Действие уголовного закона по кругу лиц — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Действие уголовного закона по кругу лиц

2017-09-28 851
Действие уголовного закона по кругу лиц 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Действие уголовного закона по кругу лиц определяется субъектным составом его адресатов. Анализ ст. 11–13 УК позволяет сделать вывод, что уголовная юрисдикция РФ во многом обусловлена особенностями государственно-правового статуса лиц, совершивших преступление. Законодатель в этой связи различает три категории таких лиц: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 2 ноября 2013 г.)[87], гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона; 2) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом.

Аналогичным статусом обладают и лица с двойным гражданством (бипатриды), т.е. граждане РФ, имеющие также гражданство (подданство) иностранного государства. Такой вывод получил чёткое нормативное обоснование (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»). Как уже упоминалось, уголовная юрисдикция РФ в отношении российских граждан реализуется путем применения территориального принципа действия уголовного закона в пространстве (при совершении преступления на территории РФ) либо принципа гражданства (при совершении преступления за границей). Следует отметить, что в соответствии с Конституцией РФ и другими Федеральными законами отдельные категории граждан РФ в силу занимаемого ими особого должностного положения обладают неприкосновенностью, без преодоления либо отмены которой они не могут быть привлечены к уголовной ответственности. К таким лицам, в частности, относятся Президент РФ (ст. 91, 93 Конституции РФ), члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 98 Конституции РФ), судьи (ст. 122 Конституции РФ) и др.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2013 г.)[88], иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Основной принцип, определяющий уголовно-правовой статус иностранных граждан, закреплён в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным договором РФ (см. также ст. 33 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Выделяются три основные категории иностранных граждан: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие в РФ. Однако, по общему правилу, это никак не отражается на объёме уголовной юрисдикции РФ в отношении каждой из них. Все они могут нести уголовную ответственность на основании трех принципов действия уголовного закона в пространстве: территориального (при совершении преступления на территории РФ), реального либо универсального (при совершении преступления за пределами РФ). Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые пользуются личной неприкосновенностью и иммунитетом [89] от уголовной юрисдикции РФ (ч. 4 ст. 11 УК). К ним относятся, прежде всего, дипломатические представители иностранных государств: главы дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), советники, торговые представители, их заместители; военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники; первые, вторые и третьи секретари-атташе и секретари-архивисты, а также члены семей дипломатического персонала представительств, если они совместно проживают с указанными лицами и не являются российскими гражданами. В этот же перечень включаются представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, должностные лица международных организаций и т.д. К иным лицам, обладающим иммунитетом, относятся консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, дипломатические курьеры и т.д. Их иммунитет является ограниченным, т.к. распространяется только на служебную деятельность указанных лиц.

Согласно ч. 4 ст. 11 УК, вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ[90] разрешается в соответствии с нормами международного права. Спектр таких договоров весьма широк. В их числе Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г.; Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г. и Протокол к нему от 6 ноября 1952 г.; Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.; Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.; Конвенция о специальных миссиях от 8 декабря 1969 г.[91]; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г.[92]; Протокол о статусе групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 г. и др.

При совершении данными лицами преступления на территории Российской Федерации они объявляются персонами «non grata» (не заслуживающими доверия) и высылаются за пределы РФ, что в принципе не исключает возможности их привлечения к уголовной ответственности. Согласно ч. 4 ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Кроме того, последнее может отказаться от указанного иммунитета в отношении конкретных лиц (ч. 1 ст. 32 той же Конвенции), что даёт основание для привлечения их к ответственности по уголовному закону страны пребывания (места совершения преступления).

В ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» лицом без гражданства (апатридом) признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Безгражданство может возникнуть, к примеру, когда лицо вышло из гражданства своего государства и ещё не приобрело гражданство другого государства. По Конституции РФ (ч. 3 ст. 62) лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным договором РФ. Уголовный закон (ч. 1 и 3 ст. 12 УК) различает две категории лиц без гражданства: 1) постоянно проживающие на территории РФ и 2) не проживающие постоянно на её территории. К первой категории относят лиц, получивших вид на жительство. С точки зрения уголовной юрисдикции такие апатриды почти полностью приравниваются к гражданам РФ. Они попадают под действие УК РФ исходя из территориального принципа (при совершении преступления в пределах государственной границы РФ) либо принципа гражданства (при совершении преступления за пределами указанной границы). Однако разница в уголовно-правовых статусах названных лиц и граждан РФ всё же наблюдается применительно к институту экстрадиции (см. § 4 настоящей главы). Вторая категория рассматриваемых лиц – это апатриды, получившие разрешение на временное проживание. Уголовно-правовой статус таких лиц и иностранных граждан идентичен. Поэтому в случае совершения преступления лицом без гражданства, постоянно не проживающим на территории РФ, ответственность наступает по УК РФ на основании территориального, реального или универсального принципов действия уголовного закона в пространстве.

Особую («смешанную») группу адресатов уголовного закона составляют беженцы и вынужденные переселенцы. Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 2 июля 2013 г.)[93], беженец – это лицо, лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в ред. от 25 ноября 2013 г.)[94] являются гражданами РФ, которые по тем же причинам покинули место своего жительства на территории иностранного государства и прибыли на территорию РФ или переселились из одного субъекта РФ в другой. Вынужденными переселенцами могут признаваться также иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на законных основаниях, но по указанным причинам изменившие место своего жительства. Исходя из изложенного можно заключить, что в плане уголовной юрисдикции РФ с учётом конкретной ситуации беженцы приравниваются к иностранным гражданам либо лицам без гражданства, не проживающим постоянно в РФ, а вынужденные переселенцы – к гражданам РФ либо, как исключение, к иностранным гражданам либо лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ.

Следует также отметить, что адресатом целого ряда уголовно-правовых предписаний являются специальные субъекты, т.е. не все физические лица, а лишь определенные категории таких лиц, характеризующиеся особыми признаками, например, должностные лица (ст. 285–287 УК), военнослужащие (ст. 331–352 УК) и т.д. В отдельных случаях в качестве признака специального субъекта преступлений выступает его государственно-правовой статус: гражданин РФ при государственной измене (ст. 275 УК), иностранный гражданин или лицо без гражданства при шпионаже (ст. 276 УК).


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.