Глава 1. Теоретические аспекты первичной социализации школьников в семье — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 1. Теоретические аспекты первичной социализации школьников в семье

2017-09-28 279
Глава 1. Теоретические аспекты первичной социализации школьников в семье 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Актуальность исследования. Каждый человек с момента рождения неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е. процесс становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

Социализация школьников – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку. От того, каковы ценности сегодняшней молодежи, зависит ее будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые существовали и будут существовать во все времена.

Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в стране коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случае растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.

Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит в конечном итоге и состояние государства.

В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.

Цель курсовой работы: изучить особенности первичной социализации школьников в семье.

Объект исследования: процесссоциализации школьников в семье.

Предмет исследования: функции семьи в социализации школьников.

Гипотеза исследования: семья имеет большое значение в первичной социализации школьников.

Задачи исследования:

· Рассмотреть возрастные особенности школьников;

· Проанализировать основные проблемы социализации школьников;

· Изучить функции семьи в первичной социализации школьников;

· Разработать психолого-педагогические рекомендации по укреплению роли семьи в процессе социализации школьников.

В процессе выполнения курсовой работы использовались такие методы исследования: метод анализапсихолого-педагогической литературы; метод сравнения трудов разных исследователей и педагогов; экспериментальный метод, заключавшийся в проведении нескольких опросов по выбранным методикам; метод теоретического обобщения экспериментальных данных; формулирование рекомендаций по совершенствованию практики психолого-педагогической взаимодействия с детьми школьного возраста.

Теоретической базой исследования послужили труды Е.В. Андриенко, Л.С. Выготского, Р.С. Немова, Ф. Райса и др. в области детской и подростковой психологии, работы И.С. Кон, Н.Ф. Головановой, Т.В. Костяк, А.В. Мудрика в области школьной педагогики, а также исследования И.В. Дубровиной, Н.Ф. Дементьевой, Е. Марунич, Л.Б. Шнейдера и др. в семейной психологии.

Эмпирической базой исследования явилось МКОУ СОШ № 5 г. Вятские Поляны Кировской области. В исследовании принимали участие учащиеся 10-11 классов в количестве 42 человек.

Научная новизна исследования заключается в обобщении материала по роли семьи в социализации школьников и проведении актуального эмпирического изучения данного вопроса.

Практическая значимость данного исследования заключается в создании психолого-педагогических рекомендаций по укреплению роли семьи в процессе социализации школьников и возможности использования материалов проведенного исследования в практической деятельности специалистов.

 


Глава 1. Теоретические аспекты первичной социализации школьников в семье

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение первичной социализации школьников в семье

Заключение

Изучив литературу по данной теме и проведя эксперимент, мы выяснили, что социализация школьников – это сложный и непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором школьник адаптируется к общественным потребностям.

Семья вносит решающий вклад в дело социализации школьников, в формировании у них таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также в становление характера растущего человека, в развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Именно в семье у школьников зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.

Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка, играет ведущую роль в умственном развитии, имеет важное значение в процессе овладения ребенком социальных норм - это все влияет на учебную деятельность ребенка, на его поведение.

Таким образом, в результате проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза была подтверждена.


 

Библиографический список

1. Андриенко Е.В. Социальная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко // Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 264 с.

2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003. – 195-206 с.

3. Бардиан, А.Н. Воспитание детей в семье [Текст] / А.Н. Бардиан // Психол. – пед. очерки. – М.: Наука, 1972. – 236 с.

4. Белинская, Е.П. Человек в изменяющемся мире – социально-психологическая перспектива [Текст]: монография. / Е.П. Белинская. – М.: Прометей, 2005. – 319 с.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пос. для вузов. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996. – 480 с.

6. Выготский, Л.С. Проблемы возраста [Текст]: учеб. пос. для вузов. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

7. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как педагогическое явление [Текст]: учеб. пос. для вузов. / Н.Ф. Голованова, С.Ю. Буренина. – М., 1998. – 400 с.

8. Дементьева, Н.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников [Текст] / Н.Ф. Дементьева // Социологические исследования. – 1995. – №6. – С. 130-140.

9. Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина // Возрастные особенности психического развития детей в детских учреждениях закрытого типа: сборник научных трудов. – М.: АПН СССР, 1982. – с. 3-18.

10. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Д. Дьюи // Пер. с англ. Н.М. Никольской. – М.: Совершенство, 1997. – 208 с.

11. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 192 с.

12. Костяк, Т.В. Границы формирования индивидуального стиля социализации детей и подростков [Электронный ресурс] / Т.В. Костяк // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 8.05.2017).

13. Марунич, Е. Взаимоотношения старшеклассников с родителями [Текст] / Е. Марунич // Воспитание школьников. – 2002. – №5. – С. 56-57.

14. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: Учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик // Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.

15. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для вузов / Р.С. Немов. – М., 1990. – 640 с.

16. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с.

17. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – М.: Просвещение, 2000. – 812 с.

18. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений [Текст]: учеб. пособие для вузов. / Л.Б. Шнейдер. – М., 1992. – 512 с.

 

 

Приложение 1

Этот тест представляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого школьника. Он помогает выявить отношения ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывают, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен и на будущее, так как при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, решает проблему актуальных семейных отношений. В этот момент психолог может помочь ребенку понять ситуацию в семье, вместе с ним поискать возможности лучшей адаптации ребенка в своей семье.

Для теста КРС также была разработана система количественной оценки. Было выделено пять симптомокомплексов:

1) благоприятная семейная ситуация,

2) тревожность,

3) конфликтность в семье,

4) чувство неполноценности,

5) враждебность в семейной ситуации.

Симптомокомплексы «Кинетического рисунка семьи»

Симптомокомплекс С и м п т о м Балл
1.Благопритная семейная ситуация   Общая деятельность всех членов семьи Преобладание людей на рисунке Изображение всех членов семьи Отсутствие изолированных членов семьи Отсутствие штриховки Хорошее качество линий Отсутствие показателей враждебности Адекватное распределение людей на листе Другие возможные признаки 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1
2.Тревожность   Штриховка Линия основания – пол Линия над рисунком Линия с сильным нажимом Стирание Преувеличенное внимание к деталям Преобладание вещей Двойные или прерывистые линии Подчеркивание отдельных деталей Другие возможные признаки 0,1,2,3 0,1 0,1 0,1 0,1,2 0,1 0,1 0,1 0,1
3.Конфликтность в семье   Барьеры между фигурами Стирание отдельных фигур Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур Выделение отдельных фигур Изоляция отдельных фигур Неадекватная величина отдельных фигур Несоответствия вербального описания и рисунка Преобладание вещей Отсутствие на рисунке некоторых членов Семьи 0,2 0,1,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1
4.Чувство неполноценности в семейной ситуации   Автор рисунка непропорционально маленький Расположение фигур на нижней части листа Линия слабая, прерывистая Изоляция автора от других Маленькие фигуры Неподвижная в сравнении с другими фигура автора Отсутствие автора Автор стоит спиной Другие возможные признаки 0,2 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1
5.Враждебность в Семейной ситуации   Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа Агрессивная позиция фигуры Зачеркнутая фигура Деформированная фигура Обратный профиль Руки раскинуты в стороны Пальцы длинные, подчеркнутые Другие возможные признаки 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1

 

Приложение 2

«Опрос на выявление оценки школьниками каждого родителя как образца для подражания»

Этот тест представляет информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого школьника. Он помогает выявить отношения школьника к своим родителям и его оценку по отношению к каждому родителю как образца для подражания.

Школьникам был выдан следующий тест. Необходимо было отметить наиболее подходящий вариант.

Желание быть похожим …  
На мать  
На отца  
На обоих родителей в равной степени  
Ни на кого  

 

 

Введение

Актуальность исследования. Каждый человек с момента рождения неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е. процесс становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

Социализация школьников – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку. От того, каковы ценности сегодняшней молодежи, зависит ее будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые существовали и будут существовать во все времена.

Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в стране коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случае растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.

Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит в конечном итоге и состояние государства.

В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.

Цель курсовой работы: изучить особенности первичной социализации школьников в семье.

Объект исследования: процесссоциализации школьников в семье.

Предмет исследования: функции семьи в социализации школьников.

Гипотеза исследования: семья имеет большое значение в первичной социализации школьников.

Задачи исследования:

· Рассмотреть возрастные особенности школьников;

· Проанализировать основные проблемы социализации школьников;

· Изучить функции семьи в первичной социализации школьников;

· Разработать психолого-педагогические рекомендации по укреплению роли семьи в процессе социализации школьников.

В процессе выполнения курсовой работы использовались такие методы исследования: метод анализапсихолого-педагогической литературы; метод сравнения трудов разных исследователей и педагогов; экспериментальный метод, заключавшийся в проведении нескольких опросов по выбранным методикам; метод теоретического обобщения экспериментальных данных; формулирование рекомендаций по совершенствованию практики психолого-педагогической взаимодействия с детьми школьного возраста.

Теоретической базой исследования послужили труды Е.В. Андриенко, Л.С. Выготского, Р.С. Немова, Ф. Райса и др. в области детской и подростковой психологии, работы И.С. Кон, Н.Ф. Головановой, Т.В. Костяк, А.В. Мудрика в области школьной педагогики, а также исследования И.В. Дубровиной, Н.Ф. Дементьевой, Е. Марунич, Л.Б. Шнейдера и др. в семейной психологии.

Эмпирической базой исследования явилось МКОУ СОШ № 5 г. Вятские Поляны Кировской области. В исследовании принимали участие учащиеся 10-11 классов в количестве 42 человек.

Научная новизна исследования заключается в обобщении материала по роли семьи в социализации школьников и проведении актуального эмпирического изучения данного вопроса.

Практическая значимость данного исследования заключается в создании психолого-педагогических рекомендаций по укреплению роли семьи в процессе социализации школьников и возможности использования материалов проведенного исследования в практической деятельности специалистов.

 


Глава 1. Теоретические аспекты первичной социализации школьников в семье


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.