Инструкции по выполнению заданий — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Инструкции по выполнению заданий

2017-09-28 320
Инструкции по выполнению заданий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

 

по учебной дисциплине

ОП.09. Психология

специальность 34.02.01 Сестринское дело

базовая подготовка

очная форма обучения

Разработчик:

Понкратова Т.А., преподаватель дисциплины ОП.09. Психология ГПОУ «КМК»

 

Рассмотрено на заседании ЦМК СД

Протокол № ____ от ____ 20__ г.

Председатель ЦМК СД

___________ Грицанова Е.А.

 

 

Учебно-методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология» специальности «Сестринское дело», базовой подготовки, очной формы обучения.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ………….5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………………………………6

ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ……………………………………………9

Самостоятельная работа № 1…………………………………………………………………...9

Самостоятельная работа № 2…………………………………………………………………...10

Самостоятельная работа № 3…………………………………………………………………...11

Самостоятельная работа № 4…………………………………………………………………...14

Самостоятельная работа № 5……………………………………………………………………17

Самостоятельная работа № 6……………………………………………………………………18

Самостоятельная работа № 7…………………………………………………………………....19

Самостоятельная работа № 8…………………………………………………………………….20

Самостоятельная работа № 9…………………………………………………………………….21

Самостоятельная работа № 10…………………………………………………………………...22

Самостоятельная работа № 11……………………………………………………………………24

Самостоятельная работа № 12……………………………………………………………………26

Самостоятельная работа № 13…………………………………………………………………....29

Самостоятельная работа № 14…………………………………………………………………….30

Самостоятельная работа № 15…………………………………………………………………….32

Самостоятельная работа № 16………………………………………………………………….....33

Приложения………………………………………………………………………………………..34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Практика оказания медицинской помощи в современном здравоохранении диктует необходимость комплексного подхода к пациенту в контексте его жизненной, семейно и социально-психологической ситуации, ориентации на психологию здоровья и воспитание саногенного мышления, увеличения роли профилактической медицины.

Основой профессионализма медицинского работника становится не только клиническое мышление, но и психологическая компетентность, готовность строить свою деятельность с учетом основных закономерностей психики и индивидуальных особенностей личности пациента. Особенно актуальны проблемы деонтологии (реализации ценностно-личностного подхода к человеку), проблемы конструктивного контакта в условиях взаимной ответственности за результат лечения. Особую роль в профессиональной деятельности медицинского работника играет способность и умение эффективно общаться. Формирование коммуникативной компетенции – важнейшее направление современного профессионального образования. Невозможно стать профессионалом в какой-либо деятельности, если человек не владеет навыками общения и искусством взаимодействия.

Овладение психологическими знаниями и умениями создает условия для более эффективного и целенаправленного, осмысленного учения, становится условием дальнейшего профессионального и личностного роста, способствует развитию способности к самореализации и непрерывному обучению. Психологически компетентный медицинский работник обладает системой профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков, объединенных гуманно-ценностным отношением к больным и коллегам по работе, постоянной направленностью на личностное и профессиональное совершенствование.

Учебная дисциплина ОП.09. Психология призвана обеспечить будущих специалистов психологическими знаниями и умениями.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • эффективно работать в команде;
  • проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;
  • осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
  • регулировать и разрешать конфликтные ситуации;
  • общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
  • использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
  • использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

 

  • задачи и методы психологии;
  • основные направления психологии;
  • психологию личности;
  • психологию малых групп;
  • психологию общения;
  • особенности делового общения;
  • особенности психических процессов у здорового и больного человека;
  • основы психосоматики;
  • психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ

 

Уважаемые студенты!

 

Учебно-методические рекомендации предназначены студентам для оказания методической помощи в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, объем и тематика которой предусмотрены программой учебной дисциплины ОП.09. Психология по специальности 34.02.01 Сестринское дело, базовой подготовки, очной формы обучения.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы представлены различными формами и видами: проведение психологической самодиагностики, составление схем, таблиц и конспектов, решение ситуационных задач, разработка памяток и информационного буклета с рекомендациями, подготовка сообщений и мультимедийных презентаций.

В учебно-методических рекомендациях описаны содержание и алгоритм выполнения самостоятельной внеаудиторной работы, а также критерии оценки выполненной работы.

Учебно-методические рекомендации не содержат эталонов ответа, задания выполняются самостоятельно, контроль проводится преподавателем на практических занятиях.

При выполнении самостоятельной работы придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Внимательно изучите методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

2. Выполняя самостоятельную работу в тетради для ВСРС, укажите наименование ВСРС, тему программы, цель ВСРС.

3. При выполнении самостоятельной работы ответы на вопросы, решения задач, выводы и т.п. записывайте чётко и кратко в заранее подготовленные тетради для внеаудиторной самостоятельной работы студента.

4. Внимательно прочитайте тему, цель и содержание задания самостоятельной работы.

5. Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.

6. Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально (удобно и правильно) расположите на рабочем месте. Не следует браться за работу, пока не подготовлено рабочее место.

7. Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.

8. Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.

9. Не отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние, не относящиеся к работе, дела.

10. При выполнении самостоятельного задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.

11. В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовре­мя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.

12. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в указанный преподавателем срок.

 

ЖЕЛАЮ УСПЕШНОЙ И ИНТЕРЕСНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ!

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п Наименование темы программы Количество часов на выполнение задания Цель ВСРС Вид самостоятельной работы Форма контроля
  Психология как наука. Понятие и структура психики   Для формирования представлений   ВСРС 1 Заполнение таблицы «Основные направления психологии» Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П1
  Личность: понятие, структура, развитие   Для углубления и систематизации знаний   ВСРС 2 Заполнение таблицы «Теории личности в различных направлениях психологии» Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П3
  Профессиональное становление личности медицинского работника   Для углубления и систематизации знаний Для формирования умений ВСРС 3 Подготовка мультимедийной презентации «Психологический портрет медицинского работника» Оценка разработки и представления мультимедийной презентации Контроль на П5
  Профессиональное становление личности медицинского работника   Для овладения знаниями Для развития умения ВСРС 4 Разработка информационного буклета с рекомендациями «Профилактика эмоционального выгорания» Оценка разработки и представления буклета Контроль на П6
  Когнитивная сфера личности   Для закрепления и систематизации знаний Для формирования умения ВСРС 5 Решение ситуационных задач по теме «Нарушения познавательных процессов» Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П7
  Аффективная сфера личности   Для закрепления и систематизации знаний   ВСРС 6 Подбор упражнений для снятия эмоционального напряжения Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П8
  Аффективная сфера личности   Для овладения знаниями Для развития умения ВСРС 7 Разработка информационного буклета с рекомендациями «Способы снятия стресса» Оценка разработки и представления буклета Контроль на П9
  Психологические свойства личности: темперамент и характер   Для закрепления и систематизации знаний Для развития умения ВСРС 8 Самодиагностика темперамента Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П9
  Психологические свойства личности: темперамент и характер   Для закрепления и систематизации знаний Для развития умения ВСРС 9 Самодиагностика акцентуаций характера Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П12
  Проблема личности в социальной психологии. Социальная психология групп   Для закрепления и систематизации знаний   ВСРС 10 Выполнение тестовых заданий «Проблемы личности в социальной психологии» Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П13
  Проблема личности в социальной психологии. Социальная психология групп   Для овладения знаниями Для формирования умения ВСРС 11 Решение ситуационных задач «Психология массовидных явлений» Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П13
  Общение как социально-психологический феномен   Для овладения знаниями Для развития умения ВСРС 12 Разработка памятки с рекомендациями «Правила ведения деловой беседы», «Правила беседы по телефону», «Правила публичного выступления» (темы памятки по выбору обучающегося) Оценка разработки и представления памятки Контроль на П14
  Психология конфликта   Для овладения знаниями Для развития умения ВСРС 13 Разработка информационного буклета с рекомендациями «Правила поведения в конфликте» («Способы разрешения конфликта») Оценка разработки и представления буклета Контроль на П16
  Психология соматического больного   Для овладения знаниями Для развития умения ВСРС 14 Подготовка сообщений «Психологический профиль пациентов с отдельными соматическими заболеваниями» Оценка представления сообщения Контроль на П17
  Основы психосоматики   Для формирования представлений ВСРС 15 Заполнение таблицы «Психосоматичес-кие расстройства» Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П18
  Психогигиена, психопрофилакти-ка, психотерапия   Для овладения знаниями Для развития умения ВСРС 16 Подготовка мультимедийной презентации на тему «Экстренная психологическая помощь» Оценка разработки и представления мультимедийной презентации Контроль на П18
Итого:  

 

 

Структура презентации

 

Определить оптимальное количество слайдов Вам помогут знания:

1) о регламенте выступления;

2) об особенностях восприятия информации: удерживать активное внимание слушателей можно при среднем расчете времени просмотра – 1 минута на слайд.

Первый слайд презентации – титульный лист. На титульном листе необходимо разместить в верхней части слайда название образовательного учреждения, в котором вы обучаетесь. По центру слайда – тема презентации, затем, чуть ниже и с выравниванием по правому краю, – информации об авторе и в самом низу по центру – дата создания.

На втором слайде целесообразно представить цель и краткое содержание презентации.

Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы.

На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации (выводы) либо это обязательный слайд со списком источников.

В качестве заключительного слайда автор может выразить благодарность за внимание и контактную информацию о себе.

Общие требования по оформлению презентаций в Microsoft Power Point

 

  • Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть выполнен размером шрифта не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.
  • Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Необходимо наличие единого стилевого оформления для всех слайдов. В стилевом оформлении презентации нежелательно использовать более 3х цветов (один для фона, один для заголовков, один для текста), нежелательно также использовать фотографии и рисунки в качестве фона.
  • Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.
  • Пространство слайда (экрана) должно быть максимально использовано, за счет, например, увеличения масштаба рисунка. Кроме того, по возможности необходимо занимать верхние ¾ площади слайда (экрана), поскольку нижняя часть экрана плохо просматривается.
  • Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.
  • Не рекомендуется писать длинные многострочные заголовки (предельная длина заголовка – 9 слов).
  • Информационных блоков на слайде не должно быть слишком много.
  • Рекомендуемый размер одного информационного блока – не более 50% слайда. Желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга.
  • На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.
  • Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить.
  • Информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки – слева направо.
  • Логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике её изложения.
  • Проще считывать информацию расположенную горизонтально, а не вертикально.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Форматировать текст желательно по ширине (исключение – заголовки и некоторые части схем, диаграмм).
  • Уровень запоминания информации зависит от её расположения на экране (в левом верхнем углу слайда располагается самая важная информация).
  • При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания терминов, фамилий и т.д. Изображения должны быть четкими.
  • Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.

Оформление текстовой информации

 

  1. Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
  2. Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
  3. Размер шрифта: 24 (заголовок), 18 (основной текст).
  4. Цвет шрифта и фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не «резать» глаза.
  5. Для основного текста лучше всего использовать следующие шрифты: Arial, Tahoma, Verdana, TimesNewRoman, CourierNew, а для заголовка - декоративный шрифт, если он хорошо читаем.
  6. Курсив, подчёркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
  7. Рекомендуется выверять все слайды на наличие возможных грамматических, пунктуационных и синтаксических ошибок.
  8. Списки использовать только там, где они нужны. Списки из большого числа пунктов не приветствуются. Большие списки и таблицы разбивать на несколько слайдов.

 

Оформление таблиц и диаграмм

 

  1. У каждой таблицы и диаграммы должно быть название или таким название может служить заголовок слайда.
  2. Элементы таблицы и сам текст должны быть хорошо читаемы издалека. Рекомендуется использовать контраст в оформлении шапки и основных данных таблицы.
  3. Диаграмма должна занимать примерно 50-75% всего слайда. Линии и подписи должны быть хорошо видны. Цвета секторов диаграммы должны быть контрастных цветов.

 

Оценка выполнения задания:

Баллы Критерии оценки
  - содержание презентации полностью соответствует заданной теме; - информация изложена логично и доступно; - визуальный ряд соответствует заданной теме; - оформление презентации эстетично, присутствует единый стиль
  - содержание презентации в основном соответствует заданной теме, есть незначительные отклонения от темы задания; - в изложении информации незначительно нарушена логика; - визуальный ряд в основном соответствует заданной теме; - присутствуют недочеты в оформлении презентации
  - содержание презентации соответствует заданной теме частично, в тексте есть значительные отклонения от темы задания или тема задания раскрыта не полностью; - в изложении информации незначительно нарушена логика; - визуальный ряд частично соответствует заданной теме; - оформление презентации недостаточно эстетично, нарушено единство стиля
  - задание не выполнено; - содержание презентации не соответствует заданной теме, тема не раскрыта; - в изложении информации значительно нарушена логика; - визуальный ряд не соответствует заданной теме, либо отсутствует; - оформление презентации неэстетично, грубо нарушены правила оформления презентации

 

Самостоятельная работа № 4

 

Тема: Профессиональное становление личности медицинского работника

 

Цель работы: изучение способов профилактики эмоционального выгорания; развитие умений самостоятельного поиска, анализа, обработки информации; формирование профессионально-личностной мотивации.

 

Задание: Разработка информационного буклета с рекомендациями «Профилактика эмоционального выгорания».

Алгоритм выполнения работы:

 

  1. Изучите информацию о профилактике эмоционального выгорания, предлагаемую в учебнике Островская И.В. Психология – стр. 225 – 226.
  2. Осуществите поиск дополнительной информации о способах профилактики эмоционального выгорания с помощью сети Internet.
  3. Выберите целевую аудиторию (медицинский работник / категория медицинских работников), для которой Вы разрабатываете информационный буклет.
  4. Проанализируйте содержание изученной информации и разработайте для выбранной целевой аудитории буклет об эффективных способах профилактики эмоционального выгорания. При составлении и оформлении буклета используйте методические рекомендации.
  5. Подготовьте печатный вариант и устную презентацию буклета (регламент – 5 минут) к практическому занятию № 6.
  6. При подготовке устной презентации используйте критерии оценки публичного представления результатов (Приложение 6).

Методические рекомендации по составлению и оформлению буклетов

 

Буклет (от франц. Bouclette — колечко) – это произведение печати, изготовленное на одном листе, и сложенное при помощи параллельных сгибов (фальцев) один или несколько раз в несколько страниц-полос.

Цель буклета - привлечь внимание аудитории и уложить максимум необходимой информации в минимум печатной площади.

Основные виды буклетов представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Основные виды буклетов

 

Наиболее распространенным видом буклета является евробуклет (другое название - лифлет) представляет собой листовой рекламный материал с двумя линиями сгиба (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Евробуклет

 

  1. Правильно составленный буклет должен включать в себя 3 основных блока: информативный материал, визуальный ряд, контактную информацию (сведения об авторе).
  2. При отборе информации для буклета помните о соответствии заданной теме и выбранной целевой аудитории, для которой предназначен буклет.
  3. Необходимо правильно определить оптимальный объем информации – ее должно быть достаточно для раскрытия темы, но не должно быть слишком много, что повлечет за собой уменьшение размера шрифта и негативно скажется на «читаемости» текста.
  4. Убедитесь в достоверности и современности выбранной информации. Если материал вызывает у Вас сомнения, а проверить его не представляется возможным, лучше не включайте такие сведения буклет.
  5. Информация должна быть изложена точно, ясно и кратко, без излишней терминологии.
  6. В качестве ключевых точек используйте броские заголовки / подзаголовки. Длинные тексты не вызывают интереса.
  7. Для оформления буклета воспользуйтесь одним из программных средств: Microsoft Word, Microsoft Publisher:
    • программа Microsoft Publisher наиболее удобна для создания информационного буклета, так как в ней имеются шаблоны публикаций для печати, что позволяет упростить процесс их создания;
    • если в компьютере нет данной программы, то создание буклетов возможно и в текстовом редакторе Microsoft Word. В этом случае рекомендуется в пункте меню «Параметры страницы» выбрать альбомную ориентацию листа и разбить его на три колонки («Формат» - «Колонки»), или создать таблицу с тремя колонками, для размещения в них информации.
  8. Определите цветовую схему буклета. Для фона желательно выбирать белый, серый, бежевый, розовый или бледно-желтый цвета. От использования темных цветов нужно отказаться. В противном случае читать текст будет труднее, так как будет чувствоваться нагрузка на глаза. Темные цвета можно использовать только в исключительных случаях, они позволят подчеркнуть определенную смысловую нагрузку. Ключевые фразы следует выделить другим цветом.
  9. Визуальный ряд должен дополнять информацию, соответствовать заданной теме. При его подготовке необходимо придерживаться единого стиля оформления.
  10. Разрабатывая дизайн буклета, не перегружайте его лишними элементами, т.к. все, что отвлекает, снижает эффективность восприятия буклета, но и не старайтесь свести дизайн к минимуму, т.к. он будет неинтересным, не привлечет внимания.

 

Оценка выполнения задания:

Баллы Критерии оценки
  - содержание буклета полностью соответствует заданной теме; - информация полностью соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - информация изложена логично и доступно; - визуальный ряд соответствует заданной теме; - оформление буклета эстетично, аккуратно, присутствует единый стиль
  - содержание буклета в основном соответствует заданной теме, есть незначительные отклонения от темы задания; - информация в основном соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - в изложении информации незначительно нарушена логика; - визуальный ряд в основном соответствует заданной теме; - присутствуют недочеты в оформлении буклета  
  - содержание буклета соответствует заданной теме частично, в тексте есть значительные отклонения от темы задания или тема задания раскрыта не полностью; - информация частично соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - в изложении информации незначительно нарушена логика; - визуальный ряд частично соответствует заданной теме; - оформление буклета недостаточно эстетично и аккуратно, нарушено единство стиля
  - задание не выполнено; - содержание буклета не соответствует заданной теме, тема не раскрыта; - информация не соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - в изложении информации значительно нарушена логика; - визуальный ряд не соответствует заданной теме, либо отсутствует; - оформление буклета неэстетично, неаккуратно

 

Самостоятельная работа № 5

 

Тема: Когнитивная сфера личности

 

Цель работы: закрепление и систематизация знаний о когнитивной сфере личности; формирование умения определять вид нарушений познавательных процессов.

 

Задание: Решение ситуационных задач по теме «Нарушения познавательных процессов».

 

Алгоритм выполнения работы:

 

  1. Изучите информацию о нарушениях когнитивной сферы личности, изложенную в лекциях 6 - 8, в учебниках:
    • Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013;
    • Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии: Учебник для средних медицинских учебных заведений. – СПб.: СпецЛит, 2013.
  2. Внимательно прочитайте условие задачи, ответьте на поставленные вопросы, решение оформите в письменном виде в тетради для ВСРС.
  3. Подготовьте ответы на задачи для индивидуальной проверки преподавателем к практическому занятию № 7.

 

Самостоятельная работа № 11

Тема: Проблема личности в социальной психологии. Социальная психология групп

 

Цель работы: изучение психологии толпы, паники и слухов; формирование умения определять вид и особенности массовидных явлений.

 

Задание: Решение ситуационных задач по теме «Психология массовидных явлений».

 

Алгоритм выполнения работы:

 

  1. Изучите информацию о психологии толпы, паники и слухов, изложенную в приложении 4.
  2. Внимательно прочитайте условие задачи, ответьте на поставленные вопросы, решение оформите в письменном виде в тетради для ВСРС.
  3. Подготовьте ответы на задачи для индивидуальной проверки преподавателем к практическому занятию № 13.

 

Психоанализ (фрейдизм)

 

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названа эта концепция «фрейдизм» по имени основателя – Зигмунда Фрейда (1856—1939).

Опираясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление «психоанализ». Возникли следующие психоаналитические концепции:

§ Индивидуальная психология А. Адлера

§ Аналитическая психология К. Юнга

§ Эго-психология Э. Эриксона

§ Социокультурная теория К. Хорни

§ Теория Э. Фромма

§ Теория В. Райха и др.

Термин «психоанализ» имеет три значения: 1 — теория личности и психопатологии; 2 — метод терапии личностных расстройств; 3 — метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.

Согласно З.Фрейду, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознание, бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная информация осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Предсознание – часть бессознательного, которая может стать сознанием. Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия.

Самая глубокая и значимая область человеческой психики — это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного, но именно этот неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека, хотя он этого не осознает. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию человека, но в значительной степени определяют действия людей.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой структура личности человека состоит из 3-х уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я».

«ОНО» (ИД) — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: сексуальных (поддерживающих жизнь) и агрессивных (разрушающих жизнь). Инстинктам, поддерживающим жизнь, присуща сексуальная энергия — «либидо», деструктивным инстинктам – агрессивная энергия. Психическая жизнь есть результат взаимодействия и взаимовлияния этих энергий. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т. Е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению внутреннего равновесия.

Уровень «Я» (ЭГО) сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные и агрессивные влечения. Уровень сознания формируется под влиянием общества. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

«СВЕРХ-Я» (СУПЕРЭГО) служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. «СВЕРХ-Я» содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека, которые позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и безнравственно.

Становление «СВЕРХ-Я» у ребенка, происходит через преодоление Эдипова комплекса (у мальчиков) или комплекса Электры (у девочек). В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение, мальчик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и потому испытывает чувство виновности, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов комплекс (к 5—6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.

«Я» стремится выразить и удовлетворить желания «ОНО» в соответствии с ограничениями, налагаемыми правилами общества, внешним миром, т. Е. «СВЕРХ-Я». «Я» помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, анализирует, рассуждает, принимает решения. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т. П.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу.

На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, т.к.

§ они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;

§ они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

З. Фрейд выделял следующие защитные механизмы психики:

1) вытеснение желаний — непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики. Подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может не хватать для поддержания деятельности и здоровья человека. Вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. П.).

2) отрицание — уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» — человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;

3) рационализация — бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, а истинная причина может человеком не осознаваться;

4) инверсия или противодействие — подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо проти<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.