Русский язык как система средств разных уровней — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Русский язык как система средств разных уровней

2017-09-28 1275
Русский язык как система средств разных уровней 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фонетика

8. На основе предлагаемого текста из статьи Л. В. Бондарко «Фонетика» дайте ответы на вопросы:

а) Каковы задачи фонетического изучения звуковых средств
языка?

б) Каковы основные фонетические единицы языка?

в) Какие ещё есть средства, кроме основных фонетических
единиц, участвующие в звуковой организации речи, в разграни­
чении некоторых слов-понятий или их форм?

г) Что такое фонетическое слово? (Приведите примеры.)

Фонетическое изучение звуковых средств подразумевает выявление основных единиц, описание их фонетических свойств и правил их употребления в языке. Основные фо­нетические единицы — звук речи, слог, фонетическое сло­во (то есть самостоятельное слово с примыкающими к не­му служебными словами, объединённые одним ударением: на горе, под гору), синтагма, высказывание. Выделение этих единиц имеет различные основания. Так, звуки ре­чи выделяются в результате фонемного анализа, синтаг­мы и высказывания — в результате анализа смысловых и интонационных отношений, слог и фонетическое слово — на собственно фонетических, не смысловых основаниях.

Справка. Под синтагмой в данном случае понимает­ся единица речи, образуемая группой слов в составе пред­ложения, объединённых в смысловом и интонационном отношениях. Например: Батюшка вошёл в то самое вре­мя, I как я прилаживал мочальный хвост / к Мысу Доб­рой Надежды (А. Пушкин). (Три синтагмы.)

9- Запишите слова, разделяя их на слоги, обозначая ударный слог. Подбирайте (устно) проверочные слова так, чтобы пропу­щенный в записываемом слове гласный оказался под ударением. Подчеркните буквы, обозначающие шипящие согласные звуки.

Деревья, гар..жи, ограждение, разговор, см..льчаки, противник, назначение, городской, гражданский, сжа­ть (картофель), ск..зать, пос.лить (суп), пл..сать, л..тать (на самолёте), управлять, зам..рзать, отщ..пить, выщипа­ть, зашелестело.

10. Подберите проверочное слово или форму слова (с ударе­нием на проверяемом гласном) для каждой из орфограмм в кор-

<8


не; соединительные гласные подчеркните. Проверочные слова и формы записывайте после проверяемого слова.

Г..л..ва, б..р..га, м..л..ко, д..р..вянный, з..л..чёное (кольцо), пом..л..деть, приг..род, ст..р..жить, ч..рнеть, л..п..тать, ч..совой, выс..коч..стотный, водонепроница­емый, з..мл..тр..сение.

11. Запишите слова, обозначая ударный слог.

Полог, знамение, значимость, хаос, сокол, портфель, комбайнер, упрочение, петля, филе, подол, ломота, избран­ник, посланец, ходатайство, престиж, дефис, стенография, иероглиф, диспансер, диалог, еретик, обеспечение.

^5 Дайте толкование слов.

12. Запишите текст, применяя правила правописания. Прочи­
тайте текст так, чтобы хорошо чувствовалась его ритмическая ор­
ганизация. Обратите внимание на сочетания звуков в словах и
при сочетании слов. Сделайте обоснованный вывод о роли зву­
ковых (фонетических) средств в создании художественной формы
произведения.

Я завернулся (в)бурку и сел у забора на кам..нь по-гляд..вая (в)даль предо мной т..нул..сь ночною бурею взволнован(?)ое море и однообразный шум его подобный рокоту засыпа..щего города напомн..л мне старые годы перенёс мои мысли (на)север в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями я забылся... Так прошло око­ло часа может быть и более. Вдруг что(то) похож..е на песню пор..зило мой слух... Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снов., звуки (как)будто падают с неба. Я поднял глаза на крыш., хаты моей стояла де­вушка в пол..сатом платье с распущен(?)ыми косами настоящая русалка. Защ..тив глаза л..донью от лучей солнца она пристально всматривалась вдаль то смеялась и рас(?)уждала сама (с)собой то зап..вала снова песню. (М. Лермонтов.)

Й1. Назовите все мягкие согласные в словах последнего пред­ложения.

2. В словах третьего предложения подчеркните одной линией буквы, обозначающие звонкие согласные, двумя линиями буквы, обозначающие глухие согласные.

3. Назовите шипящие звуки в словах этого текста. Мягкий или твёрдый каждый из них?

4. Объясните постановку тире (в двух случаях) и двоеточия (в одном случае).

9>


Лексика и фразеология

13- Прослушав или восприняв зрительно текст о слове как еди­нице языка, ответьте письменно на вопросы:

а) Каково назначение слова?

б) Какова структура слова?

в) Каковы признаки слова в отличие от морфемы, в отличие от
предложения?

г) Чем характеризуется основной тип слов — простых знаме­
нательных (самостоятельных)?

Слово — основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, облада­ющая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка. В структурном отношении слово состоит из мор­фем (в том числе и из одной — там, вчера), от которых отличается самостоятельностью и свободным воспроизве­дением в речи, и представляет собой строительный матери­ал для предложения, в отличие от которого не выражает со­общения. Основной тип слов — простые знаменательные (самостоятельные) слова {дом, хлеб, ходить, большой) — характеризуется структурной оформленностью (наличие собственного и единого ударения; пограничные звуковые сигналы; невозможность пауз внутри слова и их возмож­ность между словами; непроницаемость, то есть невозмож­ность включения другого слова в его состав и др.). <...> (Б. Г. Гак.)

^1. Что означает понятие структурно-семантическая, каково значение первой и второй частей этого слова?

2. Как вы понимаете выражение признаки, специфичные для каждого языка*?

3. Какие пограничные звуковые сигналы характеризуют слово?

4. Что входит в понятие структурной оформленности слова?

14. Каковы лексическое и грамматические значения слов в
следующем предложении?

Что день грядущий мне готовит? (А. Пушкин.)

15. Составьте словосочетания или предложения со словами,
являющимися неполными омонимами.

Атлас — атлас. Образа — образы. Духов — духов. Сто­пы — стопы. Свойство — свойство. Подать — подать. Ва­рёный — варенный. Клеёный — клеенный. Совершённые — совершённые. Сбегать — сбегать.

< 10


16- Запишите слова, группируя их по признаку синонимии.

Дружный, жуткий, консервативный, косный, крими­нальный, льстивый, мирный, монолитный, невозмути­мый, невыносимый, отсталый, подобострастный, предосу­дительный, преступный, раболепный, рутинный, сдер­жанный, спаянный, сплочённый, спокойный, странный, угодливый, уголовный, ужасный.

17. Для каждого слова подберите из предложенного списка
слова, которые в определённом контексте могут иметь противо­
положное значение (одно и то же слово может оказаться антони-
мичным не одному, а двум словам). Используя современные сло­
вари, подготовьте толкование слов.

I. Кризис, беспредел, конфронтация, национализация,
противостояние, стабилизация, элита, социализм.

Список слов — контекстуальных антонимов: за­конность, инфляция, капитализм, кризис, массы, народ, оздоровление, партнёрство, подъём, порядок, приватиза­ция, согласие, сотрудничество, спад, терпимость.

II. Государственный, богатый, легальный, силовой, эли­
тарный.

Список слов — контекстуальных антонимов: бед­ный, демократический, доступный, коммерческий, кри­минальный, малоимущий, малообеспеченный, массовый, мафиозный, мирный, нелегальный, подпольный, цивили­зованный, частный.

18. Объясните значения многозначных слов глухой и сила.

Глухой человек, глухой голос, глухой к просьбам, глу­хой согласный, глухая тайга, глухая полночь, глухая сте­на, глухое недовольство.

Сила воли, сила закона, сила дружеской поддержки, сила печатного слова, сила звучания, сила взрыва, с по­зиции силы, военно-воздушные силы, демократические силы, сила художественного образа, сила убеждения.

19. Докажите одним из способов (составлением словосочета­
ния, подбором синонимов или антонимов к слову в разных его
значениях, развёрнутым толкованием разных значений слова)
многозначность следующих слов.

Совет. Край. Вечер. Команда. Свежий. Переносить.

20. Употребите слова в переносном значении, характерном для
разговорной речи.

Перемахнуть. Болтать. Хватать. Захомутать. Рогатый.

11»


21. Используя сведения о старославянизмах в учебнике, най­
дите в данных словах фонетические и словообразовательные эле­
менты старославянского происхождения и замените эти слова
русскими эквивалентами. Запишите полученные пары слов.

Помощь, плен, ладья, одежда, чуждый, мощь, теку­щий, стоящий, ухищряться, испещрять, возбудить, возво­дить, воскликнуть, восход.

Й1- Какова разница в значении слов каждой пары? 2. Какие из этих слов стали архаизмами?

22. Соотнесите слова и их толкования.

Антураж, болид, вердикт, деструктивный, консенсус, консолидация, мангал, менталитет, олигарх, пиар, пре­зентация, раритет, саммит, спонтанный, статус, тандем, холдинг, эксклюзивный.

Толкования слов: акционерная компания; встре­ча в верхах; двое, согласованно действующие; металличе­ская жаровня для приготовления шашлыков; непланиру-емый; общественные связи; очень яркий метеор с длинным хвостом; положение человека или группы в социальной сис­теме; представитель крупного капитала; представление; раз­рушительный; редкая, ценная вещь; решение присяжных заседателей; согласие, единодушие; среда, обстановка, окру­жение; мировоззрение, миропонимание; укрепление.

И Назовите слова, которые, по вашему мнению, являются в на­стоящее время неологизмами.

23. Дайте толкование следующих слов.

I. Биржа, менеджер, предприниматель, фермер, прива­тизация, дивиденд, цивилизация, деноминация, преце­дент, фигурант, номинант, аура, фавор, алиби, аксессуары, компетентный, амбициозный, зашкаливать.

П. Кадет, юнкер, богадельня, хвалёж, человеки, прок, снедь, гумно, гать, рукоделие, зерцало, вкушать, страж-дать, фасонистый, холщовый, суетный, блаженный, по­всюдный, юдоль, всуе, наипаче, чревато.

^ Сравните лексику первой и второй групп слов с точки зрения истории развития лексической системы русского языка.

24. Каково лексическое значение следующих слов? Выпишите
слова, характерные для лексики книжной речи. Подчеркните ор­
фограммы.

Брокер, версия, гарант, грех, дар, диссидент, жертва, зипун, знахарь, идеал, искушение, кацавейка, кликуше-

< 12


ство, колдун, конверсия, конфискат, опорки, палатка, пост, провидец, пророк, сарай, суета, хакер, шоу, закомп­лексованный, чудотворный.

25- Используя новейшие толковые словари, подготовьте толко­вание слов.

Глиссер, имидж, кворум, рейтинг, реквизит, шарм, эмиссия, инфляция, эпатаж, легитимный, респектабель­ный, брутальный.

26. Какие слова вы отнесли бы к устаревшим, какие — к но­
вым? Каково их значение?

Бум, вернисаж, глухомань, досье, дьячок, ересь, запо­ведь, запястье, идеал, Интернет, инфляция, корсар, маршрутчики, мирянин, неофит, олигархия, ордер, пана­цея, пейджер, покаяние, посох, прихожанин, причинда­лы, салон, таксист, таможня, трапеза, христианин, чудо, шантаж, эксперт, клонировать, конфиденциально.

ifi Выпишите слова, в которых вы могли бы допустить орфогра­фические ошибки, подчеркните орфограммы.

27. Составьте три-четыре словарные статьи (на выбор), рас­
крывая прямое и переносные значения слова.

Звезда. Храм. Болото. Свистнуть. Резать. Холодный. Тёплый. Золотой.

28. Определите разницу в значении слов. (Устно.)

1. Невежа — невежда. 2. Команда — свита. 3. Народ — население. 4. Карнавал — балаган. 5. Представление — ли­цедейство. 6. Склока — интрига — скандал — катастрофа.

29. Сопоставьте слова по их значению, составьте словосочета­
ния с ними. (Письменно.)

I. 1. Буланый — булатный. 2. Матч — турнир. 3. Ложь — фантазия. 4. Честность — откровенность. 5. Сотрудничество — сотворчество.

II. 1. Хронический — хронологический. 2. Застойный — устойчивый. 3. Тёплый — тепловой. 4. Низкий — низин­ный. 5. Верхний — верховный. 6. Высокий — высотный.

7. Дорогой — драгоценный.

III. 1. Конкурс — соревнование. 2. Команда — группа —
толпа. 3. Код — шифр — вензель. 4. Регулирование —
координация — контроль.

13 >


30. Запишите слова, группируя их по тематическому признаку;
темы укажите.

Акция, апокалипсис, архиерей, аукцион, банкрот, биз­нес, брокер, вексель, гарантия, гонорар, декларация, ди­виденд, епархия, епископ, инвестиция, инкассатор, инф­ляция, исповедь, карма, католицизм, концессия, лимит, лицензия, миряне, мусульмане, пастырь, покаяние, при­хожане, раскаяние, фарцовщик, чудотворец.

й Найдите слова с проверяемыми безударными гласными в кор­не, подберите и запишите проверочные слова.

31. Запишите слова парами: сначала русское слово, затем
слово иноязычного происхождения с аналогичным значением.

Аккуратный, амбиция, врач, дама, доктор, женщина, натура, опрятный, пляска, природа, самолюбие, секрет, тайна, танец.

?fjB русских словах обозначьте корень и суффиксы.

32. Прочитайте тексты и ответьте на вопросы:

а) В чём особенность фразеологизмов? Что дают они изуча­
ющему русский язык?

б) Каковы три основных признака фразеологизма (фразеологи­
ческой единицы)?

I. Фразеологизмы, или фразеологические единицы (вы­ражения типа заморить червячка, плыть по течению и др.), отражают национальную специфику языка, его са­мобытность. Во фразеологии запёчатлён богатый истори­ческий опыт народа, в ней отражены представления, свя­занные с трудовой деятельностью, бытом и культурой лю­дей. Изучение фразеологии составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Правиль­ное и уместное использование фразеологизмов придаёт ре­чи неповторимое своеобразие, особую выразительность, меткость, образность. (А. И. Молотков.)

П. Фразеологическая единица (фразеологизм, фразеоло­гический оборот) — лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению слово­сочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой еди­ницы. (Д. Э. Розенталь, М.А. Теленкова.)

33. Каково значение следующих фразеологизмов?

Очертя голову, пока суд да дело, прикусить язычок, распускать язык, рука руку моет, сбросить со счетов, зо­лотой телец, заблудшая овца, принцесса на горошине, тёртый калач, земля обетованная.

< 14


34. Что обозначают фразеологизмы? Как они возникли?

I. Строить глазки, свой брат, тянуть лямку, пальцем не шевельнёт, на птичьих правах, с открытым забралом, за­претный плод, хлеб да соль, владеть собой.

П. Как на духу, душа в душу, связан по рукам и но­гам, в поте лица, умыть руки, хоть святых выноси, фи­говый листок, черепашьим шагом, злоба дня, в костюме Евы.

III. Извиваться ужом, идти против течения, идти по на­клонной, идти по миру, идти в ногу, попасться на удочку, лезть на рожон, играть первую скрипку, идти на поводу.

IV. Авгиевы конюшни, дамоклов меч, деньги не пахнут, между Сциллой и Харибдой, ахиллесова пята, яблоко раз­дора, потёмкинские деревни, полцарства за коня, судный день, тихой сапой, турусы на колёсах, мамаево нашествие.

35. В каких ситуациях могут быть использованы следующие
фразеологизмы? (Приведите три-четыре примера письменно.)

I. К шапочному разбору, не солоно хлебавшей, камень преткновения, краеугольный камень, пробный камень, нашла коса на камень, с камнем на сердце, держать ка­мень за пазухой, камни вопиют, подводные камни, бро­сать камешки в чужой огород.

П. Из грязи в князи, из огня да в полымя, избиение младенцев, выносить сор из избы, с больной головы на здоровую, тришкин кафтан, посыпать голову пеплом, ки­тайская стена, стенка на стенку, как за каменной стеной.

III. Не лаптем щи хлебаем, хлебом не корми, печь хлеб в печке соседа, отбить хлеб, подвести под монастырь, тя­нуть на себя одеяло, смотреть в кусты, дойная корова, зуб за зуб, не по зубам.

36. Подберите по три-четыре фразеологизма со словами тру­ба, лоб, стоять, петь, глухой, чёрный.

37. По своему лексическому значению и грамматической фор­ме фразеологизмы могут быть именные (вавилонское столпотво­рение), глагольные (вбивать в голову), наречные (из-под палки), междометные (знай наших), глагольно-именные (жив курилка!). Запишите фразеологизмы, группируя их по лексико-грамматиче-скому признаку.

Без царя в голове, во все лопатки, вот те и на!, выйти сухим из воды, гусь лапчатый, довести до белого каления, до отвала, заговаривать зубы, звёзд с неба не хватает, как

15 >


бы не так!, медвежья услуга, на авось, на одну колодку, нечист на руку, ну и ну, почва уходит из-под ног, почём зря, руки не доходят, фу ты!, чесать язык, шарашкина контора, язык заплетается.

38- Спишите предложения. Найдите фразеологизмы, опреде­лите, какими членами предложения они являются, и подчеркните соответствующей линией.

1. Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы долж­
ны принять за образцы? 2. Да и кому в Москве не зажи­
мали рты обеды, ужины и танцы? (А. Грибоедов.) 3. Мы
жили душа в душу. 4. Нет, пускай поел уж., т он в армии,
да потян..т лямку, да понюхает пороху, да буд..т с.лдат,
а не шаматон. 5. «Что такое держать в ежовых рук..ви­
цах?» — повторил он, обращаясь ко мне. (А. Пушкин.)

ifj Какова синтаксическая связь фразеологизма с другими членами в каждом из предложений (согласование, управление, примыкание)? Если фразеологизм является главным членом предложения, то ка­кова его синтаксическая связь с зависимым от него словом?

39. Подберите и запишите синонимы-фразеологизмы к следу­ющим словосочетаниям.

1- Трудиться усердно, прилежно —...

2. Исчез внезапно, бесследно —...

3. Ухватиться обеими руками —...

40- Составьте текст типа рассуждения на тему приведённых высказываний (на выбор).

1. Чем крепче забор, тем прочнее дружба. (Выразите своё согласие или несогласие, приведите аргументы.)

2. Копейка рубль бережёт. (Как это понимать?)

3. Духовный космос. Духовная деятельность. (Признаёте ли вы правомерными такие понятия? Порассуждайте об этом.)

4. Без труда не вынешь и камень из-за пазухи. (Дайте свою оценку и содержанию высказывания, и юмористическому приёму выражения мысли. Выясните, чем создаётся здесь юмор и какая пословица лежит в основе высказывания.)

41. Прочитайте текст. Расскажите о происхождении фразеоло­гизмов. Что значит обобщённо-метафорическое значение, возни­кающее во фразеологизме?

Важнейшим источником фразеологизмов является раз­говорная речь, связанная с различного рода ремёслами, охотой и рыболовством, бытом, трудовой деятельностью, с суеверными представлениями, гаданием и т. д.: ни сучка ни задоринки, попадать на крючок, выносить сор из из­бы, гнуть спину, гадать на кофейной гуще и др. Неред-

< 16


ко источником подобных оборотов с обобщённо-метафори­ческим значением служат устное народное творчество и произведения русской литературы: змея подколодная, сказка про белого бычка; тришкин кафтан.

Фразеологизмы, совпадающие со свободным словосоче­танием, могут возникнуть на базе составных терминов вследствие их переносного употребления: дымовая завеса, квадратура круга, лакмусовая бумажка, нулевой цикл; держать руку на пульсе, закладывать фундамент, по­вернуть на сто восемьдесят градусов и др. Например, терминологическое словосочетание удельный вес, став фразеологизмом, употребляется в значении «определённая роль, место кого-, чего-либо в чём-либо»: Его (зимнего ло­ва) удельный вес в годовом плане рыбодобычи пока весьма незначителен. (А. Чехов.) Многие фразеологизмы содер­жат архаические элементы лексического и грамматиче­ского характера. (В. П. Жуков.)

42. Попытайтесь с помощью словарей и справочников выявить значение каждого из словосочетаний. Запишите их, распределяя на две группы: а) сложные наименования с прямым значением слов в них; б) сложные наименования с признаками метафориза-ции (одно из слов или все слова употреблены или могут быть употреблены в переносном, метафорическом значении).

I. Гражданское общество, региональная интеграция,
экономический либерализм, информационная открытость,
бартеризация экономики, амбициозные замашки, злачные
места, найти свою нишу, держать руку на пульсе, разда­
ча слонов, карьерный рост, карьерные ограничения, про­
фессиональная премия, налоговые репрессии, углеводо­
родные ресурсы, невозобновляемая энергия, геотермаль­
ные станции, ветровая энергетика, вандалоустоичивые
материалы, точечное строительство, бюро бюрократиче­
ских услуг, пудрить мозги, вешать лапшу на уши, чёрная
риторика, коту сметану дали, мохнатая лапа, социальные
сироты, адресная помощь.

йДля какого стиля характерны эти словосочетания? На какие те­мы, о чём можно составить тексты с их использованием? Составь­те один из текстов.

II. Ратные поля России, дистанционные удары, кресто­
вый поход, палубная авиация, противотанковые ежи, на
переднем крае, живой щит, гуманитарный коридор, буфер­
ная зона, гуманитарное перемирие, экстремистская рито­
рика, электронный терроризм, тушить костёр с помощью
бензина, дестабилизация общества, информационная безо­
пасность, стратегическое партнёрство, геополитические


2 - Власенков, 10-11 кл.


17 >


потери, техногенные катастрофы, этническая кримина­листика.

^Составьте два-три предложения с некоторыми из этих слово­сочетаний.

III. Исторический ландшафт города, антропогенный ландшафт, пространственная композиция, архитектурные памятники, ландшафтная архитектура, геопатогенные зо­ны, декоративные водоёмы, метеозависимые люди, элект­ромагнитное загрязнение, декоративные свечи, аромати­зированные свечи, параметрические данные, созидательное общение, аншлаговый концерт, экстремистская литерату­ра, театрализованное шествие, театрализованная жесто­кость, фоновая музыка, телепатическое поле, закадровый текст, самоходные транспаранты, эпатирующие детали (в одежде), коктейльное платье, юбка-карандаш.

^Укажите термины. Как они образованы и с какой сферой де­ятельности человека связаны?

43. Выпишите из газет, журналов, радио- и телепередач:

а) новые заимствованные слова из области науки и техники;
уточните по словарям и справочникам их значение, выясните их
происхождение и образование, составьте предложения или сло­
восочетания с ними;

б) словосочетания, являющиеся терминами, фразеологизмами
или яркими, меткими оборотами речи; подготовьте их толкование,
раскройте переносное значение, скрытый смысл образных выра­
жений.

44. Расскажите, чем занимается названный человек.

Акв..лангист, сценарист, аэрол..г, им(?)унолог, вирусо­лог, би..клим..толог, шлиф..валыц..к, экскаваторщик, мореплаватель, благ..творитель, стогом..татель.

^ Подчеркните в данных словах ту часть, которая обозначает род деятельности человека.

45. Дайте толкование слов. (Письменно.)

Двоюродный(-ая) брат (сестра), дядя, тётя, невестка, зять, тёща, тесть, свёкор, свекровь, крёстный отец, крёст­ная мать, прадед, прабабушка, пращур.

46. Как вы понимаете данные слова? (Ответьте письменно.)
Доброта. Дух. Душа. Сердечность. Совесть.

< 18


47. В каком значении, кроме первичного, могут употребляться
приведённые слова? Сформулируйте это значение и проиллюст­
рируйте его словосочетаниями.

Финиш, контакты, баланс, ас, пустота, дуэт.

i^j Как взаимосвязаны первичное и вторичное значения?

48. Спишите, расставляя знаки препинания. С какими из этих
пословиц вы согласны, а какие вызывают у вас возражение? По­
чему? (Ответьте письменно.)

1. Скоро проживается не скоро наж..вает(?)ся. 2. Торг дружбы (не)знает. 3. В торгу друг кто деньги платит. 4. В долг давать дружбу т..рять. 5. Шерсть стр..ги а шку­ры не д.-ри. 6. Рано собрались да поз(?)но поднялись. 7. Говорит бело а делает ч..рно. 8. Иной речист да (на)ру-ку не чист. 9. Гроша не сто..т а гл..дит рублём. 10. Не хв..лись в пол.. едучи хв..лись из поля. 11. Всюду вхож(?) как медный грош.

49. Спишите текст. О чём он?

Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ош..ломляют. Для всего что существует в мире в наш..м языке есть точные слова и выражения. Подобн.. тому как каждое слово (не)отделимо от понят..я которое оно пере­даёт так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории. (К. Паустовский.)

& Напишите ещё один абзац, продолжая тему, поднятую К. Па­устовским.

Состав слова (морфемика) и словообразование

50. Произведите словообразовательный разбор слов.

Картонный, побелка, темнота, заиграть, нарушитель, синеватый.

51. Выделите все части слова, подтверждая свои действия
словообразовательным анализом.

Погашение, сопровождение, сопротивление, распределе­ние, противник, сквозняк, зачастили, пристегнуть, опере­дить, довольствоваться.

52. Обозначьте все части слова; выделение корня обоснуйте
использованием словообразовательного разбора.

I. Приходить, величайший, дешёвый, мячик, ключик, зайчик, хрящик, ящик.


2*


19 >


^Укажите корни с чередованием согласных звуков в них.

П. Объединять, очаровать, воплощать, разведчик, сто­лица, каштановый, прозрачный, выключать, прекрасный, вражда, пастух, песня, пастбище.

^Назовите слова с редко встречающимися суффиксами.

III. Боец, чтец, жизнь, заяц, животное, овчарка, пре­
дел, премьера, прииск, репортаж, заём, звать, идти, пре­
мировать, приподнимать, приподнять, снисходить, разве­
ваться, придавать, приданный, шёл, шедший, ржаной,
припеваючи, кряду.

£^1. Укажите чередование гласных и согласных в корне.

2. Назовите слова, в которых гласный чередуется с нулём звука.

IV. Прийти, шла, согнула, предпочла, вынуть.

^1- В каких словах корень состоит из одной буквы? 2. В каком слове (глагольной форме) корня нет?

53. Обозначьте корень в словах, подберите к каждому слову не
менее трёх однокоренных слов разных частей речи.

Оградить, затрубить, отрубить, парный, паровой, нож­ницы, треножник.

54. Запишите слова, дайте их толкование, обозначьте части
слова. Как образованы слова?

Астрофизика, спелеотуризм, скалолазание, скал одром, лунодром, регионоведение, конфликтология, моногород, киноязык, энергодиалог, энерготерроризм, хронометраж, медиабизнес, диетотерапия, гиперинфляция, правопреем­ник, беспилотник, железо дефицитный, бизнес-школа, сек­ретарь-референт, художник-модельер.

55. Раскройте аббревиатуры.

АиФ, АМН, АО, ВАЗ, ВДВ, вуз, ГАЗ, ГИБДД, ГОСТ, «ЕР», КНДР, КНР, КПД, КПРФ, ЛДПР, МАГАТЭ, МВД, ОАО, ОБЖ, ОМОН, ООО, РАО, РФ, СМИ, СНГ, СССР, СЭВ, ТВ, ТОО, УАЗ, УКВ, ФБР, ФПК, ФСБ, ЦВЗ, ЦНИИ, ЦУМ.

< 20


56- Записывая слова, обозначьте суффикс, определите его
значение, рядом запишите ещё два слова с суффиксом, име­
ющим такое же значение.

Заводище, соломинка, детина, выключатель, строитель, искристый, зеленоватый, настойчивее, припугнуть, по­свистывать, собирать.

57- Обозначьте корень, графически объясните написание чере­
дующихся гласных в корне.

Выг..ревший, несг..раемый, г..рючий, г..рящий, за­гореть, заг..рать, приг..ревший; прир..сти, приращён­ный, невыр..щенный, невыр..сший, прорастающий, р..-сток, растение, выр..с, Р..стов; приложить, прилагать, прилагаемый; прикасаться, прикоснуться, непр..к..са-емый.

58. Объясните графически написание чередующихся гласных в
корне.

Соб..ру, разд..ру, расст..лю, зам..реть, зам..рать, раст..реть, раст..рать, заж..гать, зап..рать, отп..реть, занимать, бл..стать, разд..раю, расст..лаю.

59. Образуйте слова с уменьшительно-ласкательными суффик­
сами -чик, -ик.

Стул, фонтан, торт, борт, газон, жетон, зал, конверт, журнал, колокол, крест, курган, портфель, чехол, конец, ларь, палец, фасон, пласт, хвост, сигнал, штурвал.

60. От данных глаголов образуйте существительные с суффик­
сами -тель, -(ль)щик, -ник со значением лица, производящего
действие, имея в виду, что от большинства глаголов можно обра­
зовать нужное существительное лишь с одним из этих трёх суф­
фиксов, от одного глагола возможно образовать существительные
с двумя разными суффиксами, обозначающими лицо, а два гла­
гола таких существительных не образуют.

Болеть, вредить, грабить, губить, доить, испытать, кле­ветать, курить, ловить, мечтать, мостить, паять, сеять, строгать, точить, читать, шутить.

61. Объясните значения паронимов. Каковы различия в их сло­
вообразовании и написании?

I. Фабрикат — фабрикант, деловой — деловитый, гео­метрический — герметический, классный — классовый, континент — контингент, обидный — обидчивый, претен­дент — прецедент, процесс — процессия, измышление — размышление, поступок — проступок, приступить — пе­реступить, сытый — сытный.

21 >


II. Ступень — ступня, здравица — здравница, представ­
лять — предоставлять, факт — фактор, продукты — про­
дукция, производительный — производственный, бивуак —
виадук, эскалатор — экскаватор, оружие — орудие, жар —
жара, пластичный — пластический, боцман — лоцман.

^Составьте предложения с паронимами одной из пар.

III. Форум — кворум, контакт — контракт, комплекс —
комплект, континент — контингент, неприглядный —
непроглядный, опечатки — отпечатки, описка — отпис­
ка, осуждение — обсуждение, действенный — действи­
тельный, корнет — кларнет, эскадра — эскадрон — эс­
кадрилья, дивизия — дивизион.

^Опишите одну из забавных ситуаций, связанных со смешени­ем в речи слов-паронимов.

62. Определите морфемный состав слов с исторической точки
зрения. Почему вы так считаете?

Пир, мир, живот, дар, бельё, работа, рубашка, палатка, печать, запечатлеть, участь, сокровенный, пасмурный, ведьма, медведь, богатый, убогий, столица, погост, падче­рица, сутки, супруг, сустав, сумерки.

Д 1. Каково, по вашему мнению, значение исторических приста­вок у- в слове убогий, су- в последних четырёх словах, истори­ческих корней в словах ведьма и медведь, богатый и убогий?

2. Что общего с исторической точки зрения в морфемном составе слов дочь и падчерица?

63. Что вы понимаете под муниципальным, областным, регио­нальным и федеральным уровнями власти? Запишите эти термины по признаку уровневой последовательности видов власти, начи­ная с высшего и кончая низшим. В каком стиле речи использует­ся соответствующая лексика? (Письменно.)

64. Напишите сочинение-рассуждение о значении и стилисти­ческих оттенках суффиксов в приведённых однокоренных сущест­вительных.

Зверь, зверина, зверище, зверюга, зверёк, зверушка, зверушечка, звереночек, зверёнок, зверята, зверьё, звери­нец, зверство, озвереть, озверение.

^Подберите сложные слова с корнем звер-.

65. Спишите, обозначая корни слов, в которых безударный
гласный проверяется ударением. Расставьте знаки препинания.

В доме воц-.рилась мёртвая тиш..на. Наступил час все­общего поелеобед..иного сна.

< 22


Ребёнок видит что и отец и мать и старая тётка и сви­та все ра..бр..лись по своим углам а (у)кого (не)было его тот hi..л на сен..вал другой в сад трет..й искал пр..хлады в сенях а иной прикрыв лицо шь.тком от мух засыпал там где см..рила его жара и пов..лил громоздкий обед. И садовник растянулся под кустом в саду подле своей пеш­ни и куч..р спал на конюшн...

Илья Ил..ич загл..нул в лю..скую в лю..ской все легли (в)повалку по лавкам по полу и в сенях предоставив реб..тишек самим себе реб..тишки ползают по двору и ро­ются в песке. И с.баки далеко залезли в конуры благо (не)(на)кого было лаять.

Можно было пройти (по)всему дому (на)сквозь и не встретить ни души легко было обокрас(?)ть всё кругом и свезти со двора на подводах (ни)кто (не)помешал(бы) ес-ли(б) только водились воры в том краю.

Это был какой(то) (все)погл..щающ..й (ни)чем (непобе­димый сон истин(?)ое подобие смерт... Всё мертво толь­ко из всех углов несётся разнообразное хр..пенье на все тоны и лады. (И.Гончаров.)

66. Спишите, обозначая суффиксы, в которых есть орфограм­ма (орфограммы), примените соответствующие правила правопи­сания. Расставьте знаки препинания.

Это было шесть-семь лет тому назад когда я жил... в имен..и помещ..ка Белокурова молодого человека кото­рый вставал очень рано ходил в поддёвк.. (по)вечерам пил пиво и всё жал..вался мне что он (н..)где и (н..)(в)ком (н..)встречает сочу(?)ствия. Он жил в саду во флиг..ле а я в стар..м барском доме в громадной зале с колон(?)ами где не было (ни)какой мебели кроме широкого д-.вана на котором я спал да ещё стола на котор..м я раскладывал пас.янс. Тут всегда даже в тих..ю погоду что(то) гудело в старых печах а (во)время грозы весь дом др..жал и ка­залось трескался (на)части и было немно..ко страшно осо­бенно ночью когда все десять больших окон освещались мо л н.. ей.

Обреч..н(?)ый судьбой на постоянную праз(?)ность я (не)делал решительно (ни)чего. По целым часам я смот­рел в свои окна на небо на птиц на ал(?)еи читал всё что привозили мне с почты спал. Иногда я уходил из дому и до поз(?)него вечера бродил где(нибудь).

Однажды возвращаясь домой я (не)ча..нно забрёл в ка-кую(то) (не)знакомую усад..бу. Солнце уже пряталось а на цветущ..й ржи растянулись вечерние тени. Два ряда ста-

Пешня — железный лом с деревянной рукоятью.


рых тесно посажен(?)ых очень высоких елей стояли как две сплошные стены образуя мрач(?)нук> красивую аллею. Я переле.. через изгоро(дь, ть) и пошёл по этой алле.. скользя по еловым иглам которые тут на вершок покры­вали землю. (А. Чехов.)

Й1. Разберите по составу все знаменательные слова второго абзаца.

2. В каких словах и на каком основании вы могли бы предпо­ложительно указать этимологические корни?

67, Спишите, выделите приставки с пропущенными орфограм­
мами. Подчеркните корни слов, заимствованных из других язы­
ков. Расставьте знаки препинания.

Про б..т..рею Тушина было з..быто и тольк.. (в)самом конце дела пр..д..лжая слышать к..н..наду в центре князь Багратион п..слал туда д..журного штаб-оф..цера и (по)том князя Андрея чтобы в..леть батаре.. отступать как можно ск..рее. Прикрытие ст..явшее подл.. пуш..к Туш..на ушло по чьему(то) приказанию в середин., дела но б..тарея пр..д..лжала стр..лять и (не)была вз..та фр..нцузами только п..тому что (не)пр..ятель (не)мог пр..дп..лагать дерз..сти стр..льбы четырёх (ни)кем (неза­щищённых пушек. Напротив по энергичному действию этой бат..реи он предполагал что здесь в центре сосредо­точены главные силы русских и два раза пытался атаковать этот пункт и оба раза был пр..гоняем к..ртеч-ными выстр..л..ми од..ноко ст..явших на этом возвыше­нии ч..тырёх пуш..к. (Л.Толстой.)

68. Спишите, обозначая корни слов с непроверяемым гласным.
Расставьте знаки препинания.

1. Но есть ещё одна св..тая сила. Она меня любовью ос. ни л а Благосл..вение дала своё — Не женщина не смертная — Россия Великое отечество моё. Куда(б) н.. шёл она мне путь укажет Где(б) н.. был я она всегда со мной На поле боя раны перевяжет И жажду ут..лит в п..лящий зной Она ко мне в часы моей печал.. М..тёт ли снег л..жит(?)ся ли роса Все пес(?)ни что над юностью звучали И всех друзей донос.т голоса. (Н.Грибачёв.)

< 24


2. В к..л..кольчике таит(?)ся Перелив колоколов Спит полночная з..рница В зорях дремл..щих цветов В предрассветную р..синку Окунулась тиш..на. И в росинк.. вся Рос(?)ия Вся Р..ссия мне видна. (Б.Дубровин.)

Морфология

69- Прочитайте фрагмент из двухтомной академической «Грам­матики русского языка» (1960) и подготовьте краткое сообщение о грамматике русского языка и её разделах.

Грамматикой называется наука о строе слова и строе предложения в отвлечении от конкретного материального значения слов и предложений, а также и самый строй слова и строй предложения, присущие данному языку.

Морфология имеет дело с правилами изменения слов, иначе говоря — с правилами образования форм слов. Но иногда границы морфологии расширяются и в её состав включается... не только учение о способах образования форм слов (иначе — учение о формообразовании, включая сюда и словоизменение, то есть системы или «парадигмы» склонения и спряжения), но и учение


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.