Человек и его потребности (сервисология) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Человек и его потребности (сервисология)

2017-09-28 230
Человек и его потребности (сервисология) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – приобретение студентами навыков анализа проблем потребностей человека на философском, психологическом и социологическом уровнях и развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, а также стимулирование интереса к анализу и оценке роли системы потребностей и способов их удовлетворения посредством экономической деятельности.

Задачи дисциплины — научить студентов:

- пониманию общих закономерностей исследования человека как целостности;

- работе с основными индивидуальными потребностями и психофизиологическими возможностями человека;

- пониманию связи системы потребностей с социальной активностью.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволят выпускникам успешно реализовывать себя в сфере сервиса, ориентироваться на профессиональные основы и на ценности жизни в условиях сложной и стремительно меняющейся действительности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Человек и его потребности (сервисология)» студент должен:

· знать:

- теорию потребностей как одно из важнейших направлений человекознания;

- основные психофизиологические возможности человека в связи с социальной активностью;

- историю развития классических идей духовно-культурной деятельности.

· уметь:

- раскрывать живую индивидуальность человека с учетом детерминант его активности;

- применять полученные знания в практической деятельности;

- классифицировать виды потребностей.


· получить навыки:

- обеспечения оптимальной инфраструктуры обслуживания системы человеческих потребностей с учётом социальных факторов;

- мониторинга социоприродных изменений человека с учётом социальной значимости нарождающихся потребностей;

- самореализации в преобразовательном социальном процессе современной России.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Комплексный подход к исследованию человека как целостности   - -      
2. Представление о человеке как социоприродном существе   - -      
3. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека   - -      
4. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере   - -      
5. Современные направления глобальной и социальной экологии   - -      
6. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности   - -      
7. Индивидуальные психические и физиологические особенности человека   - -      
8. Потребности человека и средства их удовлетворения   - -      
9. Структура бытового обслуживания с учетом природных и социальных факторов   - -      
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  
  Для заочной формы обучения
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Комплексный подход к исследованию человека как целостности.

Развитие представлений о человеке и его потребностях в истории философии. Антропогенез. Труд – главный фактор антропогенеза. Роль языка в формировании сознания предметно-практической деятельности. Самоценность человеческой жизни. Проблема смысла жизни. Человек и человечество в научном и вненаучном аспектах.

Семинарское занятие:

Вопросы к обсуждению:

1. Развитие представлений о человеке и его потребностях в истории философии.

2. Роль языка в формировании сознания предметно-практической деятельности.

3. Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни.

Литература:

1. Барулин, В. С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. – М.: Академкнига, 2002.

2. Григорьев, А. Д. Человек и его потребности (сервисология): учеб. пособие / А. Д. Григорьев. – СПб.: СПбГАСЭ, 2002.

3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999.

4. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007.

5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003.

 

Тема 2. Представления о человеке как социоприродном существе.

Общности и в тоже время различия его социальной сущности и биологической природы. Природа, сущность и предназначение человека, природное и общественное в человеке. Критический анализ биологических и социальных представлений о человеке. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Исторические типы личности, особенности их проявления в процессах взаимоотношений человека и общества. Личность и проблемы ценностных ориентаций.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Критический анализ биологических и социальных представлений о человеке.

2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

3. Исторические типы личности, особенности их проявления в процессах взаимоотношений человека и общества.

Литература:

1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2002.

2. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2000.

3. Первин, Л. А. Психология личности: теория и исследования / Л. А. Первин, О. Л. Джон. – М.: Аспект-пресс, 2000.

 

Тема 3. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека.

Потребности личности, понятие потребностей. Этапы формирования и функции потребностей. Классификация видов потребностей. Соотношение высших и низших потребностей. Преобразование низших и высших потребностей в истории человечества. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей. Потребность и мотивация деятельности человека.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы формирования и функции потребностей.

2. Классификация видов потребностей.

3. Соотношение высших и низших потребностей.

4. Потребность и мотивация деятельности человека.

Литература:

1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2002.

2. Марченко, Т. А. Потребность как социальное явление / Т. А. Марченко. – М.: Высшая школа,1990.

3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999.

4. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007.

5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003.

 

Тема 4. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

Феномен идей В. Н. Вернадского: биосфера. Функции живого организма, закон сохранения (бережливости). Ноосферные мировоззрения – альтернатива потребительскому антропоцентризму. Экологический реализм конца ХХ века. Пути поддержания экологической безопасности человечества. Феномен жизни и человек. Жизнь в биосфере. Растительная и животная жизнь. Человек как неспециализированное существо.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Феномен идей В. Н. Вернадского: биосфера.

2. Ноосферные мировоззрения – альтернатива потребительскому антропоцентризму.

3. Человек как неспециализированное существо.

Литература:

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001.

2. Вернадский, В. И. Живое вещество и биосфера / В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1999.

3. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А, 2000.

4. Первин, Л. А. Психология личности: теория и исследования / Л. А. Первин, О. Л. Джон. – М.: Аспект-пресс, 2000.

 

Тема 5. Современные направления глобальной и социальной экологии.

Соотношение глобальной, социальной, космической антропоэкологии, защиты природных ресурсов (трагедия роста, антропогенное воздействие на атмосферу, ноосфера или техносфера – возможные сценарии будущего человечества).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение глобальной, социальной, космической антропоэкологии.

2. Защита природных ресурсов.

3. Возможные сценарии будущего человечества).

Литература:

1. Белинская, Е. П. Социальная психология личности: учеб. пособие / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект-пресс, 2001.

2. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007.

3. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2000.

 

Тема 6. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности.

Философское, религиозное, культурное творчество человека, его социоприродные измерения. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей и потребность в деятельности. Субъект и объект деятельности. Продукт деятельности. Творчество как потребность и вид деятельности. Деятельность и способность к саморазвитию. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей. Духовно- культурная деятельность человека. Эстетическое познание и эстетическая деятельность. Деятельность как самоактулизация. Деятельность человека и её последствия.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей и потребность в деятельности.

2. Субъект и объект деятельности.

3. Деятельность человека и её последствия.

Литература:

1. Белинская, Е. П. Социальная психология личности: учеб. пособие / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект-пресс, 2001.

2. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2002.

3. Туев, В. А. Человеческие потребности / В. А. Туев. – Иркутск: ИГЭА, 1997.


Тема 7. Индивидуальные психические и физиологические особенности человека

Развитие общества и индивидуальных потребностей человека. Потребности человека и общественные интересы. Формы организации общества и реализация человеческих потребностей в нём. Своеобразие социализации в условиях индустриального общества. Социализация и образование. Образование и процесс самореализации человека. Потребность человека в милосердии и благотворительной деятельности как выражении гуманности.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Потребности человека и общественные интересы.

2. Формы организации общества и реализация человеческих потребностей в нём.

3. Потребность человека в милосердии и благотворительной деятельности как выражении гуманности.

Литература:

1. Бэлл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Бэлл. – М.: Смысл, 1999.

2. Ершов, П. Н. Потребности человека / П. Н. Ершов. – М.: Мысль, 1990.

3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999.

4. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007.

5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003.

 

Тема 8. Потребности человека и средства их удовлетворения.

Биолого-физиологические, биолого-воспроизводственные, социально-бытовые и социально-культурные потребности. Проблема здоровья человека и особенности реализации социально-гигиенического мониторинга. Процесс и структура личного потребления. Возможность удовлетворения потребностей россиянина в XXI веке. Социоприродные изменения человека и классификация его потребностей, оценка их социальной значимости.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема здоровья человека и особенности реализации социально-гигиенического мониторинга.

2. Процесс и структура личного потребления.

3. Возможность удовлетворения потребностей россиянина в XXI веке.

Литература:

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001.

2. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999.

3. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007.

4. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2000.

5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003.

 

Тема 9. Структура бытового обслуживания с учётом природных и социальных факторов.

Потребности человека и их обслуживание. Единство производства и человеческих потребностей. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учётом природных и социальных факторов. Социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Единство производства и человеческих потребностей.

2. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности.

3. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания.

Литература:

1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: история и современная практика, предпринимательство, менеджмент / Г. А. Аванесова. - 2-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2006.

2. Блэкуэлл, Д. Поведение потребителей / Д. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. - 9-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

3. Васильев, Г. А. Поведение потребителей: учеб. пособие / Г. А. Васильев. – М.: Вузовский учебник, 2004.

4. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2002.

5. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер [и др.]; под ред. В. В. Кулибановой. – СПб.: Питер, 2002.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

- повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- подготовку к семинарским занятиям;

- написание реферата;

- подготовку к экзамену.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Концепция потребностей в античной философии.

2. Концепция человека и его потребностей в средневековой христианской идеологии и в гуманистическом мировоззрении эпохи Возрождения.

3. Проблема природы человека и его потребностей в европейской философии 18-19 веков (Гольбах, Гегель, Маркс).

4. Понимание человека как микрокосма, универсального существа (Древняя Греция, Возрождение, Гегель, Фейербах, Маркс).

5. Проблема человека во фрейдизме и в экзистенциализме: сравнительный анализ.

6. Концепция человека в марксизме и в гуманистическом психоанализе Э. Фромма.

7. Концепция человека и биология.

8. Человек как высшая ступень развития материи: современные философские учения о человеке.

9. Взаимосвязь биологического и социального в обществе.

10. Рутинные и творческие потребности в современном обществе.

11. Система ценностей и ее влияние на потребности.

12. Формирование системы ценностей и ее влияние на психологию юношей и девушек (Крайг Г. «Психология развития» и др. работы).

13. Взаимосвязь способностей и потребностей в концепциях философии и психологии.

14. Взаимодействие материальных и духовных потребностей.

15. Дискуссия о потребностях цивилизации, пределах их роста и удовлетворения.

16. Место потребностей в экономике: история и современные проблемы.

17. Исторические типы потребления.

18. Особенности развития потребления в России.

19. Потребность как внутренний побудитель активности человека (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы).

20. Потребность в общении и ее мотивация.

21. Потребность в любви и современное общество (Э. Фромм. Искусство любви).

22. Способности и потребности. Особенности развития потребностей у самоактуализаторов (по А. Маслоу).

23. Удовлетворение потребностей и отклоняющееся (девиантное) поведение.

24. Основные потребности потребителей товаров и услуг и методы их удовлетворения.

25. Сервисная деятельность как составная часть экономики.

26. Сервисная деятельность и культура удовлетворения потребностей.

27. Особенности современного сервиса.

28. Личностные и региональные особенности потребителей.

29. Индивидуальные стили потребительского поведения.

30. Пределы общественного воздействия на потребности индивида.

31. Влияние атмосферы в семье на формирование и удовлетворение потребностей.

32. Место неразумных потребностей в жизни индивида (исторический или современный, географический или национально-этнический аспект).

33. Система потребностей студенческого коллектива, их динамика.

34. Манипулирование потребностями в современной рекламе.

35. Взаимодействие культуры индивидуального потребления и культуры сервиса.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Природное и социальное в человеке.

2. Личность и общество.

3. Значение понятий человек, индивид, личность, индивидуальность.

4. Общечеловеческие ценности в жизни личности.

5. Личность в системе социальных целостных ориентаций.

6. Социально-групповые личности. Эмоциональный мир личности.

7. Межличностные отношения. Любовь и дружба.

8. Деловые контакты. Конфликты и пути их преодоления.

9. Что такое смысл жизни. Объективная необходимость и свобода личности.

10. Индивидуальность личности. Эмоциональный мир личности.

11. Формирование личности и развитие её способностей.

12. Самореализация человека.

13. Призвание и признание, забвение и бессмертие.

14. Понятие души человека в философии и религии.

15. Значение деятельности в жизни человека.

16. Мотивационная обусловленность деятельности.

17. Место веры, надежды и любви в духовном мире человека.

18. Бессмертие человека: иллюзия или реальность.

19. Роль идеала в жизни человека.

20. Потребности человека. Понятие потребностей, их классификация.

21. Этапы формирования и функции потребностей: классический и неклассический период.

22. Соотношение низших и высших потребностей человека.

23. Преобразование низших и высших потребностей в истории человечества.

24. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей.

25. Потребность и мотивация деятельности человека.

26. Деятельность человека и её последствия.

27. Духовные потребности человека.

28. Единство производства и потребностей человека.

29. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности человека.

30. Феномен идей В. Н. Вернадского.

31. Экологический реализм конца XX века.

32. Пути поддержания экологической безопасности человечества.

33. Современные направления глобальной и социальной экологии.

34. Соотношение глобальной, социальной экологии и космической антропоэкологии.

35. Эмоции и потребности.

36. Проблема смысла жизни в философии и религии.

37. Бездуховное существование человека и его последствия.

38. Свобода и ответственность человека.

39. Потребность людей в политической стабильности в обществе.

40. Социоприродные измерения человека.

41. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей.

42. Творчество как потребность и вид деятельности.

43. Духовно-культурная деятельность человека.

44. Деятельность и способность к саморазвитию.

45. Эстетическое познание и эстетическое познание и эстетическая деятельность.

46. Деятельность как самоактулизация.

47. Витальные потребности человека.

48. Социальные потребности человека.

49. Потребности человека и общественные интересы.

50. Своеобразие социализации в условиях индустриального общества.

51. Социализация и образование.

52. Образовательные потребности человека и их реализация в России.

53. Развитие общества и индивидуальных потребностей человека.

54. Потребности человека в безопасности и социальной защите.

55. Потребность общества в подготовке высококвалифицированных специалистов.

56. Потребности в качественном обслуживании населения.

57. Структура сервисного обслуживания.

58. Социальная и экономическая зависимость различных видов сервиса.

59. Понятие услуги. Характеристика и структура основных услуг.

60. Формы и методы управления сферой сервиса в условиях рынка.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2002.

2. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. – СПб.: Питер, 2007.

Дополнительная:

1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: истор. и соврем. практика, предпринимательство, менеджмент / Г. А. Аванесова. - 2-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2006.

2. Алексеенко, В. В. Биосфера и жизнедеятельность: учеб. пособие / В. В. Алексеенко. – М.: Логос, 2002.

3. Барулин, В. С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. – М.: Академкнига, 2002.

4. Васильев, Г. А. Поведение потребителей: учеб. пособие / Г. А. Васильев. – М.: Вузовский учебник, 2004.

5. Григорьев, А. Д. Человек и его потребности: метод. указ. по изучению курса / А. Д. Григорьев. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005.

6. Обуховский, К. Галактика потребностей: Психология влечений человека / К. Обуховский. – СПб.: Речь, 2003.

7. Сервисная деятельность: учеб. пособие / под ред. В. К. Романович. - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006.

8. Удальцова, М. В. Сервисология. Человек и его потребности: учеб. пособие /
М. В. Удальцова, Л. К. Аверченко. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.

9. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер [и др.]; под ред. В. В. Кулибановой. – СПб.: Питер, 2002.

10. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы.

 

Составитель: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.к.н., доц. А.В. Фролов кафедры «Философия и культурология».

Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.П. Корнилов.

 

 


УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ВТ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – сформировать у студентов практические навыки работы с современной вычислительной техникой в основных направлениях и будущей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- основам программирования в среде QBasic;

- работать с линейными программами и программами более сложного структурного типа;

- работать с программами для работы с файлами последовательного доступа.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний будущего специалиста в основных направлениях его профессиональной деятельности, а так же дать студентам практические навыки и теоретические знания, необходимые для работы на персональном компьютере.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Учебный практикум по ВТ» студент должен:

· знать:

- современное состояние программных средств электронно-вычислительной техники;

· уметь:

- пользоваться компьютером;

- использовать необходимую для работы программную среду;

- передавать информацию из одного программного приложения в другие;

- составлять простые программы в «Бейсике»

· получить навыки:

- передачи информации из одного программного приложения в другие;

- составления простых программ в «Бейсике».

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Вход в среду QBasic -   - -    
2. Отладка линейной программы -   - -    
3. Отладка программы с разветвлениями -   - -    
4. Отладка программы с циклами -   - -    
5. Отладка программы с вложенными циклами -   - -    
6. Отладка программы с подпрограммами -   - -    
7. Программы для работы с файлами последовательного доступа -   - -    
8. Построение графиков простых функций -   - -    
  Всего: -   - -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -
  Для заочной формы обучения
  Всего: -   - -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Вход в среду QBasic

Лабораторное занятие:

Редактирование текста в редакторе QBasic на примере простой программы.

 

Тема 2. Отладка линейной программы

Лабораторное занятие:

Разработка программы для освоения операторов ввода-вывода (DATA, READ, PRINT).

 

Тема 3. Отладка программы с разветвлениями

Лабораторное занятие:

Разработка программы для освоения операторов INPUT, IF THEN ELSE (линейная и блочная формы).

 

Тема 4. Отладка программы с циклами

Лабораторное занятие:

Разработка программы для освоения операторов цикла FOR…NEXT.

 

Тема 5. Отладка программы с вложенными циклами

Лабораторное занятие:

Разработка программы для освоения вложенных циклов FOR…NEXT и операторов цикла DO LOOP и WHILE WEND.

 

Тема 6. Отладка программы с подпрограммами

Лабораторное занятие:

Разработка программы для освоения подпрограмм SUB и GOSUB.

 

Тема 7. Программы для работы с файлами последовательного доступа

Лабораторное занятие:

Разработка программы для освоения операторов OPEN, CLOSE, INPUT#, PRINT#.

 

Тема 8. Построение графиков простых функций

Лабораторное занятие:

Разработка программы для освоения операторов графического режима DRAW, LINE, CIRCLE, GET, PUT.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- выполнение лабораторных работ и расчетов на ПК;

- подготовка к зачету.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- отчет по результатам выполнения лабораторных работ;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Безручко, В. Т. Практикум по курсу «Информатика». Работа в Windows, Word, Exel: учеб. пособие / В. Т. Безручко. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Информатика: практикум по технологии работы на компьютере / под ред. Н. В. Макаровой. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2003.

Дополнительная:

1. Акулов, О. А. Информатика. Базовый курс: учебник / О. А. Акулов. – М.: Омега-Л, 2005.

2. Гордеев, А. В. Операционные системы: учебник / А. В. Гордеев. – СПб.: Питер, 2004.

3. Касаев, Б. С. Информатика: практикум на ЭВМ: учеб. пособие / Б. С. Касаев, В. А. Каймин. – М.: Инфра-М, 2003.

4. Королев, Л. Н. Информатика. Введение в компьютерные науки: учебник / Л. Н. Королев, А. И. Шиков. – М.: Высшая школа, 2003.

5. Лабораторный практикум по информатике: учеб. пособие / под ред. В. А. Острейковского. – М.: Высшая школа, 2003.

6. Олифер, В. Г. Сетевые операционные системы / В. Г. Олифер. – СПб.: Питер, 2005.

7. Попов, А. А. Excel. Практическое руководство: учеб. пособие / А. А. Попов. – М.: ДЕСС, 2004.

8. Судаков, С. Е. Программирование на языке BASIC: метод. указ. по изучению курса / С. Е. Судаков, И. Ю. Попова. - СПб.: СПбГИСЭ, 2000.

9. Тяжев, А. Т. Информатика. Основы программирования на языке BASIC: лабораторный практикум / А. Т. Тяжев. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005.

10. Уваров, В. М. Практикум по информатике и ВТ: учеб. пособие / В. М. Уваров. – М.: Академия, 2005.

Периодические издания:

1. Информатика и системы управления: журнал.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами (лабораторным стендом для изучения устройства персонального компьютера, наборами плакатов и таблиц, диаграмм) и оснащенном соответствующим оборудованием.

 

Составитель: к.т.н., доц. кафедры «Информатика» А.Т. Тяжев.

Рецензент: к.т.н., доц. кафедры «Информатика» П.Е. Антонюк.


Требования к практикам

 

ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ

Часть 1

(1 неделя, 2 семестр)

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

 

Цель учебной ознакомительной практики – подготовка к осознанному и рациональному обучению в высшем учебном заведении.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- формирование представлений о современном предприятии сферы сервиса и о роли менеджера в управлении предприятием путем проведения ознакомительных экскурсий и бесед со специалистами;

- ознакомление с требованиями Государственного стандарта по специальности к содержанию и уровню профессиональной подготовки бакалавра менеджмента;

- ознакомление с организацией учебного процесса, научно-исследовательской и воспитательной работой в ВУЗе;

- ознакомление с основами библиографии и библиотековедения, библиотечными информационными системами;

- выполнение индивидуального задания, полученного от руководителя практики.

 

Место практики, порядок ее прохождения

и распределение рабочего времени

 

При прохождении практики – 1 неделя при 6 дневной рабочей неделе по 6 часов распределение времени в рабочих днях следующее:

№ п/п Тема Продолжительность в днях Место прохождения
1. Знакомство со структурой управления Университета, изучение их задач, знакомство с должностными инструкциями специалистов, работающих на должностях линейного и штабного менеджмента   специализированный класс выпускающей кафедры СПбГУСЭ
2. Экскурсия по некоторым отделам и подразделениям университета   структурные подразделения СПбГУСЭ
3. Лекция и экскурсия на предприятие сферы сервиса   специализированный класс выпускающей кафедры СПбГУСЭ, конкретные предприятия сферы сервиса
4. Лекция по библиотековедению, экскурсия в библиотеку, знакомство с каталогами и информационной библиотечной системой   библиотека СПбГУСЭ
5. Выполнение индивидуального задания по формированию библиографического списка на тему, выданную руководителем практики   библиотека СПбГУСЭ
6. Формирование и защита отчета по практике   специализированный класс выпускающей кафедры СПбГУСЭ
  Итого    

 


Содержание практики

 

Содержание практики должно обеспечить получение представления о современном предприятии сферы услуг и о роли менеджера в процессе организации его деятельности, о государственных требованиях к содержанию и уровню профессиональной подготовленности бакалавра менеджмента; знакомство с организацией учебного процесса, научно-исследовательской и воспитательной работой в вузе; знакомство с основами библиографии и библиотековедения.

Теоретические занятия во время практики проводятся в форме лекций, докладов и бесед, которые служат целям и задачам успешного прохождения практики по настоящей программе, а также закрепления и расширения полученных знаний.

Рекомендуемые темы лекций:

1. Роль экономиста-менеджера на предприятии сервиса, основные требования к уровню его квалификации.

2. Организация работы современного предприятия по оказанию образовательных услуг (на примере СПбГУСЭ).

3. Основы библиотечного дела и современные системы поиска информации.

 

Методические указания

 

Студенты работают на практике под руководством ответственного от выпускающей кафедры университета (руководителя практики), который составляет график прохождения практики, выдает индивидуальные задания и контролирует их выполнение, отмечает выполнение конкретных работ в дневнике практики.

Индивидуальное задание должно быть направлено на получение практических навыков в области поиска информации на заданную тему с помощью информационных библиотечных систем.

Практика проводится по рабочим программам, составленным на основании настоящей программы.

 

Требования к отчету

 

Отчет по практике является основным документом, определяющим качество ее выполнения. При составлении отчета студент руководствуется программой практики и выданным индивидуальным заданием.

Отчет содержит: титульный лист, оглавление, дневник практики, введение (цели и задачи практики, основные ее результаты), теоретический раздел (на тему, указанную руководителем практики) и индивидуальное задание (в виде грамотно оформленного списка литературы на тему, согласованную с руководителем практики, и включающего в себя разделы: нормативно-законодательная, учебно-методическая, научная литература, статьи в периодических изданиях, интернет-ресурсы), приложения.

После составления отчета его необходимо сдать на проверку руководителю практики.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.296 с.