисциплине

Для самостоятельной работы особенно рекомендуется использовать учебную учебно-методическую литературу, доступную в библиотеке ЯрГУ им. П.Г. Демидова:

 

1. Завада Г.В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Г.В. Завада, О.В. Бушмина. – Казань: КГЭУ, 2008.

2. Педагогика высшей школы: Конспект лекций. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2010.

3. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.

4. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций: Уч. пособие для вузов. – М.: Совершенство, 1998.

5. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. Авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001.

Также для подбора учебной литературы рекомендуется использовать широкий спектр интернет-ресурсов:

 

1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (www.biblioclub.ru) - электронная библиотека, обеспечивающая доступ к наиболее востребованным материалам-первоисточникам, учебной, научной и художественной литературе ведущих издательств (*регистрация в электронной библиотеке – только в сети университета. После регистрации работа с системой возможна с любой точки доступа в Internet.).

2. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/catalog).

Целью создания информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно ") является обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов и к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования.

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" создана по заказу Федерального агентства по образованию в 2005-2008 гг. Головной разработчик проекта - Федеральное государственное автономное учреждение Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика") www.informika.ru.

ИС «Единое окно» объединяет в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России. Разделы этой системы:

- Электронная библиотека – является крупнейшим в российском сегменте Интернета хранилищем полнотекстовых версий учебных, учебно-методических и научных материалов с открытым доступом. Библиотека содержит более 30 000 материалов, источниками которых являются более трехсот российских вузов и других образовательных и научных учреждений. Основу наполнения библиотеки составляют электронные версии учебно-методических материалов, подготовленные в вузах, прошедшие рецензирование и рекомендованные к использованию советами факультетов, учебно-методическими комиссиями и другими вузовскими структурами, осуществляющими контроль учебно-методической деятельности.

- Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов содержит представленные в стандартизованной форме метаданные внешних ресурсов, а также содержит описания полнотекстовых публикаций электронной библиотеки. Общий объем каталога превышает 56 000 метаописаний (из них около 25 000 - внешние ресурсы). Расширенный поиск в "Каталоге" осуществляется по названию, автору, аннотации, ключевым словам с возможной фильтрацией по тематике, предмету, типу материала, уровню образования и аудитории.

- Избранное. В разделе представлены подборки наиболее содержательных и полезных, по мнению редакции, интернет-ресурсов для общего и профессионального образования.

- Библиотеки вузов. Раздел содержит подборки сайтов вузовских библиотек, электронных каталогов библиотек вузов и полнотекстовых электронных библиотек вузов.

 

Очень полезными для самостоятельной работы являются следующие издания, представленные в библиотеке этого сайта:

Общие основы педагогики

I. Объект, предмет и функции.

2.Основные понятия: воспитание, обучение, образование, самовоспитание, педагогический процесс, социализация, педагогическая технология, педагогическая деятельность

3.Задачи современной педагогической науки.

4. Современные концепции развития личности. Деятельность и общение, как основных форм проявления активности личности

Педагогика высшей школы как наука.

1. Объект, предмет и функции.

2. Понятийный аппарат педагогики высшей школы.

3. Стратегии высшего образования.

4. Парадигмы высшего образования: педагогическая, андрагогическая, акмеологическая, коммуникативная.

5. Основные тенденции развития высшего образования в условиях новой социокультурной ситуации.

6. Задачи современной педагогики высшей школы.

Преподаватель высшей школы

  1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
  2. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
  3. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.
  4. Коммуникативные качества педагога

Образовательный процесс в вузе.

  1. Инновационные процессы в современном высшем образовании.
  2. Цели обучения будущего специалиста. Принципы обучения.
  3. Обучение как взаимодействие культур: культуры, «закодированной» в учебных текстах, культуры студентов и личностной культуры преподавателя.
  4. Двусторонний и личностный характер обучения.
  5. Обучение как сотворчество преподавателя и студента.

5. Содержание современного вузовского образования

  1. Системно-деятельностный подход к обучению.
  2. Уровни формирования содержания образования.
  3. Нормативные документы, регламентирующие содержание высшего профессионального образования:
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, учебные планы, учебные программы, учебно-методические комплексы.
  5. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания вузовского образования.
  6. Ведущие тенденции развития содержания вузовского образования.

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.