Глава 3. Влияние мотивационного — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 3. Влияние мотивационного

2017-09-28 354
Глава 3. Влияние мотивационного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФАКТОРА НА РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Диагностика мотивации учебной деятельности

Диагностика мотивационной сферы направлена на выявление как осознаваемых, так и неосознаваемых мотивов деятельности человека. Для выявления осознаваемых мотивов применялись методики, где анализировались свободные высказывания испытуемых о том, что побуждает их к той или иной деятельности, почему они выполняют те или иные конкретные действия. Испытуемым предлагались разного рода опросники и анкеты. По мнению М.В. Матюхиной (1984), такие мотивы составляют как бы 1-ю зону осознания.

К методикам выявления мотивов 2-й зоны осознания относятся полупрожективные методики, например, такие как: "Неоконченные предложения", "Неоконченный рассказ", а также проективные рисуночные тесты. С помощью таких тестов выявлялись особенности потребностно - мотивационной сферы испытуемых, их эмоционально - чувственные переживания, а также обобщенные интеллектуальные особенности.

Для диагностики эмоционально-мотивационной сферы нами использовались субъективные методики, включающие в себя традиционные процедуры наблюдения, самонаблюдения и самоотчета, а также целый ряд тестов и опросников. К ним относятся следующие тестовые методики:


• методика изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной (1984);

• методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой (1999);

• мотивационный тест Х.Хекхаузена, модифицированный Л.Н.Собчик (2002);

• методика "Структура мотивации трудовой деятельности" (Ильин Е.П., 2000);

• психографический тест В.Г. Леонтьева (1992);

• методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана и В.А.Якунина (Ильин Е.П., 2000);

• методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной (Ильин Е.П., 2000);

• методика школьной мотивации М.Р. Гинзбурга

(1988);

• опросники мотивации достижений Т. Элерса;

• методики «Направленность на отметку» и «Направленность на приобретение знаний», разработанные Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой;

• методика для диагностики учебной мотивации школьников (модифицированный вариант методики М.В. Матюхиной);

• методика для диагностики мотивации учения студентов (модифицированный вариант методики А.А.Реана и В.А.Якунина)

и другие стандартизирова,нные и нестандартизированные методики диагностики личностных особенностей человека. Это

MMPI (Многоаспектный личностный опросник штата Миннесота, модифицированный Л.Н. Собчик; тест диагностики уровня школьной тревожности Тейлора; тест диагностики реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина; типологический тест-


опросник Г.Айзенка - ЕРi (исследование интроверсии-экстраверсии и нейротизма); опросник субъективного контроля (УСК) Дж.Роттера (адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А.М.Эткинда); тест «ССП-98» («Стиль саморегуляции поведения») В.И. Моросановой; цветовой тест М. Люшера; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (адаптация А. Гоштаутаса, А.А. Семенова и В.А. Ядова); 16-факторный личностный опросник Кеттелла; тест дифференциальной самооценки САН ("Самочувствие, активность, настроение"); тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; опросник КОС-1 (коммуникативные и организаторские способности). Кроме того, применялись интерпретационные коэффициенты для теста Люшера, разработанные Г.А.Аминевым (Леонтьев В.Г., 1992), проективные рисуночные тесты: «Дом, дерево, человек», «Дерево» К. Коха, методика изучения коллективного настроения в группе (Лутошкин А.Н., 1988) и многие другие опросники и тесты.

Недостатком проективных тестов является отсутствие корректных числовых показателей, что затрудняет использование результатов тестирования в статистическом анализе. Однако получаемый материал тестирования после его расшифровки является необходимым и ценным для понимания качественных характеристик потребностно -мотивационной сферы испытуемых. Сравнительный анализ данных теста Коха и данных других тестов, например, теста М. Люшера, показывает его достаточную валидность и надежность, особенно при интерпретации эмоциональной и мотивационной сфер личности (Леонтьев В.Г., 1992).


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.