Поясните в чем заключается их основная суть. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поясните в чем заключается их основная суть.

2017-09-28 215
Поясните в чем заключается их основная суть. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 6. Финансовые ресурсы образовательного учреждения.

1. Бюджетное финансирование образования.

2. Внебюджетное финансирование образования.

3.Совершенствование финансирования образования.

4. Бюджетное финансирование образования.

Финансы – это экономическая категория, которая выражает отношения, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта. Финансы отражают движение стоимости потоков в народном хозяйстве через аккумулирование, распределение и использование денежных ресурсов. Потоки денежных ресурсов охватывают домохозяйства, фирмы (организации) и государство.

В основе финансовой системы лежит бюджет. Бюджетная система РФ трехуровневая. Она состоит из федерального бюджета, бюджета субъектов федерации и местного бюджета. Их совокупность образует консолидированный бюджет. Каждый из бюджетов по своей структуре имеет две основные составляющие: доходы и расходы. Среди расходов госбюджета имеются расходы на финансирование системы образования.

Финансирование образования – это обеспечение финансовыми ресурсами образовательного процесса на принципе безвозвратности. Бюджетные средства выделяются системе образования для осуществления образовательной деятельности.

Финансирование образования осуществляется на основе сметы и называется сметным финансированием. Смета доходов и расходов – это форма финансового плана, список предстоящих поступлений и расходов денежных средств на определенный период времени. Установленные сметой затраты учреждения группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность денежных средств по каждой статье – группе расходов.

В соответствии с действующим бюджетным процессом, установленным Бюджетном кодексом РФ ежегодно составляется и утверждается бюджетная роспись, представляющая собой детализацию утвержденного бюджета:

1. По бюджетополучателям;

2. По статьям экономической классификации;

3. По кварталам.

Общая схема бюджетного финансирования образования представлена на рис. 1.

 
 

 


Рис. 1. Общая схема бюджетного финансирования.

 

На рисунке 1 отражены несколько направлений деятельности участников процесса бюджетного финансирования образование:

· разработка проекта бюджета;

· внесение проекта бюджета на утверждение;

· принятие и утверждение бюджета;

· доведение утвержденного бюджета до участников процесса финансирования;

· исполнение бюджета.

Все эти действия регламентированы Бюджетным кодексом РФ.

Финансирование деятельности образовательного учреждения должно обеспечивать приобретение тех ресурсов, которые необходимы. Основными исходными данными для расчета потребности в финансировании являются следующие:

контингент студентов, учащихся, воспитанников;

система оплаты труда работников образования;

нормативы социального и материального обеспечения студентов, учащихся, воспитанников, работников образовательных организаций;

материальная база образовательных учреждений: кубатура зданий, занимаемые площади, приборы и оборудования и другие направления расходов.

Все эти данные обобщаются с учетом потребления аналогичных ресурсов в предыдущие годы. Полученные результаты умножаются на цены и тарифы приобретения этих ресурсов, проведения работ и оказания услуг, затем вычисляется базовая потребность образовательных учреждений в бюджетных средствах.

Хотя реальное финансирование, как правило, отличается от рассчитанной потребности, тем не менее, она используется в качестве базы распределения бюджетных средств. Полученные результаты оформляются в виде бюджетной сметы образовательного учреждения в соответствии с экономической бюджетной классификацией и предоставляется в орган управления образования для включения в проект бюджета по отрасли «Образование». Экономическая классификация является структурой сметы учреждения системы образования.

Бюджетная классификация расходов бюджетов РФ состоит из следующих элементов:

1. раздел и подраздел;

2. целевая статья;

3. вид расходов.

Разделы являются первым уровнем бюджетной классификации и определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства: оборону, здравоохранение, образование, культуру и т. д. Государственная функция Образование“ отнесена к разделу 07. В рамках раздела выделяются подразделы, которые детализируют содержание раздела. Например, внутри государственной функции «Образование» выделяются подфункции дошкольное образование, среднее профессиональное образование и др.[26]

Таблица 1.

Раздел и подразделы функциональной классификации, относящиеся к образованию.

 

Код Наименование раздела, подраздела
  Образование
  Дошкольное образование
  Общее образование
  Начальное профессиональное образование
  Среднее профессиональное образование
  Переподготовка и повышение квалификации
  Высшее профессиональное образование
  Молодежная политика и оздоровление детей
  Прикладные научные исследования в области образования
  Другие вопросы в области образования

 

 

Целевые статьи расходов бюджетов РФ образуют третий уровень классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов: выполнение программ (подпрограмм), обеспечение деятельности подведомственных организаций и др.

Виды расходов бюджетов Российской Федерации образуют четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов и детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей. Иными словами, вид расходов введен как классификационный уровень для детализации целевых статей. Целевые статьи и виды расходов утверждаются на год.[27]

Таблица 2.

Виды расходов функциональной бюджетной классификации.

Код Вид расходов
  Государственная поддержка в сфере образования
  Внедрение инновационных образовательных программ
  Внедрение современных образовательных технологий
  Государственная поддержка талантливой молодежи
  Начальное профессиональное образование военнослужа-
  щих, проходящих военную службу по призыву
  Развитие сети национальных университетов и других об-
  разовательных учреждений
  Приобретение автобусов для государственных и муници-
  пальных школ в сельской местности
  Оснащение общеобразовательных учреждений учебным
  оборудованием

 

Следует отметить, что классификация содержит ведомственную классификацию коды министерств и ведомств, которым выделяются бюджетные средства. Например, Федеральное агентство по образованию (Рособразование) имеет ведомственный код «073».

Бюджетная классификация утверждена законом и является обязательной для применения в финансовой деятельности учреждений системы образования.

2.Внебюджетное финансирование образования.

Все поступающие в учебное заведение денежные средства делятся на бюджетные и внебюджетные. Финансирование образовательного учреждения может осуществляться из следующих источников:

· бюджет учредителя;

· спонсорские средства;

· собственные средства, находящиеся в самостоятельном распоряжении учреждения (организации).

Основными источниками внебюджетных средств являются доходы от самостоятельной деятельности образовательного учреждения, осуществляемой за рамками той деятельности, которая финансируется из бюджета учредителя, а также различные пожертвования, не имеющие целевого характера.

В условиях формирования рыночной экономики важное значение имел Закон 1992 г. «Об образовании», который закрепил за образовательным учреждением право собственности:

1. на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию;

2. на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности;

3. на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.[28]

Одновременно были расширены виды деятельности образовательного учреждения для получения доходов. Так, государственные и муниципальные учреждения получили право оказывать населению, фирмам, организациям платные образовательные услуги. Вузы могли осуществлять платное обучение в рамках государственных образовательных стандартов и программ граждан, зачисляемых на обучение сверх установленных контрольных цифр приема. Кроме того, образовательные организации получили право на осуществление предпринимательской деятельности. Это такие виды, как аренда основных фондов и имущества, оказание посреднических услуг, приобретение акций, облигаций, долевое участие в деятельности других организаций.

В тот период времени имели место налоговые льготы, поощряющие предпринимательскую деятельность образовательных учреждений и заинтересовывая их в получении внебюджетных средств. Затем были введены ограничения в самостоятельное распоряжение образовательными учреждениями внебюджетных средств. Открытие лицевых счетов по учету средств полученных от предпринимательской деятельности в органах казначейства, смета внебюджетных средств должна составляться в кодах классификации расходов бюджетов.

Внебюджетные доходы образовательных учреждений имеют ряд особенностей, а именно:

· Внебюджетные доходы являются платой за оказанные образовательным учреждением услуги, реализованные товары и (или) выполненные работы (за исключение пожертвований).

· Внебюджетные средства являются неналоговыми доходами бюджета и могут расходоваться только в порядке, предусмотренном для бюджетных средств, т. е. по смете, в которой не предусматривается получение прибыли.

· Полученные доходы должны в первую очередь возмещать понесенные образовательным учреждением затраты на осуществление деятельности, в результате которой эти доходы были получены. Невозмещенные затраты означают убыток.

· Выручка от реализации образовательным учреждением то- варов, работ или услуг является объектом обложения налогом на добавленную стоимость (наличие льгот не исключает уплаты налога).

· Прибыль, полученная образовательными учреждениями по итогам осуществления внебюджетной деятельности, может использоваться ими самостоятельно только после уплаты налога.

Таким образом, получение и расходование внебюджетных средств может осуществляться только в определенном порядке.[29]

 

 


Рис. 3. Получение и распределение доходов от внебюджетной деятельности.

 

Из рисунка видно, что полученный доход образовательного учреждения распределяется по трем направлениям: уплата налога, возмещение издержек и прибыль. Прибыль в свою очередь распределяется на сумму налога на прибыль и прибыль, остающуюся в самостоятельном распоряжении образовательного учреждения. В общем виде рисунок повторяет распределение дохода в коммерческой организации.

Вместе с тем данный рисунок может свидетельствовать о важной особенности отрасли образования. Она состоит в том, что в рамках образовательного учреждения осуществляются одновременно и во взаимодействии бюджетная и внебюджетная (коммерческая) деятельность при следующих ограничениях:

1. отсутствие цели извлечения прибыли;

2. невозможность использования бюджетных средств для компенсации затрат по внебюджетной деятельности;

3. возмещении затрат образовательных учреждений за счет как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Итак, на основе изложенного можно выделить следующие этапы осуществления образовательным учреждением внебюджетной деятельности:

1. Планирование – разработка сметы доходов и расходов внебюджетных средств. Контроль за ее исполнением лежит на казначействе, в адрес которого направляется утвержденная смета и в нем же находится лицевой счет учебного заведения по учету операций с внебюджетными средствами. Если план и факт будут иметь расхождения, то в смете осуществляется корректировка.

2. Осуществление внебюджетной деятельности;

3. Распределение доходов от внебюджетной деятельности;

4. Осуществление расчетов с налоговой системой.

Каждый из этих этапов требует ресурсного и нормативно-методического обеспечения. Прибыль, полученная в результате осуществления образовательным учреждением самостоятельной уставной деятельности, может использоваться в следующих направлениях:

- на расширение внебюджетной деятельности;

- для восполнения недостатка бюджетного финансирования;

- на иные, предусмотренные уставом образовательным учреждением цели.

Таким образом, существующие механизмы государственного финансирования образования одновременно используют бюджетные и внебюджетные средства. Вызвано это недостатком бюджетного финансирования, как отдельных образовательных учреждений, так и системы образования в целом.

 

3. Совершенствование финансирования образования.

Современное образование характеризуется дефицитом финансовых средств. Причем неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования. В целом потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на четверть. Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования. В текущих ценах они сократились примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах составляет более чем двадцатикратное уменьшение.

Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. В 2 - 3 смены работают около 32 процентов школ, более одной трети зданий и сооружений системы образования требуют капитального ремонта или реконструкции. В аварийном состоянии находятся 6,5 процента зданий, и только 46,3 процента школ имеют все виды удобств.[30] Недостаточными темпами ведется строительство объектов системы образования. В ряде субъектов Российской Федерации это привело к переполнению школ.

Финансирование учреждений высшего профессионального образования осуществляется путем переноса центра тяжести с бюджета на внебюджетные средства, в том числе и личные, в совокупности с происходящим расслоением общества по уровню доходов ведет к угрозе превращения российской демократической системы образования в сословную, элитарную.

Уменьшается количество предприятий промышленности, осуществляющих производство различных видов продукции для системы образования, сокращается объем их производства, не решена проблема обеспечения образовательных учреждений классно-лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения и специализированной мебелью.

Доля ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование научной деятельности высших учебных заведений, за последние пять лет сократилась в несколько раз и более чем в 30 раз в сопоставимых ценах по сравнению, например с 1990 годом.

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств в сфере образования в 2012 году составит 603,5 млрд. руб., в 2013 году – 558,9 млрд. рублей, в 2014 году – 499,5 млрд. рублей.[31]

Совершенствование финансирования образования осуществляется по двум основным направлениям:

Изменение порядка финансирования образовательных учреждений из средств госбюджета;

Поиск дополнительных источников финансирования образования.

С целью реализации первого направления были разработаны и внедрены следующие финансовые инструменты:

- нормативы подушевого финансирования;

-финансирования и использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО);

- государственные образовательные субсидии[32];

- система образовательного кредитования (с участием государства).

Объем финансирования, выделяемый из бюджета образовательному учреждению в рамках нормативного подушевого финансирования, определяется умножением норматива на единицу нормирования (последняя может быть представлена в качестве одного ученика, группы учащихся, одной образовательной программы, одного образовательного учреждения и пр.). Следует подчеркнуть, что его явных преимуществ перед сметным финансированием недостаточно.

ГИФО имело место в качестве эксперимента в ряде вузов РФ. Оно являлось свидетельством о результатах сданного ЕГЭ с соответствующей записью, удостоверяющей категорию финансового обязательства, являющееся основанием для предоставлению вузу бюджетных средств на обучение в нем гражданина в течение всего срока обучения в соответствии с ГОСом. Оно представляет свидетельство о закреплении за студентом (учащимся) определенной денежной суммы, которую государство выделяло на оплату его обучения.

Размеры ГИФО были дифференцированы по 5 категориям. Разницу между ценой, устанавливаемой вузом за обучение и ГИФО восполняет обучающийся. В целом данное направление совершенствование финансирования образования не получило распространения.

Введение образовательного субсидирования граждан может быть представлено в виде четырех направлений:

- прямого;

- опосредованного;

- кредитного;

- смешанного.

Они отличаются друг от друга нормативно-правовой базой, продолжительностью предоставления субсидий, трудоемкостью оформления и т.д. Использование образовательного субсидирования не требует изменения действующего бюджетного финансирования образования.

К недостаткам этого направления можно отнести: рост расходов государства на образование; возникновение невозвращенных сумм; отказ специалистов от работы на предоставленное работодателем место и др. Вследствие этих недостатков образовательное субсидирование развития также не получило.

Идея образовательного кредита была закреплена Законом «Об образовании» 1992 г., банки начали выдавать образовательные кредиты еще в 2000 году. Однако данное направление своего развития также не получило по следующим причинам:

1. Высокая ставка % по кредиту;

2. В качестве залога по кредиту принимались недвижимость, транспортные средства и другое ликвидное имущество;

3. Индексация кредита вела к его удорожанию.

Определенный интерес вызывает совершенствование финансирования вузов РФ. По мнению экспертов для повышения эффективности образования необходимо обеспечить экономическую самостоятельность вузов, создать условия для конкуренции за бюджетные средства и ввести нормативное подушевое финансирование. Выстраивается следующий механизм финансирования: государство определяет норматив бюджетного финансирования в расчете на одного студента и число бюджетных студентов, а вузы конкурируют за право оказывать госуслуги.

В результате распределения государственного задания между вузами, определения норматива стоимости обучения бюджетного студента и числа бюджетных мест становятся ключевыми вопросами развития высшего образования. Переход к конкурсному распределению контрольных цифр приема означает замену государственного задания на государственный заказ. Так, Минобрнауки в 2012 г. проводил конкурс среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. В результате контрольные цифры приема были установлены для 313 государственных вузов и 54 негосударственных.

По результатам исследований, касающихся вопросов увеличения общего финансирования образования, расходов на одного обучаемого, повышения зарплаты учителям и преподавателям, были сделаны следующие выводы:

1. Увеличивая финансирование образования правительство должно ориентироваться на такой показатель, как расходы в расчете на одного обучаемого. Причем рост доли на образование в ВВП сам по себе не может служить целевым ориентиром, так как при увеличении обучаемых или при падении ВВП в период кризиса рост может и не наблюдаться;

2. При повышении зарплаты учителям нужно ориентироваться не на средний в экономике уровень оплаты труда (или в регионе), а осуществлять это дифференцированно в зависимости от педагогического стажа работы;

  1. Рост качества знаний обучаемых зависит, прежде всего, от нефинансовых факторов, образовательных стандартов и методики обучения.[33]

Итак, новая система финансирования предполагает, что большая часть нынешних бюджетных учреждений перестает получать обязательное государственное финансирование. В 2012 года Минобрнауки провело оценку 502 российских госвузов (учитывался средний балл ЕГЭ у первокурсников, уровень инфраструктуры и т. д.). В итоге 136 учебных заведений были признаны неэффективными, самым проблемным из них пообещали "реорганизацию" — закрытие с присоединением к другому вузу.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие финансовые ресурсы образовательных организаций Вы знаете?

2. Назовите основные источники внебюджетных средств государственного вуза?

3. При каких условиях образовательное учреждение может оказывать платные образовательные услуги?

4. Перечислите условия предоставления образовательных кредитов.

5. Какие основные налоги, уплачиваемые образовательными учреждениями Вы знаете?

 

Тема 7. Трудовые отношения в системе образования.

1. Труд работников образования, его особенности и регулирование.

2. Оплата труда педагогических работников.

 

1.Труд работников образования, его особенности и регулирование.

В отрасли образования труд представляет собой совместную планомерную педагогическую деятельность, направленную на оказание образовательных услуг в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, воспроизводства и развития кадрового потенциала общества.[34]

Труд работников образования существенно отличается от труда работников других отраслей, хотя бы потому, что он направлен непосредственно на человека, на его интеллект, на развитие умственных способностей обучающихся.

Педагогический труд сложен, носит преимущественно интеллектуальный и педагогический характер, требует большого умственного труда и постоянной подготовки, обновления информации. Результаты этого труда – образовательные услуги – неотделимы от деятельности.

Трудовые отношения работника образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде, трудовому кодексу.

Продолжительность рабочего времени – это предельная норма, установленная Правительством РФ педагогическому работнику, занимающему одну должность или получающему одну ставку заработной платы в зависимости от того, какую он занимает должность и каковы особенности труда по этой должности. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном

 

порядке.[35]

Педагогическим работникам в зависимости от должности с учетом особенностей их труда устанавливается:

Продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю:

· работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

· старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;

· педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;

· методистам, старшим методистам образовательных учреждений;

· тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);

· руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;

· преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;

· инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

30 часов в неделю - старшим воспитателям образовательных учреждений, (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

18 часов в неделю:

· учителям 1 - 11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

· преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);

· преподавателям специальных дисциплин 1 - 11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

· преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

· педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;

· тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

· учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

· логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания;

24 часа в неделю - преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1 - 4 классов детский музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год - преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.[36]

Помимо определенного объема часов к особенностям труда работников образования можно отнести то, что не каждый желающий может заниматься педагогической деятельностью.

В соответствии со ст.331 к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

1. лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

2. имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

3. имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

4. признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

5. имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.[37]

Как правило, педагогические работники высших учебных заведений работают на основе заключенного трудового контракта. Трудовые договоры в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником могут быть:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности;

4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу.

Регулирование трудовых отношений работников сферы образования происходит на основе законодательно-правовой базы, трудового кодекса РФ и другими нормативными актами. Несомненно, что труд педагогических работников имеет свои особенности.

 

 

2. Оплата труда педагогических работников.

Оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, осуществляется на основе должностных окладов, а педагогических работников, для которых установлены нормы часов за ставку – на основе ставок заработной платы.

Размеры окладов работников учреждений, устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей, с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Размеры средней заработной платы педагогических работников обычно всегда были ниже, чем в других отраслях народного хозяйства. Большие усилия в течение всей жизни педагога, высококвалифицированный труд, к сожалению имеет очень низкую цену. В целом низкая зарплата педагогов и соотношения ее с зарплатой менее квалифицированных и образованных работников подрывает престиж образования.

В последние годы произошло реформирование системы оплаты труда и это было связана с тем, что особенности труда работников каждой отрасли, каждой профессиональной группы требуют дифференцированного подхода к принципам формирования оплаты труда. Исходя из этого, предполагалось установить оплату труда бюджетникам не по Единой тарифной сетке (ETC), «уравнивающей» работающих во всех отраслях, а на основе так называемых «отраслевых систем».

Единая тарифная сетка была введена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» и состояла из 18 разрядов. Одним из главных недостатков ETC является то, что большинство ставок по разрядам было ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в России.

Основными целями введения новой системы оплаты труда являются:

- повышение мотивации педагогических работников учреждений, реализующих образовательные программы, к качественному труду;

- создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов посредством повышения общего уровня оплаты труда педагогических работников.

Новая система оплаты труда как в регионах, так и на федеральном уровне должна базироваться на следующих основных принципах:

- обязательное соблюдение норм трудового законодательства Российской Федерации;

- обеспечение самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления в установлении условий и размеров оплаты труда работников подведомственных образовательных учреждений в пределах их полномочий;

- обеспечение основных государственных гарантий по оплате труда работников образовательных учреждений;

- обеспечение зависимости величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ (особенностей содержания и условий труда), количества и качества затраченного труда;

- материальное стимулирование повышения качества работы;

- стимулирование внедрения инновационных образовательных технологий.

Система оплаты труда работников образовательных учреждений включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера и устанавливаются коллективными договорами, соглашениями в соответствии с трудовым законодательством.

Стимулирующая надбавка для педагогических работников формируется с целью поощрения работников за выполненную работу.

В пределах фонда оплаты труда устанавливаются следующие виды выплат:

- премиальные выплаты по итогам работы;

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качество выполняемых работ;

- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Выплаты стимулирующего характера могут определяться как в процентах к окладу (ставке заработной платы) по соответствующим квалификационным уровням ПКГ работника, так и в абсолютном размере. Максимальный размер этих выплат не ограничен.

С 01 января 2010 года на выплаты стимулирующего характера рекомендуется направлять не менее 30 процентов фонда оплаты труда.[38]

Кроме того, федеральные образовательные учреждения системы Рособразования в пределах имеющихся у них средств на оплату труда работников самостоятельно определяют размеры окладов (ставок заработной платы), а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования сотрудников без ограничения их максимальными размерами.

Конкретные размеры компенсационных выплат не должны быть ниж


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.