СЕКСТ ЭМПИРИК (2-я пол. II в. - нач. III в.) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

СЕКСТ ЭМПИРИК (2-я пол. II в. - нач. III в.)

2017-09-28 184
СЕКСТ ЭМПИРИК (2-я пол. II в. - нач. III в.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Секст Эмпúрик - греко-римский философ и врач. Жил в Александрии и Риме. Последователь основателя античного скептицизма Пиррона. Является автором сочинения “Три книги Пирроновых положений” и трактата “Против ученых”, в котором он с позиции скептицизма подверг критике грамматику, риторику, геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, этику. В этих сочинениях дается систематизированное изложение аргументов (так называемых “троп”) против возможности достоверного знания и в пользу воздержания от любых суждений, так как для всякого высказывания может быть найдено противоположное по смыслу, но равное ему по истинности. Благодаря этому скептик и приобретает душевный покой (атарáксию), который и есть счастье.

Фрагменты приводятся по книге: Антология мировой философии: В 4-х томах. Т. 1. Ч.1. - М.: Мысль, 1969.

 

ТРИ КНИГИ ПИРРОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

I, 1. О наиболее общем различии между философами.

Ищущим какую-нибудь вещь приходится или найти ее, или дойти до отрицания нахождения и признания ее невоспринимаемости, или упорствовать в отыскивании. Поэтому, может быть, и в отношении вещей, искомых в философии, одни говорили, что они нашли истину, другие высказывались, что воспринять ее невозможно, третьи еще ищут. Воображают себя нашедшими называемые особым именем догматиков, как, например, последователи Аристотеля, Эпикура, стоиков и некоторые другие; как о невосприемлемом высказались последователи Клитомаха, Карнеада и другие академики[21], ищут же скептики. Отсюда правильно принимать, что существуют три главнейших рода философии: догматическая, академическая и скептическая. Пусть другие говорят об остальных родах, о скептическом же способе рассуждения скажем в главных чертах теперь мы, после предварительной оговорки, что ни про что из того, что будет высказано, мы не утверждаем, что оно обстоит во всем так, как мы говорим, но излагаем повествовательно каждую вещь согласно с тем, как это ныне нам кажется.

(С. 526)

 

I, 4. Что такое скепсис?

Скептическая способность... есть та, которая противопоставляет каким только возможно способом явление (phainomenon) мыслимому (nooymenon); отсюда вследствие равносильности... в противоположных вещах и речах мы приходим сначала к воздержанию от суждения..., а потом к невозмутимости (ataraxia)... Явлением же мы называем “ощущаемое”... и поэтому противополагаем ему “мыслимое”... Под противоположными же положениями мы подразумеваем отнюдь не всякое утверждение или отрицание, а только то, что они борются друг с другом. Равносилием... мы называем равенство в отношении достоверности и недостоверности, так как ни одно из борющихся положений не стоит выше другого как более достоверное. Воздержание от суждения есть такое состояние ума, при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем; “невозмутимость” же есть безмятежность и спокойствие... души.

(С. 527-528)

 

I, 6. О началах скепсиса.

Мы утверждаем, что начало и причина скепсиса лежат в надежде на невозмутимость. Именно: богато одаренные от природы люди, смущаясь неравенством среди вещей и недоумевая, которым из них отдать предпочтение, дошли до искания того, что в вещах истинно и что ложно, чтобы после этого разбора достигнуть состояния невозмутимости. Основное же начало скепсиса лежит главным образом в том, что всякому положению можно противопоставить другое, равное ему; вследствие этого, как кажется, мы приходим к необходимости отказаться от всяких утверждений (догм).

(С. 528)

 

I, 9. Занимается ли скептик изучением природы?

...Мы не занимаемся изучением природы для того, чтобы высказываться с твердой уверенностью относительно какой-либо догмы, определяемой изучением природы; ради же того, чтобы иметь возможность противопоставить всякому положению равносильное, и ради невозмутимости мы стремимся к изучению природы. Так же приступаем мы и к логической, и к эстетической части так называемой философии.

(С. 529)

 

ПЛОТИН (ок. 204 - 270 гг.)

 

Плотúн - основоположник и главный представитель неоплатонизма, философского направления, занимавшегося переработкой и развитием идей Платона в контексте более поздних учений. Взгляды Плотина оказали большое влияние на формирование не только позднеантичного мировоззрения, но и на всю средневековую христианскую философию, а также на философию Возрождения и представителей немецкого классического идеализма. Ученик Плотина, Порфирий, издал из его сочинений 54 произведения под общим названием “Эннеады”.

Фрагменты приводятся по книге: Антология мировой философии: В 4-х томах. Т. 1. Ч.1. - М.: Мысль, 1969.

 

 

I 3, 4-5. Диалектика есть способность давать в логосе [мысленное и словесное] определение каждой вещи, что она есть и чем отличается от других вещей и что у нее общее с ними и, кроме того, где место каждой из них, и есть она сущность, и сколько имеется сущих и, с другой стороны, не-сущих, отличных от сущих. Она говорит и о благе, и о не-благе, и о том, что вечно, и, конечно о том, что не таково; [говорит] обо всем она на основании знания, а не мнения. Отказавшись от блуждания в области чувственного, она утверждается в области умопостигаемого и там занимается тем, что отвергает ложь и питает души в так называемой обители истины. Она пользуется Платоновым делением для различения идей, равно как и для определения смысловой единичности, пользуется им, далее, для [установления] первых родов [сущего], мысленно сочетая их, пока не пройдет всю область умопостигаемого, и снова расчленяя их, пока не дойдет до первоначала. <…>

Но откуда это знание берет свои начала? Конечно, ум дает ей очевидные начала, если только душа способна их постичь. Душа затем вытекающее из них соединяет, сочетает и различает, пока не доходит до совершенного ума. В самом деле, [диалектика], сказал [Платон], есть самое чистое в уме и мышлении. Будучи наиболее ценной из всех наших способностей, она необходимо занимается сущим и наиболее ценным, как мышление - сущим, как ум - тем, что за пределами сущего. Но что такое философия? Она самое ценное. Но тождественна ли она с диалектикой? Нет, диалектика - [самая] ценная часть философии. В самом деле, не следует думать, что диалектика есть [лишь] орудие философа; она не состоит из пустых положений и правил, а трактует о вещах и имеет сущее как бы своей материей; она приступает к ним методически, имея вместе с положениями и вещи.

(С. 538-539)

ЦИЦЕРОН (106 - 43 гг. до н.э.)

 

Марк Туллий Цицерóн - выдающийся римский политик и оратор, теоретик риторики, представитель римской философии эклектицизма. Ориентируясь на широкое философское просвещение римлян, Цицерон популяризирует идеи практически всех школ греческой философии, при этом он концентрирует свое внимание, главным образом, на общественной проблематике. Считая, что каждое философское направление приходит к постижению социальной добродетели своим собственным путем, Цицерон предлагает объединить все достижения отдельных философских школ в единую систему знания.

Фрагменты приводятся по книге: Цицерон. Философские трактаты. - М.: Наука, 1985.

 

О ПРИРОДЕ БОГОВ

...Вовсе не внезапно я стал заниматься философией, и не мало затратил я труда и забот на нее со времен ранней юности, а более всего тогда, когда казалось, что я совсем мало занимаюсь философией... А поскольку все философские предписания применимы к жизни, то, полагаю, я и в общественных, и в частных делах поступал так, как предписывают рассудок (ratio) и наука (doctrina).

IV. Если же кто спросит, что побудило меня так поздно взяться за письменное изложение всего этого, то нет ничего легче, чем дать на это ответ. Когда меня утомила бездеятельность, а состояние республики было таким, что ею по необходимости должен был управлять и о ней заботиться только один человек[22], то решил я... что ради самой республики следует изложить нашим людям философию. <…>

(9) Побудила меня также обратиться к этим занятиям душевная скорбь, вследствие великого и тяжкого удара судьбы[23]. Если бы я мог найти большее утешение от какого-нибудь другого занятия, я предпочел бы прибегнуть к нему, [а не к философии]. А тем средством, к которому я прибегнул, я не мог воспользоваться лучше, чем отдавшись не только чтению книг, но также изучению всей философии. А все ее разделы и все части легче всего узнать, если эти вопросы изложить письменно, ведь во всем этом есть удивительная последовательность, так что одно кажется связанным с другим в одну цепь, звенья которой между собой соединены и переплетены.

(С.62-63)

 

О ДИВИНАЦИИ[24]

I. (1) Не раз спрашивая себя, чем я могу быть наиболее полезным для республики, не оставляя моих забот о ней, после многих и долгих размышлений, пришел я к такому заключению: лучше всего будет, если я открою моим согражданам путь к благородным наукам. И я думаю, что уже следовал этому во многих моих книгах. Так, в книге под заглавием “Гортензий” я приложил все усилия, чтобы побудить римлян заниматься философией. А какой род философствования нам кажется наименее самоуверенным... и в то же время наиболее основательным... и изящным..., я показываю в четырех Академических книгах[25]. (2) Далее, так как в основе философии лежит [познание] пределов добра и зла, то я рассмотрел и этот вопрос в пяти книгах[26], чтобы можно было разобраться в доводах, приводимых разными философами за и против. За этими последовали книги “Тускуланских бесед”, в которых вскрыты условия, наиболее необходимые для счастливой жизни. В первой из этих книг говорится о презрении к смерти, во второй - об успокоении в горе, в третьей - об облегчении боли, в четвертой - о других душевных волнениях. Наконец, в пятой книге обсуждается вопрос, который бросает яркий свет на всю философию, ибо эта книга учит, что для счастливой жизни необходимо, чтобы добродетель сама в себе находила удовлетворение.

(С. 242)

 

(6) А еще одной причиной того, что я счел нужным заняться философией, было тяжелое положение государства. В разгар гражданских войн я не мог ни выступить, как обычно делал, в защиту республики, ни оставаться в бездействии. И я не нашел для себя другого, более подходящего и достойного меня занятия. Мои сограждане простят меня, или, скорее, будут мне признательны за то, что, когда республика оказалась во власти одного человека, я не скрылся, не бежал, не упал духом, и не повел себя как человек обозлившийся на весь свет! С другой стороны, не стал я ни восторгаться, ни изумляться судьбой другого, сожалея о собственной. Этому-то я и научился у Платона, и у философии, а именно, что для государств естественны разные перевороты, так что они оказываются то под властью знати, то - народа, а то и одного лица.

(7) И когда такое произошло с нашим государством, то я, отставленный от государственных дел, возобновил занятия философией, чтобы и свое горе облегчить и согражданам своим помочь, единственно доступным для меня в этих условиях способом.

(С. 243-244)

 

IV. А по тем вопросам, которыми занимается философия: что такое добро? Что - зло? Что - ни то, ни другое? Может ли какой-нибудь прорицатель дать ответ или совет? Нет! Это дело философов.

(С. 245)

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.