Вопрос 2. Реформа судебной системы РФ. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Вопрос 2. Реформа судебной системы РФ.

2017-09-28 215
Вопрос 2. Реформа судебной системы РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С 06.08.2014г. Высший Арбитражный суд РФ (далее – ВАС РФ) прекратил свое существование. Суть проводимой реформы и изменений АПК РФ сводятся к тому, что единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам становится Верховный суд РФ (далее – ВС РФ).

Ранее для этих целей Федеральным конституционным законом № 3-ФКЗ от 05.02.2014 г. “О Верховном суде Российской Федерации” была изменена структура и полномочия ВС РФ и, среди прочего, в составе суда была образована Судебная коллегия по экономическим спорам.

Согласно поправкам в АПК РФ с 06.08.2014 г. изменяется процедура кассационного и надзорного производства по арбитражным делам в ВС РФ, изменяется компетенция Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.

В результате изменения АПК РФ в процедуре рассмотрения дела появляется “ вторая кассационная инстанция ”.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, которые были предметом обжалования в кассационной инстанции, и судебные акты кассационной инстанции могут быть обжалованы в Судебную коллегию ВС РФ в порядке кассационного производства.

Т.е., после рассмотрения дела в арбитражном суде округа (“первая кассационная инстанция”) стороны вправе обратиться с жалобой в Судебную коллегию ВС РФ (“вторая кассационная инстанция”).

Срок для подачи жалобы составляет два месяца со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта.

Поступившие кассационные жалобы подлежат предварительному изучению судьей ВС РФ в течение двух месяцев, а если дело было истребовано, в течение трех месяцев, со дня поступления жалобы в ВС РФ. По результатам предварительного изучения судья должен вынести определение о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ или об отказе в передаче.

В последнем случае Председатель ВС РФ или заместитель Председателя ВС РФ может не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ, вынести определение о его отмене и передаче кассационной жалобы для рассмотрения Судебной коллегией ВС РФ.

Кассационная жалоба подлежит рассмотрению в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения определения о передаче жалобы для рассмотрения в заседании Судебной коллегии ВС РФ.

Полномочия “второй кассационной инстанции” по результатам рассмотрения жалобы аналогичны тем, которые предоставлены в настоящее время арбитражным судам округов при рассмотрении дела в кассационной инстанции.

Однако в отличие от нынешних оснований для отмены или изменения обжалуемых решений в кассационном производстве, Судебная коллегия ВС РФ сможет отменить или изменить судебный акт нижестоящего суда, только если имели место существенные нарушения норм материального права и (или) процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора

Определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства, могут быть предметом обжалования в порядке надзора в Президиуме ВС РФ.

Исходя из буквального значения положений закона, предметом обжалования в Президиум ВС РФ может быть только определение Судебной коллегии ВС РФ, вынесенное по существу спора.

В остальном процедура рассмотрения надзорной жалобы, равно как и основания для отмены или изменения решений в порядке надзора не претерпели изменений.

Таким образом, в результате внесенных в АПК РФ изменений:

· увеличиваются сроки возможных судебных разбирательств в связи с появлением дополнительной стадии. Вместе с тем, учитывая двухступенчатую систему рассмотрения жалобы в Судебной коллегии ВС РФ, она, по сути, призвана заменить существующую в настоящее время надзорную инстанцию и сократить перечень дел, которые могут быть переданы в Президиум ВС РФ;

· усиливается субъективизм рассмотрения дел в связи с (а) индивидуальным предварительным изучением жалобы и (б) появлением дискреционных полномочий у Председателя ВС РФ и его заместителей.

Переходные положения:

В целях обеспечения преемственности и непрерывности рассмотрения дел, закон, вносящий изменения в АПК РФ, закрепил переходные положения, определяющие судьбу заявлений, которые будут находиться в производстве ВАС РФ на 06.08.2014 г. (дата вступления закона в силу). Так, заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора, которые поступили в ВАС РФ и в отношении которых на 06.08.2014 г. не вынесено определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ, подлежат передаче в Судебную коллегию ВС РФ для рассмотрения по правилам “второго” кассационного производства. Дела, по которым вынесены определения об их передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебных актов, будут переданы в Президиум ВС РФ для рассмотрения в порядке надзора.

Разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда РФ.
(ст. 3 Федеральный конституционный закон от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)
Электронная база ВАС РФ

Одним из несомненных достоинств арбитражного правосудия является его прозрачность, которая обеспечивается работой системы “Электронное правосудие” в том числе ее модуля “Картотека арбитражных дел” (КАД). В рамках судебной реформы предполагается провести интеграцию КАД с ГАС “Правосудие” (электронная база судов общей юрисдикции.

 

Вопрос 3. Понятие арбитражных судов и их системы

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону "Об арбитражных судах в РФ" № 1-ФКЗ арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ.

Образование и регулирование деятельности АС относится к ведению РФ.

Соответственно, субъекты РФ не вправе создавать какие-либо судебные органы, рассматривающие экономические споры, отнесенные к подведомственности арбитражных судов.

Полномочия, порядок образования, деятельности, порядок судопроизводства в арбитражных судах РФ устанавливаются:

1. ФК законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе РФ"

2. ФК законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ"

3. ФКЗ «О Верховном суде РФ» № 3-ФКЗ от 05.02.2014г

4. Арбитражным процессуальным кодексом РФ

5. и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Если международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора.

Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела.

Согласно ст. 1 АПК РФ Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в РФ … путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции АПК РФ и другими ФЗ, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Согласно ст. 4 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" Арбитражные суды в РФ осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции….

Таким образом, Компетенция АС: рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан - индивидуальных предпринимателей, а также РФ, субъекта РФ, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Основные принципы деятельности арбитражных судов в РФ перечислены в ст. 6 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ"

Деятельность арбитражных судов в РФ строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.