Модудь 1. Общие представления о методологии науки — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Модудь 1. Общие представления о методологии науки

2017-09-28 732
Модудь 1. Общие представления о методологии науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Науковедческие основы методологии

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Можно ли считать деятельность целесообразной, если нет уверен­ности в правильности или реальной достижимости поставленной цели?

2. Как соотносятся в педагогической деятельности цели и задачи?

3. Полезны ли в практической и исследовательской работе цели-иде­алы, которые полностью осуществить невозможно?

4. Согласны ли вы со следующими высказываниями: «Цель оправды­вает средства», «Цель определяет содержание и средства деятельности», «Великая энергия рождается только для великих целей»?

5. Попытайтесь выстроить «дерево целей» (по существу — систему за­дач) для психолого-педагогического исследования на тему «Пути пре­одоления перегрузки старшеклассников учебной работой» (тему можно изменить).

Тема 2. Методология научно-педагогического исследования.

Основные категории и язык педагогики

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Чем отличается категория от понятия? Перечислите основные категории педагогики.

2. Что такое содержание и объем понятия?

3. Структура научного знания. Какие элементы она включает.

4. Что такое закон? Почему в гуманитарной сфере чаще говорят о закономерностях, а не о законах.

Модуль 2. Методология научного исследования

Тема 3. Логическая структура исследования

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Объясните различия понятий: проблема, вопрос, проблемная ситу­ация.

2. Является ли проблема:

а) отражением знания;

б) отражением незнания или непонимания;

в) отражением возможных «точек роста» научного или практического знания;

г) выражением субъектного состояния исследователя (озадаченно­сти, удивления)?

3. Проведите примерную конкретизацию следующих тем психолого-педагогических исследований:

а) роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности уча­щихся;

б) развитие интеллектуальной одаренности в раннем юношеском
возрасте;

в) проблемы школьной отметки;

г) отношения сотрудничества в педагогическом процессе.

4. Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педа­
гога: достижение успеха; возникшие трудности, которые удалось пре­
одолеть; неудачи?

5. В психолого-педагогических исследованиях нередко возникают за­труднения при определении и разграничении объекта и предмета. Объяс­ните начинающим исследователям в популярной форме различия между объектом и предметом исследования.

6. Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, пред­мет) идет речь в следующих фрагментах:

коллектив педагогов и учащихся средней школы № 25 г. Тюмени;

процесс становления гимназии на базе средней школы с профиль­ным обучением;

психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хро­нически больных детей в оздоровительно-образовательном центре;

зависимость между стилем педагогического общения учителя и уча­щихся и успешностью учебной деятельности.

3.Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в
следующих исследовательских темах:

формирование артистизма как элемент подготовки будущего педа­гога;

готовность к саморазвитию как цель образования;

использование новых информационных технологий в проблемном обучении.

7. Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в
котором выделен следующий предмет:

педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических сис­тем образования (в частности, вальдорфской школы Р. Штайнера) к осо­бенностям российской действительности?

Тема 4. Взаимосвязь предмета и метода. Классификация

Методов исследования

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте сущность понятия «метод» в широком и узком смысле этого слова. Дайте определение понятию «научный метод».

2. Раскройте специфику научного познания и его основные отличия от стихийно-эмпирического.

3. На какие основные группы, в соответствии с классификацией В. П. Кохановского, разделяются методы научного познания? Охарактеризуйте каждую из групп методов.

4. Приведите классификацию основных методов психологии и пе­дагогики по степени их общности.

5. Какие основные группы методов психолого-педагогического ис­следования вы знаете? Обоснуйте критерии, по которым выделе­ны эти группы методов.

6. Перечислите известные вам общенаучные логические методы и приемы познания, раскройте сущность каждого из них.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.