Вопрос 2. Общественный строй Древней Индии — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Вопрос 2. Общественный строй Древней Индии

2017-09-28 283
Вопрос 2. Общественный строй Древней Индии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Разложение первобытнообщинного строя и развитие общест­венного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.

С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией.

В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

· брахманы - члены жреческих родов;

· кшатрии - военная аристократия;

· вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;

· шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось занимать­ся земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.

С течением времени сословия становились все более замкну­тыми. Этому способствовали:

- строгая эндогамность - заключение браков между представите­лями одной варны;

- определенная, наследственно закрепленная профессия;

- поклонение одним богам.

Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограни­чивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависи­мости от его принадлежности к определенной варне: за про­ступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот.

Впоследствии, с превращением свободных общинников в зави­симых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.

2. Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, по­скольку объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.

В общине сохранялись черты единого коллектива и старые об­щинные традиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее зна­чение приобретали главы деревни.

Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, за­тем утверждался государственной властью, постепенно превра­щаясь в ее представителя.

В общине наблюдался процесс имущественного разделения:

- верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;

- общинники, которые сами работали на своих участках;

- разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.

Деревенские ремесленники также занимали различное положение:

- ремесленники, которые работали самостоятельно и имели соб­ственные мастерские;

- ремесленники, которые нанимались на работу за определен­ную плату.

3. Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - на­ряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохра­няться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь ра­бом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древ­ней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны за­слоняли собой классы. Тем не менее Законы Ману указывают следующие разряды рабов:

ü захваченные под знаменем (военнопленные);

ü рабы за содержание;

ü рабы, рожденные в доме хозяина;

ü купленные;

ü подаренные;

ü доставшиеся по наследству;

ü рабы в силу наказания.

Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.

 

Вопрос 3. Государственное устройство Древней Индии

1. Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь на­значал одного из своих сыновей наследником престола.

Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал зако­нодательной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государ­ственных чиновников.

Важное место при дворе занимал царский жрец, принадле­жавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы:

ü паришад - совет царских сановников;

ü тайный совет;

ü раджа-сабха, или царский совет.

В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо дове­ренных лиц.

В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, занимаясь проверкой всей системы управления и вы­полнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограни­чить абсолютную власть правителя. В ранние периоды пари­шад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздейст­вие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по количественному составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе.

Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского со­вета - раджа-сабхи.

2. В эпоху Маурьев государство имело следующее административно-территоральное деление:

ü главные провинции;

ü обычные провинции (джанапады);

ü области (прадеши);

ü округа (ахале);

ü деревни.

Главных провинций было четыре, и они обладали особым стату­сом, в том числе большой автономией. Ими управляли царе­вичи. Для проверки царевичами действий местных чиновников существовал институт специальных инспекторов.

Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники -раджуки.

В главных городах округов имелись канцелярии.

Деревня была низшей единицей провинциального управления.

3. В Древней Индии существовали две системы судов:

· царские;

· внутриобщинные (кастовые).

Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором уча­ствовал сам царь вместе с брахманами и советниками или за­мещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назна­ченного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.

Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший.

Начиная с десяти деревень, во всех административных едини­цах должна была назначаться судебная коллегия из трех судей­ских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи.

Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды.

4.Войны и грабеж других народов рассматривались как один из
главных источников процветания государства. В связи с этим
армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награб­ленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат.

Армию комплектовали из следующих источников:

· наследственные воины - кшатрии;

· наемники;

· воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.

Армия также несла функции по охране общественного порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности.

 

Вопрос 4. Законы Ману

1. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содер­жащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

2.В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:

ü наследование;

ü получение в виде дара или находка;

ü покупка;

ü завоевание;

ü ростовщичество;

ü исполнение работы;

ü получение милостыни;

ü давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запреща­лось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разни­цу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь соб­ственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц.

Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

3. В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отно­шения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

ü договор займа;

ü договор найма рабочей силы;

ü договор аренды земли;

ü договор купли-продажи;

ü договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанав­ливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (кармакаров) Законы Ману уделяют большое внимание догово­ру найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а ви­новному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифферен­циации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действи­тельным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позд­нее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из при­чинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возмес­тить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

4. В Древней Индии брак представлял собой имущественную
сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почи­тать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - му­жа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных слу­чаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти роди­телей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у стар­шего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной чет­верти своей доли.

5.Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

ü формы вины;

ü рецидив;

ü соучастие;

ü тяжесть преступления в зависимости от принадлежности по­терпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития.

О существовании в то время пережитков старины свидетельст­вует сохранение следующих понятий:

ü принцип талиона ("мера за меру");

ü ордалии (суд богов);

ü принцип ответственности общины за преступление, совершен­ное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

· государственные преступления;

· преступления против собственности;

· преступления против личности;

· преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

Законы Ману подробно описывают преступления против соб­ственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от гра­бежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укры­вательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относи­ли и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убий­ство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множество видов наказаний, в том числе:

· смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сож­жение на кровати или костре, утопление, затравливание соба­ками);

· для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

· членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

· штрафы;

· изгнание;

· тюремное заключение.

6.Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским де­лам не было, а сам процесс носил состязательный характер.

Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн.

Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказа­тельств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.

ТЕМА 4. ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Цель: Изучение государства и права Древнего Китая

Форма занятия: лекция

Время проведения: 1 час 20 минут

Место проведения: Учебная аудитория

ВОПРОСЫ:


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.