Задачи «Психология массовидных явлений» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Задачи «Психология массовидных явлений»

2017-09-28 526
Задачи «Психология массовидных явлений» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Задача 1. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1. Опишите слух, пущенный Незнайкой, согласно параметрам классификации слухов.

2. Приведите не менее 3-х доказательств того, что в Цветочном городе началась паника.

- Слушай, Стекляшкин, - сказал ему Незнайка. – Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.

- Что ты, Незнайка! Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепешку. Солнце ведь большое. Оно больше нашей Земли.

- Не может быть, - ответил Незнайка, - по-моему, солнце не больше тарелки.

- Это нам только кажется. Солнце очень далеко от нас. Если бы от солнца оторвался кусок и упал, он раздавил бы весь наш город.

- Ишь ты! – ответил Незнайка. – А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка, расскажу нашим, может быть они еще не слыхали про это. А ты все-таки посмотри в свою трубу, вдруг солнце и в самом деле щербатое?

Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:

- Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадет и всех нас раздавит. Ужас что будет! Вот пойдите, спросите Стекляшкина.

Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:

- Спасайся, братцы! Кусок летит!

- Какой кусок? – спрашивали его.

- Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется, и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!

- Что ты выдумываешь?!

- Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.

Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Всем сослепу стало казаться, что солнце и в самом деле щербатое. А Незнайка кричал:

- Спасайся, кто может! Беда!

Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил свои краски и кисточки, Гусля – свои инструменты: и скрипку, и балалайку, и медную трубу. Доктор Пилюлькин мотался по дому и разыскивал походную аптечку. Пончик схватил калоши и зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки:

- Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Незнайка болтун? Все это он выдумал.

Все побежали к Стекляшкину, и тогда выяснилось, что Незнайка и на самом деле все выдумал. Все смеялись над Незнайкой и говорили:

- Удивляемся, как мы тебе поверили!

 

Задача 2. Познакомьтесь с описанием исторического события.

1. О каких социально-психологических явлениях идет речь в тексте?

2. Охарактеризуйте описанное скопление людей.

18 мая 1896 г., в день коронации Николая II, на Ходынском поле собралось более 500 тыс. человек, что значительно превысило вместимость площади. Люди были празднично настроены; их побудили прийти к назначенному месту не только желание приобщиться к знаменательному событию и участвовать в общем веселье, но и надежда на получение царских подарков. Раздавали всего-то по пакету пряников и по кружке с вензелем. Чей-то крик: «Подарков всем не хватит!» — стал сигналом к движению толпы. Вскоре усилившаяся давка заставила почувствовать неладное. Кто-то попытался остановить опасный процесс, запев «Спаси, Господи, люди твоя». Песня была подхвачена, но ее ритм оказался не вполне адекватен ситуации. Во всяком случае, коллективное пение лишь на время замедлило давление, продолжавшее по инерции усиливаться. Обезумевшие от страха люди топтали попадавших под ноги, теряли сознание и гибли в тесноте. Только по официальным данным погибли 1389 человек и 1300 получили увечья.

 

Задача 3. Познакомьтесь с экспериментом, проведенным американскими психологами.

1. Какой способ преобразования (искажения) информации был выявлен в ходе этого исследования?

Для участия в эксперименте приглашались группы испытуемых — белых граждан южных штатов США. Первому из вошедших в комнату предъявлялся фотокадр, на котором дрались два молодых человека — белый и черный, причем у белого в руке была открытая бритва. Кадр экспонировался на экране в течение трех секунд и больше не появлялся. Испытуемый, видевший фотографию, пересказывал ее содержание следующему, после чего выходил из комнаты, второй пересказывал услышанное третьему и т. д. В процессе трансляции оставались неизменными драка, количество и цвет кожи ее участников и бритва. Драка не превращалась в беседу, не устранялось расовое различие, не возникало массовое побоище и даже ни разу вместо бритвы не появился, например, револьвер. Зато стабильно (эксперимент проводился неоднократно) срабатывал один и тот же эффект: бритва находилась в руках только черного противника, тем самым распространялась информация об агрессивности негра.

 

Оценка выполнения задания:

Баллы Критерии оценки
  - даны верные ответы на три задачи; - использована специальная терминология
  - даны верные ответы на две задачи; - использована специальная терминология
  - дан верный ответ на одну задачу; - использована специальная терминология
  - даны неверные ответы на все задачи

 

Самостоятельная работа № 12

 

Тема: Основы психологии общения

 

Цель работы: изучение правил делового общения; развитие умений самостоятельного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности.

 

Задание: Разработка памятки с рекомендациями «Правила ведения деловой беседы», «Правила беседы по телефону», «Правила публичного выступления» (темы памятки по выбору обучающегося).

 

Алгоритм выполнения работы:

 

  1. Изучите информацию о правилах делового общения, предлагаемую в учебнике
    • Островская И.В. Психология – стр. 352 – 362;
    • Жарова М.Н. Психология общения – стр. 152 - 160.
  2. Осуществите поиск дополнительной информации о правилах делового общения с помощью сети Internet.
  3. Выберите тему памятки из предложенных в пособии: «Правила ведения деловой беседы», «Правила беседы по телефону», «Правила публичного выступления».
  4. Выберите целевую аудиторию, для которой Вы составляете памятку.
  5. Проанализируйте содержание изученной информации и разработайте памятку с учетом выбранных Вами темы и целевой аудитории. При составлении и оформлении памятки используйте методические рекомендации.
  6. Подготовьте печатный вариант и устную презентацию памятки (регламент – 5 минут) к практическому занятию № 14.
  7. При подготовке устной презентации используйте критерии оценки публичного представления результатов ВСРС (Приложение 6).

 

Методические рекомендации по составлению и оформлению памятки

Слово «памятка» в словарях русского языка определяется как «книжечка, содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь».

В современном понятии памятка – это средство вербальной и / или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной деятельности.

Памятка относится к особому речевому жанру, не только информационному, но и оказывающему воздействие на эмоции и эстетические чувства людей.

Используются памятки в ситуациях, когда нет непосредственного общения с аудиторией, и / или как дополнение к общению.

По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:

 

1) памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс упражнений лечебной гимнастики, действия при появлении признаков инсульта и т.п.);

2) памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о выполнении конкретных действий, шагов (например, измерение артериального давления, подсчет индекса массы дела и др.);

3) памятка-совет (памятка-рекомендация), в которой целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно (например, способы быстрого снятия стресса, правила кормления ребенка грудью и др.);

4) памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях;

5) памятка-стимул, целью которой является стимулирование, мотивация человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п. (например, сопоставление жизни с наркотиками и без них);

6) памятка «вопрос – ответ».

Деление это условно, поскольку в каждом виде памяток есть общее: информация, представленная с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от цели, тематики, характера целевой аудитории, представлений и вкусов создателя памятки.

 

Правила составления и оформления памятки:

 

  1. Разрабатывая памятку, всегда задавайте себе вопросы:
    • Чего я хочу добиться?
    • Что люди должны понять в результате?
    • Какие действия они должны предпринять?
  2. Четко следуйте цели. Не включайте в памятку материал, не относящийся к теме: он только отвлекает от основной идеи вашего сообщения. Следует помнить, что небольшой объем информации не позволяет в тексте одной памятки затрагивать слишком много аспектов проблемы. Целесообразнее выделить лишь один из них и именно ему посвятить содержание памятки.
  3. Особое внимание уделяйте правильно составленному и рационально размещенному тексту. Текст памятки должен быть написан живым, ясным, доступным неспециалисту языком; предложения – краткими, набранными небольшими блоками; шрифт – простым, легко читаемым. Крупный шрифт облегчает прочтение материала людьми пожилого возраста. Ни в коем случае нельзя набирать текст декоративным, трудно различимым шрифтом. Иллюстрации, ключевые слова, тематические строки информационного сообщения должны быть простыми и ясными. Все незнакомые термины лучше объяснять. Текст лучше представить на проверку нескольким читателям, чтобы убедиться, что он не содержит двусмысленных фраз.
  4. Очень важно выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой текст будет восприниматься наилучшим образом. Для облегчения восприятия материала используйте не слишком сложное оформление. Цвет может служить для выделения наиболее важной информации. Выбирайте его осторожно, поскольку разные цвета вызывают разные эмоции, могут ассоциироваться с определенными идеями, образами.
  5. Проверяйте грамотность текста будущей памятки, т.к. грамматическая ошибка или стилистическая неточность могут вызвать недоверие к материалу.
  6. Иллюстрация в памятке всегда привлекает внимание. Могут использоваться фотографии, рисунки, диаграммы и т.д. используемые зрительные образы должны обладать определенной силой воздействия.
  7. Структурно текст памятки обычно представляет следующие блоки:
    • заголовок (должен быть точным, кратким, набираться большими буквами; его цель – привлечь внимание); здесь же может быть указание, кому предназначена памятка (для населения, для подростков, для родителей, для персонала и т.д.);
    • ведущий абзац – заставляет читать дальше, интригует;
    • средний абзац – развивает понимание и оценку предмета, отвечает на все вопросы;
    • заключительный абзац – дает понять, какое действие от читателя желательно.
  8. Материал памятки подбирается с расчетом на конкретную аудиторию. Внимание к той или информации зависит от того, насколько значимые сведения она содержит для определенной группы людей.
  9. Идейное содержание памятки не должно вызывать у людей страха или отрицательных эмоций. При составлении памяток для детско-подростковой аудитории крайне важным является принцип преимущественного позитива в изложении информации. Например, надо показать ребенку не то, как плохо курить, а как хорошо быть здоровым.
  10. Убедительность материалов памятки зависит не от длинного перечня правил, советов, запретов и рекомендаций, не от сухой назидательности, а от того, насколько интересен, несложен и полезен текст.

 

Оценка выполнения задания:

Баллы Критерии оценки
  - содержание памятки полностью соответствует заданной теме; - информация полностью соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - информация изложена логично и доступно; - визуальный ряд соответствует заданной теме; - оформление памятки эстетично, аккуратно, присутствует единый стиль
  - содержание памятки в основном соответствует заданной теме, есть незначительные отклонения от темы задания; - информация в основном соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - в изложении информации незначительно нарушена логика; - визуальный ряд в основном соответствует заданной теме; - присутствуют недочеты в оформлении памятки
  - содержание памятки соответствует заданной теме частично, в тексте есть значительные отклонения от темы задания или тема задания раскрыта не полностью; - информация частично соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - в изложении информации незначительно нарушена логика; - визуальный ряд частично соответствует заданной теме; - оформление памятки недостаточно эстетично и аккуратно, нарушено единство стиля
  - задание не выполнено; - содержание памятки не соответствует заданной теме, тема не раскрыта; - информация не соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - в изложении информации значительно нарушена логика; - визуальный ряд не соответствует заданной теме, либо отсутствует; - оформление памятки неэстетично, неаккуратно

 

 

Самостоятельная работа № 13

 

Тема: Психология конфликта

 

Цель работы: изучение правил рационального поведения в конфликтных ситуациях; развитие умений самостоятельного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности.

 

Задание: Разработка информационного буклета с рекомендациями «Правила поведения в конфликте».

 

Алгоритм выполнения работы:

 

  1. Изучите информацию о способах и правилах поведения в конфликте, предлагаемую в учебниках:
    • Жарова М.Н. Психология общения: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / М.Н. Жарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014 – стр. 163 – 167;
    • Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР, 2013 – стр. 339 - 345
  2. Осуществите поиск дополнительной информации о правилах поведения в конфликте с помощью сети Internet.
  3. Выберите целевую аудиторию (пациент / категория пациентов; медицинский работник / категория медицинских работников), для которой Вы разрабатываете информационный буклет.
  4. Проанализируйте содержание изученной информации и разработайте для выбранной целевой аудитории буклет об эффективных правилах поведения в конфликте. При составлении и оформлении буклета используйте методические рекомендации (см. ВСРС № 4).
  5. Подготовьте печатный вариант и устную презентацию буклета (регламент – 5 минут) к практическому занятию № 16.
  6. При подготовке устной презентации используйте критерии публичного представления результатов ВСРС (Приложение 6).

 

Оценка выполнения задания:

Баллы Критерии оценки
  - содержание буклета полностью соответствует заданной теме; - информация полностью соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - информация изложена логично и доступно; - визуальный ряд соответствует заданной теме; - оформление буклета эстетично, аккуратно, присутствует единый стиль
  - содержание буклета в основном соответствует заданной теме, есть незначительные отклонения от темы задания; - информация в основном соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - в изложении информации незначительно нарушена логика; - визуальный ряд в основном соответствует заданной теме; - присутствуют недочеты в оформлении буклета
  - содержание буклета соответствует заданной теме частично, в тексте есть значительные отклонения от темы задания или тема задания раскрыта не полностью; - информация частично соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - в изложении информации незначительно нарушена логика; - визуальный ряд частично соответствует заданной теме; - оформление буклета недостаточно эстетично и аккуратно, нарушено единство стиля
  - задание не выполнено; - содержание буклета не соответствует заданной теме, тема не раскрыта; - информация не соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - в изложении информации значительно нарушена логика; - визуальный ряд не соответствует заданной теме, либо отсутствует; - оформление буклета неэстетично, неаккуратно

 

Самостоятельная работа № 14

 

Тема: Психология соматического больного

 

Цель работы: изучение видов психологических особенностей личности при различных соматических заболеваниях; развитие умений самостоятельного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности; формирование профессионально-личностной мотивации.

 

Задание: Подготовка сообщения «Психологический профиль пациентов с отдельными соматическими заболеваниями».

 

Алгоритм выполнения работы:

 

  1. Изучите информацию о психологических профилях пациентов с различными соматическими заболеваниями, предлагаемую в учебнике Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии – стр. 319 – 336.
  2. Осуществите поиск дополнительной информации с помощью сети Internet.
  3. Проанализируйте содержание изученной информации и подготовьте сообщение о психологических особенностях пациентов с отдельными соматическими заболеваниями. При подготовке сообщения используйте методические рекомендации.
  4. Подготовьте устное представление сообщения (регламент – 5 минут) к практическому занятию № 17.
  5. При подготовке устной презентации используйте критерии оценки публичного представления ВСРС (Приложение 6).

 

Методические рекомендации по подготовке сообщения

 

Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам. Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

При подготовке сообщения:

  1. Уясните для себя суть темы, которая вам предложена.
  2. Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы было легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок.
  3. Изучите материал по данной теме, найденный Вами с помощью сети Internet.
  4. Составьте план сообщения.
  5. Напишите текст сообщения.

Помните!

 

  • Выбирайте только интересную и понятную информацию. Не используйте неясные для Вас термины и специальные выражения.
  • Не делайте сообщение очень громоздким.
  • При оформлении сообщения используйте только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы.
  • В конце сообщения составьте список источников, которыми Вы пользовались при подготовке.

 

Оценка выполнения задания:

Баллы Критерии оценки
  - содержание сообщения соответствует теме; - тема раскрыта полностью; - при работе автор использовал современную литературу; - сообщение логично, последовательно, грамотно; - оформление сообщения эстетично, полностью соответствует общепринятым требованиям
  - содержание сообщения соответствует теме; - тема в основном раскрыта; - при работе автор использовал современную литературу; - сообщение логично, последовательно, с незначительными единичными ошибками; - оформление сообщения эстетично, незначительные отступления от общепринятых требований
  - содержание сообщения соответствует теме частично; - тема раскрыта неполно; - при работе автор использовал неактуальную литературу; - сообщение выполнено с незначительными нарушениями логики, последовательности, значительное число грамматических и пунктуационных ошибок; - в оформлении сообщения присутствует некоторая небрежность и неэстетичность, значительные отступления от общепринятых требований
  - содержание сообщения не соответствует теме; - тема не раскрыта; - использована устаревшая литература; - сообщение нелогично, непоследовательно, множественное число значительных ошибок; - оформление сообщения крайне небрежно, неэстетично, не соответствует общепринятым требованиям; - задание не выполнено

 

Самостоятельная работа № 15

 

Тема: Основы психосоматики

 

Цель работы: закрепление и систематизация знаний о психосоматических расстройствах; формирование умения систематизировать и критически осмысливать информацию в рамках решения конкретной проблемы; развитие самостоятельности и познавательной активности.

 

Задание: Заполнение таблицы «Психосоматические болезни».

 

Алгоритм выполнения работы:

 

  1. Изучите информацию о психосоматических расстройствах, изложенную в Приложение 5.
  2. Оформите в тетради для ВСРС таблицу:

 

Психосоматические болезни

 

Название заболевания Предрасполагающие факторы Стрессовые воздействия Особенности личности
       

 

  1. Внимательно изучите разделы таблицы, названия строк и столбцов. Еще раз внимательно прочтите текст источника информации и продумайте ход заполнения таблицы.
  2. Заполните ячейки таблицы.
  3. Проведите анализ и самоконтроль заполнения таблицы.
  4. Подготовьте таблицу для индивидуальной проверки преподавателем к практическому занятию № 18.

 

Оценка выполнения задания:

Баллы Критерии оценки
  - представленная в таблице информация полностью соответствует заданной теме; - материал в таблице излагается четко и лаконично, без избытка или недостатка информации
  - представленная в таблице информация полностью соответствует заданной теме; - в оформлении таблицы имеются незначительные недочеты или небольшая небрежность
  - ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляют собой пространные пояснения, многословный текст или информация неполная - имеются незначительные множественные ошибки
  - содержание ячеек не соответствует заданной теме; - имеются незаполненные ячейки или серьезные множественные ошибки; - работа не выполнена

 

 

Самостоятельная работа № 16

 

Тема: Психогигиена, психопрофилактика, психотерапия

 

Цель работы: изучение способов оказания экстренной психологической помощи; формирование умения проводить психопрофилактическую деятельность; развитие умений самостоятельного поиска, анализа, обработки информации.

 

Задание: Подготовка мультимедийной презентации на тему «Экстренная психологическая помощь».

 

Алгоритм выполнения работы:

 

  1. Осуществите поиск информации о способах оказания экстренной психологической помощи с помощью сети Internet.
  2. Проанализируйте содержание изученной информации и изложите свое видение заданной темы в форме мультимедийной презентации, используя методические рекомендации (см. ВСРС № 3).
  3. Подготовьте публичное представление мультимедийной презентации (регламент – 7 минут) к практическому занятию № 18.
  4. При подготовке устной презентации используйте критерии оценки публичного представления ВСРС (Приложение 6).

 

Оценка выполнения задания:

Баллы Критерии оценки
  - содержание презентации полностью соответствует заданной теме; - информация изложена логично и доступно; - визуальный ряд соответствует заданной теме; - оформление презентации эстетично, присутствует единый стиль
  - содержание презентации в основном соответствует заданной теме, есть незначительные отклонения от темы задания; - в изложении информации незначительно нарушена логика; - визуальный ряд в основном соответствует заданной теме; - присутствуют недочеты в оформлении презентации
  - содержание презентации соответствует заданной теме частично, в тексте есть значительные отклонения от темы задания или тема задания раскрыта не полностью; - в изложении информации незначительно нарушена логика; - визуальный ряд частично соответствует заданной теме; - оформление презентации недостаточно эстетично, нарушено единство стиля
  - задание не выполнено; - содержание презентации не соответствует заданной теме, тема не раскрыта; - в изложении информации значительно нарушена логика; - визуальный ряд не соответствует заданной теме, либо отсутствует; - оформление презентации неэстетично, грубо нарушены правила оформления презентации

 

 

Приложение 1


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.