Особенности психического состояния и поведения человека в толпе — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности психического состояния и поведения человека в толпе

2017-09-28 288
Особенности психического состояния и поведения человека в толпе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) снижение интеллектуальных способностей (некритичность мышления и восприятия информации, более легкая переключаемость внимания, искажение информации и порождение слухов);

2) низкий порог психофизиологической и эмоциональной возбудимости (в толпе человек легче и быстрее приходит в состояние повышенного эмоционального возбуждения и психофизиологической мобилизации);

3) повышенная внушаемость (некритичное согласие с информацией из внешней среды);

4) ощущение анонимности (состояние нивелировки социального и личностного статуса индивида);

5) непроизвольность (спонтанность и импульсивность поведения);

6) неполная осознаваемость;

7) деиндивидуализация (стирание в поведении личностных различий, похожесть людей друг на друга через одинаковость поведения);

8) нетипичность поведения (проявление человеком в толпе неожиданных даже для него самого форм поведения).

 

Психология слухов

Слухи – это форма искаженной информации о значимом объекте или событии, циркулирующей в больших группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности.

Термин «слухи» имеет собирательный смысл для обозначения циркуляции в группах различных видов искаженной информации – явной лжи, сплетни, полуправды, намеренного или ненамеренного искажения фактов, дезинформации и др.

 

Социально-психологические условия и закономерности возникновения и распространения слухов

§ слухи возникают в связи с важными или значимыми для людей событиями и социальными объектами; информация о малозначимом или значимом только для узкого круга людей событии обычно широко не распространяется;

§ слухи зарождаются в условиях неопределенности, когда информация либо совсем отсутствует, либо явно недостаточна, либо является противоречивой и тем самым провоцирует неопределенность;

§ важным условием, способствующим распространению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности, в которую входит группа; нестабильность ведет за собой массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенности в будущем и т.п.;

§ благоприятным фактором возникновения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-либо необычного в жизни, сенсации или чуда; в привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек страстно стремится передать ее другим людям.

Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся среде, выполняя следующие важные функции:

1) удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира и стимулируют ее;

2) снимают неопределенность или снижают ее степень относительно важных событий, т.к. человек не может пребывать долгое время в состояние неопределенности; т.е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;

3) слухи не только помогают человеку сориентироваться в ситуации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ними может изменяться;

4) слухи выполняют функцию предвосхищения социальных событий, тем самым помогая человеку что-то предусмотреть, внести коррективы в свои представления и отношения к социальным явлениям или в реальное поведение.

 

Классификация слухов

Слухи классифицируют по трем параметрам:

1) экспрессивный параметр (содержание слуха и особенности эмоциональных реакций на него):

§ слухи-желания – содержащаяся информация имеет целью вызвать разочарование по поводу несбывшихся ожиданий;

§ слухи-пугала – распространяемая с их помощью информация имеет целью инициировать состояние тревоги, неуверенности;

§ разобщающие агрессивные слухи – с их помощью стремятся нарушить социальные связи;

2) информационный параметр (в соответствии со степенью достоверности сюжета слуха):

§ недостоверные слухи;

§ недостоверные слухи с элементами правдоподобия;

§ правдоподобные слухи;

3) по степени влияния на психику людей:

§ слухи, будоражащие общественное мнение в целом или в определенных группах людей, но не вызывающие явно выраженных форм асоциального поведения;

§ слухи, вызывающие антиобщественное поведение определенных социальных групп;

§ слухи, нарушающие социальные связи и организационно-управленческие отношения между людьми и вызывающие массовые беспорядки.

Особенности преобразования информации в процессе распространения слухов

1) сглаживание - несущественные в глазах данной аудитории детали исчезают, сюжет становится короче и значимее;

2) заострение - сохранившиеся детали выдвигаются на передний план, высвечиваются более выпукло; увеличиваются их масштаб и социальная значимость; сюжет может обрастать новыми, первоначально отсутствовавшими деталями;

3) приспособление - под стереотипы и установки подстраивается отдельная деталь сюжета без выраженных признаков сглаживания или заострения, но таким образом, что это решительно изменяет психологическое содержание информации.

Профилактика слухов

§ максимальное упреждающее информирование населения о наиболее важных для него событиях, социальных условиях жизни и т.п. (при этом необходимо стремиться к доступности, понятности и непротиворечивости информации, в экстремальных условиях – к организации регулярной работы специальных источников информации по интересующим население вопросам);

§ целенаправленное снижение значимости тех социальных объектов, событий или явлений, вокруг которых прогнозируется возникновение слухов;

§ положительное информирование об условиях политической, экономической, межнациональной стабильности развития тех регионов, в состав которых входят большие социальные группы;

§ выяснение подлинных причин возникновения слухов для повышения эффективности последующей разъяснительной работы;

§ выявление распространителей слухов и нейтрализация их влияния на группу и др.

 

Психология паники

 

Паника – это стихийно возникающее, дезорганизованное состояние и поведение больших масс людей, основанное на чувстве бесконтрольного, неуправляемого страха от реально существующей или мнимой угрозы для жизни людей. Для людей, находящихся в состоянии паники, характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, порождающее хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом). Поэтому иначе панику можно определить как стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.