Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп

2017-09-28 235
Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правило третьей линейки.

Рис. Написание штилей

При написании нот различной длительности и высоты существует правило написания штилей — до третьей линейки нотного стана штили пишутся вниз, от третьей линейки — вверх.

Кроме основных длительностей, в нотном письме применяются знаки, увеличивающие длительность:

  • точка — ставится справа от ноты и увеличивает ее длительность на половину;
  • две точки — увеличивают длительность ноты на половину и еще на четверть;
  • лига — вогнутая линия, связывающая рядом стоящие звуки одной высоты, при этом продолжительность звучания будет равна сумме залигованных нот;
  • пауза — перерыв в звучании называется паузой, паузы имеют такие же длительности, как и ноты (рис. 1.6).

Рис. Паузы различной длительности

Для того чтобы закрепить за линиями и промежутками нотного стана определенную высоту звука, существуют ключи. В настоящее время применяются три основных ключа:

  • скрипичный ключ, или ключ соль (рис. 1.7) — означает, что на второй линейке нотного стана пишется звук соль первой октавы;
  • басовый ключ, или ключ фа (рис. 1.8) — означает, что на четвертой линейке нотного стана пишется звук фа малой октавы;

Рис.. Скрипичный ключ

Рис.. Басовый ключ

ключи до (рис. 1.9) — означает, что на линии, попадающей на середину ключа, пишется звук до первой октавы. Этот ключ применяется гораздо реже, чем скрипичный и басовый, и предназначен, в основном, для того, чтобы уменьшить количество дополнительных линеек.

Рис.. Альтовый к люч

Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп

Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метр.

Сильная доля — это ударная доля или более громкая по отношению к слабой доле.

Существуют простые и сложные метры. Простые метры бывают двух видов: двухдольные и трехдольные. Двухдольный метр содержит одну сильную долю и одну слабую, трехдольный, размер — одну сильную и две слабые.

Сложные метры происходят от слияния простых, например если соединить двухдольный метр и трехдольный получится пятидольный и т. д. (рис. 1.10).

Интервалы

Интервал — сочетание двух звуков, взятых одновременно или по очереди. Звуки интервала, взятые поочередно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основание, верхний - вершина. Мелодические интервалы могут быть восходящими и нисходящими. Для названия интервалов применяются числительные на латинском языке, которые обозначают, какая по счету ступень будет вершиной интервала):

  • прима — 1, первая ступень (звучание двух звуков в унисон);
  • секунда — 2, вторая;
  • терция — 3, третья;
  • кварта — 4, четвертая;
  • квинта — 5, пятая;
  • секста — 6, шестая;
  • септима — 7, седьмая;
  • октава — 8, восьмая.

Качественная величина интервала обозначается словами: чистая, малая, большая, уменьшенная, увеличенная. Между основными ступенями звукоряда образуются следующие интервалы.

         
  Название Обозначение Количественная величина  
  Чистая прима 4.1 0 тонов  
  Малые секунды м.2 0,5 тона  
  Большие секунды 6.2 1 тон  
  Малые терции М.З 1,5 тона  
  Большие терции Б.З 2 тона  
  Чистая кварта 4.4 2,5 тона  
  Увеличенная кварта ув.4 3 тона  
  Уменьшенная квинта ум. 5 Зтона  
  Чистые квинты 4.5 3.5 тона  
  Малые сексты м.6 4 тона  
  Большие сексты 6.6 4,5 тона  
  Малые септимы м.7 5 тонов  
  Большие септимы 6.7 5,5 тонов  
  Чистые октавы ч.8 6 тонов  
         

Все перечисленные интервалы (рис. 1.16) называются основными или диатоническими и образуются между ступенями натурального мажора и минора.

Каждый диатонический интервал может быть увеличен или уменьшен. Сделать это можно путем понижения или повышения одной из ступеней интервала на полутон. Такие интервалы называются хроматическими (рис. 1.17).

 

Консонансы звучат мягко, пусто, чисто. Диссонансы – резко.

 

Интервал квинта.

Интервал ч.5 охватывает пять ступеней и содержит 3 с половиной тона. Чистую квинту образыют I и V ступени лада, т.е. крайние звуки тонического трезвучия. В одноименных тональностях её образуют одинаковые звуки. Ч.5 звучит широко, пусто, спокойно.

 

 

Рис.11

 

Интервал терция на I ступени в мажоре.

 

Интервал терция охватывает 3 ступени. Большая терция – б.3 - содержит 2,5 тона, а малая – м.3 – 2 тона. На I ступени в мажоре строится большая терция, а в миноре - малая. Терция – начало трезвучия: б.3 – мажорного, м.3 – минорного.

 

Рис.12

 

Интервал кварта.

 

Интервал кварта охватывает 4 ступени. Чистая кварта содержит 2,5 тона. Ч.4 на V звучит твердо, устойчиво. В одноименных тональностях её образуют одинаковые звуки.

 

 

Рис.13

 

Интервал секунда.

 

Интервал секунда охватывет две соседние ступени. Большая секунда (б.2) – содержит 1 целый тон, малая (м.2) – полутон.

Интервал секунда всегда звучит неустойчиво и требует разрешения. Малая секунда звучит более остро, чем большая.

 

 

Рис.14

 

Размер такта 4

 

Размер 4 – сложный, поскольку каждый такт как бы состоит из двух

 

простых по 2. Таким образом, в такте 4 доли, и каждая длится четверть

 

(один удар). Первая доля – сильная, вторая – слабая, третья – относительно сильная, четвертая – слабая.

 

 

Рис. 15

 

Интервал терция на I, III, IV и V.

 

В мажоре на I, IV и V строятся б.3, а на III – м.3.

 

 

Рис.16.

В миноре на I, IV и V строятся м.3, а на III – б.3.

 

 

Рис.17

 

 

Интервал секста.

 

Интервал секста охватывает 6 ступеней. Звучит широко и мелодично. Большая секста (б.6) содержит 4.5 тона и звучит светло, мажорно. Малая секста (м.6) содержит 4 тона и звучит мягко, минорно.

В мажоре на I и V строится б.6, а на III – м.6.

В миноре на I и V строится м.6, а на III – б.6.

 

Обращение интервалов

 

Перемещение звуков интервала, верхнего на октаву вниз или нижнего на октаву вверх, называется обращение интервалов. В результате обращения такого интервала возникает новый интервал. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые — в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные и наоборот. Если сложить такой интервал, то его обращение получится октава, т. е. количественная величина будет равна шести тонам.

1 2 3 4 5 6 7 8

8 7 6 5 4 3 2 1

 

Рис.18

Аккорды. Трезвучия.

Аккорд – сочетание трех и более звуков. Аккорд строится и читается всегда от нижнего звука вверх.

Трезвучие — сочетание трех звуков, расположенных по терциям. Трезвучия бывают четырех видов:

  • мажорное трезвучие, или большое, состоит из б.3 + м.З
  • минорное трезвучие, или малое, состоит из м.З + б.З
  • увеличенное трезвучие состоит из б.З + б.З
  • уменьшенное трезвучие

 

Если звуки трезвучия или любого другого аккорда расположены только по терциям, такой вид аккорда называется основным. Нижний звук трезвучия в основном виде называется примой, средний терцией и верхний квинтой.

Обращения трезвучий.

Трезвучия, так же как интервалы, имеют обращения, которые получаются от переноса нижнего звука на октаву вверх. Каждое трезвучие имеет два обращения.

Первое обращение тонического трезвучия (Т53) называется тонический секстаккорд, второе – тонический квартсекстаккорд.

Секстаккорд (Т6) строится на терцовом тоне Т53, т.е.на III ступени лада, и состоит из терции и кварты. Его крайние звуки образуют сексту.

Квартсекстаккорд (Т64) – строится на квинтовом тоне Т53, т.е. на V ступени лада, и состоит из кварты и терции.

 

Рис.19

Главные ступени лада

К ним относятся:

I – тоника (Т)

IV – субдоминанта (S)

V – доминанта(D)

Главные трезвучия

 

Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях мажора и минора, называются главными трезвучиями и имеют свои названия:

  • трезвучие I ступени — тоническое (Т);
  • трезвучие IV ступени — субдоминантовое (S);
  • трезвучие V ступени -- доминантовое (D).

В миноре трезвучия обозначаются маленькими буквами -- t, s, d.

В гармоническом миноре из-за повышенной VII ступени D 53 чаще всего встречается в гармоническом виде (мажорное).

 

Рис. 21

Секвенция

Это мелодия, состоящая из одного мотива (звена секвенции), которая повторяется от разных ступеней тональности. Секвенция может излагаться вверх или вниз, возможно проведение от каждой ступени, либо через ступень. Секвенция бывает точная, бывает варьированная.

 

Рис. 22

 

 

 

Рис. 20

 

Трезвучия, построенные на всех остальных ступенях мажора и минора, называются побочными.

Рис. 21

Разрешение субдоминантового трезвучия.

Субдоминантовое трезвучие (S53) – неустойчивое. Оно разрешается в T6. При этом устойчивы звук (I) остается на месте, а два других идут на ступень вниз.

 

Рис.23

 

Разрешение доминантового трезвучия.

 

D53 звучит еще более неустойчиво. Оно разрешается в T 64. При этом устойчивый звук (V) остается на месте, а два других идут на ступень вверх.

 

 

Рис.24

 

Одноименные трезвучия.

 

Мажорное и минорное трезвучия с одной тоникой называются одноименными.

 

Рис.25

 

Тритоны.

 

Это особая категория интервалов. К ним относятся увеличенная кварта (ув. 4) - охватывает четыре ступени - и уменьшенная квинта (ум.5) – охватывает пять ступеней. При этом оба интервала содержат ровно по три тона.

Ув. 4 и строится на IV, а ум.5 на VII в мажоре и гармоническом миноре. В одноименных тональностях образуется одинаковыми звуками. Звучат резко, неустойчиво. Разрешаются по ладовому тяготению, кварта как бы раскрывается, квинта - закрывается:

 

Рис.32

 

Ув.4 обращается в ум.5 и наоборот.

 

Рис.33

 

 

Уменьшенное трезвучие.

 

Трезвучие, состоящее из двух малых терций, называется уменьшенным, так как его крайние звуки образуют ум.5. Строится только на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре. В одноименных тональностях образуется одинаковыми звуками. Разрешается в неполное Т53 с удвоением основного тона.

 

 

Рис.34

 

Ум. 53 входит в состав D7.

 

 

Рис. 35

 

Обращения D 53.

D6 - первое обращение D53.

 

D 53, как и всякое любое трезвучие, имеет два обращения. Первое называется доминантовый секстаккорд. Обозначается D6. Он строится на VII в мажоре и гармоническом миноре. Разрешается в Т53.

 

Рис.36

 

 

D64- второе обращение D53.

 

Второе обращение D53 называется доминантовый квартсекстаккорд. Обозначается D64. Он строится на II в мажоре и гармоническом миноре. Разрешается в Т56.

 

Рис.37

 

Обращения S53.

 

S 53 также имеет два обращения. Первое называется субдоминантовый секстаккорд. Обозначается S6. Он строится на VI и разрешается в Т64.

Второе – субдоминантовый квартсекстаккорд – S64. Он строится на I и разрешается в T 53.

 

 

Рис. 38

 

Каденция.

Возможны два варианта толкования этого слова. Первое – развернутый виртуозный пассаж в середине или ближе к концу инструментального концерта. Второе – музыкальный оборот, которым завершается музыкальная мысль (каданс).

 


 

Триоль.

 

Деление длительности на три равные части вместо обычный двух образует триоль.

 

 

Модулирующая секвенция.

 

Если тональность каждого звена секвенции не меняется, то секвенция называется однотональной (диатонической). Например, Шопен. Вальс до-диез минор, осн. тема.

 

Если тональность каждого звена секвенции меняется, появляются хроматические звуки, то секвенция называется модулирующей. Например, Гурилев, романс «Сарафанчик», К-Ф № 506.

 

Гармонический мажор.

 

Гармонический мажор – это мажор с пониженной VI ступенью. Его верхний тетрахорд совпадает с верхним тетрахордом одноименного гармонического минора. Благодаря одновременному присутствию свойств мажора и минора имеет необычное, красочное звучание, свойственное мелодике восточных песен.

 

Таблица аккордов.

Расположение в ладу Обозначения
I T53 ,S64
II D64, Ум.53, D43
III T6
IV S53, D2
V T64,D53, D7
VI S6
VII D6, Ум.53,D65

 

Субдоминантовые тритоны.

В натуральном миноре и гармоническом мажоре (в отличие от натурального мажора и гармонического минора) есть еще одна пара тритонов. Это ув.4 на VI и её обращение - ум.5 на II. Они получили название «субдоминантовые», так как хорошо сочетаются с IV ступенью в басу. Разрешаются также, как и «доминантовые» - противоположным и встречным движением голосов.

 

 

Старинные размеры.

Размер 2 – простой, двухдольный. В такте две доли, каждая

 

равна половинной. Дирижировать как на две четверти, только взмахи крупнее и темп медленнее.

 

Размер 3 – простой, трехдольный. В такте три доли, каждая равна 2

половинной. Дирижировать как на три четвери, только взмахи крупнее и темп медленнее.

 

Размер 6 -сложный, так как каждый такт в нем состоит из двух

простых тактов по три четверти. Дирижировать так же, как и на

6 8, только взмахи крупнее и медленнее.

 

 

Вводные септаккорды.

Септаккорд, строящийся на VII в мажоре и гармоническом миноре, называется вводным септаккордом. Обозначается DVII7.

В мажоре DVII7 состоит из двух малых и одной большой терций, а его крайние звуки образуют малую септиму. В этом случае он называется малым вводным септаккордом.

В гармоническом миноре DVII7 состоит из трех малых терций, а его крайние звуки образуют уменьшенную септиму. В этом случае он называется вводным уменьшенным септаккордом.

 

Разрешается двумя способами:

1) в T53 с удвоением терцового тона;

2)в D65 – внутрифункциональное разрешение.

 

 

Гармонический мажор.

Мажор с пониженной VI ступенью называется гармоническим, так как его верхний тетрахорд совпадает с верхним тетрахордом одноименного гармонического мажора.

 

В гармоническом мажоре, благодаря пониженной VI, образуются новые интервалы. Это – ув.2 на VI пониженной и ум.7 на VII (характерные интервалы), а также еще одна пара тритонов – ум.5 на II и ув. 4 на VI пониженной.

 

В гармоническом миноре, по сравнению с натуральным, изменяются и некоторые аккорды. Так, все субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, трезвучие на II ступени становится усеньшенным, а DVII7 – тоже уменьшенным вводным.

 

 

Пентатоника.

 

Пентатоника – особый натуральный лад, состоящий из 5 звуков. Он отличаеися от натурального мажора отсутствием IV и VII ступеней, а от натурального минопра – отсутствием II и VI. Таким образом, в пентатонике нет полутонов.

 

Период.

С

 

 

 

 

 

 

 

Правило третьей линейки.

Рис. Написание штилей

При написании нот различной длительности и высоты существует правило написания штилей — до третьей линейки нотного стана штили пишутся вниз, от третьей линейки — вверх.

Кроме основных длительностей, в нотном письме применяются знаки, увеличивающие длительность:

  • точка — ставится справа от ноты и увеличивает ее длительность на половину;
  • две точки — увеличивают длительность ноты на половину и еще на четверть;
  • лига — вогнутая линия, связывающая рядом стоящие звуки одной высоты, при этом продолжительность звучания будет равна сумме залигованных нот;
  • пауза — перерыв в звучании называется паузой, паузы имеют такие же длительности, как и ноты (рис. 1.6).

Рис. Паузы различной длительности

Для того чтобы закрепить за линиями и промежутками нотного стана определенную высоту звука, существуют ключи. В настоящее время применяются три основных ключа:

  • скрипичный ключ, или ключ соль (рис. 1.7) — означает, что на второй линейке нотного стана пишется звук соль первой октавы;
  • басовый ключ, или ключ фа (рис. 1.8) — означает, что на четвертой линейке нотного стана пишется звук фа малой октавы;

Рис.. Скрипичный ключ

Рис.. Басовый ключ

ключи до (рис. 1.9) — означает, что на линии, попадающей на середину ключа, пишется звук до первой октавы. Этот ключ применяется гораздо реже, чем скрипичный и басовый, и предназначен, в основном, для того, чтобы уменьшить количество дополнительных линеек.

Рис.. Альтовый к люч

Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп

Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метр.

Сильная доля — это ударная доля или более громкая по отношению к слабой доле.

Существуют простые и сложные метры. Простые метры бывают двух видов: двухдольные и трехдольные. Двухдольный метр содержит одну сильную долю и одну слабую, трехдольный, размер — одну сильную и две слабые.

Сложные метры происходят от слияния простых, например если соединить двухдольный метр и трехдольный получится пятидольный и т. д. (рис. 1.10).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.