Суметь взять протянутую руку — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Суметь взять протянутую руку

2017-09-28 201
Суметь взять протянутую руку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вы когда-нибудь смотрели в глаза грудному младенцу? Не приходится сомневаться, что вы нежно ему улыбнулись или стали приговаривать ласковые слова на «детском» языке, стараясь вызвать его реакцию.

В ходе одного эксперимента, поставленного в американском университете Вирджинии, Мэри Эйнсворт предлагала взрослым смотреть на младенцев, которым тогда исполнилось несколько недель, не демонстрируя при этом никаких эмоций. Младенцы сперва проявляли любопытство, но очень скоро начинали выказывать признаки беспокойства, а по прошествии полутора минут – прямо-таки отчаяния, если взрослый упорствовал в своем нежелании реагировать и вступать в контакт…[102]

Сегодня мы знаем, что мозгу млекопитающих и, в частности, человека для развития и регулирования нейронных связей требуется этот постоянный обмен сигналами, эта передача эмоций. Исследователь и психотерапевт Дэниел Дж. Сигел из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе называет изучение такого обмена сигналами «межличностной нейробиологией»[103]. Возьмем ребенка, на которого не обращают внимания или которому подают искаженные либо извращенные сигналы, – он сразу же ощутит растерянность и подавленность. Если такая разрегулированная коммуникация будет продолжаться, возможно развитие недостатка самоуважения, а то и появление ощущения стыда.

В разных направлениях психотерапии это приняли во внимание: исправление, восстановление «Я» проходит через отношения с терапевтом. Эти отношения воздействуют на нейроны, как новый регулятор мозга: речь идет о корректирующем эмоциональном переживании. Долгое время психоанализ требовал от своих аналитиков соблюдения правила: быть как можно более молчаливыми и нейтральными в отношениях с пациентами, не откликаться на их просьбы об утешении и поддержке, словно бы завязывание более «человеческих» отношений представляло какой-то риск. И то, что психоаналитик сидел позади пациента, также способствовало сохранению этой дистанции. Так вот, пациенты чувствовали себя так же, как младенцы при виде ничего не выражающего лица. А самая частая жалоба на психоаналитика всегда звучала как: «Он почти не говорит со мной!»

В Соединенных Штатах я восемь лет ходил на сеансы к женщине-психоаналитику, которая потом стала президентом Американской психоаналитической ассоциации. На протяжении всех первых четырех лет мы с ней следовали протоколу, требующему соблюдения дистанции. А потом однажды в ходе сеанса я вспомнил о банальном детском огорчении, о моменте, когда я ощущал себя непонятым, когда никто меня не утешил, не поддержал. В это мгновение я ощутил потребность, чтобы мой психоаналитик исправил прошлое, протянул мне руку.

Женщина-психоаналитик, сидя позади меня, ничего не сказала. Разумеется, я знал правило психоаналитиков, запрещающее физический контакт. Однако же, несмотря на страх оказаться отвергнутым вторично, я через голову протянул ей руку и попросил ее дать мне свою. Долгие секунды длилось молчание, а потом послышалось легкое шуршание ткани, и я почувствовал, как ее рука прикасается к моей. В этот самый момент вся моя боль разом вышла наружу, без слов, без образов, с одними лишь глубокими рыданиями, которые мне показались бесконечными. А потом все вернулось к прежнему порядку, и мы даже не обменялись ни единым словом. Никогда я так не плакал. Эти слезы мне были очень полезны.

Пятнадцать лет спустя я получил письмо по электронной почте от той женщины-психоаналитика, – мы с ней не встречались со времени окончания анализа. Она прочитала одну опубликованную мной статью и спрашивала, как у меня дела. А дальше добавляла, что зачастую мы не можем вполне контролировать процесс терапии и что ее самое сильное воспоминание от наших сеансов – это как раз тот момент, когда мы протянули друг другу руки. И у нее было ощущение, что и для меня это, без сомнения, так же. Конечно, она была права.

Человеческие отношения, подлинные и искренние, сыграли гораздо большую роль, чем все теории. И в этом сердечном контакте, как это происходит с младенцами, что-то выросло во мне.

Июнь 2007

 

Я тебя люблю

 

Сказать: «Я тебя люблю», – все равно что сказать: «Я хочу быть с тобой, а когда тебя нет рядом, мне плохо и мне тебя не хватает». Сказать: «Я люблю тебя», – значит сказать: «Когда я смотрю на тебя, что-то смягчается во мне, и я хочу обнять тебя и прижать к себе».

Это значит сказать вместе с индейцами яномами: Ya pihi irakema – «Я заразился твоим существом». Это значит сказать: «Часть тебя вошла в меня и живет во мне. Потому что я вижу тебя во сне, потому что я ощущаю твое присутствие, даже когда тебя нет рядом. Потому что я больше не могу представить себе, как это – жить без тебя».

И после того как мы искренне говорили все это, вкладывая в слова всю душу, после того как мы в основном повторили это в загсе или в мэрии, мы разводимся больше чем в половине случаев. Так что же нам следует сказать себе, чтобы узнать, уготована ли нашему союзу долгая жизнь?

Лаборатория любви в Сиэтле (Love Lab), созданная Джоном и Джулией Готтман, изучает жизнь пар в долгосрочной перспективе[104]. Они стремятся понять, что отличает прочные и гармоничные союзы от тех, которые (иногда ярко и сладостно) вспыхивают и сразу гаснут.

По данным этой лаборатории, для прочного брака нужно, чтобы оба партнера честно и искренне ответили «да» на три вопроса – простых только с виду.

 

1. Хотели бы вы дружить с этим человеком?

Иными словами, могли бы у вас с этим человеком быть насыщенные и плодотворные отношения, если бы вы не были сексуальными партнерами и не собирались заводить детей? Такой вопрос сразу же исключает всех тех, с кем нас связывают в первую очередь физическое влечение или планы, не привязанные к обыденной реальности повседневной жизни. Когда я говорю: «Я тебя люблю», говорю ли я при этом: «Мне нравится жить рядом с тобой, даже если мы не ласкаем друг друга и не строим общие планы на будущее?»

 

2. Уважаете ли вы этого человека как личность (с собственными предпочтениями, образом жизни, ценностями)?

Иными словами, принимаете ли вы его взгляд на мир и других людей независимо от его поведения по отношению к вам? Это позволяет нам оценить, любим ли мы другого человека не только за то, что он нам дает (и что может закончиться), но и за то, как он взаимодействует с миром (а это может продолжаться вечно). Говорим ли мы: «Я люблю тебя», чтобы сказать: «Я люблю тебя как подарок миру, каковым является уже одно твое присутствие в нем?»

 

3. Готовы ли вы смириться с тем, что некоторые недостатки никогда не исчезнут?

Недостатки, которые уже сейчас раздражают вас изо дня в день, почти наверняка и дальше заставят скрипеть и громыхать «рабочий механизм» вашей пары: привычка разбрасывать вещи или потребность непременно встречаться с друзьями каждые выходные…

Хочу ли я сказать своим «Я люблю тебя», что «Мне удалось убедить себя: со временем все, что меня не устраивает, сгладится»? Или я могу сказать: «То, что я люблю в тебе, так мощно, так уникально и так желанно, что я люблю тебя, несмотря на все то, что не соответствует и всегда будет не соответствовать моему представлению об идеале?» Могу ли я сказать себе с предельной откровенностью, что люблю тебя с твоей правдой?

Что касается меня, то я радуюсь, когда можно вот так соединить романтику и реальность. Мне нравится, когда любовь занимает подобающее ей место: ногами стоит на земле, а головой достает до звезд.

 

Давайте помечтаем

 

Пьер Раби[105]– невысокий, скромного вида человек, внешность которого ничего не говорит ни о масштабности мышления, ни о силе характера. В двадцатилетием возрасте он приехал из Алжира во Францию и обосновался в департаменте Ардеш на ферме, которая никому была не нужна. Через несколько лет этот неприветливый клочок каменистой земли превратился в зеленый оазис.

С тех пор он выучил тысячи крестьян, бедных и богатых, из Центральной Африки, стран Магриба и Восточной Европы. Его задачей было показать им, как на трудной для обработки земле вести хозяйство без удобрений и пестицидов, которые зачастую слишком дороги, и как оставаться независимым от экономических процессов. Он учил крестьян не слушать западных инженеров-агрономов, которые отговаривали их даже пытаться что-то сделать[106]. «Если бы и правда можно было обрабатывать эту землю без химии, – говорили агрономы, – мы бы об этом знали!»

Однако Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2003 году, а потом и Организация Объединенных Наций (ООН) в 2007 году уже публиковали доклады[107]о том, что биологическое земледелие могло бы удовлетворить все потребности нашей планеты в пище, при этом оно экологически безопасно и адаптировано к специфическим условиям местности. Это правда, но никто этого не делает…

Марк Герзон – воплощение образа положительного американца. Шестьдесят лет, ясный взгляд, элегантный силуэт Пола Ньюмана, хорошо поставленный голос, проницательный ум ученого. Уже тридцать лет он посвящает себя преподаванию методов эффективного ведения переговоров и разрешения конфликтов – как между профсоюзами и работодателями, так и между враждующими племенами где-нибудь в Конго или в Мали.

Он рассказывает, как его коллега из Гарвардского университета, профессор Уильям Ури, основатель знаменитого Гарвардского переговорного проекта (Harvard Negotiation Project [108]), несколько месяцев перед началом войны в Ираке днем и ночью сидел на телефоне. Своими проверенными методами он добился от основных участников необходимых уступок, чтобы разрешить конфликт мирными средствами. А потом частные экономические интересы и демонстративные публичные жесты политиков, драпирующихся в тогу защитников национальной чести – как в Вашингтоне, так и в Багдаде, – все-таки возобладали над разумом.

Как утверждает сегодня авторитетная международная организация Институт Востока и Запада (East West Institute [109]), достаточно простые техники ведения переговоров могут позволить избежать конфликтов во всех сферах и установить мир. Это правда, но никто этого не знает…

В медицине вполне ясно продемонстрировано, что лекарства, уменьшающие уровень холестерина и снижающие смертность от болезней сердца, эффективны только в пятнадцати процентах случаев. В оставшихся восьмидесяти пяти процентах они не приносят никакого результата.

Зато физические упражнения и поступление омега-3 с пищей гораздо эффективнее лекарств[110]. И даже эффективнее установки стента (внутреннего протеза для поддержания открытым просвета сосуда) для расширения коронарных артерий[111]. Также было доказано, что употребление в пищу рыбы (жирной), по крайней мере раз в неделю, наполовину снижает риск болезни Альцгеймера[112]. А регулярное употребление некоторых фруктов и овощей, если к этому добавить еще и немного физической активности, почти наполовину (на сорок процентов) снижает риск возникновения рака, который весьма высок в западных странах, в том числе во Франции[113]. Умеренная физическая активность обладает такой же эффективностью, как и антидепрессанты[114]. А такие простые техники, как сосредоточение на своем дыхании, позволяют унять тревогу и даже стимулируют иммунную систему[115]. Это правда, но никто этого не знает…

Голод, войны, болезни. Три величайшие язвы человечества. Нам неустанно твердят, что мы перед ними бессильны и что решения можно ждать лишь от экспертов и крупных производителей. А может быть, это не так? А может быть, ресурсы нашей земли, ресурсы нашей психики, ресурсы нашего тела гораздо мощнее и гораздо лучше приспособлены для решения наших проблем, чем мы думаем?

Именно на такую мысль наводят все эти недавно полученные результаты. И этим новым веяниям, этой надежде на более человечное будущее я и хочу верить. Чтобы эта надежда помогла заново вернуть каждому из нас чувство – вполне законное! – что мы все можем своими решениями создать мир, более приближенный к тем ценностям, которые нас объединяют.

Январь 2008

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.