Основы исторического знания. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Основы исторического знания.

2017-09-28 501
Основы исторического знания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение. Основы исторического знания.

Раздел I. Древнейшая стадия истории человечества.

Урок 1. Теории происхождения человека. Присваивающее и производящее хозяйство

Урок 2. Неолитическая революция. Переход от первобытности к цивилизации

Вопросы для повторения к разделу I

Раздел II. Цивилизации Древнего мира

Урок 3. Ранние цивилизации, их отличительные черты

Урок 4. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Урок 5. Античная цивилизация.

Урок 6. Культурное наследие древних цивилизаций

Вопросы для повторения к разделу II

Раздел III. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

Урок 7. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. Китайско-конфуцианская цивилизация

Урок 8. Арабо-мусульманская цивилизация

Урок 9. Буддизм на Востоке в Средние века

Урок 10. Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Урок 11. Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации

Урок 12. Социально-экономические особенности средневековья

Урок 13. Запад и цивилизации Дальнего Востока

Вопросы для повторения к разделу III

 

Основы исторического знания.

Чтобы идти вперед,

чаще оглядывайтесь назад,

ибо иначе вы забудете,

откуда вышли и куда нужно вам идти.

Леонид Андреев

 

Знание прошлого помогает луч­ше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на все различия между настоящим и даже совсем недав­ним прошлым, нетрудно увидеть, что многое в жизни человече­ства остается неизменным с момента его появления на Земле.

Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми. Разумеется, историк не считает возможным открыть «всей прав­ды» об изучаемом им событии. Но это же относится и к любой другой, даже самой точной науке. Ведь мир бесконечен, и беско­нечен процесс его познания. Между историками идут острые спо­ры по множеству проблем. Иногда совершаются открытия, прин­ципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки являются осно­вой учебной литературы по истории

3-3,5 млн. лет назад появился человек. История первобытного общества изучает происхождение человека, эволюцию его физического облика, зарождение и развитие хозяйственной деятельности, материальную и духовную культуру.

Историк при изучении какой-либо темы стремится привлечь как можно более широкий круг источников.

Исторические источники - это информация о древности, на основе которой историк создает теорию развития человеческого общества.

Археологический - все то, что создано руками человека и найдено в культурных слоях.

Антропологический - останки человека и человекообразных.

Этнографический – (этнография - наука о народах) сведения о народах.

Лингвистический– (лингвистика- наука о языке) анализ языков.

Геологический – (геология - наука о земле) сведения о климате.

Письменные источники.

Периодизация – выделение больших периодов, качественно новых достижений человечества в областях культуры и социального развития.

Археологическая периодизация:

Критерий - материал, из которого изготавливаются орудия труда

-палеолит - древний каменный век II млн. лет назад.-VIII тыс. лет до н.э.

-мезолит - средний каменный век VIII-V тыс. лет до н.э.

-неолит- новый каменный век V-III тыс. лет до нашей эры.

-энеолит- медно- каменный век.

-бронзовый век- III-II тыс. лет до нашей эры.

-железный век- I тыс. лет до нашей эры и до сих пор.

Периодизация истории первобытного общества.

Первобытное человеческое стадо ͢→

родовая община →

первобытная соседская община.

Антропологическая периодизация:

Антропогенез- биологическая эволюция человека.

Австралопитек - II –I млн. лет назад- жили стадами. 550-600 см3

Питекантроп- обезьяна-человек II млн. лет – 300 тыс. 900-1000 см3

Неандерталец – 300 тыс. лет назад - 40 тыс. лет назад.1200-1600 см3

Кроманьонец — 40 тыс. лет (современный человек)1400-1600 см3

Концепции исторического развития

При изучении истории в первую очередь возникает вопрос: откуда и куда движется челове­чество?

В нашей стране в течение значительной части XX в. историки руководствовались формационным подходом. Общественно-эконо­мическая формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества. Каждая формация определяется господству­ющим в ней способом производства отношение производитель­ных сил и производственных отношений. Историки насчитывали пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, фео­дальная, капиталистическая и комм теистическая (последняя формация называлась высшим этапом развития, предполагалось, что ее складывание лишь начинается).

В последнее время все более широко при характеристике направления развития общества ис­пользуется термин «цивилизация» (цивилизационный подход)

Цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов. В самом общем плане такими этапами являются доиндустриальная цивилизация и индустриальная цивилизация. В доиндустриальную эпоху основой жизни людей являлось сельское хозяйство, в индустриальную — промышленность. Выделяют так­же постиндустриальную, или информационную, цивилизацию, в ко­торую ряд стран вступили во второй половине XX в.

 

Персидское царство.

Египет.

В IV тыс. до н. э. Египет был разделен на Верхний и Нижний. Они объединились в III тыс. до н.э.

Египет и Китай. Общие черты:

1. Население- представители одного этноса.

2. Имели устойчивый государственный аппарат.

3. Во главе стоял обожествленный правитель.

4. Огромную роль в государстве играли жрецы – чиновники, которые управляли аппаратом и распределяли продукты среди всего населения.

Индия.

Во второй половине II тыс. до н.э. в Индию вторглись племена ариев. Они заселили долину Ганга, подчинив себе местное население. Пришедшие арии жили родовым строем. Во главе племени стояли вожди- раджи, которые опирались на прослойку воинов- кшатриев. Арии установили систему варн(каст)- деление на социальные группы. Во главе стояли жрецы- брахманы, за ними шли воины- кшатрии, затем производители- вайшьи и покоренное население- шудры. Принадлежность к варне наследовалась, изменить ее было невозможно, браки заключались между представителями одной варны.

Восточное средиземноморье.

Здесь возникают первые урбанистические центры. Город Иерихон в Палестине известен как древнейший город в мире(VIII тыс. до н.э.). Восточное средиземноморье-центр пересечения торговых путей. С III тыс. до н.э. города Восточного средиземноморья становятся важнейшими центрами транзитной торговли. Восточное средиземноморье делится на три части:

на севере- Сирия,

на юге- Палестина,

в центре- Финикия.

Финикийцы изобрели буквенное письмо. Этот алфавит лег в основу всех современных алфавитов.

 

Урок 5. Античная цивилизация.

Античные цивилизации.

Содержание

Введение. Основы исторического знания.

Раздел I. Древнейшая стадия истории человечества.

Урок 1. Теории происхождения человека. Присваивающее и производящее хозяйство

Урок 2. Неолитическая революция. Переход от первобытности к цивилизации

Вопросы для повторения к разделу I

Раздел II. Цивилизации Древнего мира

Урок 3. Ранние цивилизации, их отличительные черты

Урок 4. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Урок 5. Античная цивилизация.

Урок 6. Культурное наследие древних цивилизаций

Вопросы для повторения к разделу II

Раздел III. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

Урок 7. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. Китайско-конфуцианская цивилизация

Урок 8. Арабо-мусульманская цивилизация

Урок 9. Буддизм на Востоке в Средние века

Урок 10. Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Урок 11. Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации

Урок 12. Социально-экономические особенности средневековья

Урок 13. Запад и цивилизации Дальнего Востока

Вопросы для повторения к разделу III

 

Основы исторического знания.

Чтобы идти вперед,

чаще оглядывайтесь назад,

ибо иначе вы забудете,

откуда вышли и куда нужно вам идти.

Леонид Андреев

 

Знание прошлого помогает луч­ше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на все различия между настоящим и даже совсем недав­ним прошлым, нетрудно увидеть, что многое в жизни человече­ства остается неизменным с момента его появления на Земле.

Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми. Разумеется, историк не считает возможным открыть «всей прав­ды» об изучаемом им событии. Но это же относится и к любой другой, даже самой точной науке. Ведь мир бесконечен, и беско­нечен процесс его познания. Между историками идут острые спо­ры по множеству проблем. Иногда совершаются открытия, прин­ципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки являются осно­вой учебной литературы по истории

3-3,5 млн. лет назад появился человек. История первобытного общества изучает происхождение человека, эволюцию его физического облика, зарождение и развитие хозяйственной деятельности, материальную и духовную культуру.

Историк при изучении какой-либо темы стремится привлечь как можно более широкий круг источников.

Исторические источники - это информация о древности, на основе которой историк создает теорию развития человеческого общества.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.