Подбор источников и порядок ее изучения — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Подбор источников и порядок ее изучения

2017-09-28 200
Подбор источников и порядок ее изучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Важным этапом подготовки выпускной квалификационной работы является работа, связанная с подбором и изучением различного рода источников. Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности:

- нормативные документы (федеральное законодательство, нормативные акты органов исполнительной власти, административные регламенты, региональное законодательство, правовые акты муниципального уровня);

- научные издания (монографии, учебники, учебные пособия, периодические издания);

- данные социологических исследований;

- статистические данные;

- электронные ресурсы.

При анализе и подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочных правовых системах («Консультант-плюс», «Гарант», «Консультант-плюс, региональный» и других). Эти справочно-информационные системы облегчают тематический поиск документов и получение информации об источниках их официального опубликования.

Подбор книг и статей следует производить с использованием систематических указателей литературы в электронных библиотеках, а также имеющейся литературы в библиотеке и читальном зале Академии. При изучении периодических изданий лучше использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в учебной и специальной литературе на выбранную тему.

Следует просмотреть не только список литературы, приводимый в конце издания, но также библиографические ссылки в тексте, иллюстративный материал. Изучив список литературы, можно получить информацию о проведенных исследованиях в изучаемой области; иллюстративный материал позволяет в кратчайший срок уяснить основные положения по исследуемым проблемам. Полезно помнить, что первые предложения абзацев в представляющих интерес главах, как правило, отражают основную мысль абзаца, поэтому для понимания смысла текста в целом достаточно прочитать начальные предложения абзацев.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. На основании произведенных записей составляется список источников, который затем согласовывается с научным руководителем.

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к более детальному изучению основных изданий.

При изучении подобранной литературы критерием оценки будет являться возможность использования этого материала в работе. Целесообразно придерживаться при изучении литературы той же последовательности, что и при ее подборе, которая описана в начале раздела. Более подробное изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление по основным аспектам рассматриваемой темы, а затем уже переходить к поискам нового материала.

Изучение научной литературы желательно проводить по этапам:

общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

беглый просмотр всего содержания;

чтение в порядке расположения материала;

выборочное чтение какой-либо части;

выписка или ксерокопия материалов, представляющих интерес;

критическая оценка, редактирование и «чистовое» оформление фрагмента будущей работы.

При изучении литературы следует выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При нахождении таких вопросов следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу. Изложение взглядов по изучаемой теме других исследователей и формирование собственной позиции повышают ценность работы, способствуют более глубокому усвоению избранной темы.

После изучения подобранной литературы целесообразно провести уточнение структуры работы и составить развернутый план. Развернутый план будущей работы представляет собой дальнейшую детализацию утвержденного плана выпускной квалификационной работы. В развернутом плане выделяются разделы и подразделы, развивающие проблемы, вынесенные в наименование глав. Развернутый план согласовывается с научным руководителем.

 

5. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы

 

Принято считать, что оформление – это заключительный этап выполнения дипломного проекта. Это не совсем так. В целях экономии трудозатрат целесообразно до начала написания самого первого фрагмента изучить порядок оформления работы.

Выпускная квалификационная работа готовится в одном экземпляре. Работу необходимо выполнять с использованием средств компьютерной техники путем набора материала в одном из текстовых редакторов с указанием ссылок и соблюдением того формата, который требуется при оформлении работы.

 

Оформление текстовых и графических документов при подготовке дипломных проектов (работ) выполняется в соответствии с:

· ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

· ГОСТ 2.105-95 Общие требования к текстовым документам.

· ГОСТ 7.1 - 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

· ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов.

Работа выполняется на листах белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм) и брошюруется в книжный переплет. Текст работы излагается на одной стороне листа шрифтом Times New Roman 14 размера с междустрочным интервалом 1,5. Таблицы, выводы, литературу, содержание, подрисуночные надписи, заголовки таблиц – 12пт; головки таблиц – 10пт.; сноски печатаются шрифтом 12 размера с междустрочным интервалом 1,0. Каждая страница работы оформляется со следующими полями: левое – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм. Опечатки, описки и графические неточности, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста.

Все страницы работы должны иметь сквозную нумерацию, включая приложения. Нумерация производится арабскими цифрами в центре нижней части листа, без точки.

Титульный лист оформляется на типовом бланке, разработанном кафедрой и содержащем все предусмотренные реквизиты. Пример оформления титульного листа дан в Приложении 1. Допуск к защите дипломной работы подтверждается подписью начальника кафедры на титульном листе.

Содержание работы помещают после титульного листа. Слово «Содержание» записывают полужирным шрифтом в виде заголовка симметрично тексту. В содержании работы указывается перечень всех глав, разделов и подразделов работы, а также номера страниц, с которых начинается каждый из них. Главы работы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Введение и заключение не нумеруются.

Рубрикация (заголовки разделов) – обозначают арабскими цифрами без точки и записывают с абзацного отступа, новый раздел – с новой страницы.

Абзацный отступ должен быть одинаковым и равным 1,27 (5 знаков) по всему оригиналу.

Заголовки отделяются от текста сверху на 18пт, снизу – на 6 пт. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точка не ставится.

Каждую главу следует начинать с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: Введению, Заключению, Списку используемых источников, Приложениям. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовком главы и раздела.

Каждую страницу работы надо использовать полностью, пропуски допустимы лишь в конце разделов. Текст делится на абзацы, каждый из которых должен включать самостоятельную мысль и состоять из нескольких предложений. Каждый абзац начинается с «красной строки».

В выпускной квалификационной работы обычно используются такие иллюстрации как графики, рисунки, таблицы, диаграммы. Наличие иллюстраций помогает лучше воспринять материал. Содержание иллюстраций должно быть понятно читателю без обращения к тексту работы (если для понимания иллюстрации нужен текст – это плохая иллюстрация).

Все рисунки, иллюстрации, фотографии, диаграммы и т.п. являются рисунками.

· Нумерация иллюстраций (за исключением иллюстраций приложений) выполняется арабскими цифрами сквозной по всему тексту. «Рисунок 1».

· Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела: «Рисунок 1.1» - первый рисунок первого раздела.

· При ссылках на иллюстрации в тексте следует писать «в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «...в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Иллюстрации при необходимости могут иметь название и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и его название помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: «Рисунок 1 – Детали прибора».

Иллюстрации следует располагать в тексте работы возможно ближе к первому упоминанию. Иллюстрации, значительные по объему (занимающие более одной страницы текста), целесообразно приводить в приложениях. Если иллюстративный материал позаимствован, надо приводить библиографическую ссылку к тексту иллюстрации или к ее названию.

На весь приведенный иллюстративный материал должны быть ссылки в тексте работы. Не нужно пересказывать словами содержание иллюстрации. Словесный комментарий нужен для того, чтобы обратить внимание на наиболее значимые данные или части рисунков, на факты, которые будут использованы автором для теоретических построений и в конечном итоге – для обоснования выводов. Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», заключают в круглые скобки, помещая впереди сокращение «см.», например: (см. рис. 3), (см. табл. 4). Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например, «из рисунка видно, что...», «таблица показывает, что...» и т.д.

В качестве иллюстративного материала в работах часто используются графики. График целесообразно использовать для характеристики и прогнозирования динамики изменения непрерывно изменяющегося показателя при наличии функциональной связи между фактором и показателем. Оси абсцисс и ординат графика должны иметь условные обозначения и размерность применяемых величин. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, производят только в тех случаях, когда их немного и они кратки. Многословные надписи заменяются цифрами, расшифровка которых приводится в поясняющих данных. На одном графике не следует приводить более трех кривых. Если одна кривая значительно отличается от остальных, то количество кривых может быть и больше трех.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для характеристики точных данных, лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, а также сопоставимости информации, полученной из разных источников. Все таблицы снабжают тематическими заголовками, которые должны четко отражать ее содержание, быть точными и краткими.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы будет состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

При переносе таблицы на следующую страницу рубрикатор таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы 5». В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют

В текстах ВКР встречается много перечислений (перечней), состоящих как из законченных, так и незаконченных фраз.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа (1,75пт). Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример – 1, 2, 3 и т.д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Пример – 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

Пример – 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления, причем перед каждым пунктом перечисления ставят тире, а при необходимости ссылки на него в тексте документа строчную букву со скобкой.

а)__________________________

б)__________________________

1)_____________________

2)_____________________

в)__________________________

Текст элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению. Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах или союзах (на, из, от, то, что, как и т.п.).

Материал, дополняющий текст работы, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть графический материал, таблицы большого формата, расчеты, анкеты и материалы опросов, материалы маркетинговых исследований и т.д. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Порядок оформления по тексту ссылок на приложения такой же, как и оформление ссылок на иллюстрации. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

В работе используются, как правило, только общепринятые текстовые сокращения или аббревиатуры, например: РФ, ЦБ РФ, ГОСТ и т.п. Если в работе принята особая система сокращений слов или наименований, то в ней перед Введением должен быть приведен перечень принятых сокращений, который не нумеруется.

Если в работе используется специфическая терминология, то в конце работы (перед списком используемых источников) должен быть помещен перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями.

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного произведения печати следует приводить цитаты. Университетскийэтикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором. Общие требования к цитированию следующие:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце).

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), дающем значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы. Избыточное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточное цитирование при необходимости приведения цитат из использованных источников без ссылки на них снижает научную ценность материала, излагаемого в работе. Если в работе при употреблении отдельных положений необходимо привести библиографические ссылки, то эти положения помечаются в тексте работы в квадратных скобках [5], где цифра в скобках соответствует номеру литературного источника в списке литературы.

При использовании в тексте ВКР цитат, положений, заимствованных из литературы, обучаемый обязан делать ссылки на них в соответствии с установленными правилами. Процент оригинального текста должен быть не менее 50 %.

Список используемых источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. В список включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые были изучены при исследовании темы работы. Список используемых источников включает в себя не менее 30 наименований, расположенных в алфавитном порядке в следующей последовательности:

1. Нормативно-правовые источники (акты органов законодательной и исполнительной власти, ведомственные правовые акты – в хронологической последовательности).

2. Учебники, монографии, брошюры.

3. Диссертации и авторефераты диссертаций.

4. Периодические издания.

5. Иностранная литература.

6. Электронные ресурсы.

Пример оформления библиографических ссылок приведены в Приложении 7.

Материал, дополняющий текст работы, помещают в приложениях. Приложения используются только в том случае, если они дополняют содержание основных проблем исследования и носят справочный или рекомендательный характер. Приложением может быть графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.

Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах формата А4, А3 или выпускают в виде самостоятельного документа. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и имеет тематический заголовок. Приложения нумеруются арабскими цифрами (без знака «№»), например, «Приложение 2».

Важным достоинством работы является использование при ее выполнении различных компьютерных программ; правовых баз данных («Консультант плюс», «Гарант» и т.п.); электронных таблиц и программ управления базами данных (МS Excel, МS Access и т.п.).

Более подробно вопрос оформления ВКР рассмотрен в учебном пособии: Никитина С.А., Зарубин В.П., Пучков П.В., Макурин А.Н., Гарелина С.А., Токарева О.В. Оформление и представление текстовых и графических документов по техническим дисциплинам: учебное пособие для курсантов, студентов и слушателей всех специальностей и форм обучения высших образовательных учреждений МЧС России. – Иваново: ООНИ ЭКО ФГБОУ ВПО ИвИ ГПС МЧС России, 2014. – 108 с.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.