Обобщенная краткая психологическая характеристика обучающихся групп компенсирующей направленности старшего возраста с ограниченными возможностями с задержкой психического развития — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Обобщенная краткая психологическая характеристика обучающихся групп компенсирующей направленности старшего возраста с ограниченными возможностями с задержкой психического развития

2017-09-28 226
Обобщенная краткая психологическая характеристика обучающихся групп компенсирующей направленности старшего возраста с ограниченными возможностями с задержкой психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При психологическом обследовании обучающихся старшего дошкольного возраста данных группнаблюдаются психофизические особенности дошкольников с ЗПР, характерные для этой возрастной группы. Ниже приводится краткая обобщенная характеристика особенностей психофизического развития обучающихся по направлениям развития в соответствии с образовательными областями.

Социально-коммуникативное развитие

У большинства детей эмоциональные реакции в целом адекватны ситуации. У многих обучающихся наблюдаются признаки психического напряжения, такие как повышенная возбудимость, моторная и вербальная расторможенность, повышенная тревожность, эмоционально-мышечное напряжение, негативизм, агрессивная готовность. У некоторых детей выявлены страхи, социальная робость, замкнутость, немотивированные проявления физической и вербальной агрессии.

Дети отзываются на имя, адекватно реагируют на словесные обращения, у некоторых отмечена слабость реакции на обращенную речь. Обучающиеся способны к установлению визуального, речевого, и мимического контакта, доступны общению, активны в исследовании окружающей предметно-пространственной среды. Интерес - как к сверстникам, так и к игрушкам в основном неустойчивый. Игровые действия носят характер специфических процессуальных действий с элементами сюжета. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру многих детей можно определить скорее, как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Некоторые обучающиеся вступают ролевое взаимодействие, но недостаточно хорошо умеют сотрудничать в игре, не принимают, либо не удерживают роль и замысел игры. Ребята редко проявляют доброжелательные, заботливые, дружеские и доверительные отношения со сверстниками. Задержка психического развития, в том числе и речевого, оказывает негативное влияние на формирование коммуникативных навыков.

Развитие эмоционального интеллекта в процессе формирования. Базовые эмоции сформированы, проявляются внешне. Социальные эмоции не сформированы. Некоторые дети выбирают картинку с заданным эмоциональным состоянием, называют эмоции - «грустно», «радостно», эмоциональная отзывчивость на настроение другого человека проявляется крайне редко, эмоциональная заражаемость присутствует. Большинство детей не умеют проявлять и выражать негативные чувства социально-приемлемым способом, затрудняются в саморегуляции.

Поведение обучающихся в большинстве случаев адекватно ситуации, регулируется требованиями взрослых. Многие нуждаются в непрерывном контроле поведения со стороны взрослого. Мотивация обучения и социально-одобряемого поведения сформирована не у всех.

Познавательное развитие

У всех обучающихся данной группы выявлено нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста, мозаичность нарушений мозговых функций, т. е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных познавательных способностей и реальных достижений в деятельности, запаздывание и качественное своеобразие многих психических новообразований возраста. В частности, у многих детей значительно запаздывает формирование мотивации обучения и социально-одобряемого поведения, что оказывает влияние на процесс формирования психологической готовности к обучению в школе.

Так же выявлена недостаточность развития зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации, что осложняет освоение чтения и письма. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной и ориентировочно-исследовательской деятельности, снижена скорость выполнения перцептивных операций.

Наблюдаются нарушения в формировании мыслительных процессов. У большинства детей имеется недостаточность в развитии наглядно-образного и схематического мышления, представлений, сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. У многих обучающихся недостаточно сформирован и возможный уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

В значительной степени страдает внимание обучающихся: неустойчивость, трудности концентрации. Произвольность переключаемости с одного вида деятельности на другой снижена у большинства детей. Наблюдается повышенная утомляемость, истощаемость. Выявлен низкий уровень организации деятельности, упорядоченности и целенаправленности действий.

Большинство детей испытывает положительные эмоции от результатов продуктивной деятельности. Большинство из них в диалоге со взрослым умеют услышать и понять заданный вопрос, проявляют любознательность. Многие очень медленно или неохотно включаются в общую деятельность, не достаточно инициативны или затрудняются в самовыражении по причине повышенной тревожности, робости или протестных реакций.

Речевое развитие

Все дети данных групп понимают обращенную речь. Активная речь у многих фразовая, у единиц - связная. У некоторых присутствует диалоговая речь. Обучающиеся затрудняются в налаживании контактов посредством речи в быту и в самостоятельных играх, практически не умеют договариваться, выражать чувства словами, делиться своими впечатлениями и переживаниями. Многие дети могут рассказать об изображенном на картинке, игрушке, событии, попросить о помощи.

Художественно-эстетическое развитие

Дети с удовольствием слушают сказки и рассказы, проявляют эмоциональную отзывчивость, оживляются при слушании музыкальных произведений, проявляют интерес к рассматриванию иллюстраций. Однако внимание в этом процессе так же непроизвольно, неустойчиво и истощаемо. Изобразительно-графическая деятельность значительно снижена. Большинство обучающихся умеют рисовать простые фигуры и линии, рисунок человека схематичен, имеет основные части тела.

Физическое развитие

Все дети проявляют двигательную активность. В процессе двигательной деятельности заметна положительная эмоциональная реакция. Многие из обучающихся удерживают знакомый алгоритм взаимодействия в простой подвижной игре ("Ляпки", "Догонялки", "Прятки" и т.п.), для совместного участия в подвижных играх и физических упражнениях нуждаются в организующей и направляющей помощи. Выявлен низкий уровень произвольности и целенаправленности движений. У части детей наблюдается склонность к аутостимуляции - напряжением тела, конечностей.

Развитие навыков самообслуживания у многих обучающихся соответствует более раннему возрасту. Дети затрудняются в организации собственной деятельности при одевании, не могут удержать и реализовать самостоятельно алгоритм действий, сосредоточиться на процессе в достаточной степени, нуждаются в организующей, направляющей и практической помощи.

Заключение

Большинство обучающихся групп нуждаются в создании развивающей социокультурной, в т. ч. предметно-пространственной среды, способствующий их дальнейшей социальной адаптации и формированию психологической готовности к школьному обучению. В группах необходимо организовывать коммуникативные игры, а также игры, способствующие развитию произвольности всех психических процессов и самосознания детей, как членов детского коллектива и будущих школьников.

 

1.1.6. Сроки реализации рабочей программы

Программа рассчитана на реализацию в течение учебного года: с сентября 2017 по июнь 2018 года.

 

1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы

 

Согласно ФГОС ДОопределены целевые ориентиры дошкольного образования, к которым относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

На основе данных целевых ориентиров, исходя из результатов первичного психологического обследования детей, в программе сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми.

 

Планируемые результаты освоения программы детьми групп компенсирующей направленности старшего возраста с ограниченными возможностями с задержкой психического развития

Направления развития образования ребёнка Планируемые результаты освоения программы
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  Социальное развитие Проявляет положительное отношение к себе, к сверстникам, взрослым людям и окружающему миру.
Проявляет уверенность в себе, в своих возможностях, в том, что он хороший, и его любят.
Проявляет уважение и терпимость к другим детям и взрослым.
Обращается за помощью и оказывает посильную помощь и поддержку.
Распознает эмоциональные переживания и состояния окружающих.
Выражает собственные переживания социально-приемлемым способом.
Проявляет умение договориться, поменяться игрушками.
Соблюдает очерёдность.
Устанавливать новые контакты.
Проявляет гражданскую принадлежность и патриотические чувства.
Присоединяется к игре, вовлекает в игру сверстника или взрослого
Проявляет уважение к нормам и правилам, желание их соблюдать.
Регулирует собственное поведение.
Активно проявляет себя в социуме.
Открыто самовыражается через движение, речь, продуктивное творчество.
Умеет проявлять симпатию, доброжелательное отношение.
Ручной труд Проявляет желание самостоятельно участвовать в продуктивной деятельности
Радуется результатам продуктивной деятельности и иного ручного труда
Хозяйственно-бытовой труд Проявляет ценностное отношение к хозяйственно-бытовому труду
Помогает в труде взрослого
Образовательная область «Познавательное развитие»
Сенсорное восприятие Называет собственные ощущения.
Мышление Устанавливает причинно-следственные связи.
Обобщает предметы и картинки по основному обобщающему признаку.
Организация деятельности Удерживает задание до получения результата.
Проявляет интерес к познавательной деятельности и чувства радости её результатам.
Обучение игре Разыгрывает сюжет в игровой среде
Принимает и удерживает роль в игре
Использует ролевые атрибуты
Озвучивает роль
Запоминает роли других детей
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие импрессивной речи Понимает названия эмоциональных состояний (социальных).
Внимательно слушает собеседника, не перебивая.
Развитие экспрессивной речи Обращается за помощью и поддержкой при необходимости.
Называет базовые и социальные эмоциональные состояния.
Объясняет причину собственного настроения.
Делится переживаниями, рассказывает о событиях.
Поддерживает диалог.
Развитие моторики кистей и пальцев рук Умеет подражать движениям кистей и пальцев рук, при выполнении пальчиковой гимнастики.
Умеет управлять движениями кистей и пальцев рук при выполнении рисунка в песке и пальчиковыми красками.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальное воспитание Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
Различает весёлые и грустные мелодии.
Умеет ассоциировать мелодию и образ.
Художественное творчество Умеет изображать элементарную мимику эмоциональных состояний в рисунке человека.
Выражает настроение в рисунке и описывает его.
Умеет соотносить мелодию и рисунок.
Ознакомление с художественной литературой С удовольствием воспринимает литературные произведения.
Разыгрывает сказку с помощью игрушек.
Разыгрывает сказку совместно с другими детьми.
"Превращается" в героев сказки
Отвечает на вопросы о смысле сказки и её уроках.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развитие двигательных навыков Произвольно управляетсобственными движениями.
Проявляет выразительность движений мимики и пантомимики
Воспитание культурно-гигиенических навыков Понимает важность культурно-гигиенических навыков
Проявляет желание действовать самостоятельно.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.