Отличия основного и оборотного капитала — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Отличия основного и оборотного капитала

2017-09-28 1215
Отличия основного и оборотного капитала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Функции капитала Основной капитал Оборотный капитал
Используется Длительное время, многократно Один раз
Замещается После завершения срока службы Для производства каждого изделия
Стоимость входит в состав затрат Постепенно, по частям Единовременно, полностью

 

Таким образом, основной капитал служит в течение нескольких лет и подлежит замене (возмещению) лишь по мере его износа. Оборотный капитал полностью потребляется в течение одного цикла производства, и его стоимость включается в затраты производства целиком, в отличие от основного капитала, стоимость которого учитывается в расходах по частям.

Понятие «рынок капитала» в экономической литературе имеет два значения:

Если под капиталом понимать физический капитал (станки, здания, запасы и т.д. в стоимостном их измерении), то рынок капитала – это часть рынка факторов производства наряду с рынком труда и земли. Предприниматель не может начать дело, не имея в своем распоряжении определенных ресурсов: труда, капитала, земли. Эти необходимые ресурсы приобретаются на рынках факторов производства.

Если под капиталом понимать денежный капитал, то рынок капитала выступает составной частью рынка ссудных капиталов (финансового рынка). В том случае, когда величина собственного капитала недостаточна, либо он отсутствует, можно приобрести на рынке право пользования какое-то время чужим денежным капиталом.

Рынок, на котором приобретаются денежные средства для коммерческой деятельности, называется рынком денежного капитала, или финансовым рынком. Покупателями на этом рынке являются те, кому временно не хватает денег для развития своей деятельности: коммерческие фирмы, некоммерческие организации и даже правительство. Продавцами на таком рынке являются владельцы сбережений, они предлагают временно свободные денежные средства через посредников: банки и другие фирмы, специализирующиеся на операциях с денежными средствами.

Деньги постоянно находятся в движении между населением, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Сбережения возникают только у тех, кто получает доходы. Создавая сбережения, семьи, фирмы или государство ограничивают текущее потребление ради увеличения будущего потребления или решения проблем, которые могут возникнуть в дальнейшем. Владельцы денежного капитала, отказываясь от текущего потребления, предоставляют его для производительного использования. Но ссужаемый на определенное время денежный капитал возвращается с определенным приращением, т.е. процентом.

Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала.

Предоставление денег в долг называется ссудой или кредитом (от лат. creditum – «ссуда»). Соответственно, тех, кто дает деньги в долг, называют кредиторами, а тех, кто берет деньги в долг, - заемщиками.

Одной из главных особенностей рынка капитала является то, что любая фирма и любой человек могут выступить на этом рынке, как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Во-первых, все фирмы и потребители используют этот «ресурс» в своей деятельности (и поэтому могут нуждаться в нем). Во-вторых, этот «ресурс» не требует производства (поэтому любая фирма (или потребитель) может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).

Ø КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какова структура капитала предприятия?

1. Что относится к физическому капиталу?

2. В чем заключаются особенности основного и оборотного капитала?

3. Назовите участников рынка капитала.

Экономический словарь

 

Капитал – это блага, использование которых позволяет увеличивать производство будущих благ.

Физический капитал – здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, используемые для превращения с помощью технологий природных веществ в полезные людям блага.

Нематериальный (неосязаемый) капитал – знания, умения, информация, которые могут быть длительно использованы для производства благ и их продажи (например, торговые марки, умения людей, лицензии, патенты, авторские права).

Рынок капитала - рынок, на котором даются и берутся напрокат деньги.


СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ КАПИТАЛА

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Спрос на капитал

Предложение на рынке капитала

Процентная ставка

На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько нужно заплатить за прокат (использование) денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах – деньгах, для измерения цены используют относительные величины – проценты.

Процентной ставкой (ставкой процента) называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах.

Например, ставка 5% в год означает, что за использование 1000 рублей в течение года нужно заплатить 50 рублей.

Уровень процентной ставки зависит от:

- спроса на кредит;

- срока ссуды;

- количества ссужаемых денег;

- конкуренции на рынке капитала.

Субъекты, предлагающие капитал, по сути, отказываются от самостоятельного его применения: например, для того, чтобы открыть собственное дело, купить землю, отдыхать. Кредитор отказывается от текущего (сегодняшнего) потребления своего капитала, предоставляя эту возможность другим. Поэтому те, кто использует заемные средства, должны заплатить за это владельцу капитала.

Спрос на капитал предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают объем спроса на кредиты.

Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет отрицательный наклон (рис. 2), как и любая кривая спроса на благо или ресурс.

 

 

 

Рис. 2. График спроса на капитал

 

Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производство). При этом, чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она возьмет взаймы.

Например, фирма в розничной торговле при низкой ставке процента решит взять кредит и построить три новых магазина, при более высокой ставке процента она предпочтет открыть только два магазина, при еще более высокой – только один, а при некотором значении ставки процента вообще откажется от расширения производства.

Потребители берут деньги взаймы для покупки каких-либо потребительских благ. Делают они это в нескольких случаях.

Во-первых, они могут брать деньги в долг для обеспечения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости.

Во-вторых, потребители могут брать кредит для покупки товаров длительного пользования, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени.

Предположим, что потребитель хочет купить диван, который стоит 10000 рублей. Для того чтобы собрать нужную сумму, покупателю нужно десять лет откладывать по 1000 рублей. Потребитель может не ждать десять лет, а взять в долг 10000 рублей и купить диван сразу, а потом в течение десяти лет выплачивать долг с процентами. В этом случае он начнет сразу получать полезность от дивана, но он обойдется ему дороже. Величина процентов, которые он заплатит, будет являться платой за возможность быстрее получить диван.

Любой потребитель при заданной ставке процента сделает свой выбор, который определяется несколькими факторами. Во-первых, предпочтениями потребителя - более нетерпеливый потребитель, который желает побыстрее начать играть на рояле, скорее будет готов заплатить нужную сумму в виде процентов за то, чтобы начать потреблять это благо немедленно. Во-вторых, степенью определенности будущего - если потребитель плохо знает свои доходы в будущем, он может не решиться брать взаймы, так как у него могут возникнуть проблемы с возвратом долга. В-третьих, величиной дохода потребителя - чем беднее потребитель, тем скорее он решит подождать и не платить дополнительные деньги за приближение начала потребления.

Изменение ставки процента меняет выбор потребителей – чем ниже процент, тем больше потребителей решают взять деньги в долг и купить благо сразу, а не «терпеть» до того момента, пока накопят нужную сумму сами.

Таким образом, при уменьшении ставки процента величина спроса на капитал возрастает, так как и фирмы, и население решают взять больше денег в долг.

Кривая предложения капитала имеет положительный наклон (рис. 3), который тоже определяется поведением потребителей и фирм.

 

Рис. 3. График предложения капитала

Фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуются временно «лишние» деньги, которые они не могут использовать c прибылью сами. Каковы причины появления «лишних» денег?

Одной из причин появления у отдельной фирмы временно свободных денежных средств может быть необходимость сберегать часть получаемой прибыли в виде амортизационных отчислений, предназначенных для покрытия затрат на капитальное благо. Другим источником может быть собственный капитал фирмы – в том случае, если фирма не может прибыльно его использовать сама. Например, в результате падения спроса на ее продукцию фирма решает несколько сократить производство и часть освободившихся денег отдает временно в долг на рынке капитала. Чем выше ставка процента, тем большая часть операций фирмы окажется неприбыльной, и большее количество денег фирма согласится отдать в долг.

Владелец фирмы (как потребитель) в случае получения высокой прибыли может принять решение не тратить ее на собственные нужды, а использовать для получения дополнительного дохода. Например, отдать в долг на рынке капитала для получения прибыли в виде процентов (см. рис. 4).

 

 

Рис. 4 Структура капитала предприятий Вологодской области (в % к общему объему)

Потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохода, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы.

Во-первых, они могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем - делать сбережения на старость. Потом они смогут увеличить свой уровень потребления за счет расходования этих сбережений.

Во-вторых, потребители могут откладывать деньги на покупку дорогостоящих товаров. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги - то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов.

В хозяйстве могут существовать владельцы денежных капиталов, которые используют их только для получения прибыли в виде процента и отдают деньги в долг, - таких людей называют рантье. После возвращения ссуды он снова отдает деньги в долг и, таким образом, опять выступает в качестве кредитора. Рантье могут быть "вечными" продавцами или кредиторами на рынке капитала.

Таким образом, предложение заемных средств отчасти образуется за счет того, что у фирм и у потребителей образуются временно "лишние" денежные запасы.

Равновесие на рынке капитала. Итак, на рынке капитала существуют некоторые кривые спроса и предложения. Пересечение этих кривых определяет равновесную ставку процента (рис. 5). Эта ставка определяет, какая часть потребителей и фирм, которые могут быть либо кредиторами, либо заемщиками, выступит в качестве первых, а какая - в качестве вторых.

Равновесие на рынке капитала может измениться при изменении любого из обстоятельств, определяющих положение кривых спроса и предложения.

 

 

 

Рис. 5. Равновесие на рынке капитала

 

Поскольку одним из основных факторов является информация о будущем доходе (для потребителей) и спроса (для фирм), относительно быстро равновесие может изменяться в результате изменения ожиданий будущих событий. Например, если в хозяйстве распространится информация о грядущем экономическом кризисе или подъеме, потребители и фирмы могут резко изменить свое поведение на рынке капитала.

В более длительном периоде равновесие может смещаться в результате изменения, например, степени бережливости потребителей (если люди будут менее заинтересованы в текущем потреблении и захотят больше денег отложить "на потом", сохранить для детей и т.д.). Или по мере увеличения доходов потребителей (если люди будут становиться богаче, они смогут откладывать большие суммы, например, собирать деньги не на покупку велосипеда, а на покупку яхты или коттеджа). Или просто по мере роста хозяйства - чем больше фирм и потребителей будет в экономике, тем большее количество участников будет на рынке капитала.

Посредники на рынке капитала. Любой рынок предполагает определенное место и время встречи продавцов и покупателей. Рынок капитала имеет свою особенность, которая заключается в том, что все фирмы и потребители, желающие дать или взять деньги в долг, готовы сделать это с различными суммами и на различный срок. Одни потребители хотят дать в долг на полгода, а другие – на два года. Одни фирмы хотят взять кредит на два месяца, а другие – на десять лет. У всех участников рынка в такой ситуации были бы огромные затраты, связанные с поиском партнера, у которого будет желание взять (дать) в долг необходимую сумму на нужный срок.

Одним из выходов из этой ситуации является появление посредников на рынке капитала, которые облегчат задачу поиска партнера для участников этого рынка. Отдельный посредник будет объединять все деньги, отданные в долг при равновесной ставке процента, в один большой «котел» и потом из этого котла раздавать нужные суммы всем желающим взять кредит. Он будет действовать в своих собственных интересах - ради получения прибыли. При этом, чтобы получить прибыль, он будет брать в долг по меньшей ставке процента, чем отдавать. Разница между ставками будет составлять его выручку, из которой он будет оплачивать все расходы по проведению операций и, возможно, получать прибыль.

У посредников на рынке капитала нет единого названия, что вызывается различными видами. Одним из основных видов посредников на рынке капитала могут быть банки, которые сочетают выдачу ссуд с выполнением двух других важных функций: обеспечения безопасности операций с деньгами и обслуживания безналичного оборота денег. Эту функцию могут выполнять пенсионные фонды, которые принимают сбережения потребителей для последующей выплаты им пенсии и отдают их в долг на рынке капитала.

 

Ø КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Постройте кривую спроса на капитал и кривую предложения капитала для предприятия, расположенного в Вашем районе.

2.Чтобы открыть собственное дело, начинающий бизнесмен взял в банке кредит в размере 100 тыс. руб. под 12 % годовых сроком на 1 год. Какую сумму денег должен вернуть бизнесмен банку по истечении срока?

3. Как влияет на рынок капитала однородность «товара», который на нем продается и покупается?

4. Назовите процентную ставку в Вашем районе.

 

Экономический словарь

Ссудный процент – это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного периода времени, цена, которую люди платят за то, чтобы получить ресурсы сейчас, а не в будущем.

Процентная ставка — это сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчете на определенный период (месяц, квартал, год).


ИНВЕСТИЦИИ

 

Инвестиции

Дисконтирование

 

С течением времени капитал может уменьшиться как в натуральной форме, так и в стоимостном выражении. Обесценение капитала получило название амортизации. Обесценение может быть обусловлено различными факторами. Так, различают физический и моральный износ капитала. В первом случае обесценение оборудования, зданий происходит в силу их физического снашивания (обветшания, поломки) в процессе производства и просто в силу времени под воздействием сил природы (ржавление, гниение и проч.). При моральном износе обесценение происходит в связи с появлением нового поколения техники, более производительной и дешевой в расчете на единицу мощности. В этом случае даже ни дня на работавший станок старого поколения мгновенно «теряет» свою стоимость.

Увеличение размеров производства за счет приращения элементов капитала называется капитальными вложениями, или инвестициями.

На каждом предприятии процессы инвестирования и амортизации происходят одновременно. Часть капитальных ресурсов снашивается и обесценивается, на их место поступают новые станки, инструменты, оборудование, и проч. В большинстве случаев инвестиции превышают по объему амортизацию, поскольку предприятие стремится не просто сохранить прежний уровень производства, а расширять и модернизировать его. Если из величины совокупных (валовых) инвестиций вычесть величину замещающих инвестиций (равных амортизационному обесценению капитала) то получим категорию, называемую чистыми инвестициями:

 

Чистые инвестиции = Валовые инвестиции – Амортизация;

Чистые инвестиции = Валовые инвестиции – Замещающие инвестиции.

 

Инвестиции могут быть классифицированы по разным признакам. Различают частные и государственные инвестиции в зависимости от того, кто именно является инвестором: частное лицо (частная фирма) или государство.

Таким образом, инвестиции – это процесс пополнения капитальных фондов или приток нового капитала. Инвестиции осуществляются потому, что новый капитал позволяет фирме увеличивать прибыль.

При инвестировании фирма решает вопрос: будет ли увеличение прибыли, приносимое инвестициями, больше стоимости затрат для них. Т.е., принятие любого инвестиционного решения включает в себя сравнение затрат с ожидаемым доходом, т.е. стоимости единицы капитала в настоящий момент с будущим доходом, приносимым этой единицей.

Методом сопоставления величин капитала в различные периоды времени, т.е. сегодняшних его затрат и будущих доходов является процедура дисконтирования.

Дисконтированная стоимость – это сегодняшнее значение любой суммы денег, которая, будучи вложенной на t лет под годовую процентную ставку (i), вырастет до значения Vt. Она рассчитывается по формуле:

где Vt – будущая ценность денег, инвестируемых сегодня,

t – период времени, лет,

i – процентная ставка.

 

Рассмотрим на конкретном примере, как определяется дисконтированная стоимость любого капитального товара (станка). Предположим, что предприниматель, купив станок и используя его в течение трех лет, намерен получить доход в размере 6500 д.е, причем этот доход распределяется: в первый год эксплуатации — 1500 д.е, во второй — 3000 д.е, в третий — 2000 д.е. Известно, что процентная ставка равна 8%. Тогда дисконтированная стоимость будет составлять:

 

Vp=(1500/(1+0,08)) + (3000/(1+0,08)2) + (2000/(1+0,08)3)=5540,З д.е.

 

Это означает, что предприниматель должен заплатить за станок 5540,3 д.е, чтобы через три года его использования получить доход 6500 д.е.

Таким образом, дисконтирование — это сопоставление сегодняшних затрат и будущих доходов.

Определение дисконтированной стоимости имеет существенное значение для принятия инвестиционных решений предпринимателем. Инвестировать необходимо только тогда, когда ожидаемые доходы будут выше, чем затраты, связанные с инвестициями.

Мировой опыт показывает, что вывод экономики из кризиса возможен, прежде всего, на базе инвестиций. Инвестиционная активность должна расти в первую очередь на действующих предприятиях, где шире возможности, как по увеличению капиталовложений, так и по ускорению их отдачи и повышению эффективности.

Тенденции в развитии регионального рынка капитала. Вологодская область отличается политической, социальной стабильностью.

Вхождение ее в тройку лидирующих регионов Северо-западного федерального округа (СЗФО) имеет объективную основу. Этому благоприятствуют выгодное географическое положение, исторически сложившееся размещение и развитие производительных сил, близость к наиболее емким рынкам России и рынкам стран Европы. В 2006 г. Вологодская область занимала второе место среди регионов СЗФО по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции.

По итогам 2006 года область занимала 5 место по инвестициям в основной капитал (табл. 2).

Таблица 2

Место Вологодской области в СЗФО в 2006 году

Показатель Показатели СЗФО всего В том числе Вологодская область Удельный вес области в СЗФО, в % Место Вологодской области в СЗФО
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 620,9 60,1 9,8  

 

Перемены в структуре инвестиций по формам собственности, обусловленные переходом к рынку, связаны с появлением новых собственников, новых инвесторов (табл. 3).

 

 

Таблица 3

Структура инвестиций по формам собственности (в % к итогу)

 

Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Государственная, в т.ч. 31,6 20,5 14,1 15,3 9,3 9,4 9,8
Федеральная 20,2 12,8 7,5 10,0 7,4 7,7 -
Субъектов РФ 11,4 7,7 6,6 5,3 1,9 1,7 -
Муниципальная 7,2 6,5 3,1 3,8 1,9 3,5 3,1
Частная 29,0 32,1 31,2 30,4 48,9 52,6 59,0
Смешанная российская 23,0 27,1 39,6 34,9 33,4 27,1 23,6
Совместная российская и иностранная   8,9   13,4   11,1   14,9   6,1   7,1   3,8
Прочая 0,3 0,4 0,9 0,7 0,4 0,3 0,7

 

В этой структуре характерным является устойчивое снижение доли государственных и рост частных инвестиций, при этом доля муниципальных собственников в этом процессе остается незначительной. Смена собственников неизбежно привела и к изменениям в структуре инвестиций по источникам финансирования (табл. 4).

Таблица 4

Структура инвестиций по источникам финансирования ( в % к итогу)

Показатели                    
Собственные средства, в т.ч. прибыль амортизация   67,2 - -   63,8 14,2 -   74,7 27,1 -   49,9 29,5 20,3   58,1 36,8 18,6   69,8 36,9 31,0   68,3 36,6 30,2   47,7 30,3 16,7   39,8 28,2 11,2   38,9 25,0 13,6
Привлеченные средства, в т.ч.   32,8   33,9   23,5   50,1   41,9   30,2   31,7   52,3   60,2   61,1
Бюджетные 29,5 14,2 16,2 20,6 15,0 10,0 8,3 5,6 6,3 5,0
Кредиты банков - - - 3,8 9,3 7,2 10,0 10,5 7,5 3,6
Средства других организаций - - -   3,8   1,6   0,4   1,1   0,6   0,7   0,9
Прочие, из них 3,3 19,7 7,3 21,9 16,0 12,6 12,3 35,6 45,7 51,6
Средства вышестоящих организаций   -   -   -   -   -   -   8,1   33,1   42,9   48,8
Полученные от долевого участия на строительство     -     -     -     -     -     -     2,0     1,5     1,0     1,9
От выпуска корпоративных облигаций   -   -   -   -   -   -   0,1   -   0,2   0,2

 

Значительным за период экономических преобразований было сокращение инвестиций в сельское хозяйство, в целом по стране они сократились почти в пять раз.

Доля инвестиций в строительство в области пока тоже остается на довольно низком уровне (ниже среднероссийского уровня), хотя данная отрасль имеет большое значение для активизации инвестиционной деятельности. Удельный вес инвестиций, направляемых в жилищное строительство в области, имеет тенденцию к снижению.

К отраслям, в которых наиболее активно происходит инвестиционная деятельность, относятся транспорт, торговля и общественное питание, что вполне соответствует приоритетам экономической политики региона.

Следует подчеркнуть, что снижение долей таких отраслей, как машиностроение, лесопромышленного комплекса, легкой промышленности выглядит удручающим, т.к. для развития этих отраслей в области есть все необходимые условия (природные ресурсы, квалифицированные трудовые ресурсы, научно-техническая база). При этом продукция этих отраслей ориентирована на внутреннего потребителя, поэтому их развитие будет способствовать процессам накопления на региональном уровне.

Территориальная структура инвестиций в регионе продолжает оставаться асимметричной, о чем свидетельствуют данные табл. 5.

 

Таблица 5


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.