Вопрос 2. Специфика философского знания — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Вопрос 2. Специфика философского знания

2017-09-28 768
Вопрос 2. Специфика философского знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическая работа№4

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

       
   
 


имеет очень много общего c научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат. однако не является научным знанием в чистом виде.  

 

Главное отличие философии от всех иных наук – она является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

 

Предмет философии шире предмета исследования любой от­дельной науки - она обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

2. носит предельно общий, теоретический характер;

3.содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

4.во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5.является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

6.изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

7.имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

8.испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

9.в то же время динамично — постоянно развивается и обнов­ляется;

10.опирается на категории — предельно общие понятия;

11.неисчерпаемо по своей сути;

12.ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Самостоятельная работа№4

Составьте схему «Философия и науки, которые она интегрирует, но не включает в себя», используя справочную литературу указать век основания этой науки и ее тип (гуманнитарная или точная), основателя по возможности.

Философия

       
   

 


Вопрос 3. Предмет, методы философии и функции философии.

Практическая работа №5

Предметом называется круг вопросов, которые изучает фи­лософия.

 

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

               
   
 
   
   
 
 
 


 

онтология (учение о бытии); человек;

гносеология (учение о познании); общество.

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

1. Сущность бытия; 2. происхождение бытия; 3. материя (субстанция), ее формы; 4. сознание, его происхождение и природа; 5. взаимоотношение материи и сознания; 6. бессознательное; 7. человек, его сущность и существование; 8. душа, духовный мир человека; 9. общество; 10. общество и человек; 11. природа; 12. природа и общество; 13. духовная сфера жизни общества; 14. материально-экономическая сфера жизни общества; 15. социальная сфера общества; 16. общественно-экономические формации, цивилизации; 17. перспективы человека, общества; 18. экология, проблемы выживания; 19. особенности познания; 20. влияние познающего субъекта на процесс познания иего ре­зультаты; 21 ограниченность и безграничность познания; 22.движение; 23. философские категории; 24. диалектика и ее законы;

Основными методами философии (путями, средствами, с помо­щью которых осуществляется философское исследование) являются:

                       
   
           
 
 


 

диалектика; метафизика догматизм; эклектика; софистика; герменевтика.

 

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

               
     
       
 
 


 

материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.

 

Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:
Мировоззренческая способствует формированию цело­стности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действи­тельности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").
мыслительно-теоретическая выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
гносеологическая одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Критическая подвергать сомнению окру­жающий мир и существующее знание, искать их новые черты, ка­чества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
аксиологическая философии (в переводе с греческо­го axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окру­жающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тор­мозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно уси­ливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).
Социальная объяснить общество, причины его воз­никновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
воспитательно-гуманитарная философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, приви­вать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора­ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и най­ти смысл жизни.
прогностическая заключается в том, чтобы на осно­вании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции раз­вития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Самостоятельная работа №5

1.Используя справочную литературу, дайте определение следующих понятий.

Диалектика -

Метафизика

Догматизм —

Эклектика —

Софистика —

Герменевтика —

 

 

Материалистический метод-

 

 

Идеалистический метод -

 

Эмпиризм —

Рационализм —

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.